Файл: Учебнометодическое пособие для бакалавров по направлению 38. 03. 02 Менеджмент Саратов Издательство Саратовского университета 2022 удк.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2023

Просмотров: 701

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
каталогов, проспектов, предложений). Размер скидки зависит от существу- ющей на рынке практики установления цен, конъюнктуры рынка, выбран- ной участниками переговоров тактики их ведения. Как показывает внешне- торговая практика промышленных фирм, скидки на уторговывание могут составлять от 3 до 50% от первоначальной цены. Соответственно, поправоч- ный коэффициент будет варьироваться в диапазоне 0,97–0,5. Однако если фактический размер скидки неизвестен, в расчет принимается среднее для серийной промышленной продукции значение скидки 10%. Тогда поправоч- ный коэффициент составит 0,9. Если за базу расчета взяты цены фактиче- ских продаж (биржевые, аукционные, тендерные или контрактные), данная поправка не применяется.
Поправка на дату, к которой относится цена конкурентного материа-
ла, или на инфляцию (К
5
). Конкурентные материалы могут относиться к раз- ным периодам времени, обычно они отстают от даты приведения, т. е. да- ты, на которую рассчитывается цена. Поправка на инфляцию определяется по формуле
K
5
=
I
1
P
I
0
P
,
где I
1
P
– индекс цен на дату приведения или на дату поставки по контракту;
I
0
P
– индекс цен на дату действия конкурентного материала.
В расчете обычно используются официально публикуемые индексы оптовых цен в стране производителя продукции. При этом если дата по- ставки товара по контракту отнесена на будущее, соответствующий индекс цен получают путем экстраполирования.
Кроме рассмотренных широко применяемых поправок существуют и бо- лее специфические, используемые в отношении достаточно узких групп то- варов.
Поправка на комиссионное вознаграждение посреднику (К
6
). Эта по- правка используется только в том случае, если известно, что в цену кон- курентного материала включено комиссионное вознаграждение посреднику,
например если конкурентный материал относится к фирме, экспортирующей товары в страну, где законодательно предусмотрено привлечение при экспор- те местных посреднических фирм и поэтому в ценах заранее предусмотрено их комиссионное вознаграждение. В зависимости от объема поставок комис- сионное вознаграждение может составлять от 1 до 10% и, соответственно,
поправочный коэффициент может быть 0,9–0,99.
Поправка на серийность (К
7
). Такая поправка используется при произ- водстве нестандартной уникальной продукции, например продукции маши- ностроения, требующей значительных подготовительных затрат по проекти- рованию, подготовке и освоению производства. С увеличением объема серии
158


(количества заказанной одинаковой продукции) эти затраты будут распреде- ляться на большее число изделий и, соответственно, в расчете на единицу продукции уменьшаться.
Разница цен при единичном производстве и при серийном выпуске опре- делит размер возможной скидки на серийность и размер поправки на се- рийность. При вычислении поправки могут быть использованы следующие формулы:
Ц
1
= П + И + Н,
Ц
с
=
П
n
+ K
1
МИ + K
2
РИ + Н,
где Ц
1
– цена единичной машины; Ц
с
– цена при серийном производстве;
П – расходы на подготовку производства (проектирование, изготовление оснастки и проч.); И – переменные издержки производства по изготовлению машины; Н – неизменная часть цены, включающая прибыль, амортизацион- ные отчисления, накладные расходы; n – число машин в серии; М – доля затрат на материалы в переменных издержках производства; Р – доля затрат на оплату труда работников в переменных издержках производства; K
1

коэффициент снижения затрат на материалы за счет серийности заказа; K
2

коэффициент снижения трудозатрат за счет серийности заказа.
Поправка на скольжение (К
8
). Эта поправка применяется в том случае,
если для конкурентного материала предусмотрено, что фактические поставки продукции осуществляются значительно позже даты подписания контракта и изменение затрат за этот период должно быть отражено в цене. При расчете такой поправки используется формула скольжения цены, которая приводи- лась при описании разновидностей контрактных цен.
Поправка на изменение курсов валют (К
9
). Эта поправка может потре- боваться, если используются конкурентные материалы фирм из разных стран и за анализируемый период произошло существенное изменение валютных паритетов соответствующих стран.
Поправка на особые требования заказчика, например на использование оборудования в тропическом климате или в северных районах.
После расчета общей величины поправки на коммерческие условия по- ставки
У
) рассчитывают следующую группу поправок.
Поправка на комплектацию (К
к
). Эта поправка означает приведение цены сравниваемого (экспортируемого) изделия в соответствие с разницей в комплектации по сравнению с базисным изделием, чья цена принята за базу расчета. Для этого необходимо определить различия в комплектации базисного и экспортируемого изделия, провести стоимостную оценку этой разницы либо по ценам данных деталей на мировом рынке, либо исходя
159

из долевой стоимости деталей в комплекте в целом и с учетом полученных результатов рассчитать поправочный коэффициент.
Поправка на технико-экономические параметры (К
ТП.
). После внесения коммерческих поправок и поправок на комплектацию сравниваются каче- ственные характеристики сопоставляемой продукции с помощью методов параметрического сопоставления. Если сопоставление идет по одному наи- более важному параметру, поправочный коэффициент определяется исхо- дя из соотношения значений этих параметров, скорректированных обычно на коэффициент торможения.
Коэффициент торможения определяется в результате сопоставления об- ширной информации о ценах и технических параметрах конкретных изде- лий. Коэффициент торможения показывает меру отставания изменения цен от изменения параметров. Обычно он меньше 1 и составляет в среднем по серийным промышленным изделиям 0,5–0,8. Тогда поправка в случаях пропорциональной и непропорциональной зависимости может быть рассчи- тана по формулам
K
ТП
=

N
1
N
0

× K
торм
;
K
ТП.
=

N
1
N
0

K
торм
,
где N
1
– значение главного параметра товара, для которого рассчитывается цена; N
0
– значение главного параметра базисного товара; K
торм
– коэффи- циент торможения.
Метод сопоставления по одному параметру прост, но имеет существен- ные недостатки, так как часто товары различаются не одним, а несколькими параметрами. Кроме того, принимаемый в расчет коэффициент торможения сохраняется неизменным лишь для определенного интервала изменений па- раметра (как правило, соотношение параметров не должно превышать 1,5–
2,5 раза). Если сопоставление проводится по нескольким параметрам, снача- ла отбирают важнейшие параметры, а затем анализируют влияние их на цену.
Такой анализ предполагает либо последовательный учет в цене каждого пара- метра
12
, либо учет всех параметров одновременно посредством составления регрессионных моделей.
После расчета всех поправок формируют цену предстоящего экспортно- го или импортного контракта. Если в расчете участвовало несколько конку- рентных материалов (например, цены разных фирм-поставщиков), то обычно для экспортных сделок оптимальным уровнем цены принято считать сред- нюю цену из приведенных цен нескольких конкурентных материалов. Одна- ко если конкуренция на рынке высока, целесообразно выбрать наименьшую
12
Последовательный учет в цене отобранных для анализа параметров осуществляется путем поочередного введения в расчет поправочных коэффициентов для каждого параметра
(так же как учитывались коммерческие условия поставки).
160

из приведенных цен. Выбранная цена служит базой (отправной точкой) для ведения переговоров при заключении экспортного контракта.
Реальная цена, по которой будет заключен экспортный контракт, может отклоняться от базисного уровня в зависимости от ситуации на мировом рын- ке, положения экспортера, тактики ведения переговоров. Минимальная цена для экспортера определяется его затратами на производство и реализацию товара. Кроме затрат учитывается минимально приемлемая для экспортера прибыль (в отдельных случаях экспортер, например с целью завоевания рын- ка, может временно согласиться на нулевую прибыль). Полученная сумма корректируется с учетом политики государства-экспортера (субсидии, нало- говые льготы, таможенные пошлины).
При расчете импортной цены процедура приведения различных конку- рентных предложений к единым базисным условиям позволяет определить,
какое из предложений поставщиков наиболее привлекательно, либо насколь- ко обоснованы запрашиваемые поставщиками цены по сравнению с текущей мировой ценой. Зная это, импортер в процессе переговоров стремится скор- ректировать предлагаемую цену в свою пользу, учитывая внешнеторговую и таможенную политику государства, возможные цены реализации импор- тируемой продукции на национальном рынке и, соответственно, ожидаемую прибыль. Верхней границей цены по импортному контракту для импортера служит цена возможной реализации на внутреннем рынке за вычетом из нее косвенных налогов, характерных для внутреннего рынка, приемлемого для импортера размера прибыли, накладных расходов по реализации продукции внутри страны и таможенных платежей.
8.6. Таможенное регулирование внешнеторговых цен
В современных условиях формами государственного регулирования и контроля внешнеторговой деятельности фирм является неценовое регули- рование
13
, оказывающее косвенное влияние на цены, и ценовое регулирова- ние, разновидностью которого является таможенная политика.
К мерам ценового регулирования относятся дифференциация таможен- ных пошлин, НДС, акцизов, сборов за таможенное оформление, выдачу лицензий, хранение товаров, таможенное сопровождение и др., а также предоставление субсидий или налоговых льгот участникам внешнеторговых
13
Неценовой контроль осуществляется в форме количественного ограничения или ограниче- ний по качеству экспортно-импортных товаров. Количественное ограничение (чаще экспорта)
осуществляется в виде установления квот, выдачи лицензий, требования регистрации контрак- тов и других мер. Ограничение по качеству чаще затрагивает импортируемую продукцию и проявляется в виде обязательной сертификации ввозимых товаров на их соответствие требованиям обеспечения жизни и здоровья потребителей, охраны окружающей среды, предот- вращения ущерба имуществу потребителей.
161

операций. Ценовое регулирование непосредственно сказывается на уровне внешнеторговых цен.
Согласно российскому законодательству таможенные платежи отно- сятся к федеральным налогам. Таможенными платежами в соответствии со ст.70 ТК ТС являются:
– ввозная таможенная пошлина;
– вывозная таможенная пошлина;
– НДС, взимаемый при ввозе товаров на таможенную территорию РФ;
– акциз, взимаемый при ввозе товаров на таможенную территорию РФ.
Таможенная пошлина – это государственный денежный сбор (налог),
взимаемый таможенным учреждением с провозимых через границу страны товаров. В зависимости от направления движения таможенные пошлины классифицируются на ввозные (импортные), вывозные (экспортные) и тран- зитные. В развитых странах основными являются импортные таможенные пошлины.
В России в настоящее время используются как импортные, так и экс- портные таможенные пошлины, позволяющие пополнять доходы государ- ственного бюджета, поддерживать национального производителя и повышать конкурентоспособность отечественных фирм на мировом рынке. Манипу- лирование размерами таможенных пошлин позволяет регулировать объем импорта и его структуру.
Размер ставок таможенных пошлин указывается в таможенном тарифе –
документе, содержащем систематизированный свод товаров, облагаемых та- моженными пошлинами. Ставки таможенных пошлин дифференцируются не только по товарам, но и по странам, с которыми ведется торговля. Ба- зовыми считаются ставки, которые применяются в торговле со странами,
пользующимися режимом наибольшего благоприятствования. Для товаров,
поступающих из стран, не пользующихся этим режимом, базовые ставки увеличиваются. Для товаров из развивающихся стран базовые ставки умень- шаются, а из некоторых стран товары вообще ввозятся беспошлинно.
Для оперативного регулирования внешнеторговой деятельности могут использоваться сезонные таможенные пошлины, вводимые на срок не бо- лее 6 месяцев. В особых случаях при импорте продукции используются специальные антидемпинговые пошлины, предназначенные для защиты на- циональных производителей.
По методам взимания различают три вида пошлин:
– адвалорные – исчисляются в форме процента от таможенной стоимости товара. Используются в отношении дифференцированных видов про- дукции, например машин и оборудования. С увеличением количества технически сложных изделий во внешней торговле их использование увеличивается;
162