Файл: Учебнометодическое пособие для бакалавров по направлению 38. 03. 02 Менеджмент Саратов Издательство Саратовского университета 2022 удк.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.11.2023
Просмотров: 690
Скачиваний: 4
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
– расходы на содержание служебного автотранспорта;
– расходы на командировки;
– расходы на оплату юридических, информационных, консультационных услуг, на оплату аудиторских услуг, связанных с проверкой достоверно- сти бухгалтерской (финансовой) отчетности, осуществленные в соответ- ствии с законодательством Российской Федерации, расходы на оплату услуг по управлению организацией или отдельными ее подразделения- ми;
– расходы на публикацию бухгалтерской отчетности, а также публикацию и иное раскрытие другой информации, если законодательством РФ на налогоплательщика возложена обязанность осуществлять ее публика- цию;
– представительские расходы;
– расходы на подготовку и переподготовку кадров, состоящих в штате налогоплательщика, на договорной основе;
– расходы на канцелярские товары, почтовые, телефонные, телеграфные и другие подобные услуги, расходы на оплату услуг связи, вычислитель- ных центров и банков;
– расходы, связанные с приобретением права на использование программ для ЭВМ и баз данных по договорам с правообладателем (по лицензи- онным соглашениям);
– расходы на текущее изучение конъюнктуры рынка, сбор и распростра- нение информации, непосредственно связанной с производством и ре- ализацией товаров (работ, услуг);
– расходы на рекламу производимых и реализуемых товаров (работ,
услуг), товарного знака и знака обслуживания включая участие в вы- ставках и ярмарках;
– расходы на подготовку и освоение новых производств, цехов и агрега- тов;
– расходы некапитального характера, связанные с совершенствованием технологии, организации производства и управления;
– другие расходы, связанные с производством и реализацией
8 8
Расходы на услуги по ведению бухгалтерского учета, оказываемые сторонними организа- циями и индивидуальными предпринимателями; периодические (текущие) платежи за пользо- вание правами на результаты интеллектуальной деятельности и средствами индивидуализации
(в частности, правами, возникающими из патентов на изобретения, промышленные образцы и другие виды интеллектуальной собственности; платежи за регистрацию прав на недвижимое имущество и землю, сделок с указанными объектами, платежи за предоставление информации о зарегистрированных правах, оплата услуг уполномоченных органов и специализированных организаций по оценке имущества, изготовлению документов кадастрового и технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости; расходы по договорам гражданско-правового характера (включая договоры подряда), заключенным с индивидуальными предпринимателями,
27
Все затраты, образующие себестоимость продукции, можно условно подразделить на несколько групп в соответствии с различными признаками.
Группировка затрат в соответствии с конкретными признаками классифика- ции представлена в табл. 1.3.
Переменные затраты могут быть пропорциональными и непропорцио- нальными. Пропорциональные затраты изменяются прямо пропорционально увеличению или уменьшению количества изготовленной (реализованной)
продукции. Непропорциональные затраты, в свою очередь, могут быть про- грессирующими, т. е. возрастающими быстрее, чем объем производства,
и дегрессирующими, если величина прироста суммы меньше, чем измене- ние количества продуктов труда. В теории обособляют и так называемые регрессивные затраты, которые с ростом объемов занятости, загрузки про- изводственных мощностей и площадей уменьшаются как в абсолютной, так и в относительной величине
9
Для организаций, функционирующих в сфере производства, все затраты в процессе производства относятся к затратам на продукт. Эквивалентом затрат на продукт служит производственная себестоимость. Для организаций,
работающих в сфере торговли, затратами на продукт являются покупная стоимость товаров и транспортные расходы по их доставке. В организаци- ях, осуществляющих свою деятельность в сфере услуг, в силу специфики их деятельности затраты на продукт отсутствуют.
К периодическим затратам в производственных организациях к ним от- носятся все затраты, напрямую не связанные с производством, – на НИОКР,
на продажу готовой продукции. В торговых организациях к ним относятся все затраты, отличные от покупной стоимости товаров и транспортных рас- ходов. Для компаний, работающих в сфере услуг, все производимые ими затраты относятся на затраты отчетного периода.
На промышленных предприятиях разрабатываются плановые и отчет- ные калькуляции. Первые разрабатываются на плановый период по пла- новым затратам, вторые отражают фактические затраты на выпуск и ре- не состоящими в штате организации; расходы, связанные с содержанием помещений объектов общественного питания, обслуживающих трудовые коллективы (включая суммы начисленной амортизации, расходы на проведение ремонта помещений, расходы на освещение, отопление,
водоснабжение, электроснабжение, а также на топливо для приготовления пищи), если подоб- ные расходы не учитываются в соответствии со статьей 275.1 НК РФ; расходы работодателя по выплате пособия по временной нетрудоспособности вследствие заболевания или травмы за первые два дня нетрудоспособности; платежи (взносы) работодателей по договорам добро- вольного личного страхования, затраты на содержание законсервированных производственных мощностей, судебные расходы, затраты на аннулированные производственные заказы, потери от простоев.
9
Внутренний контроль и контроллинг : учеб. пособие / под ред. Т. Ю. Серебряковой.
М. : ИНФРА-М, 2019. 238 с. (Высшее образование : Магистратура). www.dx.doi.org/10.12737/
textbook_5ca6f77bdee2c8.03932587 28
Таблица 1.3
Классификация затрат, включаемых в себестоимость продукции
Признаки классифика- ции затрат
Виды затрат
Содержание затрат
Целесообраз- ность затрат компании
Производи- тельные
Расходы, необходимые для создания продукта
Непроизводи- тельные
Потери, связанные с ошибками в организации и управлении производством, со сбоями в технологии производства и дру- гие непланируемые затраты
Зависимость от объема производства
(реализации)
Переменные
(условно пере- менные)
Затраты, которые изменяются с изменением объемов произ- водства (затраты на сырье и материалы, возвратные отхо- ды, топливо и энергия на технологические цели, основная заработная плата производственных рабочих, начисления на заработную плату основных производственных рабочих)
Постоянные
(условно посто- янные)
Затраты, на величину которых не влияет или слабо влияет изменение объемов производства (общепроизводственные и общехозяйственные расходы: арендная плата, амортиза- ционные отчисления, затраты по содержанию зданий)
Способы включения в себестои- мость про- дукции
Прямые
Затраты, которые могут быть прямо и непосредственно отнесены на себестоимость конкретных видов продукции
(технологически обусловлены)
Косвенные
Затраты, связанные с производством нескольких видов продукции (общепроизводственные, коммерческие, затраты на содержание и эксплуатацию оборудования). Распределя- ются между конкретными видами продукции косвенными способами, с помощью специальных методов распределения
Связь с тех- нологическим процессом
Основные
Затраты, без которых технологически невозможен процесс производства по изготовлению конкретных видов продукции
(на сырье, основные материалы, комплектующие изделия,
заработная плата производственных рабочих и др.)
Накладные
Непосредственно не связаны с технологией процесса произ- водства и не зависят от номенклатуры выпускаемой продук- ции (затраты на обслуживание структурных подразделений –
охрана и др.)
Степень одно- родности затрат
Одноэлементные Одноименные виды затрат (топливо, сырье, заработная пла- та), относящиеся на один конкретный вид продукции
Комплексные
Несколько разноименных затрат, например общепроизвод- ственные затраты
Периодич- ность (вре- мя) возникно- вения
Текущие
Затраты, носящие постоянный характер (потребление сырья,
оплата труда работников)
Единовременные Осуществляются не на постоянной основе (покупка нового оборудования)
Зависимость от места воз- никновения
Производствен- ные
Затраты, связанные непосредственно с производством про- дукции
Внепроизводст- венные (коммер- ческие)
Затраты на реализацию продукции
Затраты на продукт и затраты определенно- го периода
Затраты на про- дукт
Затраты, возникающие в процессе производства и включае- мые в себестоимость проданного продукта
Периодические затраты
Относятся все затраты, отражаемые в отчете о финансовых результатах, кроме себестоимости проданных продуктов труда
29
ализацию продукции. Сопоставление плановых и фактических калькуляций позволяет выявить отклонение в затратах и наметить пути их снижения.
Контроль поэлементного состава и структуры затрат в динамике за ряд отчетных периодов позволяет наметить главные направления поиска резер- вов снижения себестоимости продукции в зависимости от изменений в тех- нике, технологии и организации производства или под воздействием его специализации. Технический прогресс и развитие производственного коопе- рирования влияют на изменение структуры затрат в сторону увеличения до- ли расхода материальных, топливно-энергетических ресурсов и амортизации основных средств при относительном уменьшении затрат на оплату труда в себестоимости продукции.
В зависимости от места появления расходов выделяют следующие виды себестоимости (табл. 1.4).
Таблица 1.4
Виды себестоимости
Прямые (технологические)
расходы
Косвенные (накладные) расходы
Затраты, связанные с производ- ством продукции в цехах:
– сырье и материалы;
– возвратные отходы (вычи- таются);
– топливо и энергия на тех- нологические цели;
– заработная плата производ- ственных рабочих;
– начисления на заработную плату производственных рабочих
Общепроизводственные расходы – расходы, свя- занные с управлением,
организацией и обслужи- ванием предприятия в це- лом
Коммерческие расходы – внепро- изводственные расходы, связан- ные с реализацией продукции и другими расходами, не относя- щимися к производству продук- ции:
– расходы на рекламу;
– упаковку;
– хранение;
– транспортные расходы;
– участие в выставках, яр- марках
Цеховая себестоимость
Производственная себестоимость
Полная себестоимость
В отечественной практике учета затрат большая их часть списывает- ся в себестоимость. Но некоторые затраты покрываются из прибыли (про- цент, уплаченный за использование заемных средств, капитальные вложения и расходы на содержание социальной сферы предприятия, экономические санкции – штрафы, пени и т. п.).
Контроль поэлементного состава и структуры затрат в динамике за ряд отчетных периодов позволяет наметить главные направления поиска резер- вов снижения себестоимости продукции в зависимости от изменений в тех- нике, технологии и организации производства или под воздействием его специализации. Технический прогресс и развитие производственного коопе- рирования влияют на изменение структуры затрат в сторону увеличения до- ли расхода материальных, топливно-энергетических ресурсов и амортизации основных средств при относительном уменьшении затрат на оплату труда в себестоимости продукции.
В зависимости от места появления расходов выделяют следующие виды себестоимости (табл. 1.4).
Таблица 1.4
Виды себестоимости
Прямые (технологические)
расходы
Косвенные (накладные) расходы
Затраты, связанные с производ- ством продукции в цехах:
– сырье и материалы;
– возвратные отходы (вычи- таются);
– топливо и энергия на тех- нологические цели;
– заработная плата производ- ственных рабочих;
– начисления на заработную плату производственных рабочих
Общепроизводственные расходы – расходы, свя- занные с управлением,
организацией и обслужи- ванием предприятия в це- лом
Коммерческие расходы – внепро- изводственные расходы, связан- ные с реализацией продукции и другими расходами, не относя- щимися к производству продук- ции:
– расходы на рекламу;
– упаковку;
– хранение;
– транспортные расходы;
– участие в выставках, яр- марках
Цеховая себестоимость
Производственная себестоимость
Полная себестоимость
В отечественной практике учета затрат большая их часть списывает- ся в себестоимость. Но некоторые затраты покрываются из прибыли (про- цент, уплаченный за использование заемных средств, капитальные вложения и расходы на содержание социальной сферы предприятия, экономические санкции – штрафы, пени и т. п.).
1 2 3 4 5 6 7 8 9 ... 21
Прибыль
Прибыль – обязательный элемент цены, за счет нее предприятие расширяет и модернизирует производство, осуществляет подго- товку кадров, расходы на социальную сферу. Прибыль выступает в качестве индикатора финансового состояния компании, ее финансовой устойчивости и платежеспособности. Величина целевой прибыли должна быть экономиче- ски обоснованной и учитывать действие внутренних и внешних факторов.
30
В соответствии с Налоговым кодексом РФ действует ставка налога на прибыль в размере 20%, из которых 2% зачисляется в федеральный бюд- жет и 18% – в бюджеты субъектов РФ. После уплаты налогов на прибыль фирмы получают чистую прибыль, которая делится на нераспределенную прибыль и дивиденды, выплачиваемые фирмой в соответствии с ее диви- дендной политикой.
Акциз
Акциз – косвенный налог, включенный в цену товара, не являющийся предметом первоочередного потребления. Акцизом облагаются такие товары, как спирт этиловый, спиртосодержащая продукция, пиво, табачные изделия, ювелирные изделия, нефть, бензин автомобильный, легковые авто- мобили, отдельные виды минерального сырья.
Госдума приняла новые ставки акцизов на подакцизные товары, про- индексированные на 2021–2023 гг. Предусматривался рост акциза на табак и табачные изделия на 20% в 2021 г. и индексация ставок подакцизных товаров в 2023 г. относительно 2022 г. на уровень прогнозируемой инфляции
(4%). Ставка акциза на сигареты в 2021 г. составила 2359 руб. за 1 тыс. штук,
на вейпы и электронные сигареты – 60 руб. за штуку. Ставка акциза на си- гареты в 2023 г. составит 2552 руб. за 1 тыс. штук плюс 16 руб. расчетной стоимости, исчисляемой исходя из максимальной розничной цены, но не менее 3467 руб. за 1 тыс. штук. Акциз на вейпы и электронные сигареты составит в 2023 г. 64 руб., на сигары – 278 руб. за 1 штуку.
Акциз на виноград, используемый для производства вина, составит
33 руб. за тонну в 2023 г., акциз на виноматериалы, виноградное и фруктовое сусло составит в 2023 г. – 34 руб. за 1 литр. Акциз на вина и фруктовые вина составляет 33 руб. в 2022 г. и 34 руб. за литр в 2023 г., на игристые вина –
43 руб. за литр в 2022 г. и 45 руб. за литр в 2023 г. На сидр, медовуху, а также пиво с содержанием менее 8,6% этилового спирта – 24 руб. за литр в 2022 г.
и 25 руб. за 1 литр в 2023 г. Акциз на пиво с содержанием более чем 8,6%
этилового спирта – 45 руб. за литр в 2022 г. и 47 руб. за литр в 2023 г. Ак- циз на винные напитки, изготавливаемые без добавления ректификованного этилового спирта, – соответственно 41, 43 и 45 руб. за литр.
Акциз на алкогольную продукцию с объемной долей этилового спир- та свыше 9% составит в 2022–2023 гг. соответственно 589 и 613 руб.
за литр безводного этилового спирта, содержащегося в подакцизном това- ре. Аналогичная продукция с объемной долей этилового спирта менее 9%
будет облагаться акцизом по ставке соответственно 471 и 490 руб. за литр безводного этилового спирта, содержащегося в подакцизном товаре.
В 2023 г. вырастут также акцизы на автомобильный бензин: для не соот- ветствующего классу 5 бензина акциз составит 14 736 руб. за тонну, на бен- зин класса 5 – 14 345 руб. за тонну, на дизельное топливо – 9938 руб. за тон- ну, на моторные масла для дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных)
31