Файл: Учебнометодическое пособие для бакалавров по направлению 38. 03. 02 Менеджмент Саратов Издательство Саратовского университета 2022 удк.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.11.2023
Просмотров: 687
Скачиваний: 4
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Учетно-измерительная
функция
Цена оценивает оборот по реализации товаров, исчис- ляет выручку продавца, благодаря цене удается изме- рить количество денег, которые покупатель должен уплатить, а продавец получить за проданный товар. Цена, выполняя учетную функцию, позволяет выявить, сколько затрачено трудовых ресурсов, сырья,
материалов, комплектующих изделий на изготовление товара; она показы- вает величину как издержек производства, так и прибыли. В этой функции
19
Распределительная
(перераспределительная)
функция
Посредством цен осуществляется распределение и перераспределение доходов как на микроуровне между потребителями и производителями, так и на макроуровне, т. е. осуществляется перераспределе- ние вновь созданной стоимости между отраслями, секторами национальной экономики, социальными группами. Перераспределение осуществляется через уровень цен, их структуру, соотношение цен различных видов продукции добывающих и обрабатывающих отраслей, промышленности и сельского хозяйства, сырья и топлива.
Практически это достигается путем действия относительно высоких или низких цен, разных цен для различных потребителей, при государственном вмешательстве в ценообразование социально значимых товаров посредством дотаций, ценовой дискриминации. Устанавливая высокие розничные цены на престижные товары и предметы роскоши – автомобили, ювелирные изде- лия, – государство аккумулирует высокие доходы, часть из которых исполь- зует для формирования специальных фондов, создаваемых с целью защиты малообеспеченных слоев населения. При включении или исключении налога на добавленную стоимость, различной его величины, начислении акцизов на табак, алкоголь государство формирует фонды для решения социально-бы- товых задач общества. Существование несовершенной конкуренции и фирм с достаточно сильной экономической властью приводит к присваиванию из- лишков потребителей, завышенному или грабительскому ценообразованию.
Социальная функция
Из распределительной функции цены следует ее соци- альная функция, так как посредством цены происхо- дит перераспределение доходов между разными социальными группами на- селения. Цена является главной составляющей инфляционных процессов
5
От уровня цен зависят уровень жизни населения, прожиточный минимум,
потребительская корзина и потребительский бюджет семьи, т. е. социальное положение населения. А от решения социальных вопросов зависит обще- ственно-политическая ситуация как в определенном регионе, так и в стране в целом.
1.4. Состав и структура цены
Состав цены – это совокупность экономических элементов, выраженных в абсолютных значениях в денежных единицах. Этими элементами являются:
– себестоимость;
– прибыль;
– акциз;
– налог на добавленную стоимость (НДС);
5
Ценообразование : учебник и практикум для бакалавриата / под ред. Т. Г. Касьяненко.
С. 38.
21
– снабженческо-сбытовая надбавка;
– торговая надбавка.
Состав цены отражает формирование цен в процессе движения товаров от производителя к конечному потребителю. И в зависимости от вида цен по характеру обслуживаемого оборота этот состав может меняться, так как в цену входят различные элементы.
Удельный вес этих элементов в цене товара, т. е. их соотношение, вы- раженное в процентах, отражает структуру цены. Исследование структуры цены на собственную продукцию организации, а также структуры цен кон- курентов позволяет выявить наиболее значимые элементы цены, правильно разработать номенклатуру производства, ценовую политику и сформировать верную стратегию ценообразования.
Рассмотрим каждый элемент цены (табл. 1.1)
6
Таблица 1.1
Состав цены
Полная себестоимость продукции
Прибыль предприятия
Акциз
(по под- акцизным товарам)
НДС
Снабженческо- сбытовая надбавка
Торговая надбавка
Оптовая цена предприятия без НДС
Отпускная цена предприятия без НДС
Отпускная цена предприятия с НДС (покупная цена оптового посредника)
Продажная цена оптового посредника (покупная цена предприятия торговли)
Розничная цена
Оптовая цена – это цена изготовителя продукции. Реализуя свою про- дукцию, производственное предприятие должно возместить свои издержки производства и реализации и получить такую прибыль, которая позволяла бы ему функционировать в динамичных и непредсказуемых условиях рынка.
Отпускная цена предприятия может быть с акцизом (в случае подакциз- ного товара), с НДС и без НДС.
Себестоимость
Себестоимость – это выраженные в денежной форме текущие затраты материальных, трудовых и денежных ресурсов компа- нии на производство и реализацию продукции.
Себестоимость служит информационной базой для выбора наиболее эффективных вариантов инвестиционных вложений, для организации управ- ленческого и финансового учета. Себестоимость служит базой для форми-
6
Ценообразование : учебник и практикум для бакалавриата / под ред. Г. А. Маховиковой.
С. 41.
22
Для организаций всех отраслей промышленности установлена следу- ющая обязательная номенклатура расходов на производство и реализацию продукции по экономическим элементам:
1. Материальные расходы:
– на приобретение сырья и материалов, которые входят в состав выраба- тываемой продукции, образуя ее основу;
– на приобретение материалов, используемых при производстве товаров
(выполнении работ, оказании услуг) для обеспечения технологического процесса, для упаковки и иной подготовки произведенных и реализуе- мых товаров (включая предпродажную подготовку), на другие производ- ственные и хозяйственные нужды;
– на приобретение запасных частей и расходных материалов, используе- мых для ремонта оборудования, инструментов, приспособлений, инвен- таря, приборов, лабораторного оборудования, спецодежды и другого имущества;
– на приобретение комплектующих изделий и (или) полуфабрикатов, под- вергающихся монтажу и (или) дополнительной обработке в органи- зации;
– на приобретение топлива, воды и энергии всех видов, расходуемых на технологические цели, выработку (в том числе самой организаци- ей для производственных нужд) всех видов энергии, отопление зданий,
а также расходы на трансформацию и передачу энергии;
– на приобретение работ и услуг производственного характера, выполняе- мых сторонними организациями или индивидуальными предпринимате- лями, а также на выполнение этих работ (оказание услуг) структурными подразделениями организации;
– связанные с содержанием и эксплуатацией фондов природоохранного назначения.
Сумма материальных расходов уменьшается на стоимость возвратных отходов. Под возвратными отходами понимаются остатки сырья (материа- лов), полуфабрикатов, теплоносителей и других видов материальных ресур- сов, образовавшиеся в процессе производства товаров, частично утратившие потребительные качества исходных ресурсов (химические или физические свойства) и в силу этого используемые с повышенными расходами (понижен- ным выходом продукции) или не используемые по прямому назначению.
Возвратные отходы оцениваются в следующем порядке: по пониженной цене исходного материального ресурса (по цене возможного использования),
если эти отходы могут быть использованы для основного или вспомога- тельного производства, но с повышенными расходами (пониженным выхо- дом готовой продукции); по цене реализации, если эти отходы реализуются на сторону.
24
2. Расходы на оплату труда
Расходы на оплату труда включают любые начисления работникам в де- нежной и (или) натуральной форме, стимулирующие начисления и надбавки,
компенсационные начисления, связанные с режимом работы или условиями труда, премии и единовременные поощрительные начисления, а также затра- ты, предусмотренные трудовыми договорами (контрактами) или коллектив- ным договором. Это суммы, начисленные по тарифным ставкам, должност- ным окладам, сдельным расценкам (договорам), начисления стимулирующе- го характера, в том числе премии за производственные результаты, надбавки к тарифным ставкам и окладам за профессиональное мастерство, высокие достижения в труде, материальная помощь, оплата льготных отпусков и дру- гие начисления и выплаты.
В данный раздел также включаются отчисления из фонда оплаты тру- да – отчисления на социальные нужды. Отчисления на социальные нужды –
это обязательные расходы каждого частного предпринимателя или органи- зации, включающие в себя взносы на все предусмотренные законодатель- ством обязательные виды страхования, которые исчисляются в процентном соотношении от затрат на оплату труда работников. По российским зако- нам к расходам на социальные обязательства относят взносы на социальное,
пенсионное и медицинское страхование.
Исходя из норм Налогового кодекса РФ, где сейчас прописаны тари- фы страховых взносов, на социальные нужды необходимо перечислять 30%
от расходов на заработную плату:
– на пенсионное страхование от суммы, выплаченной работникам, пере- числяют 22%;
– на медицинское страхование – 5,1%;
– на соцстрахование, за счет которого в дальнейшем оплачиваются боль- ничные и отпуска по беременности и родам, – 2,9%.
Организации и индивидуальные предприниматели обязаны еще упла- чивать взносы «на травматизм» – от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний – в ФСС. Очень часто тариф таких взно- сов практически нулевой (от 0,2%), поэтому не всегда берут в расчет та- кие сборы в принципе. Тем не менее на основании Федерального закона от 31.12.2017 № 484-ФЗ в зависимости от специфики деятельности компа- нии тарифы «на травматизм» могут составлять до 8,5%. Это существенно увеличивает расходы на социальные нужды, поэтому их тоже надо учиты- вать.
Чтобы рассчитать конкретную сумму на социальные обязательства, мож- но общий фонд заработной платы умножить на 30% и получить необходи- мую сумму.
25
3. Амортизационные отчисления
Амортизационные отчисления – отчисления части стоимости средств труда для возмещения их износа. Включаются в расходы и цену товара в размере стоимости средств труда, перенесенной на производимую продук- цию. Используются линейный и нелинейный методы начисления амортиза- ции. При применении линейного метода сумма начисленной за один месяц амортизации в отношении объекта амортизируемого имущества определя- ется как произведение его первоначальной (восстановительной) стоимости и нормы амортизации, определенной для данного объекта. При применении нелинейного метода сумма начисленной за один месяц амортизации в отно- шении объекта амортизируемого имущества определяется как произведение остаточной стоимости объекта амортизируемого имущества и нормы амор- тизации, определенной для данного объекта.
4. Прочие расходы
К прочим расходам относятся:
– расходы на ремонт основных средств;
– расходы на освоение природных ресурсов;
– расходы на НИОКР;
– расходы на страхование имущества;
– суммы налогов и сборов, таможенных пошлин и сборов, начисленные в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о налогах и сборах (за исключением НДС и акцизов, предъявленных налогоплательщиком покупателям, а также сумм налога на прибыль и платежей за сверхнормативные выбросы загрязняющих веществ в ок- ружающую среду);
– расходы на сертификацию продукции и услуг;
– суммы комиссионных сборов за выполненные сторонними организация- ми работы; суммы портовых и аэродромных сборов;
– расходы на оплату услуг по охране имущества, обслуживанию охранно- пожарной сигнализации, услуг пожарной охраны и иных услуг охран- ной деятельности, а также на содержание собственной службы безо- пасности;
– расходы по обеспечению нормальных условий труда и техники безо- пасности, предусмотренных законодательством Российской Федерации,
а также на лечение профессиональных заболеваний работников, занятых на работах с вредными или тяжелыми условиям труда;
– расходы на набор работников,
включая оплату услуг специа- лизированных компаний по подбору персонала;
– расходы на оказание услуг по гарантийному ремонту и обслуживанию;
– арендные (лизинговые) платежи за арендуемое (принятое в лизинг) иму- щество;
26
функция
Цена оценивает оборот по реализации товаров, исчис- ляет выручку продавца, благодаря цене удается изме- рить количество денег, которые покупатель должен уплатить, а продавец получить за проданный товар. Цена, выполняя учетную функцию, позволяет выявить, сколько затрачено трудовых ресурсов, сырья,
материалов, комплектующих изделий на изготовление товара; она показы- вает величину как издержек производства, так и прибыли. В этой функции
19
цена служит средством исчисления всех стоимостных показателей, которые можно разделить на количественные (выручка, инвестиции, прибыль, амор- тизация и т. д.) и качественные (рентабельность активов, рентабельность собственного капитала, рентабельность продаж, производительность труда).
Сравнивая цены товаров, можно их дифференцировать как дорогие и де- шевые, соизмерять их полезность. Здесь цена выполняет соизмерительную функцию.
Цена как средство
рационального размещения
ресурсов в производстве
Благодаря механизму рыночного ценообразования и под воздействием конкуренции происходит пе- релив капитала из менее прибыльных отраслей в более перспективные с более высокой нормой прибыли. При принятии решений о вложении капитала в производство како- го-либо товара проводятся маркетинговые исследования, т. е. глубокое изу- чение потребностей потребителей, ценности для них товара, существующих и возможных рыночных цен, величины и динамики рыночного спроса,
Стимулирующая функция
Рыночное ценообразование способствует оптималь- ному выбору принятия решения в производствен- ных, финансовых, маркетинговых и управленческих процессах, эффективно- му использованию ресурсов в различных видах деятельности фирм. Цена оказывает стимулирующее воздействие на производителя через величину за- ключенной в ней прибыли. Цена товара служит стимулом к применению наиболее экономичных методов производства, стимулирует внедрение до- стижений научно-технического прогресса и применение новых технологий.
С помощью цены можно стимулировать или дестимулировать. С помощью изменения цен посредством скидок фирмы стимулируют потребление това- ров, захватывают новые сегменты рынка, наращивают производство, улучша- ют качество товара, увеличивают прибыль, благосостояние собственников фирм, увеличивают количество рабочих мест.
Регулирующая функция
Цена является инструментом регулирования экономи- ческих процессов: она уравновешивает спрос и пред- ложение, увязывая их с денежно-платежной способностью производителя и потребителя. Цена сигнализирует о появлении диспропорции в сферах производства и обращения, например о несоответствии ценности и каче- ства товара высокой цене, что требует необходимых мер от производителя по преодолению данного несоответствия. Рыночные цены факторов произ- водства, такие как заработная плата, арендная плата, процент, стоимость сырья и оборудования и др., должны ориентировать фирмы на оптимальный выбор между дешевизной и производительностью ресурсов.
20
Сравнивая цены товаров, можно их дифференцировать как дорогие и де- шевые, соизмерять их полезность. Здесь цена выполняет соизмерительную функцию.
Цена как средство
рационального размещения
ресурсов в производстве
Благодаря механизму рыночного ценообразования и под воздействием конкуренции происходит пе- релив капитала из менее прибыльных отраслей в более перспективные с более высокой нормой прибыли. При принятии решений о вложении капитала в производство како- го-либо товара проводятся маркетинговые исследования, т. е. глубокое изу- чение потребностей потребителей, ценности для них товара, существующих и возможных рыночных цен, величины и динамики рыночного спроса,
Стимулирующая функция
Рыночное ценообразование способствует оптималь- ному выбору принятия решения в производствен- ных, финансовых, маркетинговых и управленческих процессах, эффективно- му использованию ресурсов в различных видах деятельности фирм. Цена оказывает стимулирующее воздействие на производителя через величину за- ключенной в ней прибыли. Цена товара служит стимулом к применению наиболее экономичных методов производства, стимулирует внедрение до- стижений научно-технического прогресса и применение новых технологий.
С помощью цены можно стимулировать или дестимулировать. С помощью изменения цен посредством скидок фирмы стимулируют потребление това- ров, захватывают новые сегменты рынка, наращивают производство, улучша- ют качество товара, увеличивают прибыль, благосостояние собственников фирм, увеличивают количество рабочих мест.
Регулирующая функция
Цена является инструментом регулирования экономи- ческих процессов: она уравновешивает спрос и пред- ложение, увязывая их с денежно-платежной способностью производителя и потребителя. Цена сигнализирует о появлении диспропорции в сферах производства и обращения, например о несоответствии ценности и каче- ства товара высокой цене, что требует необходимых мер от производителя по преодолению данного несоответствия. Рыночные цены факторов произ- водства, такие как заработная плата, арендная плата, процент, стоимость сырья и оборудования и др., должны ориентировать фирмы на оптимальный выбор между дешевизной и производительностью ресурсов.
20
Распределительная
(перераспределительная)
функция
Посредством цен осуществляется распределение и перераспределение доходов как на микроуровне между потребителями и производителями, так и на макроуровне, т. е. осуществляется перераспределе- ние вновь созданной стоимости между отраслями, секторами национальной экономики, социальными группами. Перераспределение осуществляется через уровень цен, их структуру, соотношение цен различных видов продукции добывающих и обрабатывающих отраслей, промышленности и сельского хозяйства, сырья и топлива.
Практически это достигается путем действия относительно высоких или низких цен, разных цен для различных потребителей, при государственном вмешательстве в ценообразование социально значимых товаров посредством дотаций, ценовой дискриминации. Устанавливая высокие розничные цены на престижные товары и предметы роскоши – автомобили, ювелирные изде- лия, – государство аккумулирует высокие доходы, часть из которых исполь- зует для формирования специальных фондов, создаваемых с целью защиты малообеспеченных слоев населения. При включении или исключении налога на добавленную стоимость, различной его величины, начислении акцизов на табак, алкоголь государство формирует фонды для решения социально-бы- товых задач общества. Существование несовершенной конкуренции и фирм с достаточно сильной экономической властью приводит к присваиванию из- лишков потребителей, завышенному или грабительскому ценообразованию.
Социальная функция
Из распределительной функции цены следует ее соци- альная функция, так как посредством цены происхо- дит перераспределение доходов между разными социальными группами на- селения. Цена является главной составляющей инфляционных процессов
5
От уровня цен зависят уровень жизни населения, прожиточный минимум,
потребительская корзина и потребительский бюджет семьи, т. е. социальное положение населения. А от решения социальных вопросов зависит обще- ственно-политическая ситуация как в определенном регионе, так и в стране в целом.
1.4. Состав и структура цены
Состав цены – это совокупность экономических элементов, выраженных в абсолютных значениях в денежных единицах. Этими элементами являются:
– себестоимость;
– прибыль;
– акциз;
– налог на добавленную стоимость (НДС);
5
Ценообразование : учебник и практикум для бакалавриата / под ред. Т. Г. Касьяненко.
С. 38.
21
– снабженческо-сбытовая надбавка;
– торговая надбавка.
Состав цены отражает формирование цен в процессе движения товаров от производителя к конечному потребителю. И в зависимости от вида цен по характеру обслуживаемого оборота этот состав может меняться, так как в цену входят различные элементы.
Удельный вес этих элементов в цене товара, т. е. их соотношение, вы- раженное в процентах, отражает структуру цены. Исследование структуры цены на собственную продукцию организации, а также структуры цен кон- курентов позволяет выявить наиболее значимые элементы цены, правильно разработать номенклатуру производства, ценовую политику и сформировать верную стратегию ценообразования.
Рассмотрим каждый элемент цены (табл. 1.1)
6
Таблица 1.1
Состав цены
Полная себестоимость продукции
Прибыль предприятия
Акциз
(по под- акцизным товарам)
НДС
Снабженческо- сбытовая надбавка
Торговая надбавка
Оптовая цена предприятия без НДС
Отпускная цена предприятия без НДС
Отпускная цена предприятия с НДС (покупная цена оптового посредника)
Продажная цена оптового посредника (покупная цена предприятия торговли)
Розничная цена
Оптовая цена – это цена изготовителя продукции. Реализуя свою про- дукцию, производственное предприятие должно возместить свои издержки производства и реализации и получить такую прибыль, которая позволяла бы ему функционировать в динамичных и непредсказуемых условиях рынка.
Отпускная цена предприятия может быть с акцизом (в случае подакциз- ного товара), с НДС и без НДС.
Себестоимость
Себестоимость – это выраженные в денежной форме текущие затраты материальных, трудовых и денежных ресурсов компа- нии на производство и реализацию продукции.
Себестоимость служит информационной базой для выбора наиболее эффективных вариантов инвестиционных вложений, для организации управ- ленческого и финансового учета. Себестоимость служит базой для форми-
6
Ценообразование : учебник и практикум для бакалавриата / под ред. Г. А. Маховиковой.
С. 41.
22
рования цен и выступает нижней границей цены. В современных условиях компания должна эффективно управлять себестоимостью продукции, анали- зировать определяющие ее факторы, структуру и тенденции ее изменения.
При расчете конкретной цены разрабатывается калькуляция себестоимо- сти единицы продукции, перечень статей в которой устанавливается отрас- левой инструкцией.
Калькулирование (лат. calculatia – счет, подсчет) – исчисление себестои- мости единицы продукции.
Калькулирование себестоимости единицы конкретного вида продукции состоит из нескольких этапов (табл. 1.2)
7
Таблица 1.2
Основные этапы калькулирования себестоимости единицы продукции
Этап
Цель этапа
Характеристика этапа
1
Выявление объекта калькулиро- вания
Объект калькулирования – это продукция, на про- изводство и реализацию которой необходимо рас- считать себестоимость единицы продукции
2
Выбор калькуляционной еди- ницы
Калькуляционная единица продукции – это показа- тель, характеризующий потребительную стоимость товара и принятый в качестве измерителя уровня затрат
3
Разработка калькуляционного листа (калькуляции)
Калькуляционный лист представляет собой сово- купность конкретных статей расходов, которые дифференцируются на прямые и косвенные
4
Отнесение различных затрат к конкретным статьям кальку- ляции
Каждому виду затрат в компании необходимо найти место в конкретной статье калькуляции
5
Расчет прямых затрат на еди- ницу продукции по конкретным статьям калькуляции
Прямые затраты включаются в соответствующие статьи калькуляции исходя из норм расхода (расце- нок) конкретных производственных ресурсов
6
Учет общих косвенных за- трат компании и распределение по косвенным статьям кальку- ляции
В компании формируются комплексные затраты по структурным подразделениям и по компании в целом
7
Выбор метода распределения косвенных затрат по видам про- дукции и на единицу продукции
Для распределения косвенных затрат по конкрет- ным видам и единицам продукции применяются специальные способы, методы, использование кото- рых должно отражать реальные затраты на произ- водство и реализацию единицы продукции
8
Расчет косвенных затрат на еди- ницу продукции по конкретным статьям калькуляции
Посредством выбранных методов распределения рассчитываются косвенные затраты на единицу про- дукции по соответствующим статьям калькуляции
9
Расчет себестоимости единицы продукции
Расчет себестоимости единицы продукции осущест- вляется путем сложения затрат, рассчитанных по каждой конкретной статье калькуляции
7
Ценообразование : учебник / под ред. проф. В. А. Слепова. 3-е изд., перераб. и доп. М. :
Магистр ; ИНФРА-М, 2020. С. 74.
23
При расчете конкретной цены разрабатывается калькуляция себестоимо- сти единицы продукции, перечень статей в которой устанавливается отрас- левой инструкцией.
Калькулирование (лат. calculatia – счет, подсчет) – исчисление себестои- мости единицы продукции.
Калькулирование себестоимости единицы конкретного вида продукции состоит из нескольких этапов (табл. 1.2)
7
Таблица 1.2
Основные этапы калькулирования себестоимости единицы продукции
Этап
Цель этапа
Характеристика этапа
1
Выявление объекта калькулиро- вания
Объект калькулирования – это продукция, на про- изводство и реализацию которой необходимо рас- считать себестоимость единицы продукции
2
Выбор калькуляционной еди- ницы
Калькуляционная единица продукции – это показа- тель, характеризующий потребительную стоимость товара и принятый в качестве измерителя уровня затрат
3
Разработка калькуляционного листа (калькуляции)
Калькуляционный лист представляет собой сово- купность конкретных статей расходов, которые дифференцируются на прямые и косвенные
4
Отнесение различных затрат к конкретным статьям кальку- ляции
Каждому виду затрат в компании необходимо найти место в конкретной статье калькуляции
5
Расчет прямых затрат на еди- ницу продукции по конкретным статьям калькуляции
Прямые затраты включаются в соответствующие статьи калькуляции исходя из норм расхода (расце- нок) конкретных производственных ресурсов
6
Учет общих косвенных за- трат компании и распределение по косвенным статьям кальку- ляции
В компании формируются комплексные затраты по структурным подразделениям и по компании в целом
7
Выбор метода распределения косвенных затрат по видам про- дукции и на единицу продукции
Для распределения косвенных затрат по конкрет- ным видам и единицам продукции применяются специальные способы, методы, использование кото- рых должно отражать реальные затраты на произ- водство и реализацию единицы продукции
8
Расчет косвенных затрат на еди- ницу продукции по конкретным статьям калькуляции
Посредством выбранных методов распределения рассчитываются косвенные затраты на единицу про- дукции по соответствующим статьям калькуляции
9
Расчет себестоимости единицы продукции
Расчет себестоимости единицы продукции осущест- вляется путем сложения затрат, рассчитанных по каждой конкретной статье калькуляции
7
Ценообразование : учебник / под ред. проф. В. А. Слепова. 3-е изд., перераб. и доп. М. :
Магистр ; ИНФРА-М, 2020. С. 74.
23
Для организаций всех отраслей промышленности установлена следу- ющая обязательная номенклатура расходов на производство и реализацию продукции по экономическим элементам:
1. Материальные расходы:
– на приобретение сырья и материалов, которые входят в состав выраба- тываемой продукции, образуя ее основу;
– на приобретение материалов, используемых при производстве товаров
(выполнении работ, оказании услуг) для обеспечения технологического процесса, для упаковки и иной подготовки произведенных и реализуе- мых товаров (включая предпродажную подготовку), на другие производ- ственные и хозяйственные нужды;
– на приобретение запасных частей и расходных материалов, используе- мых для ремонта оборудования, инструментов, приспособлений, инвен- таря, приборов, лабораторного оборудования, спецодежды и другого имущества;
– на приобретение комплектующих изделий и (или) полуфабрикатов, под- вергающихся монтажу и (или) дополнительной обработке в органи- зации;
– на приобретение топлива, воды и энергии всех видов, расходуемых на технологические цели, выработку (в том числе самой организаци- ей для производственных нужд) всех видов энергии, отопление зданий,
а также расходы на трансформацию и передачу энергии;
– на приобретение работ и услуг производственного характера, выполняе- мых сторонними организациями или индивидуальными предпринимате- лями, а также на выполнение этих работ (оказание услуг) структурными подразделениями организации;
– связанные с содержанием и эксплуатацией фондов природоохранного назначения.
Сумма материальных расходов уменьшается на стоимость возвратных отходов. Под возвратными отходами понимаются остатки сырья (материа- лов), полуфабрикатов, теплоносителей и других видов материальных ресур- сов, образовавшиеся в процессе производства товаров, частично утратившие потребительные качества исходных ресурсов (химические или физические свойства) и в силу этого используемые с повышенными расходами (понижен- ным выходом продукции) или не используемые по прямому назначению.
Возвратные отходы оцениваются в следующем порядке: по пониженной цене исходного материального ресурса (по цене возможного использования),
если эти отходы могут быть использованы для основного или вспомога- тельного производства, но с повышенными расходами (пониженным выхо- дом готовой продукции); по цене реализации, если эти отходы реализуются на сторону.
24
2. Расходы на оплату труда
Расходы на оплату труда включают любые начисления работникам в де- нежной и (или) натуральной форме, стимулирующие начисления и надбавки,
компенсационные начисления, связанные с режимом работы или условиями труда, премии и единовременные поощрительные начисления, а также затра- ты, предусмотренные трудовыми договорами (контрактами) или коллектив- ным договором. Это суммы, начисленные по тарифным ставкам, должност- ным окладам, сдельным расценкам (договорам), начисления стимулирующе- го характера, в том числе премии за производственные результаты, надбавки к тарифным ставкам и окладам за профессиональное мастерство, высокие достижения в труде, материальная помощь, оплата льготных отпусков и дру- гие начисления и выплаты.
В данный раздел также включаются отчисления из фонда оплаты тру- да – отчисления на социальные нужды. Отчисления на социальные нужды –
это обязательные расходы каждого частного предпринимателя или органи- зации, включающие в себя взносы на все предусмотренные законодатель- ством обязательные виды страхования, которые исчисляются в процентном соотношении от затрат на оплату труда работников. По российским зако- нам к расходам на социальные обязательства относят взносы на социальное,
пенсионное и медицинское страхование.
Исходя из норм Налогового кодекса РФ, где сейчас прописаны тари- фы страховых взносов, на социальные нужды необходимо перечислять 30%
от расходов на заработную плату:
– на пенсионное страхование от суммы, выплаченной работникам, пере- числяют 22%;
– на медицинское страхование – 5,1%;
– на соцстрахование, за счет которого в дальнейшем оплачиваются боль- ничные и отпуска по беременности и родам, – 2,9%.
Организации и индивидуальные предприниматели обязаны еще упла- чивать взносы «на травматизм» – от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний – в ФСС. Очень часто тариф таких взно- сов практически нулевой (от 0,2%), поэтому не всегда берут в расчет та- кие сборы в принципе. Тем не менее на основании Федерального закона от 31.12.2017 № 484-ФЗ в зависимости от специфики деятельности компа- нии тарифы «на травматизм» могут составлять до 8,5%. Это существенно увеличивает расходы на социальные нужды, поэтому их тоже надо учиты- вать.
Чтобы рассчитать конкретную сумму на социальные обязательства, мож- но общий фонд заработной платы умножить на 30% и получить необходи- мую сумму.
25
3. Амортизационные отчисления
Амортизационные отчисления – отчисления части стоимости средств труда для возмещения их износа. Включаются в расходы и цену товара в размере стоимости средств труда, перенесенной на производимую продук- цию. Используются линейный и нелинейный методы начисления амортиза- ции. При применении линейного метода сумма начисленной за один месяц амортизации в отношении объекта амортизируемого имущества определя- ется как произведение его первоначальной (восстановительной) стоимости и нормы амортизации, определенной для данного объекта. При применении нелинейного метода сумма начисленной за один месяц амортизации в отно- шении объекта амортизируемого имущества определяется как произведение остаточной стоимости объекта амортизируемого имущества и нормы амор- тизации, определенной для данного объекта.
4. Прочие расходы
К прочим расходам относятся:
– расходы на ремонт основных средств;
– расходы на освоение природных ресурсов;
– расходы на НИОКР;
– расходы на страхование имущества;
– суммы налогов и сборов, таможенных пошлин и сборов, начисленные в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о налогах и сборах (за исключением НДС и акцизов, предъявленных налогоплательщиком покупателям, а также сумм налога на прибыль и платежей за сверхнормативные выбросы загрязняющих веществ в ок- ружающую среду);
– расходы на сертификацию продукции и услуг;
– суммы комиссионных сборов за выполненные сторонними организация- ми работы; суммы портовых и аэродромных сборов;
– расходы на оплату услуг по охране имущества, обслуживанию охранно- пожарной сигнализации, услуг пожарной охраны и иных услуг охран- ной деятельности, а также на содержание собственной службы безо- пасности;
– расходы по обеспечению нормальных условий труда и техники безо- пасности, предусмотренных законодательством Российской Федерации,
а также на лечение профессиональных заболеваний работников, занятых на работах с вредными или тяжелыми условиям труда;
– расходы на набор работников,
включая оплату услуг специа- лизированных компаний по подбору персонала;
– расходы на оказание услуг по гарантийному ремонту и обслуживанию;
– арендные (лизинговые) платежи за арендуемое (принятое в лизинг) иму- щество;
26