Файл: Введение теоретические основы программного планирования в рф.docx
Добавлен: 09.11.2023
Просмотров: 119
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Муниципальные программы разрабатываются каждые три года на шесть лет.
Разработка проекта муниципальной программы производится ответственным исполнителем (департаментом, комитетом – структурным подразделением администрации города) совместно с соисполнителями (другими структурными подразделениями администрации города, которые в рамках своей компетенции влияют на достижение общей цели программы).
Ответственный исполнитель обеспечивает согласование проекта муниципальной программы со всеми соисполнителями муниципальной программы.
Согласованный с соисполнителями проект муниципальной программы не позднее 25 октября года, предшествующего году начала реализации муниципальной программы, в обязательном порядке направляется на согласование одновременно в департамент экономического развития (для экспертизы на предмет соответствия принципам программного и стратегического планирования) и в департамент финансов (для экспертизы в части финансового обеспечения).
После согласования проект муниципальной программы должен быть размещен на общественные обсуждения на сайт администрации города и в федеральную систему ГАС «Управление». Срок общественного обсуждения - 15 календарных дней. В рамках обсуждений граждане могут высказать замечания и предложения, которые носят рекомендательный характер.
Муниципальные программы, предлагаемые к реализации, начиная с очередного финансового года, подлежат утверждению в срок не позднее 31 декабря текущего года.
Актуальные версии муниципальных программ после утверждения в течении 10 дней должны быть размещены в системе ГАС «Управление» ответственным исполнителем, а так же в течение 5 дней департаментом правового обеспечения администрации города - на официальном сайте.
Муниципальная программа содержит:
-
Паспорт (краткая характеристика программы); -
текстовую часть (характеристику текущего состояния отрасли, цели, этапы, сроки реализации, основные мероприятия, а также целевые индикаторы и информацию по ресурсному обеспечению); -
подпрограммы; -
плановую оценку эффективности реализацию муниципальной программы; -
план-график реализации муниципальной программы.
Ответственный исполнитель отвечает за реализацию муниципальной программы, за достижение непосредственных результатов реализации муниципальной программы и целевых индикаторов.
Ответственный исполнитель должен обеспечить достоверность сведений о реализации муниципальной программы.
Ответственный исполнитель готовит отчет об итогах реализации муниципальной программы за 1,2,3 квартал нарастающим итогом и итоговый годовой отчет.
Соисполнители подготавливают и передают ответственному исполнителю полную и достоверную информацию в срок до 1 числа второго месяца следующего за отчетным периодом за 1,2,3 кварталы и до 20 февраля года следующего за отчетным за год.
Ответственный исполнитель муниципальной программы на основе информации, полученной от соисполнителей, подготавливает и предоставляет в департамент экономики отчет по формам - за 1,2,3 квартал в срок до 10 числа второго месяца следующего за отчетным периодом, за год - в срок до 15 марта года следующего за отчетным.
Департамент экономики на основании отчетов, полученных от ответственных исполнителей, в срок до 1 числа третьего месяца следующего за отчетным периодом готовит сводный отчет об итогах реализации муниципальных программ за 1,2,3 квартал и направляет его на рассмотрение заместителям главы администрации города.
Сводный годовой отчет департаментом экономики подготавливается в срок до 10 апреля года, следующего за отчетным. В сводный годовой отчет входит доклад о ходе реализации и комплексная оценка эффективности муниципальных программ, а так же сведения о степени соответствия установленных и достигнутых целевых индикаторов. Отчет направляется в адрес главы администрации города для принятия решения о дальнейшей реализации программы.
Механизм проведения и критерии оценки эффективности реализации муниципальных программ города Нижнего Новгорода утверждены постановлением администрации города Нижнего Новгорода от 16.04.2015 № 689 «Методика оценки эффективности реализации муниципальных программ города Нижнего Новгорода» (далее – Методика).
Основу методики составляют пять критериев оценки:
-
степень достижения целей и решения задач муниципальной программы; -
степень выполнения планируемых объемов финансирования; -
степень выполнения программных мероприятий; -
полнота и своевременность корректировки муниципальной программы ответственным исполнителем; -
качество и полнота представляемого ответственным исполнителем отчета о реализации муниципальной программы.
По каждой программе рассчитывается интегральная оценка, численное значение которой используется для формирования рейтинга.
Оценка степеней достижения целей и решения задач муниципальной программы, выполнения планируемых объемов финансирования и выполнения программных мероприятий производится в виде отношения исполнения фактического показателя к запланированному, далее производится бальная оценка в зависимости от результата. Баллы присваиваются по среднему значению каждого из критериев.
Оценка полноты и своевременности корректировки муниципальной программы производится на основании анализа соблюдения сроков корректировки программы. При изменениях, вносившихся своевременно и в полном объеме, муниципальной программе дается оценка 100, при внесении изменений несвоевременно и (или) не в полном объеме муниципальной программе дается оценка 50, при отсутствии внесения изменений муниципальной программе дается оценка 0.
Качество и оперативность отчетности о реализации муниципальной программы оценивается по следующей схеме:
- если информация полностью соответствует установленным требованиям и рекомендациям и представлена своевременно, муниципальной программе присваивается 100 баллов;
- если информация не содержит полного объема сведений и/или представлена с нарушением установленных сроков муниципальной программе присваивается 50 баллов;
- если информация не соответствует установленным требованиям и рекомендациям, отчет не был представлен или должен быть переработан - муниципальной программе присваивается 0 баллов.
Оценка эффективности муниципальных программ проводится путем суммирования произведений баллов, полученных при оценке каждого из пяти критериев оценки, и весового коэффициента каждого из критериев оценки.
Ранжирование результатов производится по таблице интегральных значений:
R≥80 - муниципальная программа высокоэффективная;
50≤ R<80 - муниципальная программа умеренно эффективная;
20≤ R<50 - муниципальная программа низкоэффективная;
R<20 - муниципальная программа неэффективная.
2.2 Итоги и оценка эффективности реализации муниципальных программ города Нижнего Новгорода за 2019 год
Оценка степени выполнения планируемых объемов финансирования муниципальных программ
На реализацию мероприятий муниципальных программ на территории города Нижнего Новгорода было направлено 30,9 млрд. руб., в том числе из городского бюджета – 12,5 млрд. руб., привлечены средства областного бюджета – 15,8 млрд. руб., средства федерального бюджета в размере 2,6 млрд. руб.
Рис. 1 Источники финансирования муниципальных программ
Программные расходы в структуре расходной части бюджета города Нижнего Новгорода в 2019 году составили 91,14%.
Наибольшее финансирование в рамках программ в 2019 году получили следующие направления:
-
развитие образования – 17,5 млрд. руб. (3,5 млрд. руб. – собственные городские средства, 13,3 млрд. руб. – областные средства, 0,7 млрд. руб. – федеральные средства); -
развитие дорожной инфраструктуры – 2,7 млрд. руб. (0,9 млрд. руб. – собственные городские средства, 1,0 млрд. руб. – средства областного бюджета, 0,8 млрд. руб. – федеральные средства); -
развитие транспортной инфраструктуры – 2,4 млрд. руб. (1,6 млрд. руб. – собственные городские средства, 0,8 млрд. руб. – средства областного бюджета); -
развитие культуры – 2,2 млрд. руб. (2,0 млрд. руб. – собственные городские средства, 0,15 млрд. руб. – средства областного бюджета, 0,05 млрд. руб. – средства федерального бюджета); -
развитие физической культуры и спорта –1,5 млрд. руб. (1,45 млрд. руб. – собственные городские средства, 0,05 млрд. руб. – средства областного бюджета); -
управление муниципальными финансами – 1,1 млрд. руб. (собственные городские средства); -
благоустройство и формирование комфортной городской среды – 1,1 млрд. руб., (0,4 млрд. руб. – собственные городские средства, 0,2 млрд. руб. – средства областного бюджета, 0,5 млрд. руб. – средства федерального бюджета).
По 15 муниципальным программам за отчетный период были привлечены средства вышестоящих бюджетов. Наибольший объем средств привлечен по муниципальным программам «Развитие образования в городе Нижнем Новгороде» – 14,1 млрд. руб. (на 1 руб. собственных городских средств привлечено 4,0 руб. средств областного и федерального бюджетов) и «Развитие дорожной инфраструктуры города Нижнего Новгорода» – 1,9 млрд. руб. (на 1 руб. собственных городских средств привлечено 2,1 руб. областного и федерального бюджетов).
В целом следует отметить достаточно высокий, как и в прошлом году, уровень кассового исполнения бюджетных средств в рамках муниципальных программ (92,90% по отношению к сводной бюджетной росписи на 31 декабря 2019 г.). По одной программе исполнение финансирования составило менее 70% (61,93%) «Охрана окружающей среды города Нижнего Новгорода», в связи тем, что по условиям предоставления субсидии из областного бюджета по постановлению Нижегородской области от 16.07.2019 №444 средства на ликвидацию свалок ТБО были выделены без учета сбора и погрузки мусора. В Нижегородском, Московском районах города и на муниципальных кладбищах заактированные
свалки не соответствовали данному условию, был необходим сбор и погрузка не только мусора ТБО, а также строительного мусора, что привело к невозможности выполнения мероприятия.
Справочно: в 2018 году одна муниципальная программы имела процент исполнения менее 70% - «Развитие транспортной инфраструктуры» (68,31%).
Наиболее полно исполнены собственные городские средства (95,39%) и средства областного бюджета (92,32%). Средства федерального бюджета исполнены только на 85,5%.
Основные причины неполного исполнения финансирования относительно бюджетных ассигнований по итогам 2019 года (исходя из данных, представленных ответственными исполнителями муниципальных программ) следующие:
-
невыполнение обязательств подрядными организациями; -
экономия бюджетных средств при размещении заказов на выполнение работ и оказание услуг; -
позднее заключение муниципальных контрактов; -
погрешности планирования необходимых объемов бюджетных ассигнований (фактическая потребность в средствах оказалась меньше запланированной); -
недофинансирование (сформировалась кредиторская задолженность).
Более подробная информация о финансировании программных мероприятий на территории города Нижнего Новгорода за 2019 год прилагается (Приложение 1).
Оценка степени выполнения программных мероприятий
По степени выполнения программных мероприятий муниципальные программы распределились следующим образом:
-
достаточно высокий (более 95%) уровень реализации мероприятий от запланированного объема мероприятий на 2019 год по 14 муниципальным программам: «Развитие экономики города Нижнего Новгорода», «Развитие физической культуры и спорта в городе Нижнем Новгороде», «Адресная поддержка отдельных категорий граждан», «Жилищно-коммунальное хозяйство», «Благоустройство», «Развитие дорожной инфраструктуры», «Градостроительное планирование развития территории», «Гражданская оборона и защита населения города Нижнего Новгорода от чрезвычайных ситуаций», «Развитие информационного общества», «Развитие муниципальной кадровой политики», «Развитие международной и внешнеэкономической деятельности», «Управление муниципальными финансами города Нижнего Новгорода», «Развитие туризма», «Формирование комфортной городской среды». -
на 71-95% выполнены мероприятия по 9 муниципальным программам; -
на 50-70% выполнены мероприятия по 1 муниципальной программе: «Развитие малого и среднего предпринимательства в городе Нижнем Новгороде» -
муниципальные программы с выполнением мероприятий менее чем на 50% отсутствуют.