Файл: Научнопознавательный очерк е. А. Суханов.rtf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2023

Просмотров: 1012

Скачиваний: 16

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Раздел IV. ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВАЯ ЗАЩИТА ВЕЩНЫХ ПРАВ
Глава 8. ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВЫЕ СПОСОБЫ ЗАЩИТЫ ВЕЩНЫХ ПРАВ
§ 1. Понятие и основные гражданско-правовые

способы защиты вещных прав
1. Гражданско-правовая охрана и защита вещных прав
Охрана экономических отношений собственности как материальной основы любого общественного строя составляет важнейшую задачу всякого правопорядка. Поэтому она в той или иной форме осуществляется практически всеми отраслями права. Свои особые формы охраны данных отношений предусматривает и гражданское право. При этом различные нормы и институты права играют неодинаковую роль. Одни из них охраняют экономические отношения собственности путем их законодательного признания, тем самым распространяя на них защиту закона. Другие правила обеспечивают необходимые условия для реализации вещных прав и в этом смысле тоже важны для их охраны (например, правила о государственной регистрации прав на недвижимость). Наконец, третьи устанавливают неблагоприятные последствия для нарушителей вещных прав, непосредственно защищая их от противоправных посягательств. На этом основано традиционное различие понятий охраны прав (в том числе вещных) и защиты прав <1>.

--------------------------------

<1> См.: Иоффе О.С. Советское гражданское право. С. 472 - 473.
Таким образом, гражданско-правовая охрана права собственности и иных вещных прав осуществляется, по сути, с помощью всей совокупности гражданско-правовых норм, обеспечивающих нормальное и беспрепятственное развитие рассматриваемых отношений. Гражданско-правовая защита права собственности и иных вещных прав - более узкое понятие, охватывающее совокупность гражданско-правовых способов (мер), которые применяются к нарушителям вещно-правовых отношений. Она представляет собой часть более широкого понятия защиты гражданских прав, включающей как специальные вещно-правовые, так и общие гражданско-правовые способы (меры) защиты. В частности, речь может идти о самозащите вещных прав (ст. 14 ГК РФ), о неприменении судом противоречащего закону акта государственного органа или органа местного самоуправления (ст. 12 ГК РФ), нарушающего вещные права, и др. Таким образом, в зависимости от характера нарушения вещных прав и содержания предоставляемой защиты в гражданском праве используются различные правовые способы, юридически обеспечивающие соблюдение интересов собственника или субъекта иного вещного права.


При непосредственном нарушении права собственности или ограниченного вещного права (например, при похищении или ином незаконном изъятии вещи, при возникновении помех в ее нормальном использовании) применяются вещно-правовые способы защиты. Их особенности обусловлены абсолютным характером защищаемых прав, поскольку сами эти меры направлены на защиту интересов субъектов вещных прав от непосредственного неправомерного воздействия со стороны любых третьих лиц. В связи с этим вещно-правовая защита осуществляется с помощью абсолютных исков, т.е. исков, которые могут быть предъявлены к любым нарушившим вещное право лицам. Объектами этих исков являются сохранившиеся в натуре индивидуально-определенные вещи (объекты вещных прав), ибо при их отсутствии (уничтожении, существенном повреждении или переработке и т.п.) вещные отношения прекращаются и речь может идти о защите иных имущественных интересов потерпевшего.

Отечественное гражданское право, следуя пандектной традиции, закрепляет два основных вещно-правовых иска: виндикационный (об истребовании вещи управомоченным лицом от ее фактического, незаконно го владельца) и негаторный (об устранении нарушений вещного права, препятствующих использованию вещи ее законным владельцем, но не лишающих его владения вещью). По мысли пандектистов, гражданско-правовая защита с помощью этих двух исков полностью исчерпывала все возможные случаи непосредственного нарушения вещных прав.

Однако последующее развитие, в частности, появление категории недвижимости, привели к появлению иных исков наряду с указанными (абз. 3 п. 2 Постановления Пленумов ВС РФ и ВАС РФ от 29 апреля 2010 г. N 10/22):

- о признании вещного права;

- об установлении сервитута;

- об установлении границ земельного участка;

- об освобождении имущества (вещей) от ареста;

- об исправлении записи в Государственном реестре прав на недвижимость.

Концепцией развития гражданского законодательства РФ большинство этих исков предлагалось отнести к вещно-правовым способам защиты вещных прав <1>. С этим, однако, вряд ли можно согласиться. С вещными правами перечисленные требования (иски) сближает лишь то обстоятельство, что между сторонами спора отсутствуют договорные (обязательственные) отношения, а объектом спора чаще всего является индивидуально-определенная вещь. Вместе с тем все они, включая иск "о признании права отсутствующим", в действительности представляют собой разновидности такого общего способа защиты гражданских прав, как

признание права (ст. 12 ГК РФ), распространяющегося не только на вещные права. Многие из них к тому же связаны с необоснованными действиями публичной власти, нарушающими вещные права (ошибочным включением имущества в опись, неправильными записями в государственном реестре, отказом в признании вещного права и т.п.), а некоторые могут иметь своим объектом не только индивидуально-определенные, в том числе недвижимые вещи, но и иное имущество (иск об освобождении имущества от ареста). Все это позволяет не только объединить их в общую группу, но и считать их не вещными исками, а особым видом требований в защиту вещных прав - разновидностями общегражданского иска о признании права.

--------------------------------

<1> Концепция развития гражданского законодательства Российской Федерации. С. 78.
В литературе высказано мнение об отнесении перечисленных исков к негаторным, которое основано на классических представлениях о негаторном иске как универсальном способе защиты права собственности (и других вещных прав) во всех случаях, когда его нарушение не связано с лишением управомоченного лица владения вещью <1>. Однако большинство указанных исков могут использоваться и в ситуациях, когда титульный владелец лишен владения вещью (иск об оспаривании записи в реестре при виндикации недвижимой вещи, передача арестованного имущества на хранение третьему лицу, установление границ земельного участка невладеющим лицом и т.д.), что не соответствует условиям предъявления негаторного иска.

--------------------------------

<1> Усачева К.А. Негаторный иск в исторической и сравнительно-правовой перспективе (часть вторая) // Вестник гражданского права. 2013. N 5, 6.
Главное же состоит в том, что с помощью негаторного иска устраняются различные препятствия в осуществлении вещного права, которое не оспаривается нарушителем, тогда как в иске о признании права объектом спора является само наличие вещного или иного права, а не устранение препятствий в его осуществлении. По справедливому замечанию К.И. Скловского, "в рамках негаторного иска доказывание права истца на имущество предваряет спор, но не составляет его содержания, а ответчик в свою очередь не претендует на имущество истца, но лишь мешает им пользоваться", в связи с чем иск о признании права собственности следует считать особым иском по защите вещных прав <1>. Именно поэтому требование о признании права отсутствующим (удовлетворение которого подтверждает существование права другого лица на спорную вещь), вопреки высказанной в судебной практике позиции <2>, также следует считать не негаторным иском, а иском о признании (подтверждении) права. Последний же является особым способом защиты вещных прав, что в большинстве случаев признается и в отечественной доктрине <3>.


--------------------------------

<1> Скловский К.И. Комментарий к Постановлению Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 29 апреля 2010 г. N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав". С. 99 - 100.

<2> См.: п. 12 Обзора судебной практики по некоторым вопросам защиты прав собственника от нарушений, не связанных с лишением владения, утвержденного информационным письмом Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 15 января 2013 г. N 153 // Вестник ВАС РФ. 2013. N 4 (далее - информационное письмо Президиума ВАС РФ N 153).

<3> Право собственности: актуальные проблемы / Отв. ред. В.Н. Литовкин, Е.А. Суханов, В.В. Чубаров. М.: Статут, 2008. С. 652 и сл. (автор раздела - С.В. Моргунов).
Вещные права могут быть нарушены и иным, косвенным образом, чаще всего в результате ненадлежащего исполнения или неисполнения обязательств, например при отказе лица, которому собственник передал свою вещь во временное пользование или на хранение, вернуть ее собственнику либо при ее возврате с повреждениями. Здесь между собственником (субъектом иного вещного права) и правонарушителем существуют особые - обязательственные (договорные) отношения, в которых защита от действий неисправного контрагента осуществляется с помощью иных - договорных (обязательственных) способов (исков). Это же касается и случаев полного уничтожения вещи третьим лицом, когда вернуть ее собственнику невозможно и речь может идти лишь о защите его законного имущественного интереса (а не права, объект которого отсутствует) путем предъявления деликтного иска либо требования о компенсации и аналогичного им обязательственно-правового способа гражданско-правовой защиты.

Обязательственно-правовые способы защиты в отличие от вещных носят относительный характер и могут иметь объектом любое имущество, включая как вещи, определенные не только индивидуальными, но и родовыми признаками (например, подлежащие передаче потерпевшему в порядке компенсации понесенного им вреда аналогичные товары), так и различные права (например, безналичные деньги). К числу таких способов защиты вещных прав относятся иски, вытекающие как из договорных и иных обязательств, так и из применения последствий недействительности сделок, нарушающих вещные права ("реституция владения" и др.) (подп. 2 п. 3 ст. 307.1 ГК РФ в ред. Федерального закона от 8 марта 2015 г. N 42-ФЗ). Условия предъявления и удовлетворения этих исков рассматриваются за рамками вещного права.


Важную особенность российского права составляет то обстоятельство, что вещные иски (виндикационный и негаторный) вправе предъявлять не только собственники и субъекты иных вещных прав (хозяйственного ведения и оперативного управления, сервитуарии, залогодержатели, субъекты прав пожизненного наследуемого владения и др.), но и субъекты обязательственных прав, связанных с владением чужими вещами (арендаторы, хранители, перевозчики, доверительные управляющие и т.д.). Таким образом, строго говоря, в силу ст. 305 ГК РФ любые законные (титульные) владельцы вещей получают такую же (абсолютную, вещно-правовую) защиту своих прав, как и собственники, что вряд ли можно считать вполне обоснованным.

Следует иметь в виду, что вещно-правовая защита права владения чужой вещью как абсолютного правомочия, входящего в состав как вещных, так и обязательственных прав, возможна лишь в отношении третьих лиц. Она недопустима в отношении контрагентов по договору, которые находятся в относительных (обязательственных), а не в вещных (абсолютных) правоотношениях друг с другом (см. об этом также выше, п. 2 § 1 гл. 2 настоящей работы). Поэтому, например, при создании арендодателем арендатору помех в использовании арендованного им помещения последний должен защищаться исками из договора аренды (ст. 620 ГК РФ), а при создании таких помех другими владельцами, в том числе арендаторами иных помещений, находящихся в этом же здании, арендатор, не будучи субъектом вещного права, тем не менее в силу ст. 305 ГК РФ будет вправе прибегнуть к вещно-правовым искам. Вещно-правовую защиту арендатор (как и хранитель, перевозчик и иной владелец чужих вещей в силу договора) также вправе использовать при похищении у него арендованной вещи третьим лицом.

Вместе с тем титульные владельцы чужих вещей в силу закона или договора в соответствии со ст. 305 ГК РФ могут защищать свое право владения вещью даже против ее собственника. Не вызывает сомнений, что такая защита может использоваться субъектами ограниченных вещных прав (например, унитарными предприятиями или отказополучателями). Однако владельцы чужих вещей по договорам (например, арендаторы) состоят в обязательственных взаимоотношениях с собственниками, в силу чего должны использовать обязательственные, а не вещно-правовые способы защиты своих прав. Если, например, арендодатель-собственник в нарушение договора не передает арендатору в установленный срок арендованное помещение, последний должен использовать не виндикационный (вещный), а обязательственный иск (п. 3 ст. 611 ГК РФ), равно как и арендодатель вправе требовать от арендатора использования переданной ему вещи в строгом соответствии с условиями договора по обязательственному (ст. 619 ГК РФ), а не по негаторному иску (п. 2 информационного письма Президиума ВАС РФ N 153).