Файл: Учебнометодическое пособие для бакалавров по направлению 38. 03. 02 Менеджмент Саратов Издательство Саратовского университета 2022 удк.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.11.2023
Просмотров: 704
Скачиваний: 4
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
крытого торгово-политического режима с платежом в свободно конвертируе- мой валюте.
Мировые цены имеют ряд особенностей:
– цены мирового рынка базируются на затратах ведущих стран экспорте- ров, определяемых природными и климатическими условиями, уровнем квалификации рабочей силы, уровнем организации производства, а це- ны внутреннего рынка – на затратах национальных производителей;
– цены национального и мирового рынков связаны между собой. Объ- ем мирового рынка определяется объемами экспортируемой странами продукции, и национальные объемы производства являются потенциаль- ными резервами, способными оказывать влияние на развитие мирового рынка. Выход на мировой рынок позволяет увеличить общий объем вы- пуска и продажи продукции и дает возможность манипулировать уров- нями цен, например компенсировать занижение экспортных цен более высоким уровнем внутренних цен;
– степень монополизации на мировом рынке обычно ниже, чем на внут- реннем, так как национальные монополисты и олигополисты конкури- руют друг с другом на мировом рынке и им сложнее проводить согла- сованную ценовую политику;
– государственное вмешательство на мировом рынке значительно меньше,
чем на внутренних рынках. Цены мирового рынка по многим товарам оказываются более конкурентными, чем национальные цены;
– часто правительства предпринимают меры, направленные на поддержку национальных производителей путем стимулирования национального экспорта (экспортные льготы, субсидии, освобождение от налогов) или путем экономического ограничения доступа импортеров на националь- ный рынок (пошлины, компенсационные сборы, налоги). В результате подобных мер при переходе от национальных цен к мировым (при экс- порте) цены обычно снижаются, а при переходе от мировых цен к нацио- нальным (при импорте) – возрастают. Чем сильнее национальный рынок обособлен от мирового с помощью тарифных или нетарифных барьеров,
тем больше расхождение между внутренними и мировыми ценами. Раз- рыв между мировыми и внутренними ценами может составлять до 1/3,
при этом на готовые товары он значительнее, чем на сырьевые;
– на мировом рынке присутствует множественность цен, осложняющая определение мировой цены товара. Множественность цен проявляется в одновременном существовании разных цен на примерно одинаковый товар, вызванном наличием разных форм реализации товара (биржевая торговля, прямые поставки), разными коммерческими условиями постав- ки (размер поставок, условия платежа), разной величиной транспортных расходов, включенных в цену. Различие цен зависит от характера про-
146
Мировые цены имеют ряд особенностей:
– цены мирового рынка базируются на затратах ведущих стран экспорте- ров, определяемых природными и климатическими условиями, уровнем квалификации рабочей силы, уровнем организации производства, а це- ны внутреннего рынка – на затратах национальных производителей;
– цены национального и мирового рынков связаны между собой. Объ- ем мирового рынка определяется объемами экспортируемой странами продукции, и национальные объемы производства являются потенциаль- ными резервами, способными оказывать влияние на развитие мирового рынка. Выход на мировой рынок позволяет увеличить общий объем вы- пуска и продажи продукции и дает возможность манипулировать уров- нями цен, например компенсировать занижение экспортных цен более высоким уровнем внутренних цен;
– степень монополизации на мировом рынке обычно ниже, чем на внут- реннем, так как национальные монополисты и олигополисты конкури- руют друг с другом на мировом рынке и им сложнее проводить согла- сованную ценовую политику;
– государственное вмешательство на мировом рынке значительно меньше,
чем на внутренних рынках. Цены мирового рынка по многим товарам оказываются более конкурентными, чем национальные цены;
– часто правительства предпринимают меры, направленные на поддержку национальных производителей путем стимулирования национального экспорта (экспортные льготы, субсидии, освобождение от налогов) или путем экономического ограничения доступа импортеров на националь- ный рынок (пошлины, компенсационные сборы, налоги). В результате подобных мер при переходе от национальных цен к мировым (при экс- порте) цены обычно снижаются, а при переходе от мировых цен к нацио- нальным (при импорте) – возрастают. Чем сильнее национальный рынок обособлен от мирового с помощью тарифных или нетарифных барьеров,
тем больше расхождение между внутренними и мировыми ценами. Раз- рыв между мировыми и внутренними ценами может составлять до 1/3,
при этом на готовые товары он значительнее, чем на сырьевые;
– на мировом рынке присутствует множественность цен, осложняющая определение мировой цены товара. Множественность цен проявляется в одновременном существовании разных цен на примерно одинаковый товар, вызванном наличием разных форм реализации товара (биржевая торговля, прямые поставки), разными коммерческими условиями постав- ки (размер поставок, условия платежа), разной величиной транспортных расходов, включенных в цену. Различие цен зависит от характера про-
146
дукции, организованности рынка, информированности его участников,
значимости товара для потребителей. Чем однороднее продукция, выше уровень организованности рынка, больше доступной ценовой информа- ции, тем меньше расхождения цен реализуемой продукции.
8.2. Виды внешнеторговых цен
В рамках мировых цен в зависимости от возможности получения и до- ступности выделяют базисные внешнеторговые цены, контрактные цены,
а также реальные экспортные и импортные цены.
1. Базисные внешнеторговые цены – это цены, наиболее точно отража- ющие уровни и динамику мировых цен на период, предшествующий сдел- ке. Эти цены используются для проведения анализа, предшествующего за- ключению контракта, который включает в себя сбор и анализ информации о текущих ценах мирового рынка. В качестве информационной базы могут рассматриваться биржевые котировки, цены аукционов и торгов (тендеров),
справочные цены, прейскурантные цены.
2. Контрактные внешнеторговые цены – это цены, фиксируемые в кон- кретном международном контракте. Как и базисные цены, они объективно отражают конъюнктуру рынка, но, в отличие от базисных, получить инфор- мацию о них значительно сложнее, поскольку часто они являются коммер- ческой тайной. Контрактные цены привязаны к специфическим условиям конкретных сделок – качественным характеристикам товара, объемам, усло- виям, срокам его поставки, условиям платежа, – что необходимо учитывать при работе с этими ценами.
Контрактные цены могут быть твердыми, фиксированными с возможно- стью корректировки, ценами с последующей фиксацией (указываются прин- цип определения цен, источники ценовой информации и дата определения цены), скользящими.
3. Реальные экспортные и импортные цены – это фактические продаж- ные или покупные цены, полученные в результате исполнения контракта.
Они могут отличаться от цены контракта на размер согласованных сторо- нами надбавок и скидок, отражающих конкретные условия исполнения кон- тракта. Основными особенностями экспортной калькуляции цен по сравне- нию с внутренней являются наличие дополнительных расходов по сбыту, ко- торые включают комиссионное вознаграждение продавцов и представителей,
таможенные, транспортные расходы, расходы по международному страхова- нию, по упаковке, ориентированной на зарубежного покупателя, по полу- чению международных сертификатов, по оформлению международных кон- трактов и т. д.
1 1
При реализации торгового взаимодействия необходимо точное определение обязанно- стей сторон с учетом международных торговых обычаев и практики, закрепленной статьями
147
значимости товара для потребителей. Чем однороднее продукция, выше уровень организованности рынка, больше доступной ценовой информа- ции, тем меньше расхождения цен реализуемой продукции.
8.2. Виды внешнеторговых цен
В рамках мировых цен в зависимости от возможности получения и до- ступности выделяют базисные внешнеторговые цены, контрактные цены,
а также реальные экспортные и импортные цены.
1. Базисные внешнеторговые цены – это цены, наиболее точно отража- ющие уровни и динамику мировых цен на период, предшествующий сдел- ке. Эти цены используются для проведения анализа, предшествующего за- ключению контракта, который включает в себя сбор и анализ информации о текущих ценах мирового рынка. В качестве информационной базы могут рассматриваться биржевые котировки, цены аукционов и торгов (тендеров),
справочные цены, прейскурантные цены.
2. Контрактные внешнеторговые цены – это цены, фиксируемые в кон- кретном международном контракте. Как и базисные цены, они объективно отражают конъюнктуру рынка, но, в отличие от базисных, получить инфор- мацию о них значительно сложнее, поскольку часто они являются коммер- ческой тайной. Контрактные цены привязаны к специфическим условиям конкретных сделок – качественным характеристикам товара, объемам, усло- виям, срокам его поставки, условиям платежа, – что необходимо учитывать при работе с этими ценами.
Контрактные цены могут быть твердыми, фиксированными с возможно- стью корректировки, ценами с последующей фиксацией (указываются прин- цип определения цен, источники ценовой информации и дата определения цены), скользящими.
3. Реальные экспортные и импортные цены – это фактические продаж- ные или покупные цены, полученные в результате исполнения контракта.
Они могут отличаться от цены контракта на размер согласованных сторо- нами надбавок и скидок, отражающих конкретные условия исполнения кон- тракта. Основными особенностями экспортной калькуляции цен по сравне- нию с внутренней являются наличие дополнительных расходов по сбыту, ко- торые включают комиссионное вознаграждение продавцов и представителей,
таможенные, транспортные расходы, расходы по международному страхова- нию, по упаковке, ориентированной на зарубежного покупателя, по полу- чению международных сертификатов, по оформлению международных кон- трактов и т. д.
1 1
При реализации торгового взаимодействия необходимо точное определение обязанно- стей сторон с учетом международных торговых обычаев и практики, закрепленной статьями
147
Так, мировыми ценами являются: на пшеницу – экспортные цены Ка- нады, на пиломатериалы – экспортные цены Швеции, на каучук – цены
Сингапурской биржи, на цветные металлы – цены Лондонской биржи цвет- ных металлов, на пушнину – цены Лондонского и Санкт-Петербургского аукционов и т. п.
2
Цены мирового рынка, так же как и национальные цены, могут испыты- вать разную степень воздействия со стороны функционирующих на мировом рынке экономических субъектов. По степени регулируемости со стороны участников рынка можно выделить три категории цен.
1. Свободные рыночные цены. Основная часть цен мирового рынка от- носится к категории свободных рыночных цен, складывающихся на рынке в результате взаимодействия спроса и предложения. В зависимости от струк- туры рынка рыночные цены могут обладать монопольным, олигопольным или конкурентным характером. На рынке высокой конкуренции, где конку- рирует большое число экспортеров из разных стран, цены обычно наиболее низкие и подвержены достаточно частым колебаниям вслед за изменениями конъюнктуры рынка.
На рынках, где доминируют несколько крупных компаний, контроли- рующих большую часть рынка и имеющих возможность координировать
(явно или тайно) свои рыночные действия, цены характеризуются опреде- ленной стабильностью и оказываются выше, чем в конкурентных условиях.
Хотя в условиях мирового рынка координация протекает более сложно, чем в рамках национальных рынков, тем не менее она возможна, особенно если на рынке действуют транснациональные корпорации. Среди мировых рынков немало таких, где ведущие позиции занимают лишь несколько компаний.
Но участники олигополии являются независимыми компаниями, продолжа- ющими конкурировать друг с другом, что сдерживает цены от чрезмерного повышения. В условиях монополии компания практически полностью конт- ролирует рынок и обладает наибольшей властью.
2. Регулируемые цены. Это цены, регулируемые государственными и мо- нополистическими межгосударственными организациями стран – экспорте- ров или импортеров той или иной продукции. В 1970-е гг. было образо- вано более 20 различных межгосударственных ассоциаций, в которые во- шли прежде всего развивающиеся страны – производители и экспортеры сырьевой продукции. Важнейшей целью таких организаций было влияние
Конвенции ООН 1980 г. «О договорах международной купли-продажи товаров» и опреде- ляемой международными правилами толкования торговых терминов «Инкотермс» (последняя редакция – «Инкотермс-2010»).
2
См.: Ценообразование : учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры / под ред. Т. Г. Касьяненко. 7-е изд., перераб. и доп. М. : Юрайт, 2019. С. 35.
148
на формирование и динамику мировых цен экспортируемых ими сырьевых товаров в выгодном для себя направлении
3
К регулируемым ценам можно отнести и цены, используемые в торговле между странами, входящими в определенные экономические союзы, регули- руемые государственными экономическими соглашениями, затрагивающими либо цены, либо условия торговли
4 3. Трансфертные цены. Трансфертные цены используются при постав- ках продукции внутри компании между ее филиалами или отделениями, рас- положенными на территории разных стран, например при поставках в рам- ках ТНК. Эти цены носят расчетный характер и отражают интересы фирмы,
а не конъюнктуру рынка.
8.3. Классификация мировых цен по базисным условиям поставки
Мировые цены всегда даются с указанием базисных условий постав- ки, отражающих включение в цену дополнительных расходов, связанных с хранением, погрузкой-разгрузкой, транспортировкой, страхованием, тамо- женным оформлением и т. д.
В зависимости от базисных условий поставки эти расходы по-разному распределяются между продавцом и покупателем, при этом в цену включа- ется лишь та их часть, которую берет на себя продавец. Следовательно, чем меньше дополнительные расходы продавца, тем ниже цена.
При заключении международных контрактов используются типовые тер- мины (табл. 8.1), обозначающие определенные условия поставки продук- ции
5
. Подробное их описание разрабатывается Международной торговой па- латой и публикуется в специальных сборниках под названием «Инкотермс»
(International Commercial Terms), издаваемых на английском и французском языках.
Первый сборник был выпущен в 1936 г. Впоследствии это издание периодически перерабатывалось и дополнялось с учетом развития между- народной торговли, изменений в практике перевозок грузов. В 2010 г. вы- шел новый (восьмой по счету) справочник «Инкотермс-2010», в котором приведены основные базисные условия поставки товаров в договорах купли- продажи. Если стороны в контракте придерживаются смысла терминологии,
3
На рынке меди был создан Межправительственный совет стран – экспортеров меди
(СИПЭК), на рынке алюминия – Международная ассоциация бокситодобывающих стран
(МАБС), на рынке олова – Международный совет по олову, куда вошли развивающиеся страны-экспортеры, большинство развитых стран-импортеров и т. д. Наиболее известной стала межгосударственная ассоциация развивающихся стран – экспортеров нефти (ОПЕК), которая играла и продолжает играть большую роль в формировании мировых цен на нефть.
4
Цены на продукцию сельского хозяйства, угольной и металлургической отраслей про- мышленности в Европейском союзе.
5
Ценообразование : учебник / под ред. проф. В. А. Слепова. 3-е изд., перераб. и доп. М. :
Магистр ; ИНФРА-М, 2020. С. 157.
149
3
К регулируемым ценам можно отнести и цены, используемые в торговле между странами, входящими в определенные экономические союзы, регули- руемые государственными экономическими соглашениями, затрагивающими либо цены, либо условия торговли
4 3. Трансфертные цены. Трансфертные цены используются при постав- ках продукции внутри компании между ее филиалами или отделениями, рас- положенными на территории разных стран, например при поставках в рам- ках ТНК. Эти цены носят расчетный характер и отражают интересы фирмы,
а не конъюнктуру рынка.
8.3. Классификация мировых цен по базисным условиям поставки
Мировые цены всегда даются с указанием базисных условий постав- ки, отражающих включение в цену дополнительных расходов, связанных с хранением, погрузкой-разгрузкой, транспортировкой, страхованием, тамо- женным оформлением и т. д.
В зависимости от базисных условий поставки эти расходы по-разному распределяются между продавцом и покупателем, при этом в цену включа- ется лишь та их часть, которую берет на себя продавец. Следовательно, чем меньше дополнительные расходы продавца, тем ниже цена.
При заключении международных контрактов используются типовые тер- мины (табл. 8.1), обозначающие определенные условия поставки продук- ции
5
. Подробное их описание разрабатывается Международной торговой па- латой и публикуется в специальных сборниках под названием «Инкотермс»
(International Commercial Terms), издаваемых на английском и французском языках.
Первый сборник был выпущен в 1936 г. Впоследствии это издание периодически перерабатывалось и дополнялось с учетом развития между- народной торговли, изменений в практике перевозок грузов. В 2010 г. вы- шел новый (восьмой по счету) справочник «Инкотермс-2010», в котором приведены основные базисные условия поставки товаров в договорах купли- продажи. Если стороны в контракте придерживаются смысла терминологии,
3
На рынке меди был создан Межправительственный совет стран – экспортеров меди
(СИПЭК), на рынке алюминия – Международная ассоциация бокситодобывающих стран
(МАБС), на рынке олова – Международный совет по олову, куда вошли развивающиеся страны-экспортеры, большинство развитых стран-импортеров и т. д. Наиболее известной стала межгосударственная ассоциация развивающихся стран – экспортеров нефти (ОПЕК), которая играла и продолжает играть большую роль в формировании мировых цен на нефть.
4
Цены на продукцию сельского хозяйства, угольной и металлургической отраслей про- мышленности в Европейском союзе.
5
Ценообразование : учебник / под ред. проф. В. А. Слепова. 3-е изд., перераб. и доп. М. :
Магистр ; ИНФРА-М, 2020. С. 157.
149
предлагаемой Международной торговой палатой, они должны сделать ссыл- ку в контракте на «Инкотермс-2010», при отступлении это также необходимо оговорить в контракте.
Таблица 8.1
Классификация торговых терминов «Инкотермс-2010»
Наименование группы
Название термина
Условия возмещения транспортных расходов,
рисков, таможенных пошлин
Вид транспорта
6
Группа Е
EXW
Ex works (named point) Франко-завод (название места)
Любой тран- спорт
Группа F –
основной фрахт не оплачен
FCA
Free carrier (named point) Франко-перевозчик
(название места)
Любой тран- спорт
7
FAS
Free alongside ship (named port of shipment)
Франко-вдоль борта судна (название порта от- грузки)
Только водный транспорт
FOB
Free on board (named port of shipment) Франко- борт (название порта отгрузки)
Только водный транспорт
Группа С –
основной фрахт оплачен
CFR
Cost and Freight (named port destination) Стои- мость и фрахт (название порта назначения)
Только водный транспорт
CIF
Cost, Insurance and Freight (named port of destination) Стоимость, страхование и фрахт
(название порта назначения)
Только водный транспорт
CPT
Carriage paid to (named place of destination) Пере- возка оплачена до (название места назначения)
Любой тран- спорт
CIP
Carriage and Insurance paid to (named place of destination) Перевозка и страхование оплачены до (название места назначения)
Любой тран- спорт
Группа D – при- бытие
DAT
Delivered at terminal Поставка до терминала
Любой тран- спорт
DAP
Delivered at place (named place of destination)
Поставка в пункте назначения
Любой тран- спорт
DDP
Delivered duty paid (named place of destination)
Поставка с оплатой пошлины (название места назначения)
Любой тран- спорт
«Инкотермс-2000» включает описание 11 базисных условий контрактов.
Условия выделены в зависимости от обязанностей, которые берут на себя продавец и покупатель, от используемого транспорта, величины транспорт- ных расходов, включаемых в цену, видов и величины сопутствующих рас- ходов (погрузка-разгрузка, страхование, таможенное оформление), момента перехода рисков с продавца на покупателя.
6
Любой транспорт, включая смешанные перевозки.
7
Только морской и внутренний водный транспорт.
150
Таблица 8.1
Классификация торговых терминов «Инкотермс-2010»
Наименование группы
Название термина
Условия возмещения транспортных расходов,
рисков, таможенных пошлин
Вид транспорта
6
Группа Е
EXW
Ex works (named point) Франко-завод (название места)
Любой тран- спорт
Группа F –
основной фрахт не оплачен
FCA
Free carrier (named point) Франко-перевозчик
(название места)
Любой тран- спорт
7
FAS
Free alongside ship (named port of shipment)
Франко-вдоль борта судна (название порта от- грузки)
Только водный транспорт
FOB
Free on board (named port of shipment) Франко- борт (название порта отгрузки)
Только водный транспорт
Группа С –
основной фрахт оплачен
CFR
Cost and Freight (named port destination) Стои- мость и фрахт (название порта назначения)
Только водный транспорт
CIF
Cost, Insurance and Freight (named port of destination) Стоимость, страхование и фрахт
(название порта назначения)
Только водный транспорт
CPT
Carriage paid to (named place of destination) Пере- возка оплачена до (название места назначения)
Любой тран- спорт
CIP
Carriage and Insurance paid to (named place of destination) Перевозка и страхование оплачены до (название места назначения)
Любой тран- спорт
Группа D – при- бытие
DAT
Delivered at terminal Поставка до терминала
Любой тран- спорт
DAP
Delivered at place (named place of destination)
Поставка в пункте назначения
Любой тран- спорт
DDP
Delivered duty paid (named place of destination)
Поставка с оплатой пошлины (название места назначения)
Любой тран- спорт
«Инкотермс-2000» включает описание 11 базисных условий контрактов.
Условия выделены в зависимости от обязанностей, которые берут на себя продавец и покупатель, от используемого транспорта, величины транспорт- ных расходов, включаемых в цену, видов и величины сопутствующих рас- ходов (погрузка-разгрузка, страхование, таможенное оформление), момента перехода рисков с продавца на покупателя.
6
Любой транспорт, включая смешанные перевозки.
7
Только морской и внутренний водный транспорт.
150
Эти 11 условий формируют 4 группы:
– группа Е включает условие ЕХW, согласно которому покупатель полу- чает готовый к отправке товар близ завода продавца;
– группа F включает условия, согласно которым продавец обязан доста- вить товар до транспортных средств, указанных покупателем. При этом возможно включение в цену и дополнительных расходов по погрузке товара на транспортное средство (FОВ). Стоимость основной перевозки в соответствии с этими условиями в цену не включается, и все свя- занные с ней расходы и риски несет покупатель, оплачивая их сверх цены;
– группа С включает условия, по которым продавец заключает договор перевозки, но при этом не несет риска потери и повреждения груза во время перевозки, а также дополнительных расходов после нее. Внут- ри этой группы условий цены могут включать или не включать расходы на страхование;
– группа D включает условия, по которым продавец несет все риски и затраты, связанные с доставкой груза в пункт назначения. Вариации условий этой группы зависят от дополнительных расходов по разгрузке,
дополнительной транспортировке до места назначения, по таможенному оформлению и т. д. По условиям DAT товар переходит в распоряжение покупателя после доставки его на терминал и разгрузки с прибывшего транспортного средства. По условию DAP товар переходит в распоря- жение покупателя в указанном месте назначения готовым для разгрузки.
Цены контрактов, заключенных на условиях группы D, оказываются наиболее высокими, поскольку они в максимальной степени включают дополнительные расходы.
Анализируя распределение расходов между продавцом и покупате- лем при разных условиях заключения контракта в соответствии с «Инко- термс-2010», можно заключить, что минимальные расходы и обязанности возлагаются на продавца при заключении контракта на условии ЕХW, а мак- симальные – на условии DDP, где предусмотрено исполнение продавцом даже таможенных формальностей по импорту (табл. 8.2).
Выбор базисных условий поставки зависит от многих факторов, свя- занных с характеристикой товара, конъюнктурой рынка, ситуацией в странах- контрагентах и т. д. Например, по товарам, производство которых сконцен- трировано в ряде мест, а потребление, напротив, повсеместно, цены тяго- теют к местам производства или добычи. Высокая конкуренция на рынке импортера заставляет экспортера предлагать условия, включающие достав- ку. Налаженные отношения с перевозчиками и страховщиками стимулируют участников сделки брать на себя эти расходы в надежде на получение льгот и, соответственно, дополнительной прибыли или экономии за счет разницы
151