Файл: Учебнометодическое пособие для бакалавров по направлению 38. 03. 02 Менеджмент Саратов Издательство Саратовского университета 2022 удк.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.11.2023
Просмотров: 699
Скачиваний: 4
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
за потребительскими ценами в тех случаях, когда их доля составляет 0,1%
от общих потребительских расходов населения.
Индекс покупательной
способности денег
Если взять соотношение, обратное ИПЦ, его величина покажет изменение покупательной способности денег,
находящихся на руках у населения:
I
псд
=
1
ИПЦ
.
Если, например, ИПЦ составил 107,5%, это означает, что цена на по- требительские товары и услуги в среднем увеличилась на 7,5%, а величина,
обратная ему (1 : 1,075 = 0,93), показывает, что покупательная способность денег снизилась на 7%, т. е. на ту же сумму денег население купит товаров на 7% меньше.
Расчет уровня и динамики
инфляции
Помимо показателя дефлятора, рассчитываемого с помощью формулы Паше, для анализа динамики цен используется и ИПЦ. Размер инфляции рассчи- тывается по формуле
π = (I
P
− 1) × 100.
Данный показатель характеризует, на сколько процентов увеличились цены. Например, инфляция в 15% соответствует индексу цен, равному 115%
или 1,15.
При изучении динамики уровня инфляции используют норму инфляции,
выраженную в процентах и показывающую, на сколько процентов изменился уровень инфляции за изучаемый период времени:
N =
I
n
− I
n
−1
I
n
−1
× 100%.
Кроме основных показателей инфляции статистика цен рассчитывает показатели, характеризующие уровень инфляции в отдельных секторах эко- номики – индекс цен производителей, индекс оптовых цен на отдельные товары, конечную и промежуточную продукцию, сырье и материалы.
Расчет индексов фондового
рынка
Изучение динамики фондового индекса позволяет обоснованно судить о текущей конъюнктуре фон- дового рынка, инвестиционной привлекательности тех или иных компаний и их ценных бумаг.
Фондовый индекс – это статистическая средняя величина, рассчитанная на основе курсовой стоимости входящих в него ценных бумаг, курсовая стоимость которых фиксируется через определенные промежутки времени.
177
от общих потребительских расходов населения.
Индекс покупательной
способности денег
Если взять соотношение, обратное ИПЦ, его величина покажет изменение покупательной способности денег,
находящихся на руках у населения:
I
псд
=
1
ИПЦ
.
Если, например, ИПЦ составил 107,5%, это означает, что цена на по- требительские товары и услуги в среднем увеличилась на 7,5%, а величина,
обратная ему (1 : 1,075 = 0,93), показывает, что покупательная способность денег снизилась на 7%, т. е. на ту же сумму денег население купит товаров на 7% меньше.
Расчет уровня и динамики
инфляции
Помимо показателя дефлятора, рассчитываемого с помощью формулы Паше, для анализа динамики цен используется и ИПЦ. Размер инфляции рассчи- тывается по формуле
π = (I
P
− 1) × 100.
Данный показатель характеризует, на сколько процентов увеличились цены. Например, инфляция в 15% соответствует индексу цен, равному 115%
или 1,15.
При изучении динамики уровня инфляции используют норму инфляции,
выраженную в процентах и показывающую, на сколько процентов изменился уровень инфляции за изучаемый период времени:
N =
I
n
− I
n
−1
I
n
−1
× 100%.
Кроме основных показателей инфляции статистика цен рассчитывает показатели, характеризующие уровень инфляции в отдельных секторах эко- номики – индекс цен производителей, индекс оптовых цен на отдельные товары, конечную и промежуточную продукцию, сырье и материалы.
Расчет индексов фондового
рынка
Изучение динамики фондового индекса позволяет обоснованно судить о текущей конъюнктуре фон- дового рынка, инвестиционной привлекательности тех или иных компаний и их ценных бумаг.
Фондовый индекс – это статистическая средняя величина, рассчитанная на основе курсовой стоимости входящих в него ценных бумаг, курсовая стоимость которых фиксируется через определенные промежутки времени.
177
Существует значительное разнообразие индексов. Биржи рассчитывают свои индексы на основе котируемых на них акций. Аналитические компа- нии имеют свои индексы. Индексы могут насчитывать как большое число бумаг (индексы с широкой базой), так и небольшое их количество (индексы с узкой базой). При расчете большей части индексов во внимание принима- ется не просто курсовая стоимость акции компании, включенная в индекс,
а произведение цены акции на количество обращающихся акций. Таким об- разом, цена акции взвешивается по их количеству.
Самым известным и первым по времени появления стал индекс Доу
Джонса, рассчитываемый для промышленности (курс акций 30 крупнейших компаний, котируемых на Нью-Йоркской фондовой бирже), для транспорта
(показатель курсов акций 20 транспортных компаний), для 15 коммунальных компаний газо- и электроснабжения. Также совокупный индекс рассчитыва- ется на основе вышеуказанных 65 компаний.
Индекс Доу Джонса рассчитывается как среднеарифметическое курсов акций выбранных компаний:
J
D
−G
=
n
∑
i=1
P
i
K
,
где P
i
– цена акции; n – число компаний; K – коэффициент-делитель.
Другим важнейшим биржевым индексом, используемым в США,
является
индекс
информационной
компании
«Стэндэрд
энд
пурз»
(«Standard&Poor’s»), который рассчитывается в двух вариантах – для
500 и для 100 компаний. В расчет индекса «SР-500» включаются акции
400 промышленных, 20 транспортных, 40 финансовых и 40 коммунальных компаний. В основном в расчет индекса включаются акции, которые котиру- ются на Нью-Йоркской фондовой бирже (около 80% стоимости листинговых акций этой биржи), однако включен также ряд акций, которые котируются на Американской фондовой бирже и находятся во внебиржевом обороте.
Методика расчета этого индекса более сложная, чем индекса Доу Джон- са, но этот индекс является более точным индикатором состояния экономики,
так как, во-первых, в нем представлено большее количество акций, и во- вторых, величина индекса зависит не только от рыночного курса акций, но и от их количества:
J
SP
−500
=
n
∑
i=1
P
i
× q
i
n
∑
i=1
P
0i
× q
i
× 10,
где P
i
– текущая цена i-й акции; P
0i
– цена i-й акции в базисном периоде;
q
– количество акций, выпущенное i-й компанией.
178
Помимо названных выше индексов в США используется и ряд других.
Так, индекс Нью-Йоркской фондовой биржи исчисляется по всем акциям,
которые котируются на этой бирже (около 2200 компаний). По существу он представляет собой среднюю (взвешенную по количеству) цену этих ак- ций. За базу взято значение индекса, равное 50,00 на момент закрытия биржи
31 декабря 1965 г. Если, например, индекс 13.03.1996 г. достиг 265 пунктов,
это значит, что средняя цена акций с 31.12.1965 г. по 13.03.1997 г. выросла в 5 с лишним раз.
Из других американских индексов можно отметить также индекс
Национальной ассоциации дилеров по ценным бумагам НАСДАК (National
Assosiation of Securities Dealers Automatec Quotation – NASDAQ). В рас- чет этого индекса включены акции около 3500 компаний, которые обраща- ются на внебиржевом рынке. Индекс рассчитывается аналогично индексу
«SР-500». Впервые этот индекс был рассчитан в феврале 1971 г. и равен
100 пунктам.
В других странах для характеристики фондового рынка используются свои собственные индексы.
Индекс «Financial Times (FT)» предназначен для показа движения цен акций на Лондонской фондовой бирже, исчисляется по двум подгруппам ак- ций – 30 лидирующим на рынке компаниям и 100 мелким, – введен в 1935 г.
Индекс FТ – равновзвешенная геометрическая средняя из относительных цен акций:
I
FT
=
n
s
n
∏
i=1
P
it
P
it
−1
,
где P
it
, P
it
−1
– цены акций i-й компании текущего периода и предшествую- щего; n – число акций в индексе в период времени t – последовательные промежутки времени, в которые вычисляется индекс.
Индекс газеты «Таймс» ежедневный, публикуется с 1964 г., рассчитан по всем предприятиям и отдельно по 2 подгруппам акций. Одна подгруппа включает 50 крупнейших компаний, другая состоит из 100 компаний с капи- талом ниже 60 млн ф. ст. в 1964 г. Индекс курсов акций «Футси-100» – ин- декс акций 100 ведущих британских компаний, зарегистрированных на Лон- донской фондовой бирже, обеспечивающих постоянную информацию об из- менении цен на акции. Он был введен 3 января 1984 г. с базовой величи- ной 1000. Индекс курсов акций «Футси-100 Евротрак» – взвешенный ин- декс акций 100 европейских компаний, которые обеспечивают мгновенную информацию о функционировании и направлении движения рынка акций континентальной Европы и Ирландии. Введен в 1990 г.
К основным российским фондовым индексам относится индекс Москов-
ской биржи (ранее индекс ММВБ). Это ценовой, взвешенный по рыноч-
179
ной капитализации композитный фондовый индекс. Рассчитывается на ба- зе 50 наиболее ликвидных акций крупнейших и динамично развивающихся российских эмитентов, виды экономической деятельности которых относят- ся к основным секторам экономики, представленных на Московской бирже.
Перечень эмитентов и их вес в индексе пересматриваются раз в квартал.
Индекс Московской биржи рассчитывается как отношение суммар- ной рыночной капитализации акций, включенных в базу расчета индек- са, к суммарной рыночной капитализации этих акций на начальную дату,
умноженное на значение индекса на начальную дату. При расчете рыноч- ной капитализации учитываются цена и количество соответствующих акций,
свободно обращающихся на организованном рынке ценных бумаг, которым соответствует доля акционерного капитала эмитента, выражаемая значением коэффициента free-float.
Вопросы для контроля
1. Чем занимается статистика цен? Каковы этапы статистического иссле- дования цен?
2. Назовите различия между индивидуальным уровнем цены и средней ценой.
3. Как статистика цен рассчитывает среднюю цену?
4. Почему формула простой средней практически не применяется для расчета средней цены?
5. В чем сходство и различие понятий «цена» и «покупательная спо- собность рубля»?
6. Назовите условия, при которых покупательная способность рубля на- ходится под влиянием только цен.
7. Назовите признаки классификации индексов цен.
8. Зачем необходимы веса в расчете индексов цен? Какие используются веса в формулах Пааше, Ласпейреса, Фишера и Маршалла Эджворта?
9. В чем заключается недостаток формулы Фишера?
10. Назовите различия между цепными и базисными индексами. В чем их взаимосвязь?
11. В каких случаях целесообразно исчислять агрегатные индексы цен,
а в каких средние?
12. Для расчета каких показателей используется индексный метод?
13. Объясните роль индексного метода в расчете индексов фондового рынка.
14. Какова методика расчета индекса потребительских цен? Какое мак- роэкономическое явление можно оценивать с помощью его уровня?
15. О чем свидетельствует норма инфляции?
Перечень эмитентов и их вес в индексе пересматриваются раз в квартал.
Индекс Московской биржи рассчитывается как отношение суммар- ной рыночной капитализации акций, включенных в базу расчета индек- са, к суммарной рыночной капитализации этих акций на начальную дату,
умноженное на значение индекса на начальную дату. При расчете рыноч- ной капитализации учитываются цена и количество соответствующих акций,
свободно обращающихся на организованном рынке ценных бумаг, которым соответствует доля акционерного капитала эмитента, выражаемая значением коэффициента free-float.
Вопросы для контроля
1. Чем занимается статистика цен? Каковы этапы статистического иссле- дования цен?
2. Назовите различия между индивидуальным уровнем цены и средней ценой.
3. Как статистика цен рассчитывает среднюю цену?
4. Почему формула простой средней практически не применяется для расчета средней цены?
5. В чем сходство и различие понятий «цена» и «покупательная спо- собность рубля»?
6. Назовите условия, при которых покупательная способность рубля на- ходится под влиянием только цен.
7. Назовите признаки классификации индексов цен.
8. Зачем необходимы веса в расчете индексов цен? Какие используются веса в формулах Пааше, Ласпейреса, Фишера и Маршалла Эджворта?
9. В чем заключается недостаток формулы Фишера?
10. Назовите различия между цепными и базисными индексами. В чем их взаимосвязь?
11. В каких случаях целесообразно исчислять агрегатные индексы цен,
а в каких средние?
12. Для расчета каких показателей используется индексный метод?
13. Объясните роль индексного метода в расчете индексов фондового рынка.
14. Какова методика расчета индекса потребительских цен? Какое мак- роэкономическое явление можно оценивать с помощью его уровня?
15. О чем свидетельствует норма инфляции?
1 ... 13 14 15 16 17 18 19 20 21
Часть
2
ПРАКТИКУМ
1. Общая теория цены и ценообразования
Тест
1. К авторам трудовой теории стоимости и цены относятся:
a) К. Менгер, У. Джевонс, Ф. Визер,
b) А. Смит, Д. Рикардо, К. Маркс,
c) Аристотель, А. Маршалл.
2. К родоначальникам теории цены относятся:
a) К. Менгер, У. Джевонс, Ф. Визер,
b) А. Смит, Д. Рикардо, К. Маркс,
c) Аристотель.
3. Первым ученым, разграничившим понятия «стоимость» и «цена», был:
a) Ф. Аквинский,
b) Святой Августин,
c) Дж. Кларк,
d) Дж. Робинсон,
e) К. Маркс.
4. За последние 200 лет произошли сдвиги в рыночной экономике, усилив- шие позиции в процессе ценообразования:
a) потребителей,
b) производителей (продавцов),
c) государства.
5. Сущность цены, проявляющаяся в распределении и перераспределении до- ходов, а также в перераспределении вновь созданной стоимости, отражается в функции:
a) учетно-измерительной,
b) стимулирующей,
c) перераспределительной,
d) рационального размещения производства и ресурсов,
e) регулирующей.
6. Устанавливая высокие розничные цены престижных товаров и предметов роскоши – автомобилей, ювелирных изделий, – государство позволяет ценам осуществлять функцию:
181
a) учетно-измерительную,
b) стимулирующую,
c) перераспределительную,
d) регулирующую.
7. Через цены осуществляется связь между производством и потреблением,
предложением и спросом. Цена здесь выполняет функцию:
a) учетно-измерительную,
b) стимулирующую,
c) перераспределительную,
d) регулирующую.
8. С помощью механизма цен для получения более высокой прибыли осуществляется перелив капиталов из одного сектора экономики в другой сектор с более высокой нормой прибыли благодаря функции:
a) учетно-измерительной,
b) средства рационального размещения ресурсов в производстве c) стимулирующей,
d) перераспределительной,
e) регулирующей.
9. Элементами структуры цены является:
a) себестоимость,
b) 25% прибыли,
c) НДС.
10. Состав цены конкретного вида продукции отражает:
a) совокупность различных элементов цены,
b) доходы и расходы компании,
c) методы распределения косвенных затрат,
d) эффективность производства.
11. Полная себестоимость продукции включает в себя:
a) амортизацию,
b) акциз,
c) торговую надбавку,
d) все вышеперечисленное.
12. В цеховую себестоимость не включаются:
a) топливо и энергия,
b) полуфабрикаты,
c) коммерческие расходы.
13. Оптовая цена предприятия без НДС включает:
a) себестоимость продукции,
b) прибыль оптового предприятия,
c) снабженческо-сбытовую надбавку,
d) затраты розничного продавца.
182
b) стимулирующую,
c) перераспределительную,
d) регулирующую.
7. Через цены осуществляется связь между производством и потреблением,
предложением и спросом. Цена здесь выполняет функцию:
a) учетно-измерительную,
b) стимулирующую,
c) перераспределительную,
d) регулирующую.
8. С помощью механизма цен для получения более высокой прибыли осуществляется перелив капиталов из одного сектора экономики в другой сектор с более высокой нормой прибыли благодаря функции:
a) учетно-измерительной,
b) средства рационального размещения ресурсов в производстве c) стимулирующей,
d) перераспределительной,
e) регулирующей.
9. Элементами структуры цены является:
a) себестоимость,
b) 25% прибыли,
c) НДС.
10. Состав цены конкретного вида продукции отражает:
a) совокупность различных элементов цены,
b) доходы и расходы компании,
c) методы распределения косвенных затрат,
d) эффективность производства.
11. Полная себестоимость продукции включает в себя:
a) амортизацию,
b) акциз,
c) торговую надбавку,
d) все вышеперечисленное.
12. В цеховую себестоимость не включаются:
a) топливо и энергия,
b) полуфабрикаты,
c) коммерческие расходы.
13. Оптовая цена предприятия без НДС включает:
a) себестоимость продукции,
b) прибыль оптового предприятия,
c) снабженческо-сбытовую надбавку,
d) затраты розничного продавца.
182
14. Снабженческо-сбытовая надбавка включает:
a) производственную себестоимость,
b) полную себестоимость,
c) затраты оптового посредника,
d) прибыль предприятия-производителя.
15. В производственную себестоимость включаются:
a) коммерческие расходы,
b) цеховая себестоимость,
c) расходы на содержание склада.
16. В прямые (технологические) затраты предприятия не включаются:
a) коммерческие расходы,
b) отчисления на социальные нужды,
c) заработная плата производственных рабочих,
d) сырье и материалы.
17. Плановая калькуляция себестоимости разрабатывается на основе факти- ческих затрат на выпуск и реализацию продукции.
a) верно,
b) неверно.
18. В состав себестоимости продукции включается:
a) капитальные затраты;
b) амортизация основных фондов;
c) НДС.
19. Косвенные расходы в состав полной себестоимости единицы продукции:
a) не включаются;
b) включаются прямо и непосредственно в себестоимость тех видов про- дукции, с производством которых они связаны;
c) включаются путем распределения по изделиям путем применения спе- циальных методов.
20. Затраты, связанные с изготовлением одного определенного вида изделий,
относят к:
a) прямым,
b) косвенным,
c) накладным,
d) основным.
21. Затраты, связанные с изготовлением нескольких видов изделий или с раз- личными стадиями обработки изделий, называют:
a) прямыми,
b) косвенными,
c) накладными,
d) основными.
183
22. К постоянным затратам следует отнести:
a) оплату топлива,
b) стоимость материалов,
c) сдельную заработную плату основных производственных рабочих,
d) заработную плату управленческого персонала.
23. Как классифицируются затраты, совокупные величины которых изменя- ются в меньшей степени, чем объем производства?
a) переменные дегрессивные,
b) переменные прогрессивные,
c) переменные пропорциональные,
d) дискреционные.
24. Прогрессирующие затраты:
a) снижают себестоимость продукции,
b) увеличивают себестоимость продукции,
c) не оказывают влияния на себестоимость продукции;
d) увеличивают прибыль организации.
25. Затраты на электроэнергию выступают прямыми затратами для одних организаций и косвенными для других организаций:
a) да, это так,
b) утверждение неверно,
c) данные затраты всегда относят только к косвенным.
26. Затраты на бутылки, используемые при производстве безалкогольного напитка «Колокольчик», это:
a) косвенные затраты,
b) прямые затраты,
c) накладные затраты.
27. Формирование цены на подакцизную продукцию предполагает следу- ющий порядок расчета косвенных налогов:
a) сначала НДС, потом акциз,
b) сначала акциз, потом НДС,
c) все ответы не верны.
28. Розничная торговая надбавка включает:
a) затраты торговой компании, цены на реализуемые товары, прибыль торговой компании,
b) затраты торговой компании, затраты оптового звена, прибыль торго- вой компании,
c) затраты торговой организации, прибыль торговой организации, НДС.
29. В ситуации, когда поставщик желает задать цену конечных продаж, роз- ничный торговец воспользуется формулой для определения цены, по которой он согласится этот товар взять:
a) Розничная цена = Продажная цена оптового посредника
× (1+ Доля торговой надбавки),
184