Файл: Научнопознавательный очерк е. А. Суханов.rtf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2023

Просмотров: 987

Скачиваний: 16

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
составляющих общее имущество собственников жилья, призвано управлять специально создаваемое ими юридическое лицо - товарищество собственников жилья как разновидность товарищества собственников недвижимости (ст. 123.12 и 291 ГК РФ, ст. 135 ЖК РФ), хотя жилищное законодательство теперь допускает и другие формы управления этим имуществом (п. 2 ст. 161 ЖК РФ).

Таким образом, "жилищная собственность" в российском праве также стала неразрывным соединением индивидуального права собственности гражданина на квартиру (другое жилое помещение) и его доли в праве общей собственности на общее имущество дома (ст. 289 ГК РФ и п. 1 ст. 36 ЖК РФ). Особенностями этого правового режима являются, во-первых, включение в состав общего имущества дома как самостоятельной недвижимой вещи земельного участка, а также не являющихся отдельными вещами составных частей дома; во-вторых, как общее имущество, так и право на него являются необоротоспособными и имеют сугубо вспомогательное, дополнительное значение по отношению к праву собственности на жилые помещения; в-третьих, объявление доли в праве на общее имущество дома определяет не столько объем прав, принадлежащих сособственнику (ибо невозможно распоряжаться ею отдельно от права собственности на жилье), сколько объем его обязанностей в виде доли обязательных расходов на содержание общего имущества (п. 2 ст. 39 и п. 2 ст. 43 ЖК РФ).

Для "жилищной собственности" характерно смешение традиционных гражданско-правовых понятий: составные части недвижимой вещи (общее имущество дома) превратились в самостоятельные вещи - объекты вещного права общей собственности; сама недвижимая вещь (многоквартирный дом в целом) по сути прекратила самостоятельное юридическое существование, превратившись в совокупность отдельных квартир и жилых помещений; аналогичная по сути судьба постигла и земельный участок, который хотя и сохранился в качестве отдельной вещи, но утратил самостоятельное значение, войдя в состав общего имущества дома в качестве одной из его "составных частей" (п. 1 ст. 36 ЖК РФ); сами квартиры и другие жилые помещения стали не только самостоятельными недвижимыми вещами, но еще и главными вещами в отношении общего имущества дома, в действительности являющегося составной частью главной вещи (дома) (п. 2 ст. 290 ГК РФ и п. 2 и 4 ст. 37, п. 3 и 5 ст. 42 ЖК РФ) <1>.

--------------------------------

<1> Ср.: Концепция развития гражданского законодательства Российской Федерации. С. 86.

Бурно развившийся оборот нежилых помещений - отдельных составных частей недвижимых вещей (зданий и строений), в настоящее время признанных Законом самостоятельными объектами гражданских прав (вещами), привел к постепенному всеобщему признанию за ними в порядке аналогии закона (п. 1 ст. 6 ГК РФ) гражданско-правового режима, аналогичного режиму жилых помещений, т.е. индивидуального права собственности на помещение (часть здания) и доли в праве общей собственности на общее имущество здания (строения) <1>. Этот вывод получил и теоретическую поддержку <2>. Таким образом, конструкция "настоящей этажной собственности" в российском праве получила распространение и в отношении нежилых помещений и зданий (строений), на что она не была рассчитана и что теперь составляет важную юридическую особенность гражданско-правового режима таких объектов.

--------------------------------

<1> См.: Там же. С. 79 - 80; 85 - 86; п. 1 - 5 Постановления Пленума ВАС РФ от 23 июля 2009 г. N 64 и п. 41 Постановления Пленума ВС РФ от 23 июня 2015 г. N 25.

<2> См. об этом особенно: Чубаров В.В. Проблемы правового регулирования недвижимости. С. 235 и сл.
Концепция развития гражданского законодательства РФ рассматривает жилые и нежилые помещения (за исключением вспомогательных) как самостоятельные объекты гражданских прав, представляющие собой "конструктивно и пространственно обособленную часть внутри здания, пригодную для использования" <1>. При наличии зарегистрированного в установленном порядке права собственности хотя бы на одно помещение как недвижимую вещь "автоматически прекращается" право собственности на здание в целом, которое в этом случае юридически исчезает, становясь "исключительно объектом технического учета", а у собственника помещения также автоматически появляется доля в праве общей собственности на общее имущество здания, включая земельный участок под ним.

--------------------------------

<1> Концепция развития гражданского законодательства Российской Федерации. С. 87. В ее развернутом варианте (которым является Концепция развития законодательства о вещном праве) указано, что помещение в отличие от здания лишено какого-либо материального выражения и является вещью "исключительно в юридическом смысле этого слова".
Вместе с тем названная Концепция не исключает возможности объединения всех помещений в здании, принадлежащих разным собственникам, в один объект недвижимости путем государственной регистрации их права общей долевой собственности на здание в целом (аналогичная возможность предоставляется также лицу, получившему право собственности на все отдельные помещения в здании). Иначе говоря, наряду с сохранением "подлинной жилищной собственности" в качестве общего правила Концепция предусматривает и возможность ее трансформации в долевую собственность на здание в целом, т.е., условно говоря, переход к более удачной модели "ненастоящей жилищной собственности". В результате этого становятся возможными появление и сосуществование обеих охарактеризованных выше моделей (видов) "жилищной собственности", практическое использование которых должно показать преимущества и недостатки каждого из этих подходов.


1>1>2>1>2>1>1>1>1>1>1>1>1>1>1>1>1>1>1>1>1>1>1>1>
§ 3. Особенности права собственности юридических лиц

и публично-правовых образований
1. Особенности права собственности юридических лиц
Юридические лица хотя и являются искусственно созданными субъектами частного права, тем не менее с гражданско-правовых позиций представляют собой обычных, полноценных частных собственников - субъектов вещного права собственности. Более того, их право собственности ни по содержанию и характеру правомочий, ни по объектам, ни по основаниям возникновения и прекращения принципиально ничем не отличается от права собственности граждан (физических лиц). И в том, и в другом случае речь идет о едином праве частной собственности (экономически это выражается в принципе "равенства всех форм собственности").

Юридические лица являются едиными и единственными собственниками своего имущества, в том числе имущества, переданного им в качестве вкладов (взносов) участников (членов корпораций) (п. 3 и 4 ст. 213 ГК РФ). Никакой долевой, "коллективной" или иной собственности учредителей (участников, членов) на имущество юридического лица не возникает. Отсутствие или символический характер такого имущества либо лишает смысла существование самого юридического лица как самостоятельного субъекта имущественных отношений, либо превращает его в "пустышку", в заведомо мошенническую организацию, предназначенную лишь для обмана контрагентов. Поэтому юридически бессмысленными и экономически опасными как для других участников оборота, так и для самих учредителей (участников) хозяйственных обществ были некоторые правила действовавшего в начале 1990-х гг. "перестроечного" законодательства, устанавливавшие "долевую собственность" участников обществ и товариществ на имущество этих юридических лиц (в частности, п. 3 ст. 11 Закона РСФСР "О предприятиях и предпринимательской деятельности" <1>), а также пайщиков потребкооперации на имущество этих кооперативных организаций и тем самым лишавшие данные юридические лица какого-либо собственного имущества.

--------------------------------

<1> Ведомости СНД РСФСР и ВС РСФСР. 1990. N 30. Ст. 418.
Исключение, причем свойственное лишь отечественному правопорядку, составляют некоторые унитарные юридические лица - различные виды унитарных предприятий и учреждений, собственниками имущества которых являются не они сами, а их учредители (п. 3 ст. 213 ГК РФ). Существование таких юридических лиц - несобственников, как уже отмечалось ранее, является наследием прошлого правопорядка. Тем не менее отечественный законодатель пока считает необходимым сохранять их, несмотря на постоянно порождаемые ими юридические и фактические трудности и обосновываемые в научной литературе предложения об их постепенной ликвидации.


Одной из особенностей гражданско-правового статуса таких юридических лиц является наличие у каждого из них лишь одного учредителя - собственника их имущества (тогда как у обычных юридических лиц - собственников, в том числе и унитарных, например фондов, вполне может быть несколько учредителей). Дело в том, что оформляющие их имущественную обособленность искусственные, "квазивещные" права хозяйственного ведения и оперативного управления по самой своей природе не могут быть "долевыми" и исключают "соучредительство". Эти права (как и сами унитарные предприятия и учреждения) появились в условиях строго централизованной государственной собственности, единый и единственный субъект которой только и мог стать их учредителем. Эта юридическая конструкция принципиально не изменилась и в настоящее время, в совершенно иных социально-экономических условиях (которым она далеко не во всем соответствует).

Основной вид юридических лиц в рыночной экономике - корпорации (как коммерческие, так и некоммерческие). Имущество (в том числе объекты права собственности) коммерческих корпораций юридически разделяется на доли (акции, паи) их участников, что не превращает его в объект их долевой собственности (в чем до сих пор уверены многие экономисты). Ведь право собственности юридического лица на свое имущество делает возможными не только его самостоятельное участие в имущественном обороте, но и его самостоятельную имущественную ответственность, по общему правилу ограниченную принадлежащим ему имуществом и не распространяющуюся на имущество его участников (учредителей) (в чем, собственно говоря, и заключается экономический смысл конструкции юридического лица <1>). А поскольку участники корпорации по общему правилу не отвечают по ее долгам своим имуществом (в том числе и в субсидиарном порядке), они не могут считаться собственниками ее имущества, несущими бремя (включая риск) его надлежащего содержания (ст. 210 и 211 ГК РФ). Поэтому, например, даже акционерные общества со 100%-ным участием государства с позиций гражданского оборота являются частными, а не государственными организациями (собственниками). Наличие долей (акций, паев) у участников коммерческих корпораций важно для их корпоративно-правового статуса, ибо оно определяет содержание их корпоративных прав (п. 1 ст. 65.2 и п. 1 ст. 67 ГК РФ), но оно не имеет вещно-правового значения.

--------------------------------

<1> В западноевропейской теории корпоративного права справедливо отмечается, что "юридическое лицо - это ответ правопорядка на экономическое требование минимизации ответственности" (Klunzinger E. Grundzuge des Gesellschaftsrechts. 15. Aufl. Munchen, 2009. S. 3).