Файл: Учебнометодическое пособие для бакалавров по направлению 38. 03. 02 Менеджмент Саратов Издательство Саратовского университета 2022 удк.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.11.2023
Просмотров: 705
Скачиваний: 4
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Таблица 8.2
Распределение расходов между продавцом и покупателем при различных условиях «Инкотермс-2010»
Базисные условия
Пров ерк а
тов ара и
упак овк а
До ст авк а
до о
сновног о
транспор та
Эк спор тные тамо ж
енные фор м
ально сти
Погр узк а
на о
сновной транспор т
Опла та о
сновной перев озки
С
трах ов ание**
Выгр узк а
с о
сновног о
транспор та
До ст авк а
о т
о сновног о
транспор та
Импор тные тамо ж
енные фор м
ально сти
Разгр узк а
EXW
Пр*
Пок
Пок
Пок
Пок
Пок
Пок
Пок
Пок
Пок
FCA
Пр*
Пр*
Пр*
Пр*/Пок Пок
Пок
Пок
Пок
Пок
FAS
Пр*
Пр*
Пр*
Пок
Пок
Пок
Пок
Пок
Пок
Пок
FOB
Пр*
Пр*
Пр*
Пр*
Пок
Пок
Пок
Пок
Пок
Пок
CFR
Пр*
Пр*
Пр*
Пр*
Пр
Пок
Пр
Пок
Пок
Пок
CIF
Пр*
Пр*
Пр*
Пр*
Пр
Пр
Пр
Пок
Пок
Пок
CPT
Пр*
Пок
Пок
Пок
Пок
Пок
Пок
Пок
Пок
Пок
CIP
Пр*
Пр*
Пр*
Пр*
Пр
Пр
Пр
Пок
Пок
Пок
DАT
Пр*
Пр*
Пр*
Пр*
Пр*
Пр*
Пр*
Пок
Пок
Пок
DAP
Пр*
Пр*
Пр*
Пр*
Пр*
Пр*
Пр*
Пр*
Пок
Пок
DDP
Пр*
Пр*
Пр*
Пр*
Пр*
Пр*
Пр*
Пр*
Пр*
Пок
Примечание. * – продавец несет все риски потери или повреждения товара; ** – по условиям
СIР и СIF продавец обязан за свой счет обеспечить страхование груза в пользу покупателя с минимальным покрытием. По остальным условиям страхование не предусмотрено обязатель- ствами, но отвечает интересам либо продавца, либо покупателя.
заложенных в расчет контрактной цены и фактических расходов по транс- портировке и страхованию.
При нехватке иностранной валюты и возможности привлечь нацио- нального перевозчика с оплатой его услуг в местной валюте экспортер пред- почтет «длинные» условия поставки (группы C или D). Если в такой ситуа- ции окажется импортер, он будет стремиться к принятию «коротких» усло- вий (группы E или F). При нестабильной политической ситуации в стране импортера экспортер предпочтет «короткие» условия поставки, снижающие его риск.
В новых правилах система цен «Инкотермс» может использоваться и во внутринациональных договорах купли-продажи.
8.4. Методы формирования внешнеторговых цен
При формировании внешнеторговых цен продавец-экспортер заинтере- сован в продаже товара по более высокой цене, что сопровождается ростом его прибыли, а покупатель-импортер стремится к снижению цены закупае- мого товара, сокращая тем самым свои расходы. Следовательно, переговоры по контрактной цене ведутся в рамках определенного диапазона цен, нижняя граница которого определяется интересами продавца, а верхняя – интересами
152
покупателя, следовательно, уровень контрактной цены может значительно варьироваться.
В анализе цен применяются сравнительный и расчетный подходы.
Сравнительный подход предполагает анализ базисных внешнеторговых цен. Применять его стоит при наличии достаточного объема ценовой инфор- мации, которую можно систематизировать, обобщить и сделать достаточно обоснованный вывод о допустимом уровне цены сделки.
Расчетный подход применяется при недостатке или отсутствии инфор- мации о ценах. Тогда по специальным формулам рассчитывается возможный уровень цен с учетом существующих цен на аналогичные изделия, затрат на производство и других параметров.
Из расчетных методов наиболее часто используются методы удельной стоимости и приближенной калькуляции.
Удельная стоимость – это стоимость технико-экономической единицы товара – единицы веса, мощности и т. д., – это приближенный ценовой показатель, служащий для предварительного сравнения и недостаточный для принятия окончательного решения о ценах. Он применяется главным обра- зом для анализа цен на оборудование, которое имеет одну определяющую техническую характеристику
8
Метод приближенной калькуляции применяется, если по данному това- ру отсутствует информация о цене (например, это новый товар или первая сделка), а также для дополнительной проверки данных, полученных други- ми методами. Метод приближенной калькуляции – это определение стоимо- сти товара путем суммирования стоимости составных элементов: материа- лов, заработной платы, накладных расходов и др. Все это подсчитывается по среднемировой стоимости и суммируется. Многие статьи такой кальку- ляции определяются только приблизительно, а потому при данном методе возможны значительные ошибки и на него нельзя полагаться полностью.
При определении цен на экспортируемую продукцию возможно исполь- зование разных методов формирования цены.
В анализе цен применяются сравнительный и расчетный подходы.
Сравнительный подход предполагает анализ базисных внешнеторговых цен. Применять его стоит при наличии достаточного объема ценовой инфор- мации, которую можно систематизировать, обобщить и сделать достаточно обоснованный вывод о допустимом уровне цены сделки.
Расчетный подход применяется при недостатке или отсутствии инфор- мации о ценах. Тогда по специальным формулам рассчитывается возможный уровень цен с учетом существующих цен на аналогичные изделия, затрат на производство и других параметров.
Из расчетных методов наиболее часто используются методы удельной стоимости и приближенной калькуляции.
Удельная стоимость – это стоимость технико-экономической единицы товара – единицы веса, мощности и т. д., – это приближенный ценовой показатель, служащий для предварительного сравнения и недостаточный для принятия окончательного решения о ценах. Он применяется главным обра- зом для анализа цен на оборудование, которое имеет одну определяющую техническую характеристику
8
Метод приближенной калькуляции применяется, если по данному това- ру отсутствует информация о цене (например, это новый товар или первая сделка), а также для дополнительной проверки данных, полученных други- ми методами. Метод приближенной калькуляции – это определение стоимо- сти товара путем суммирования стоимости составных элементов: материа- лов, заработной платы, накладных расходов и др. Все это подсчитывается по среднемировой стоимости и суммируется. Многие статьи такой кальку- ляции определяются только приблизительно, а потому при данном методе возможны значительные ошибки и на него нельзя полагаться полностью.
При определении цен на экспортируемую продукцию возможно исполь- зование разных методов формирования цены.
1 ... 10 11 12 13 14 15 16 17 ... 21
Затратный метод
При затратном ценообразовании цены рассчитываются на базе собственных затрат экспортера по производству и реализации продукции. При этом может калькулироваться либо полная себестоимость, либо сумма прямых затрат. Добавляя к полученной сумме затрат некоторую величину прибыли, рассчитывают цену, по которой про- дукция может быть предложена на экспорт. При подсчете внешнеторговой
8
При расчете цены оборудования по удельной стоимости принимают во внимание так называемый коэффициент торможения цены, т. е. отношение удельной стоимости машины или агрегата большей производительности к удельной стоимости однотипной машины или агрегата меньшей производительности. При прочих равных условиях цена машины изменяется в зависимости от ее производительности. Однако эта зависимость не прямо пропорциональная.
Обычно чем выше мощность, тем меньше удельная стоимость единицы мощности.
153
цены обязательно учитываются меры по поддержке или ограничению экс- порта со стороны государства – субсидии, налоговые льготы, таможенные пошлины. В зависимости от конъюнктуры мирового рынка полученная цена может быть скорректирована за счет использования системы ценовых скидок или надбавок. Ценообразование на базе полной себестоимости в условиях конкурентного рынка используется крупными компаниями – лидерами рынка,
ТНК.
Если экспорт продукции не является основным направлением деятель- ности фирмы, а лишь дополняет поставку продукции на внутренний рынок,
обеспечивая тем самым полную загрузку оборудования, фирма, определяя размер экспортной цены, может использовать неполную себестоимость, учи- тывая только переменные затраты на производство продукции с добавлением маржинальной прибыли.
Ценностный метод
Данный подход предполагает ориентацию на потребителя,
на учет потребительской ценности товара и того экономи- ческого результата, который может быть получен потребителем от использо- вания экспортируемой продукции. Данный метод наиболее часто использу- ется в отношении машинотехнической продукции и предполагает сопостав- ление конкурирующих товаров с точки зрения эффективности их эксплуата- ции, например путем сравнения периодов окупаемости, годовых издержек по эксплуатации, общей величины расходов на приобретение и эксплуа- тацию. В российской внешнеторговой практике такие методы оценки товаров на основе экономических показателей или эффективности эксплуатации пока используются крайне редко.
Метод установления цен
на основе текущей мировой
цены
Метод состоит в установлении цены, по кото- рой продукция реализуется другими экспортера- ми-конкурентами. На конкурентных рынках ори- ентируются на среднюю рыночную цену товаров данного рода, а на олигополистических рынках – на цены ведущих компаний или на ценового лидера. Этот метод определения экспортных цен использу- ется большинством фирм и стран в мировой торговле включая российских экспортеров.
8.5. Корректировка внешнеторговых цен
В основе метода лежит анализ текущей мировой цены с приведением ее к условиям предстоящей экспортной сделки. Экспортное и импортное ценообразование включает ряд этапов (рис. 8.1).
После выявления уровня текущей мировой цены, т. е. цены, по кото- рой аналогичная или близкая продукция реализуется другими экспортерами,
приступают к расчету базисной экспортной цены, используя процедуру при- ведения мировой цены к условиям предстоящей экспортной сделки. Опреде-
154
ТНК.
Если экспорт продукции не является основным направлением деятель- ности фирмы, а лишь дополняет поставку продукции на внутренний рынок,
обеспечивая тем самым полную загрузку оборудования, фирма, определяя размер экспортной цены, может использовать неполную себестоимость, учи- тывая только переменные затраты на производство продукции с добавлением маржинальной прибыли.
Ценностный метод
Данный подход предполагает ориентацию на потребителя,
на учет потребительской ценности товара и того экономи- ческого результата, который может быть получен потребителем от использо- вания экспортируемой продукции. Данный метод наиболее часто использу- ется в отношении машинотехнической продукции и предполагает сопостав- ление конкурирующих товаров с точки зрения эффективности их эксплуата- ции, например путем сравнения периодов окупаемости, годовых издержек по эксплуатации, общей величины расходов на приобретение и эксплуа- тацию. В российской внешнеторговой практике такие методы оценки товаров на основе экономических показателей или эффективности эксплуатации пока используются крайне редко.
Метод установления цен
на основе текущей мировой
цены
Метод состоит в установлении цены, по кото- рой продукция реализуется другими экспортера- ми-конкурентами. На конкурентных рынках ори- ентируются на среднюю рыночную цену товаров данного рода, а на олигополистических рынках – на цены ведущих компаний или на ценового лидера. Этот метод определения экспортных цен использу- ется большинством фирм и стран в мировой торговле включая российских экспортеров.
8.5. Корректировка внешнеторговых цен
В основе метода лежит анализ текущей мировой цены с приведением ее к условиям предстоящей экспортной сделки. Экспортное и импортное ценообразование включает ряд этапов (рис. 8.1).
После выявления уровня текущей мировой цены, т. е. цены, по кото- рой аналогичная или близкая продукция реализуется другими экспортерами,
приступают к расчету базисной экспортной цены, используя процедуру при- ведения мировой цены к условиям предстоящей экспортной сделки. Опреде-
154
Рис. 8.1. Этапы определения контрактных цен по экспорту и импорту ляют, какой была бы мировая цена, если бы товар конкурентов поставлялся на условиях, аналогичных условиям предстоящей сделки.
При импортных закупках предпочтение отдается той фирме, чья про- дукция предлагается дешевле, но поскольку разные фирмы поставляют свою продукцию на разных условиях, чтобы выяснить, какая из фирм предлага- ет реально более низкую цену, также приводят цены фирм к одинаковым условиям поставки.
Чтобы рассчитать искомую цену, используется серия поправок, позволя- ющих сводить цены с различными условиями поставки продукции к единому базису
9
:
P
1
= P
0
K
У
K
К
K
тп
,
где P
1
– искомая цена; P
0
–текущая мировая цена; K
у
– коэффициент поправок на коммерческие условия поставки; K
к
– коэффициент поправки на комплек- тацию; K
тп
– коэффициент поправок на технико-экономические параметры.
9
См.: Ценообразование : учебник / под ред. проф. В. А. Слепова. С. 177.
155
Поправки на коммерческие
условия поставки
После приведения текущей мировой цены в еди- ную свободно конвертируемую валюту или в ту валюту, в которой будет заключена сделка, учи- тываются поправки на коммерческие условия контракта:
– базисные условия поставки;
– объем поставки;
– условия платежа;
– дата поставки;
– комиссионное вознаграждение посреднику;
– серийность;
– скольжение и т. д.
Общая поправка на коммерческие условия поставки рассчитывается по формуле
K
у
= K
1
K
2
K
3
K
4
K
5
K
6
. . .K
n
.
Поправка на базисные условия поставки (К
1
). Эта поправка учитывает прежде всего различие транспортных и сопутствующих расходов и важна для товаров, в стоимости которых доля транспортных расходов оказывается весьма существенной
10
. При определении и анализе экспортной цены цены приводятся к условиям либо предстоящей сделки, либо F, что позволяет снизить влияние транспортных расходов на цену. И наоборот, при работе с ценами по импорту они приводятся обычно к условиям группы C, что позволяет более полно учитывать расходы импортера.
Корректировка на базисные условия поставки может осуществляться в абсолютном стоимостном выражении. Если известна общая стоимость рас- ходов на транспортировку и страховку, она либо вычитается, либо добавляет- ся к цене конкурентного материала в зависимости от вектора корректировки.
Чаще корректировка осуществляется с использованием поправочного коэффициента, который рассчитывается исходя из среднего значения доли за- трат на транспортировку и страховку в цене продукции. Например, известно,
что при поставке продукции из страны А в страну В расходы на транспорти- ровку и страховку составляют в среднем 5%. Тогда при приведении цены СIF
к уcловиям FОВ поправочный коэффициент будет меньше 1 и составит 0,95,
а при переходе от цены FОВ к условиям СIF поправочный коэффициент составит 1,05.
Поправка на количество или объем поставки (К
2
). Эта поправка свя- зана с эффектом снижения удельных издержек при большом объеме заку- паемой партии. Размер скидки по промышленным товарам колеблется от 5 10
Например, в стоимости сырьевой продукции для потребителя расходы на транспортиров- ку и страховку могут доходить до 20%.
156
до 15% и выше. Следовательно, поправка на объем поставки может состав- лять от 0,85 до 0,95 в случае уменьшения цены и от 1,05 до 1,15 в случае ее увеличения. Информация о возможном размере скидки на количество или объем поставки может быть получена из публикуемых или рассылаемых предложений инофирм и из заключенных ранее контрактов.
Поправка на условия платежа (К
3
). При поставке продукции ее оплата может быть осуществлена в форме наличных платежей, авансом или с предо- ставлением кредита
11
. Если в контракте предусмотрено предоставление по- купателю коммерческого кредита, т. е. товар приобретается с отсрочкой платежа, цена продукции оказывается выше, чем при платежах наличными.
Более высокий уровень цены объясняется тем, что в нее включаются процент за предоставленный продавцом кредит, дополнительные расходы, связанные с предоставлением кредита, например стоимость страхования кредита. По- скольку условия коммерческого кредита могут варьироваться весьма суще- ственно, приведение цен осуществляется к условиям платежа наличными.
Если срок предоставляемого продавцом кредита больше года, поправоч- ный коэффициент приведения цены к условиям платежа наличными рассчи- тывается по формуле
K
3
=
l
∑
i=1
AH
i
(1 + b)
n
+ KP(1 + b)
m
h
p
b
+
1
−
p
b
C
i
,
где AH – доля отдельных некредитуемых платежей за товар; l – число некре- дитуемых платежей; b – ставка банковского процента; n – разница между датой некредитуемого платежа и датой приведения, т. е. датой, на кото- рую рассчитывается цена, лет; KP – доля кредитуемой части в стоимости контракта; m – разница между датой начала погашения кредита и датой приведения, т. е. датой, на которую рассчитывается цена, лет; p – ставка процента по коммерческому кредиту; C – коэффициент кредитного влияния,
который всегда меньше 1 и рассчитывается следующим образом:
C =
(1 + b)
t
− 1
tb(1 + b)
t
,
где t – время на погашение кредита, лет.
Поправка на характер ценового материала, или на уторговывание (К
4
).
Эта поправка используется при расчете экспортной цены в том случае, если в качестве мировой цены выступают цены продавцов (цены прейскурантов,
11
Под наличными платежами понимается любой вид платежа, предусматривающий оплату товара сразу же после его поставки (при предоставлении продавцами платежных документов).
Это могут быть расчеты чеками, банковскими переводами, аккредитивом, инкассо или 100%- ным авансовым платежом (предоплатой).
157
Поправка на условия платежа (К
3
). При поставке продукции ее оплата может быть осуществлена в форме наличных платежей, авансом или с предо- ставлением кредита
11
. Если в контракте предусмотрено предоставление по- купателю коммерческого кредита, т. е. товар приобретается с отсрочкой платежа, цена продукции оказывается выше, чем при платежах наличными.
Более высокий уровень цены объясняется тем, что в нее включаются процент за предоставленный продавцом кредит, дополнительные расходы, связанные с предоставлением кредита, например стоимость страхования кредита. По- скольку условия коммерческого кредита могут варьироваться весьма суще- ственно, приведение цен осуществляется к условиям платежа наличными.
Если срок предоставляемого продавцом кредита больше года, поправоч- ный коэффициент приведения цены к условиям платежа наличными рассчи- тывается по формуле
K
3
=
l
∑
i=1
AH
i
(1 + b)
n
+ KP(1 + b)
m
h
p
b
+
1
−
p
b
C
i
,
где AH – доля отдельных некредитуемых платежей за товар; l – число некре- дитуемых платежей; b – ставка банковского процента; n – разница между датой некредитуемого платежа и датой приведения, т. е. датой, на кото- рую рассчитывается цена, лет; KP – доля кредитуемой части в стоимости контракта; m – разница между датой начала погашения кредита и датой приведения, т. е. датой, на которую рассчитывается цена, лет; p – ставка процента по коммерческому кредиту; C – коэффициент кредитного влияния,
который всегда меньше 1 и рассчитывается следующим образом:
C =
(1 + b)
t
− 1
tb(1 + b)
t
,
где t – время на погашение кредита, лет.
Поправка на характер ценового материала, или на уторговывание (К
4
).
Эта поправка используется при расчете экспортной цены в том случае, если в качестве мировой цены выступают цены продавцов (цены прейскурантов,
11
Под наличными платежами понимается любой вид платежа, предусматривающий оплату товара сразу же после его поставки (при предоставлении продавцами платежных документов).
Это могут быть расчеты чеками, банковскими переводами, аккредитивом, инкассо или 100%- ным авансовым платежом (предоплатой).
157