Файл: Эвакуация населения.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2023

Просмотров: 227

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

60 принципу как в городе, так и в районах размещения. В безопасных районах к этой работе привлекаются прививочные бригады.
Рисунок 4.10. Пероральная вакцинация
Наиболее перспективным методом вакцинации, позволяющим оперативно провести прививочные мероприятия при охвате большого числа эвакуированных лиц, является безыгольная вакцинация (рисунок
4.11).
Рисунок 4.11. Проведение процедуры безыгольной вакцинации
Данная вакцинация выполняется с помощью безыгольных инъекторов (рисунок 4.12), в которых вместо иглы используется тонкая струя вакцины, выходящая из сопла под большим давлением.

61
Рисунок 4.12. Безыгольный инъектор для проведения вакцинации
Организация и проведение всего комплекса санитарно- гигиенических и противоэпидемических мероприятий возлагается на главных врачей местных санитарно-эпидемических органов и аналогичных органов, эвакуированных из опасных районов.
4.3. Инженерное обеспечение эвакуации населения
4.3.1. Общие положения
Инженерное обеспечение эвакомероприятий проводится силами ГО, а некоторые специальные задачи выполняются придаваемыми подразделениями спасательных воинских формирований.
Их состав включает:
 группы инженерной разведки;
 команды по ремонту и восстановлению дорог и мостов;
 сводные отряды механизации работ ГО.
Общее руководство организацией инженерного обеспечения осуществляют руководители Главных управлений МЧС России по субъектам Российской Федерации. На основе поступившей информации определяются главные задачи инженерного обеспечения, силы, средства и сроки их выполнения.
Целью инженерного обеспечения эвакуации является создание необходимых условий для эвакуации населения из зон техногенных аварий и стихийных бедствий путём обустройства объектов инженерной инфраструктуры в местах сбора эваконаселения, на маршрутах эвакуации и в районах размещения.
Виды и объёмы выполняемых задач инженерного обеспечения зависят от условий обстановки, вида и масштаба эвакуации, наличия сил и средств. Количество сил и средств, необходимое для инженерного обеспечения, проводимых в интересах эвакомероприятий определяется, исходя из конкретных условий ЧС, в соответствии с имеющимися

62 нормативами. Для выполнения мероприятий инженерного обеспечения эвакуации населения в безопасные районы возможно привлечение подразделений спасательных воинских формирований [6, 15 и 16].
4.3.2.
Инженерное оборудование сборных эвакуационных
пунктов
Инженерное оборудование СЭП включает:
 оборудование убежищ и укрытий для эваконаселения;
 оборудование аварийного освещения;
 оборудование и содержание мест разбора воды эвакуированными в мелкие ёмкости (посуду);
 оборудование санузлов (отхожих мест).
Защита населения (при необходимости) от АХОВ и радиоактивного загрязнения осуществляется в убежищах и укрытиях, расположенных либо на СЭП, либо рядом с ним. Общая вместимость защитных сооружений на
СЭП должна обеспечивать укрытие членов эвакокомиссий, лиц из сформированной колонны, численностью до 1000 человек и до половины эвакуируемых вновь формируемой колонны из числа пребывающих на
СЭП. Она составляет 1500-2000 человек
Приведение в готовность к приёму укрываемых, а также приспособление подвалов под защитные сооружения и оборудование простейших укрытий осуществляется в соответствии с требованиями строительных норм и правил [27].
В помещениях СЭП дополнительно оборудуется аварийное освещение с применением осветительных установок УКП (рисунок 4.13) или с использованием автомобильных аккумуляторных батарей.
Рисунок 4.13. Осветительная установка УКП-2000-ВС


63
Мощность осветительной станции зависит от количества освещаемых объектов и, как правило, должна быть не менее 2 кВт.
Для аварийного освещения СЭП могут использоваться табельные осветительные станции или электростанции объектов экономики.
Места разбора эвакуируемыми питьевой воды в мелкую посуду оборудуются с использованием водопроводной сети либо специальных передвижных цистерн.
Пункт должен обеспечить одновременный разбор воды 30-
40 эвакуируемыми. К пункту разбора оборудуются удобные подходы и выходы, территория пункта должна быть освещена.
На СЭП, как правило, развёртываются передвижные санузлы, а также используются имеющиеся в этом районе постоянные туалеты.
В отдельных случаях могут оборудоваться временные отхожие места. При этом используются прилегающие скверы, неасфальтированные площадки.
Отхожие места ограждаются, освещаются и обрабатываются обеззараживающими препаратами.
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12

4.3.3. Инженерное оборудование пунктов посадки и пунктов
высадки эвакуируемого населения
Инженерное оборудование включает:
 оборудование укрытий и защитных сооружений;
 оборудование и содержание пунктов водоснабжения;
 оборудование санузлов;
 оборудование погрузочных площадок для размещения транспортных средств;
 устройство временных причалов на реках.
Для укрытия личного состава от непогоды на пунктах посадки
(высадки) предусматривается размещение их в служебных помещениях или подвалах. При их отсутствии могут устанавливаться палатки большой
ёмкости, а зимой устанавливаются пункты обогрева. Ёмкость укрытий от непогоды и пунктов обогрева должна обеспечивать, прежде всего, укрытие и обогрев эвакуируемых с детьми, инвалидов и лиц старших возрастов.
Для обеспечения эвакуируемых питьевой водой на пунктах посадки
(высадки) организуется раздача воды с использованием водопроводной сети или передвижных автоцистерн (рисунок 4.14) из расчёта 50-
100 человек загружающейся колонны (команды) на одно место раздачи.
На пунктах посадки устанавливаются передвижные санузлы или устраиваются полевые отхожие места, а при отсутствии передвижных санузлов и недостатке времени на устройство отхожих мест отводятся и обозначаются раздельные места для мужчин и женщин. Санузлы (отхожие места) оборудуются из расчёта одновременного обслуживания 20-
30 человек.

64
Рисунок 4.14. Передвижная цистерна для подвоза воды
Пункты посадки на авто- и железнодорожный транспорт оборудуются приставными лестницами или трапами, а при посадке на водный транспорт –временными причалами.
Посадочные площадки оборудуются из расчёта 60 кв. м на один автомобиль или автобус.
4.3.4. Подготовка и содержание маршрутов эвакуации
Перед объявлением эвакуации при угрозе аварии или после её начала на маршрутах движения могут выполняться следующие задачи инженерного обеспечения:
 оборудование объездов, разрушенных или непроходимых дорог;
 оборудование и содержание переправ через узкие водные преграды придвижении автоколонн с эвакуируемыми в район размещения по проселочным дорогам;
 очистка дорог от снега при эвакуации зимой (рисунок 4.15);
 содержание труднодоступных участков проселочных дорог при эвакуации в распутицу.
Для оборудования объездов разрушенных или непроходимых участков дорог за счёт привлечения сил и средств дорожных ремонтно- строительных управлений субъекта Российской Федерации (района субъекта) и сельских хозяйств создаются комплексные механизированные бригады, а также возможно привлечение подразделений СВФ, имеющих достаточно эффективную специальную технику, позволяющую решать задачи любой сложности [29].


65
Рисунок 4.15. Очистка дороги при помощи специальной техники
В составе каждой бригады целесообразно иметь следующую технику:
 бульдозер для засыпки больших ям и выбоин;
 автогрейдер для профилактики просёлка (1-2 единицы);
 экскаватор для погрузки песка, щебня, бутового камня;
 самосвал для подвоза материала при большом плече подвоза (до
5 единиц).
Данная бригада способна подготовить объезд с темпом выполнения работ до 3-5 км в час. При наличии заболоченных участков на объездах целесообразно в состав механизированных бригад выделить 5-7 человек личного состава для устройства на этих участках переходов из фашин, накатника или бревен (рисунок 4.16).
Рисунок 4.16. Дорожный переход из брёвен на заболоченном участке

66
Оборудование и содержание переправ через узкие водные преграды осуществляется устройством фильтрующих дамб, водопропускных труб, одно-двух пролётных мостовых переходов на рамных или клеточных опорах с использованием различных подручных материалов.
При твёрдых грунтах дна рек и при глубине их не более 0,4-0,6 м для переправы эвакуируемых оборудуются и содержатся броды, а зимой – переправа по льду.
В составе команд по оборудованию переправ необходимо иметь следующую специальную технику:
 бульдозер для оборудования съездов, фильтрующих дамб и водопропускных труб;
 автокран грузоподъемностью 8-10 т для укладки труб, опор и пролётных строений.
Кроме этого, следует оснащать бригады мотопилами, а при больших глубинах рек и заболоченном дне также комплект сваебойными средствами.
Такая мостовая команда может устраивать переправы с темпом работ
10-45 метров в час.
Основной особенностью подготовки (расчистки) при снежных заносах является их оборудование хорошо видимыми, в том числе и ночью, вехами (рисунок 4.17). Для этих целей выделяется специальная группа на каждый из маршрутов движения, которая имеет надёжную связь с командами (подразделениями, звеньями), выделенными для расчистки путей.
Рисунок 4.17. Дорожные вехи на ледяной переправе
Состав команды для очистки дорог от снега и выбор снегоочистительных машин для их оснащения зависят от толщины и плотности снежного покрова, типа дорожного покрытия, интенсивности

67 метели. Тракторные бульдозеры и путепрокладчики используют для очистки от слоя толщиной до одного метра.
На участках, где толщина слоя составляет свыше одного метра или при наличии плотного и мокрого снега, его расчищают челночными движениями со сдвиганием снега поочередно в левую и правую стороны дороги или применяют роторные снегоуборочные машины (рисунок 4.18).
Рисунок 4.18. Роторная снегоуборочная машина
Свежевыпавший (наметённый) снег слоем до 0,5 метра убирают с дорог с использованием автогрейдеров, снегоуборочных автомобилей и тракторов с отвалом, а при их отсутствии – тракторными и автомобильными угольниками. На подготовленном (расчищенном) пути организуется регулярное патрулирование снегоочистительных машин.
4.3.5. Инженерное оборудование районов размещения
Основными задачами инженерного оборудования районов размещения эвакуируемого населения являются:
 оборудование общественных зданий и сооружений и устройство временных сооружений для размещения эвакуируемых;
 оборудование сооружений для временных торговых точек, медицинских пунктов, полевых хлебопекарен, бань и других объектов быта;
 оборудование пунктов водоснабжения;
 подготовка и содержание путей манёвра в районе размещения.
Для размещения эвакуируемых используются здания общественного пользования такие, как клубы, дома культуры, а летом и школы. При недостатке жилья могут строиться палаточные городки или, в крайнем


68 случае, возводятся другие временные сооружения: шалаши, дощатые бараки, а зимой землянки.
При оборудовании общественных зданий под жилье устраиваются дощатые перегородки, нары для отдыха, оборудуются места для приготовления пищи, места для умывания, дополнительные санузлы
(отхожие места).
Оборудование общественных зданий под жильё осуществляется силами местного населения, а после завершения эвакуации – силами эвакуируемых. В этом случае для эваконаселения выделяется необходимое количество других строительных материалов. Для строительства палаточных городков и других сооружений для жилья людей также привлекаются подразделения СВФ.
Сооружения (помещения) для временных торговых точек, медицинских пунктов, полевых хлебопекарен и бань оборудуются в имеющихся или строятся из готовых сборных конструкций. Для возведения таких сооружений из местного и эвакуируемого населения создается необходимое количество специализированных бригад. При отсутствии возможности строительства временных помещений в районе размещения организуется работа передвижных автолавок и развёртываются полевые хлебозаводы.
Существующая в безопасных районах сеть путей сообщения должна в полной мере обеспечивать выезд рабочих и служащих к месту работы, к медицинским учреждениям и объектам быта, а также доставку продовольствия и других предметов первой необходимости для жизнеобеспечения населения.
При недостаточной плотности дорог и низком их качестве организуется ремонт существующих и строительство новых, как правило, грунтовых улучшенных дорог, а иногда и дорог с твёрдым покрытием.
В распутицу и зимой организуется содержание труднопроходимых участков дорог патрулированием или постоянным дежурством на них необходимых сил и средств.
4.4. Охрана общественного порядка и обеспечение безопасности
дорожного движения
4.4.1. Общие положения
Одна из значимых задач, решаемых при проведении эвакуации населения из районов техногенных аварий и природных бедствий, заключается в охране общественного порядка и обеспечении безопасности дорожного движения. Эта задача решается в два этапа.
На первом, подготовительном этапе, предусматривается направление представителей органов внутренних дел в соответствующие территориальные эвакокомиссии, уточнение исходных данных и