Файл: Учебнометодическое пособие для бакалавров по направлению 38. 03. 02 Менеджмент Саратов Издательство Саратовского университета 2022 удк.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2023

Просмотров: 699

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
за потребительскими ценами в тех случаях, когда их доля составляет 0,1%
от общих потребительских расходов населения.
Индекс покупательной
способности денег
Если взять соотношение, обратное ИПЦ, его величина покажет изменение покупательной способности денег,
находящихся на руках у населения:
I
псд
=
1
ИПЦ
.
Если, например, ИПЦ составил 107,5%, это означает, что цена на по- требительские товары и услуги в среднем увеличилась на 7,5%, а величина,
обратная ему (1 : 1,075 = 0,93), показывает, что покупательная способность денег снизилась на 7%, т. е. на ту же сумму денег население купит товаров на 7% меньше.
Расчет уровня и динамики
инфляции
Помимо показателя дефлятора, рассчитываемого с помощью формулы Паше, для анализа динамики цен используется и ИПЦ. Размер инфляции рассчи- тывается по формуле
π = (I
P
1) × 100.
Данный показатель характеризует, на сколько процентов увеличились цены. Например, инфляция в 15% соответствует индексу цен, равному 115%
или 1,15.
При изучении динамики уровня инфляции используют норму инфляции,
выраженную в процентах и показывающую, на сколько процентов изменился уровень инфляции за изучаемый период времени:
N =
I
n
− I
n
1
I
n
1
× 100%.
Кроме основных показателей инфляции статистика цен рассчитывает показатели, характеризующие уровень инфляции в отдельных секторах эко- номики – индекс цен производителей, индекс оптовых цен на отдельные товары, конечную и промежуточную продукцию, сырье и материалы.
Расчет индексов фондового
рынка
Изучение динамики фондового индекса позволяет обоснованно судить о текущей конъюнктуре фон- дового рынка, инвестиционной привлекательности тех или иных компаний и их ценных бумаг.
Фондовый индекс – это статистическая средняя величина, рассчитанная на основе курсовой стоимости входящих в него ценных бумаг, курсовая стоимость которых фиксируется через определенные промежутки времени.
177

Существует значительное разнообразие индексов. Биржи рассчитывают свои индексы на основе котируемых на них акций. Аналитические компа- нии имеют свои индексы. Индексы могут насчитывать как большое число бумаг (индексы с широкой базой), так и небольшое их количество (индексы с узкой базой). При расчете большей части индексов во внимание принима- ется не просто курсовая стоимость акции компании, включенная в индекс,
а произведение цены акции на количество обращающихся акций. Таким об- разом, цена акции взвешивается по их количеству.
Самым известным и первым по времени появления стал индекс Доу
Джонса, рассчитываемый для промышленности (курс акций 30 крупнейших компаний, котируемых на Нью-Йоркской фондовой бирже), для транспорта
(показатель курсов акций 20 транспортных компаний), для 15 коммунальных компаний газо- и электроснабжения. Также совокупный индекс рассчитыва- ется на основе вышеуказанных 65 компаний.
Индекс Доу Джонса рассчитывается как среднеарифметическое курсов акций выбранных компаний:
J
D
−G
=
n

i=1
P
i
K
,
где P
i
– цена акции; n – число компаний; K – коэффициент-делитель.
Другим важнейшим биржевым индексом, используемым в США,
является
индекс
информационной
компании
«Стэндэрд
энд
пурз»
(«Standard&Poor’s»), который рассчитывается в двух вариантах – для
500 и для 100 компаний. В расчет индекса «SР-500» включаются акции
400 промышленных, 20 транспортных, 40 финансовых и 40 коммунальных компаний. В основном в расчет индекса включаются акции, которые котиру- ются на Нью-Йоркской фондовой бирже (около 80% стоимости листинговых акций этой биржи), однако включен также ряд акций, которые котируются на Американской фондовой бирже и находятся во внебиржевом обороте.
Методика расчета этого индекса более сложная, чем индекса Доу Джон- са, но этот индекс является более точным индикатором состояния экономики,
так как, во-первых, в нем представлено большее количество акций, и во- вторых, величина индекса зависит не только от рыночного курса акций, но и от их количества:
J
SP
500
=
n

i=1
P
i
× q
i
n

i=1
P
0i
× q
i
× 10,
где P
i
– текущая цена i-й акции; P
0i
– цена i-й акции в базисном периоде;
q
– количество акций, выпущенное i-й компанией.
178


Помимо названных выше индексов в США используется и ряд других.
Так, индекс Нью-Йоркской фондовой биржи исчисляется по всем акциям,
которые котируются на этой бирже (около 2200 компаний). По существу он представляет собой среднюю (взвешенную по количеству) цену этих ак- ций. За базу взято значение индекса, равное 50,00 на момент закрытия биржи
31 декабря 1965 г. Если, например, индекс 13.03.1996 г. достиг 265 пунктов,
это значит, что средняя цена акций с 31.12.1965 г. по 13.03.1997 г. выросла в 5 с лишним раз.
Из других американских индексов можно отметить также индекс
Национальной ассоциации дилеров по ценным бумагам НАСДАК (National
Assosiation of Securities Dealers Automatec Quotation – NASDAQ). В рас- чет этого индекса включены акции около 3500 компаний, которые обраща- ются на внебиржевом рынке. Индекс рассчитывается аналогично индексу
«SР-500». Впервые этот индекс был рассчитан в феврале 1971 г. и равен
100 пунктам.
В других странах для характеристики фондового рынка используются свои собственные индексы.
Индекс «Financial Times (FT)» предназначен для показа движения цен акций на Лондонской фондовой бирже, исчисляется по двум подгруппам ак- ций – 30 лидирующим на рынке компаниям и 100 мелким, – введен в 1935 г.
Индекс FТ – равновзвешенная геометрическая средняя из относительных цен акций:
I
FT
=
n
s
n

i=1
P
it
P
it
1
,
где P
it
, P
it
1
– цены акций i-й компании текущего периода и предшествую- щего; n – число акций в индексе в период времени t – последовательные промежутки времени, в которые вычисляется индекс.
Индекс газеты «Таймс» ежедневный, публикуется с 1964 г., рассчитан по всем предприятиям и отдельно по 2 подгруппам акций. Одна подгруппа включает 50 крупнейших компаний, другая состоит из 100 компаний с капи- талом ниже 60 млн ф. ст. в 1964 г. Индекс курсов акций «Футси-100» – ин- декс акций 100 ведущих британских компаний, зарегистрированных на Лон- донской фондовой бирже, обеспечивающих постоянную информацию об из- менении цен на акции. Он был введен 3 января 1984 г. с базовой величи- ной 1000. Индекс курсов акций «Футси-100 Евротрак» – взвешенный ин- декс акций 100 европейских компаний, которые обеспечивают мгновенную информацию о функционировании и направлении движения рынка акций континентальной Европы и Ирландии. Введен в 1990 г.
К основным российским фондовым индексам относится индекс Москов-
ской биржи (ранее индекс ММВБ). Это ценовой, взвешенный по рыноч-
179

ной капитализации композитный фондовый индекс. Рассчитывается на ба- зе 50 наиболее ликвидных акций крупнейших и динамично развивающихся российских эмитентов, виды экономической деятельности которых относят- ся к основным секторам экономики, представленных на Московской бирже.
Перечень эмитентов и их вес в индексе пересматриваются раз в квартал.
Индекс Московской биржи рассчитывается как отношение суммар- ной рыночной капитализации акций, включенных в базу расчета индек- са, к суммарной рыночной капитализации этих акций на начальную дату,
умноженное на значение индекса на начальную дату. При расчете рыноч- ной капитализации учитываются цена и количество соответствующих акций,
свободно обращающихся на организованном рынке ценных бумаг, которым соответствует доля акционерного капитала эмитента, выражаемая значением коэффициента free-float.
Вопросы для контроля
1. Чем занимается статистика цен? Каковы этапы статистического иссле- дования цен?
2. Назовите различия между индивидуальным уровнем цены и средней ценой.
3. Как статистика цен рассчитывает среднюю цену?
4. Почему формула простой средней практически не применяется для расчета средней цены?
5. В чем сходство и различие понятий «цена» и «покупательная спо- собность рубля»?
6. Назовите условия, при которых покупательная способность рубля на- ходится под влиянием только цен.
7. Назовите признаки классификации индексов цен.
8. Зачем необходимы веса в расчете индексов цен? Какие используются веса в формулах Пааше, Ласпейреса, Фишера и Маршалла Эджворта?
9. В чем заключается недостаток формулы Фишера?
10. Назовите различия между цепными и базисными индексами. В чем их взаимосвязь?
11. В каких случаях целесообразно исчислять агрегатные индексы цен,
а в каких средние?
12. Для расчета каких показателей используется индексный метод?
13. Объясните роль индексного метода в расчете индексов фондового рынка.
14. Какова методика расчета индекса потребительских цен? Какое мак- роэкономическое явление можно оценивать с помощью его уровня?
15. О чем свидетельствует норма инфляции?

1   ...   13   14   15   16   17   18   19   20   21

Часть
2
ПРАКТИКУМ
1. Общая теория цены и ценообразования
Тест
1. К авторам трудовой теории стоимости и цены относятся:
a) К. Менгер, У. Джевонс, Ф. Визер,
b) А. Смит, Д. Рикардо, К. Маркс,
c) Аристотель, А. Маршалл.
2. К родоначальникам теории цены относятся:
a) К. Менгер, У. Джевонс, Ф. Визер,
b) А. Смит, Д. Рикардо, К. Маркс,
c) Аристотель.
3. Первым ученым, разграничившим понятия «стоимость» и «цена», был:
a) Ф. Аквинский,
b) Святой Августин,
c) Дж. Кларк,
d) Дж. Робинсон,
e) К. Маркс.
4. За последние 200 лет произошли сдвиги в рыночной экономике, усилив- шие позиции в процессе ценообразования:
a) потребителей,
b) производителей (продавцов),
c) государства.
5. Сущность цены, проявляющаяся в распределении и перераспределении до- ходов, а также в перераспределении вновь созданной стоимости, отражается в функции:
a) учетно-измерительной,
b) стимулирующей,
c) перераспределительной,
d) рационального размещения производства и ресурсов,
e) регулирующей.
6. Устанавливая высокие розничные цены престижных товаров и предметов роскоши – автомобилей, ювелирных изделий, – государство позволяет ценам осуществлять функцию:
181
a) учетно-измерительную,
b) стимулирующую,
c) перераспределительную,
d) регулирующую.
7. Через цены осуществляется связь между производством и потреблением,
предложением и спросом. Цена здесь выполняет функцию:
a) учетно-измерительную,
b) стимулирующую,
c) перераспределительную,
d) регулирующую.
8. С помощью механизма цен для получения более высокой прибыли осуществляется перелив капиталов из одного сектора экономики в другой сектор с более высокой нормой прибыли благодаря функции:
a) учетно-измерительной,
b) средства рационального размещения ресурсов в производстве c) стимулирующей,
d) перераспределительной,
e) регулирующей.
9. Элементами структуры цены является:
a) себестоимость,
b) 25% прибыли,
c) НДС.
10. Состав цены конкретного вида продукции отражает:
a) совокупность различных элементов цены,
b) доходы и расходы компании,
c) методы распределения косвенных затрат,
d) эффективность производства.
11. Полная себестоимость продукции включает в себя:
a) амортизацию,
b) акциз,
c) торговую надбавку,
d) все вышеперечисленное.
12. В цеховую себестоимость не включаются:
a) топливо и энергия,
b) полуфабрикаты,
c) коммерческие расходы.
13. Оптовая цена предприятия без НДС включает:
a) себестоимость продукции,
b) прибыль оптового предприятия,
c) снабженческо-сбытовую надбавку,
d) затраты розничного продавца.
182


14. Снабженческо-сбытовая надбавка включает:
a) производственную себестоимость,
b) полную себестоимость,
c) затраты оптового посредника,
d) прибыль предприятия-производителя.
15. В производственную себестоимость включаются:
a) коммерческие расходы,
b) цеховая себестоимость,
c) расходы на содержание склада.
16. В прямые (технологические) затраты предприятия не включаются:
a) коммерческие расходы,
b) отчисления на социальные нужды,
c) заработная плата производственных рабочих,
d) сырье и материалы.
17. Плановая калькуляция себестоимости разрабатывается на основе факти- ческих затрат на выпуск и реализацию продукции.
a) верно,
b) неверно.
18. В состав себестоимости продукции включается:
a) капитальные затраты;
b) амортизация основных фондов;
c) НДС.
19. Косвенные расходы в состав полной себестоимости единицы продукции:
a) не включаются;
b) включаются прямо и непосредственно в себестоимость тех видов про- дукции, с производством которых они связаны;
c) включаются путем распределения по изделиям путем применения спе- циальных методов.
20. Затраты, связанные с изготовлением одного определенного вида изделий,
относят к:
a) прямым,
b) косвенным,
c) накладным,
d) основным.
21. Затраты, связанные с изготовлением нескольких видов изделий или с раз- личными стадиями обработки изделий, называют:
a) прямыми,
b) косвенными,
c) накладными,
d) основными.
183

22. К постоянным затратам следует отнести:
a) оплату топлива,
b) стоимость материалов,
c) сдельную заработную плату основных производственных рабочих,
d) заработную плату управленческого персонала.
23. Как классифицируются затраты, совокупные величины которых изменя- ются в меньшей степени, чем объем производства?
a) переменные дегрессивные,
b) переменные прогрессивные,
c) переменные пропорциональные,
d) дискреционные.
24. Прогрессирующие затраты:
a) снижают себестоимость продукции,
b) увеличивают себестоимость продукции,
c) не оказывают влияния на себестоимость продукции;
d) увеличивают прибыль организации.
25. Затраты на электроэнергию выступают прямыми затратами для одних организаций и косвенными для других организаций:
a) да, это так,
b) утверждение неверно,
c) данные затраты всегда относят только к косвенным.
26. Затраты на бутылки, используемые при производстве безалкогольного напитка «Колокольчик», это:
a) косвенные затраты,
b) прямые затраты,
c) накладные затраты.
27. Формирование цены на подакцизную продукцию предполагает следу- ющий порядок расчета косвенных налогов:
a) сначала НДС, потом акциз,
b) сначала акциз, потом НДС,
c) все ответы не верны.
28. Розничная торговая надбавка включает:
a) затраты торговой компании, цены на реализуемые товары, прибыль торговой компании,
b) затраты торговой компании, затраты оптового звена, прибыль торго- вой компании,
c) затраты торговой организации, прибыль торговой организации, НДС.
29. В ситуации, когда поставщик желает задать цену конечных продаж, роз- ничный торговец воспользуется формулой для определения цены, по которой он согласится этот товар взять:
a) Розничная цена = Продажная цена оптового посредника
× (1+ Доля торговой надбавки),
184