Файл: Учебнометодическое пособие для бакалавров по направлению 38. 03. 02 Менеджмент Саратов Издательство Саратовского университета 2022 удк.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2023

Просмотров: 697

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

9.2. Индексы цен
В условиях рыночной экономики существуют противоположные направ- ления в движении цен на различные товары. Но как бы ни было разно- образно движение цен на отдельные товары, существует общая тенденция этого движения. Показателем, характеризующим общее изменение цен всей совокупности товаров, является индекс цен.
Индекс цен – это относительный показатель, характеризующий измене- ние во времени или соотношение в пространстве цен какого-либо товара,
отдельной товарной группы или всей их совокупности. При расчетах ин- дексов цен используются текущие данные, обозначаемые в формулах «1»,
и базисные данные, обозначаемые «0».
Классифицировать индексы можно по разным признакам.
I. По степени охвата
исследуемых товаров
Индивидуальные индексы цен характеризуют изменение цены единицы какого-либо одного товара:
i
p
=
p
1
p
0
.
Сводные индексы цен рассчитываются для изучения динамики цен всей совокупности товаров, создаваемых и обращающихся в одной конкретной отрасли (сводный индекс отпускных цен в промышленности, закупочных цен в сельском хозяйстве, на потребительские товары и услуги и т. д.). Они могут быть разделены на общие и групповые индексы цен.
Общие индексы цен рассчитываются для всей совокупности разноимен- ных товаров, например индексы цен на все непродовольственные товары.
Основной формой общих индексов цен являются агрегатные индексы, об- ладающие синтетическим (посредством индексного метода производится со- единение, агрегирование несоизмеримых товаров) и аналитическим свойст- вом (посредством индексного метода определяется влияние факторов на из- менение результативного показателя, например товарооборот).
Групповые индексы цен рассчитываются для отдельных более или ме- нее однородных групп товаров, составляющих часть всей их совокупности,
например индексы цен на ткани, мебель, обувь.
Переход от совокупности товаров, непосредственно несоизмеримых и не суммируемых, к совокупности соизмеримых товаров производится путем введения соизмерителей, или весов индекса. Веса как в числителе, так и в знаменателе должны быть одинаковыми, а цена – разной, в результате изме- нение цены изолируется от влияния изменения веса. Выбор соизмерителей
(весов) зависит от поставленной задачи.
170


Применяются индексы Пааше и Ласпейреса:
индекс Пааше: I
p
=
n

i=1
p
1
× q
1
n

i=1
p
0
× q
1
;
индекс Ласпейреса: I
p
=
n

i=1
p
1
× q
0
n

i=1
p
0
× q
0
.
Сравнивая числитель и знаменатель формулы Пааше, получим показа- тель абсолютного прироста товарооборота за счет изменения цен в текущем периоде по сравнению с базисным.
Применение разных формул дает неодинаковые результаты, индекс Лас- пейреса, как правило, больше, чем индекс Пааше. Эта систематическая за- висимость двух индексов впервые была замечена американским ученым
Гершенкроном и названа эффектом Гершенкрона. С целью избежания этого несоответствия применяют «идеальный» индекс И. Фишера, построенный на основе геометрического «скрещивания» двух индексов:
I
p
=
v u
u u
u u
t
n

i=1
p
1
× q
1
n

i=1
p
0
× q
1
×
n

i=1
p
1
× q
0
n

i=1
p
0
× q
0
.
Но данная формула лишена экономического содержания, так как раз- ность между числителями и знаменателями не показывает реальной эконо- мии или потерь вследствие изменения цен и в основном используется при значительном изменении структуры весов.
Используется также формула Маршалла – Эджворта:
I
p
=
n

i=1
p
1
×
q
0
+q
1 2
n

i=1
p
0
×
q
0
+q
1 2
.
Эта формула дает результаты, лишенные отклонений, свойственных формулам Пааше и Ласпейреса, она нашла распространение в индексных расчетах ряда стран, но более широкому использованию препятствует то же обстоятельство, что и более широкому применению формулы Пааше – отсут- ствие данных, позволяющих установить веса текущего периода.
Формулы Ласпейреса и Пааше могут быть преобразованы в среднюю арифметическую взвешенную и среднюю гармоническую взвешенную:
I
p
=
n

i=1
i
pi
× (p
0
× q
0
)
i
n

i=1
(p
0
× q
0
)
i
=
n

i=1
i
pi
× d
0i
, I
p
=
n

i=1
(p
1
× q
1
)
i
n

i=1
(p
1
×q
1
)
i
i
pi1
,
171
где d
0i
– удельный вес товара на рынке (стоимость отдельного товара в сумме всего товарооборота).
Выражение общего индекса цен через индивидуальные индексы позво- ляет наглядно представить как динамику цен по отдельным товарам, так и их роль в формировании общего индекса.
До экономических реформ отечественная статистика использовала в ос- новном индекс Пааше, но данный индекс требует сбора и обработки больших объемов информации для формирования весов. Поэтому начиная с 1991 г.
государственная статистика определяет индексы цен по формуле Ласпейреса,
которую используют исследователи и в зарубежной практике. Особенно ши- рокое применение приобрела данная формула при расчете индексов потре- бительских цен и в производственном секторе. Индекс Пааше применяется в сельском хозяйстве и торговле.
II. По базе сравнения
По базе сравнения выделяют индексы динамические и территориальные. Динамические индексы цен отра- жают изменение цен во времени. Они могут быть недельные, за месяц,
квартальные, годовые. Данный тип индексов делится на базисные и цепные.
Базисные индексы цен

p
1
p
0
,
p
2
p
0
,
p
3
p
0

– это система (ряд) последовательно вычисляемых индексов цен одного и того же вида товара или группы товаров с постоянной базой сравнения. Выбор базисного периода определяется зада- чей, для которой строится индекс, но обычно используют два правила: ли- бо база сравнения представляет стабильный уровень, либо – экстремальное значение. Базисные индексы дают более наглядную характеристику общей тенденции изменения цен.
Цепные индексы цен

p
1
p
0
,
p
2
p
1
,
p
3
p
2

– это система (ряд) индексов цен од- ного и того же товара или товарной группы, вычисляемых с переменной базой сравнения. Цепные индексы более четко отражают последовательность изменения цен во времени.
Базисные и цепные индексы исчисляются как индивидуальные, так и об- щие. Для индивидуальных индексов произведение цепных индексов всегда дает базисный индекс цен. Отношение двух базисных индексов цен дает цеп- ной индекс цен. Для общих индексов цен эта зависимость будет иметь место только при условии что ряд общих индексов рассчитан с одними и теми же весами, т. е. для индексов с постоянными весами. Разновидность базисных и цепных индексов приведена в табл. 9.1.
Территориальные индексы цен применяются для межрегиональных сравнений. Особой проблемой является выбор системы весов. В террито- риальных индексах каждый регион с одинаковым основанием может быть принят в качестве как сравниваемого, так и базы сравнения. Решающую роль играет цель статистического исследования.
172


Таблица 9.1
Цепные и базисные индексы цен
Форма индекса цен
Индексы цен
Базисные
Цепные
Индивидуальные
p
1
p
0
,
p
2
p
0
,
p
3
p
0
. . .
p
1
p
0
,
p
2
p
1
,
p
3
p
2
. . .
Агрегатные
С перемен- ными ве- сами
n

i=1
p
1
× q
1
n

i=1
p
0
× q
1
,
n

i=1
p
2
× q
2
n

i=1
p
0
× q
2
, . . .,
n

i=1
p
n
× q
n
n

i=1
p
0
× q
n
n

i=1
p
1
× q
1
n

i=1
p
0
× q
1
,
n

i=1
p
2
× q
2
n

i=1
p
1
× q
2
, . . .,
n

i=1
p
n
× q
n
n

i=1
p
n
1
× q
n
С постоян- ными ве- сами
n

i=1
p
1
× q
0
n

i=1
p
0
× q
0
,
n

i=1
p
2
× q
0
n

i=1
p
0
× q
0
, . . .,
n

i=1
p
n
× q
0
n

i=1
p
0
× q
0
n

i=1
p
1
× q
0
n

i=1
p
0
× q
0
,
n

i=1
p
2
× q
0
n

i=1
p
1
× q
0
, . . .,
n

i=1
p
n
× q
0
n

i=1
p
n
1
× q
0
При сравнении уровня цен на определенный товар, реализуемый в двух регионах N и K, возможно несколько вариантов взвешивания:
I
p
=
n

i=1
p
N
× q
N
n

i=1
p
K
× q
N
,
I
p
=
n

i=1
p
N
× q
K
n

i=1
p
K
× q
K
,
I
p
=
n

i=1
p
N
× q
n

i=1
p
K
× q
,
где q = q
N
+ q
K
Разное взвешивание дает разные результаты, но какой бы регион ни был принят за базу сравнения, результаты не будут противоречить друг другу.
Кроме того, можно для расчетов территориальных индексов использовать индекс Фишера
I
p
=
v u
u u
t
n

i=1
p
N
×q
N
n

i=1
p
K
×q
N
×
n

i=1
p
N
×q
K
n

i=1
p
K
×q
K
.
III. По составу явления
По составу явления выделяют индекс цен переменно- го состава, индекс цен постоянного (фиксированного)
состава и индекс структурных сдвигов. Изменение средних цен может от- ражать не только изменение цены, но и долю продажи отдельного товара на рынке. Если уровень цен товара на разных рынках разный, то и доли продаж на каждом рынке в общем объеме продаж неодинаковы. Уровень цен товара на рынках определяется как средняя арифметическая взвешенная.
173


Доля каждого рынка в общем объеме продаж данного товара рассчиты- вается по формуле
d
i
=
q
i
n

i=1
q
i
;
где n – количество рынков.
Индекс цен переменного состава отражает не только изменение цен,
но и структуру продаж:
I
пс
=
p
1
p
0
=
n

i=1
p
1
× q
1
n

i=1
q
1
÷
n

i=1
p
0
× q
0
n

i=1
q
0
=
n

i=1
p
1
× d
1
n

i=1
p
0
× d
0
.
Данный индекс динамики средних цен может быть применен только для одноименных товаров на разных рынках. Нельзя построить такой индекс для цен разных товаров.
Индекс постоянного (фиксированного) состава – это индекс, исчислен- ный с весами, зафиксированными на уровне текущего периода, и показыва- ющий изменение только цены:
I
фс
=
n

i=1
p
1
× q
1
n

i=1
q
1
÷
n

i=1
p
0
× q
1
n

i=1
q
1
=
n

i=1
p
1
× q
1
n

i=1
p
0
× q
1
=
n

i=1
p
1
× d
1
n

i=1
p
0
× d
1
.
Индекс структурных сдвигов – это индекс, характеризующий влияние изменения структуры продажи какого-либо товара на динамику среднего уровня цены:
I
сс
=
n

i=1
p
0
× q
1
n

i=1
q
1
÷
n

i=1
p
0
× q
0
n

i=1
q
0
=
n

i=1
p
0
× d
1
n

i=1
p
0
× d
0
.
Между индексами переменного, фиксированного состава и индексом структурных сдвигов существует взаимосвязь:
I
пс
= I
фс
× I
сс
.
174

9.3. Применение уровня и индекса цен в экономическом анализе
Уровень и индекс цен являются экономическими категориями, достаточ- но широко применяемыми для анализа как микро-, так и макроэкономиче- ских процессов и явлений.
Покупательная способность
денег
Уровень цен неразрывно связан с покупательной способностью дохода населения, величиной, изме- ряемой товарным эквивалентом денежному дохо- ду и представляющей относительный показатель – относительный уровень цен. Покупательная способность денежного дохода показывает возможность купить какое-либо количество товара на величину среднедушевого денежно- го дохода, средней заработной платы, среднего размера пенсий и т. д.:
Пс = Д/p,
где Пс – покупательная способность; Д – среднедушевой денежный доход;
p
– средняя цена товара.
Расчет можно вести как для всего населения, так и для отдельных соци- альных групп в целом по стране или по отдельным регионам.
Относительный уровень цен позволяет дать дифференцированную ха- рактеристику уровня цен и произвести межотраслевое, межрегиональное и международное сравнение. Следовательно, при оценке уровня цен одна и та же цена может быть как высокой, так и низкой в зависимости от доходов потребителей.
Таким образом, цена выражает стоимость товара в денежных единицах,
а покупательная способность – это стоимость денег, выраженная в товарах,
т. е. она показывает, сколько товаров можно купить на одну денежную едини- цу. При расчете покупательной способности рубля необходимо использовать уровень только потребительских цен и следует иметь в виду, что покупатель- ная способность денег находится под влиянием одних лишь цен только при неизменности вида и качества товаров, структуры цен, отсутствия теневого рынка. На уровень цен оказывают влияние многообразные ассортиментные сдвиги – появление новых видов товаров, исчезновение старых, изменение доли отдельных товаров в структуре потребления, сезонные колебания цен.
Индекс потребительских цен
Одним из важнейших статистических показа- телей, широко используемым в экономической и социальной политике государства, является индекс потребительских цен
(ИПЦ) (consumer price index, CPI). Индекс потребительских цен применяется для пересмотра правительственных социальных программ, служит основой повышения минимальной заработной платы, индексации прожиточного ми- нимума, индексации минимальной пенсии, обоснования субсидий и дотаций к ценам, не допускающих снижения уровня потребления населением товаров
175

и услуг первой необходимости. Кроме того, индекс потребительских цен используется в определении государственной политики в области финансов,
регулировании реального курса национальной валюты, анализе и прогнозе ценовых процессов.
Особую роль ИПЦ играет и в пересчете из текущих в сопоставимые цены показателей системы национальных счетов, и в оценке динамики цен на потребительские товары и платные услуги населению. ИПЦ используют для оценки изменения стоимости жизни и уровня инфляции в стране. Его относят к числу важнейших показателей, характеризующих уровень жизни населения и отражающих эффективность проводимых в стране экономичес- ких реформ. При расчете ИПЦ предполагается, что приобретение, исполь- зование и оплата совпадают во времени.
Индекс потребительских цен характеризует изменение во времени об- щего уровня цен на товары и услуги, приобретаемые населением для непро- изводственного потребления. В основу расчета положено понятие потреби- тельской «корзины»:
ИПЦ (I
P
) = Стоимость фиксированной потребительской «корзины»
в текущих ценах / Стоимость этой же «корзины» в базисных ценах.
«Корзина» основных потребительских товаров и услуг фиксирована для того, чтобы данному уровню жизни соответствовало одно и то же значение индекса. При таком подходе изменение ИПЦ может вызываться только изме- нением цен, но не переменами в структуре потребления в результате изме- нения доходов или приобретения других товаров. Поэтому ИПЦ называют индексом стоимости жизни.
Индекс потребительских цен рассчитывается в соответствии с постанов- лением Госкомстата РФ от 25.03.2002 № 23 «Основные положения о порядке наблюдения за потребительскими ценами и тарифами на товары и плат- ные услуги, оказанные населению, и определения индекса потребительских цен»
2
по трем укрупненным группам:
– продовольственных товаров;
– непродовольственных товаров;
– платных услуг населению.
В набор товаров и услуг включены товары и услуги массового потре- бительского спроса, а также отдельные товары и услуги необязательного пользования (легковые автомобили, ювелирные изделия из золота, алкоголь- ные напитки и т. д.). Отбор позиций произведен с учетом их относитель- ной важности для потребления населения, представительности с точки зре- ния отражения динамики цен на однородные товары, устойчивого наличия их в продаже. Новые товары и услуги включаются в набор для наблюдения
2
URL: https://bazanpa.ru/goskomstat (дата обращения: 20.08.2021)
176