Файл: Введение теоретические основы программного планирования в рф.docx
Добавлен: 09.11.2023
Просмотров: 118
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Содержание
Введение ………………………………………………………….. 1 Теоретические основы программного планирования в РФ ... 1.1 Понятие и сущность государственных (муниципальных) программ, способы оценки эффективности программ.……………… 1.2 Этапы развития программно-целевого планирования в РФ 1.3 Зарубежный опыт программно-целевого планирования…. 2 Анализ и оценка эффективности реализации муниципальных программ города Нижнего Новгорода………………………… 2.1 Структура и этапы работы с муниципальными программами города Нижнего Новгорода .…………………………………. 2.2 Итоги и оценка эффективности реализации муниципальных программ города Нижнего Новгорода за 2019 год……………. 3 Основные проблемы реализации и оценки эффективности муниципальных программ города Нижнего Новгорода и предложения по усовершенствованию системы управления программами ....... Заключение ……………………………………………………… Список использованных источников …………………………. Приложения …………………………………………………….. | 3 7 7 12 14 17 17 22 30 35 37 41 |
Введение
До недавнего времени основным методом управления государственными (муниципальными) финансами являлся метод затратного распределения бюджета. Статьи затрат – это распределение по видам исходных ресурсов, таких как зарплата, поставки, капитальные расходы1. Целью данного метода было обеспечение целевого использования средств. Однако данный метод показал свою невысокую эффективность – органам управления были присущи низкая степень ответственности и инициативности, отсутствовала привязка ресурсов к результатам от их использования, бюджет был сложен для понимания гражданами. Еще одним недостатком такого бюджета является то, что он никак не связан с целями и задачами, на которые направлены ресурсы, не выполняет функции приоретизации расходов.
В соответствии с абзацем 2 пункта 4 статьи 21 Бюджетного кодекса РФ целевые статьи расходов государственного, региональных и местных бюджетов в настоящее время формируются в соответствии с государственными (муниципальными) программами. Методология подготовки «программного» бюджета представлена в письме Министерства финансов РФ от 30 сентября 2014 г. № 09-05-05/48843 «О Методических рекомендациях по составлению и исполнению бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов на основе государственных (муниципальных) программ».
Суть программного подхода состоит в том, что на основании имеющихся проблем выделяется цель программы, достижение которой требует решения ряда задач, для чего формируется комплекс мероприятий с соответствующим финансовым обеспечением. Программный подход направлен на повышение эффективности использования государственных (муниципальных) финансов, определение приоритетов социально-экономического развития территории, структурирование мероприятий с учётом финансовых и временных ограничений.
Преимуществом данного подхода к планированию и бюджетированию является возможность получить всестороннюю картину развития территории, проследить взаимосвязь конкретных действий органов власти, затраченных финансовых ресурсов и получаемых результатов. Также программный бюджет предполагает большую открытость процесса бюджетирования для граждан. Налогоплательщики получают доступ к данным о том, каким образом используются их средства и какие результаты ожидаются в итоге. Кроме того, имеется обратная связь с гражданами посредством проведения процедуры общественного обсуждения проектов программ.
Федеральное законодательство устанавливает основы программного планирования, но дает право регионам и муниципалитетам самостоятельно формировать порядок разработки и реализации программ, что с одной стороны позволяет регионам и муниципалитетам формировать программы с учетом специфики развития территории. Но с другой стороны некоторые принципы программного планирования могут нарушаться на отдельных территориях, например, достоверность оценки эффективности программ.
Недостаточная разработанность алгоритма оценки эффективности программ, неоднозначность трактовки отдельных положений правовой базы по программному планированию определяют актуальность темы настоящей работы.
Объектом исследования выпускной квалификационной работы выступают муниципальные программы города Нижнего Новгорода.
Предметом исследования выпускной квалификационной работы выступает система формирования, мониторинга и оценки эффективности реализации муниципальных программ города Нижнего Новгорода.
Цель выпускной квалификационной работы — рассмотреть теоретические основы программного планирования и бюджетирования, оценить накопленный опыт и разработать методические рекомендации по совершенствованию существующей системы разработки и реализации программ.
Поставленная цель предполагает решение следующих задач:
- исследование законодательной и правовой базы по программному планированию;
- изучение способов оценки эффективности программ;
-анализ методики оценки эффективности программ города Нижнего Новгорода.
- анализ эффективности муниципальных программ города Нижнего Новгорода» за 2019 год;
-подготовка предложений по усовершенствованию правовой базы города Нижнего Новгорода по программному планированию.
При выполнении указанной работы изучен ряд учебной и научной литературы. Наиболее актуальными источниками для написания работы стали законодательные, правовые акты и комментарии к ним, а также авторские статьи таких авторов как Аркадьева О.Г., Гайдаржи С.И., Сычева Н.А., Киселева Е.И., Ланцев Д.М., Мастеров А.И.
Теоретическая значимость выпускной квалификационной работы заключается в том, что в ней сформулированы выводы и предложения по совершенствованию процессов программного планирования и бюджетирования.
Практическая значимость данной работы состоит в возможности использования данных выводов при формировании локальных правовых актов муниципального образования с целью повышения эффективности реализации программ.
Выпускная квалификационная работа состоит из следующих разделов:
- введение;
- три главы содержательной части (первая глава посвящена теории по заданной тематике, вторая глава содержит анализ, проблемы, третья глава включает в себя предложения и перспективное видение),
- заключение,
- список использованных источников.
1.Теоретические основы программного планирования в РФ
1.1 Понятие и сущность государственных (муниципальных) программ, способы оценки эффективности программ
В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 28.06.2014 №172-ФЗ «О стратегическом планировании в РФ» (далее - Федеральный закон № 172-ФЗ) государственная (муниципальная) программа - документ стратегического планирования, содержащий комплекс планируемых мероприятий, взаимоувязанных по задачам, срокам осуществления, исполнителям и ресурсам и обеспечивающих наиболее эффективное достижение целей и решение задач социально-экономического развития муниципального образования. То есть программа — это документ, который позволяет какой-либо объект управления представить через определенный период времени (3, 5 лет или более) с учетом реализации поставленной цели и выполнения комплекса мероприятий, согласованных по ресурсам, срокам и исполнителям. Именно эта идея позволяет отнести государственную (муниципальную) программу к документам стратегического планирования.
В Российской Федерации программы разрабатываются на разных уровнях: государственные программы Российской Федерации, государственные программы субъектов Российской Федерации, муниципальные программы.
В соответствии со статьей 179 Бюджетного кодекса РФ «государственные программы Российской Федерации, государственные программы субъекта Российской Федерации, муниципальные программы утверждаются соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией муниципального образования.» 2
Еще одна важная методологическая особенность государственных (муниципальных) программ – это использование для достижения поставленных целей всех инструментов государственного управления, таких как: бюджетное финансирование, меры государственного регулирования, механизмы взаимодействия с органами государственной власти и местного самоуправления, государственными и муниципальными учреждениями, организациями иных организационно-правовых форм, гражданами. Это позволяет государственные (муниципальные) программы легко встраивать в бюджетный процесс. То есть программа выступает и как документ бюджетного планирования.
Бюджеты бюджетной системы РФ строятся по программному принципу с 2014 года. Так, например, бюджет РФ 2020 года насчитывал 46 государственных программ (70% расходов федерального бюджета распределены программным методом), бюджет Нижегородской области представлен 32 государственными программами, бюджет города Нижнего Новгорода распределен по 24 муниципальным программам (90% расходов бюджета города распределены программным методом). Небольшая часть бюджетных расходов остается непрограммной. Это те расходы, которые проблематично распределить по конкретным целям. Например, содержание аппарата, судебные иски.
До внедрения принципов программного бюджетирования (т.е. при сметном планировании) неспециалисту понять даже направления финансирования было проблематично, а мероприятия и результаты были полностью недоступны. При программном бюджете каждая программа находится в открытом доступе и позволяет видеть все детали расходования бюджетных средств: цели и задачи, подпрограммы, финансы, сроки реализации; результаты; и, конечно подробный перечень мероприятий. Это характеризует главную особенность государственных (муниципальных) программ – они являются связующим звеном между бюджетными финансами и глобальными стратегическими ориентирами.
Вышеуказанная статья 179 Бюджетного кодекса РФ гласит, что «порядок принятия решений о разработке государственных программ Российской Федерации, государственных программ субъекта Российской Федерации, муниципальных программ и формирования и реализации указанных программ устанавливается соответственно нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, муниципальным правовым актом местной администрации муниципального образования.»3
Это значит, что каждый уровень власти¸ каждое территориальное образование вправе устанавливать свой порядок разработки и реализации программ.
Из законодательно закрепленного определения программы (Федеральный закон № 172-ФЗ) следует, что разрабатываемые на любом уровне управленческой иерархии программы содержат:
1) цель и перечень основных задач;
2) совокупность и последовательность мероприятий, с помощью которых программа реализуется;
3) объем финансовых ресурсов на реализацию запланированных мероприятий;
4) сроки и перечень исполнителей;
5) ожидаемые результаты и эффект.
Однако вышеуказанный Федеральный закон № 172-ФЗ при трактовке понятия «программа» не разъясняет понятие «наиболее эффективное достижение целей и решение задач». Это является серьезной проблемой, так как сказывается на результатах оценки эффективности государственных (муниципальных) программ.
Требование о проведении оценки эффективности государственных (муниципальных) программ установлено пунктом 3 статьи 179 Бюджетного кодекса РФ: «По каждой государственной программе Российской Федерации, государственной программе субъекта Российской Федерации, муниципальной программе ежегодно проводится оценка эффективности ее реализации. Порядок проведения указанной оценки и ее критерии устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией муниципального образования.
По результатам указанной оценки Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией муниципального образования может быть принято решение о необходимости прекращения или об изменении начиная с очередного финансового года ранее утвержденной государственной (муниципальной) программы, в том числе необходимости изменения объема бюджетных ассигнований на финансовое обеспечение реализации государственной (муниципальной) программы».