Файл: Введение теоретические основы программного планирования в рф.docx
Добавлен: 09.11.2023
Просмотров: 122
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
-проводить ежемесячный мониторинг реализации муниципальных программ для выявления фактов неполного исполнения финансирования с целью оперативной переброски невостребованных средств на другие мероприятия и объекты;
-автоматизировать процессы мониторинга и оценки эффективности программ;
-провести инвентаризацию расходов муниципальных программ в рамках оценки эффективности на предмет их актуальности.
Действующая правовая база на территории города Нижнего Новгорода по программному планированию также требует доработки.
-
Необходима интеграция муниципальных программ и проектного управления (для этого необходимо обеспечить формирование правовой базы по внедрению проектного управления, в т.ч. разработку правового акта администрации города Нижнего Новгорода, определяющего понятие «проектное управление», «проект», основные параметры и критерии проектов, реализуемых в рамках «проектного управления», порядок инициирования и управления проектами в администрации города Нижнего Новгорода). -
Необходимо предусмотреть вариативность комплекса мероприятий, чтобы было понятно, что выбранный вариант программы самый эффективный (отразить данную информацию можно в разделе «Планируемая эффективность» макета программы). -
Необходимо включить в состав программы расчет и обоснование планируемых значений непосредственных результатов. -
Для максимального удовлетворения потребностей граждан в общественных благах необходимо внедрение системы общественного контроля: проведение стратегических сессий с целью генерации идей по проектам и мероприятиям муниципальных программ, создание интернет-портала, где активные граждане смогут оставлять свои идеи и мнение относительно планируемых и реализуемых мероприятий муниципальных программ. -
В методику оценки эффективности включить дополнительный критерий – степень удовлетворенности граждан мероприятиями и услугами (разработать механизм получения и обработки обоснованных откликов от общественности).
Заключение
Повышение эффективности бюджетных расходов является одной из важнейших задач, стоящих перед органами государственной власти и местного самоуправления.
Изучение опыта зарубежных стран подтверждает целесообразность применения и развития программного планирования.
Широкое и умелое использование программных методов позволяет:
- соотнести имеющиеся ресурсы с наиболее актуальными целями развития на всех уровнях управления (федеральном, региональном, местном);
- добиться скоординированного (в пространстве и времени) использования ресурсов отраслевой, региональной и иной принадлежности для достижения долгосрочных или ресурсоемких комплексных целей;
- оценить эффективность управленческих действий и обеспечить контроль хода их реализации с помощью количественных и качественных показателей, ориентированных на результат выполнения программы;
- обеспечить предоставление государством населению именно тех общественных благ и услуг, которые в наибольшей мере отвечают потребностям общества и характеризуются наивысшими показателями социальной эффективности при заданных ресурсных ограничениях;
- отказаться от многих видов расходов, осуществляемых «по инерции», без социально-экономического обоснования;
-принимать решения с учетом не только текущих, но и более отдаленных последствий;
- повысить ответственность исполнителей за конечный результат, за достижение конкретных качественных показателей;
- уменьшить расходы, не сокращая программы.
По итогам проведенного информационного анализа правовой базы города Нижнего Новгорода по программному планированию и анализа фактических данных о реализации муниципальных программ были сделаны выводы о том, что в целом работа по программному бюджетированию на территории города выстроена. Проблемы, которые присутствуют в данной системе характерны для всей страны в целом – это отсутствие альтернативных вариантов комплекса мероприятий, что не позволяет сделать вывод, что выбранный комплекс мероприятий однозначно эффективен. Оценка строится только относительно плановых значений, расчет которых непрозрачен. Отсутствует независимая общественная оценка.
За последние годы улучшились методология и организация программного планирования, об этом говорят результаты оценки эффективности программ. Вместе с тем применение такого сложного управленческого инструмента, как государственная (муниципальная) программа, требует постоянного мониторинга проблем и совершенствования механизмов управления и контроля.
Для более эффективного использования программных методов планирования и бюджетирования на сегодняшний день необходимо решение ряда проблем: унификация системы оценки эффективности бюджетных расходов, разработка четкого перечня формализованных критериев, с помощью которых можно сделать вывод о том, эффективно ли израсходованы общественные (бюджетные) средства.
В итоге государственный аппарат будет иметь понятный инструмент развития, комплексный и долгосрочный, а общественность будет иметь представление о долгосрочных ориентирах государства, сможет оценить результаты работы органов власти по качеству предоставляемых общественных благ, а не по объемам расходуемых государственных средств.
Список использованных источников
-
«Бюджетный кодекс Российской Федерации» от 31.07.1998 №145-ФЗ (ред. от 08.12.2020) - Режим доступа: СПС «КонсультантПлюс»: по подписке. -
Федеральный закон от 28.06.2014 N 172-ФЗ (ред. от 31.07.2020) «О стратегическом планировании в Российской Федерации» - Режим доступа: СПС «КонсультантПлюс»: по подписке. -
Распоряжение Правительства РФ от 30.12.2013 № 2593-р «Об утверждении Программы повышения эффективности управления общественными (государственными и муниципальными) финансами на период до 2018 года» - Режим доступа: СПС «КонсультантПлюс»: по подписке. -
Письмо Министерства финансов РФ от 30 сентября 2014 г. № 09-05-05/48843 «О Методических рекомендациях по составлению и исполнению бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов на основе государственных (муниципальных) программ» - Режим доступа: СПС «КонсультантПлюс»: по подписке. -
Постановление Правительства РФ от 26.06.1995 N 594 (ред. от 30.10.2020) "О реализации Федерального закона "О поставках продукции для федеральных государственных нужд" (вместе с "Порядком разработки и реализации федеральных целевых программ и межгосударственных целевых программ, в осуществлении которых участвует Российская Федерация", "Порядком закупки и поставки продукции для федеральных государственных нужд", "Порядком подготовки и заключения государственных контрактов на закупку и поставку продукции для федеральных государственных нужд") - Режим доступа: СПС «КонсультантПлюс»: по подписке. -
Послание Президента РФ Правительству РФ от 12.04.1999 "О бюджетной политике на 2000 год"- Режим доступа: СПС «КонсультантПлюс»: по подписке. -
Постановление Правительства РФ от 22.05.2004 N 249 (ред. от 06.04.2011) «О мерах по повышению результативности бюджетных расходов» (вместе с «Концепцией реформирования бюджетного процесса в Российской Федерации в 2004 - 2006 годах», «Планом мероприятий по реализации Концепции реформирования бюджетного процесса в Российской Федерации в 2004 - 2006 годах») (утратило силу 03.04.2015)» - Режим доступа: СПС «КонсультантПлюс»: по подписке. -
Распоряжение Правительства РФ от 30.06.2010 № 1101-р (ред. от 07.12.2011) «Об утверждении Программы Правительства РФ по повышению эффективности бюджетных расходов на период до 2012 года» - Режим доступа: СПС «КонсультантПлюс»: по подписке. -
Постановление администрации г. Н.Новгорода от 08.04.2014 №1228 (ред. от 24.07.2019) «Об утверждении Порядка разработки, реализации и оценки эффективности муниципальных программ города Нижнего Новгорода и Методических рекомендаций по разработке и реализации муниципальных программ города Нижнего Новгорода» - Режим доступа: СПС «КонсультантПлюс»: по подписке. -
Постановление администрации г. Н.Новгорода от 08.07.2014 №2542 (ред. от 07.03.2019) «Об утверждении Перечня муниципальных программ города Нижнего Новгорода» - Режим доступа: СПС «КонсультантПлюс»: по подписке. -
Постановление администрации г. Н.Новгорода от 16.04.2015 №689 (ред. от 27.03.2019) «Об утверждении Методики оценки эффективности реализации муниципальных программ города Нижнего Новгорода» - Режим доступа: СПС «КонсультантПлюс»: по подписке. -
Управление программными проектами: учебник / Ю.П. Ехлаков. – Томск: Изд-во Томск. гос. ун-та систем управления и радиоэлектроники, 2015. – 216 с. -
Анциферов С.А., Андреев С.А., Критерии оценки эффективности использования бюджетных средств [Электронный ресурс] / С.А.Анциферов, С.А.Андреев // Финансовое право. – 2016. - №3. - Режим доступа: СПС «КонсультантПлюс»: по подписке. -
Аркадьева О.Г. Оценка эффективности реализации государственных программ: методические аспекты формирования отчетности [Электронный ресурс] / О.Г.Аркадьева // Международный бухгалтерский учет – 2019. - №6. - Режим доступа: СПС «КонсультантПлюс»: по подписке. -
Гайдаржи С.И., Сычева Н.А. Эволюция методологии и современные проблемы разработки инвестиционной составляющей социальных госпрограмм [Электронный ресурс] / С.И.Гайдаржи, Н.А.Сычева // Бухучет в бюджетных и некоммерческих организациях – 2020 - № 2. - Режим доступа: СПС «КонсультантПлюс»: по подписке. -
Жукова А.Г., Серкова К.Я. Мировые модели и стандарты управления государственными программами: концепция нового государственного управления [Электронный ресурс] / А.Г. Жукова, К.Я. Серкова // Налоги. – 2015. -№ 6. - Режим доступа: СПС «КонсультантПлюс»: по подписке. -
Киселева Е.И.Государственные и муниципальные программы: проблемы формирования и реализации [Электронный ресурс] / Е.И. Киселева // Государственная власть и местное самоуправление. – 2017. - №9. - Режим доступа: СПС «КонсультантПлюс»: по подписке. -
Ланцев Д.М. Согласование стратегического и бюджетного планирования на муниципальном уровне [Электронный ресурс] / Д.М. Ланцев // Бюджет – 2015. - №6. - Режим доступа: СПС «КонсультантПлюс»: по подписке. -
Мастеров А.И. Программно-целевое планирование как инструмент повышения эффективности бюджетных расходов [Электронный ресурс] / А.И.Мастеров // Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях. – 2019. - № 20. - Режим доступа: СПС «КонсультантПлюс»: по подписке. -
Меликсетян С.Н. Актуальные направления повышения эффективности использования бюджетных средств в России [Электронный ресурс] / С.Н.Меликсетян // Международный бухгалтерский учет. – 2019. - №5. - Режим доступа: СПС «КонсультантПлюс»: по подписке. -
Савельев И.И., Никифорова С.В. Интегральная оценка эффективности реализации государственных программ // Экономика и управление: проблемы, решения. - 2017. Т. 4. - № 6. с. 15 - 17. -
Смирнов М.А. Использование проектного подхода при реализации государственных программ // Научно-исследовательский финансовый институт. Финансовый журнал. - 2016. - № 1. с. 79 - 88. -
Шевелько Д.А.Правовые основы программного бюджетирования субъектов Российской Федерации в аспекте их расходных обязательств [Электронный ресурс] / Шевелько Д.А. // Финансовое право. – 2016. -№3. - Режим доступа: СПС «КонсультантПлюс»: по подписке. -
Информация о реализации госпрограмм РФ [Электронный ресурс] // Официальный портал госпрограмм РФ - Режим доступа: https://programs.gov.ru – Загл. с экрана (дата обращения 10.12.2020) -
Стратегическое и программное планирование [Электронный ресурс] // Официальный сайт администрации города Нижнего Новгорода – Режим доступа https://нижнийновгород.рф/Gorod/Napravleniya-raboty/Programmnoe-planirovanie – Загл. с экрана (дата обращения 10.12.2020).
Приложения
Приложение 1
Сводный отчет о ходе реализации муниципальных программ города Нижнего Новгорода за 2019 года
№ п/п | Наименование программы | Источник финансирования | Уточненный план бюджетных ассигнований на 2019 год | Исполнение финансирования (кассовый расход) за 2019 года | % исполнения от ассигнова-ний |
Всего по программам | Всего в т.ч. | 33 368 055,03 | 30 997 741,44 | 92,90% | |
Местный бюджет | 13 148 780,11 | 12 542 021,56 | 95,39% | ||
Региональный бюджет | 17 126 146,25 | 15 811 198,64 | 92,32% | ||
Федеральный бюджет | 3 093 128,67 | 2 644 521,24 | 85,50% | ||
Прочие источники | 0,00 | 0,00 | 0,00% | ||
Коммунальное хозяйство и энергосбережение | Всего в т.ч. | 369 926,81 | 342 177,63 | 92,50% | |
Местный бюджет | 368 736,71 | 341 076,42 | 92,50% | ||
Региональный бюджет | 1 190,10 | 1 101,21 | 92,53% | ||
Федеральный бюджет | 0,00 | 0,00 | 0,00% | ||
Прочие источники | 0,00 | 0,00 | 0,00% | ||
1 | Жилищно-коммунальное хозяйство города Нижнего Новгорода | Всего в т.ч. | 369 926,81 | 342 177,63 | 92,50% |
Местный бюджет | 368 736,71 | 341 076,42 | 92,50% | ||
Региональный бюджет | 1 190,10 | 1 101,21 | 92,53% | ||
Федеральный бюджет | 0,00 | 0,00 | 0,00% | ||
Прочие источники | 0,00 | 0,00 | 0,00% | ||
Жилищная политика | Всего в т.ч. | 604 794,43 | 546 618,16 | 90,38% | |
Местный бюджет | 226 079,22 | 220 353,61 | 97,47% | ||
Региональный бюджет | 107 128,80 | 97 974,44 | 91,45% | ||
Федеральный бюджет | 271 586,41 | 228 290,11 | 84,06% | ||
Прочие источники | 0,00 | 0,00 | 0,00% | ||
2 | Обеспечение граждан города Нижнего Новгорода доступным и комфортным жильем | Всего в т.ч. | 604 794,43 | 546 618,16 | 90,38% |
Местный бюджет | 226 079,22 | 220 353,61 | 97,47% | ||
Региональный бюджет | 107 128,80 | 97 974,44 | 91,45% | ||
Федеральный бюджет | 271 586,41 | 228 290,11 | 84,06% | ||
Прочие источники | 0,00 | 0,00 | 0,00% | ||
Образование | Всего в т.ч. | 18 873 001,63 | 17 541 244,43 | 92,94% | |
Местный бюджет | 3 801 711,80 | 3 477 241,85 | 91,47% | ||
Региональный бюджет | 14 281 990,29 | 13 331 249,25 | 93,34% | ||
Федеральный бюджет | 789 299,54 | 732 753,33 | 92,84% | ||
Прочие источники | 0,00 | 0,00 | 0,00% | ||
3 | Развитие образования в городе Нижнем Новгороде | Всего в т.ч. | 18 873 001,63 | 17 541 244,43 | 92,94% |
Местный бюджет | 3 801 711,80 | 3 477 241,85 | 91,47% | ||
Региональный бюджет | 14 281 990,29 | 13 331 249,25 | 93,34% | ||
Федеральный бюджет | 789 299,54 | 732 753,33 | 92,84% | ||
Прочие источники | 0,00 | 0,00 | 0,00% | ||
Спорт и молодежная политика | Всего в т.ч. | 1 518 542,39 | 1 499 268,26 | 98,73% | |
Местный бюджет | 1 461 679,10 | 1 449 523,27 | 99,17% | ||
Региональный бюджет | 55 116,92 | 47 998,63 | 87,09% | ||
Федеральный бюджет | 1 746,37 | 1 746,37 | 100,00% | ||
Прочие источники | 0,00 | 0,00 | 0,00% | ||
4 | Развитие физической культуры и спорта в городе Нижнем Новгороде | Всего в т.ч. | 1 502 083,08 | 1 484 194,44 | 98,81% |
Местный бюджет | 1 447 579,79 | 1 436 809,44 | 99,26% | ||
Региональный бюджет | 54 503,29 | 47 385,00 | 86,94% | ||
Федеральный бюджет | 0,00 | 0,00 | 0,00% | ||
Прочие источники | 0,00 | 0,00 | 0,00% | ||
5 | Молодежь Нижнего Новгорода | Всего в т.ч. | 16 459,31 | 15 073,82 | 91,58% |
Местный бюджет | 14 099,31 | 12 713,82 | 90,17% | ||
Региональный бюджет | 613,63 | 613,63 | 100,00% | ||
Федеральный бюджет | 1 746,37 | 1 746,37 | 100,00% | ||
Прочие источники | 0,00 | 0,00 | 0,00% | ||
Культура | Всего в т.ч. | 2 412 389,57 | 2 205 360,66 | 91,42% | |
Местный бюджет | 2 033 299,94 | 2 005 011,00 | 98,61% | ||
Региональный бюджет | 214 928,08 | 153 629,66 | 71,48% | ||
Федеральный бюджет | 164 161,54 | 46 720,00 | 28,46% | ||
Прочие источники | 0,00 | 0,00 | 0,00% | ||
6 | Развитие культуры в городе Нижнем Новгороде | Всего в т.ч. | 2 412 389,57 | 2 205 360,66 | 91,42% |
Местный бюджет | 2 033 299,94 | 2 005 011,00 | 98,61% | ||
Региональный бюджет | 214 928,08 | 153 629,66 | 71,48% |