Файл: Хрестоматия по истории государства и права кабардинобалкарской.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2023

Просмотров: 294

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

69 очереди, дабы поровну наделять водою и пускать ее, как следует. При этой работе, особенно у чегемцев, бывают ссоры, кончающиеся иногда смертоубийством; почему наблюдается между ними очередь: каждым пяти домам приходит на эту работу одни сутки.
10. Когда старшинский сын привезет себе жену, то берет с каж- дого кулла по одной скотине.
11. Женившийся старшина имеет право жену свою на теглариш отправить и оставить ее в доме каракеша, если захочет этого, в про- должении одного года.
12. Что жена старшины привезет из своего дома с собою, хотя бы и служанку, все должна отдать в доме каракешу, у которого оставлена.
13. Во время женитьбы или при взятии жены по обряду (шаоч), старшина сам является в дом каракеша, который должен для него де- лать пиво, а старшина дает ему одну служанку. Если служанки он не найдет, то обязан дать сполна для одного человека железных вещей: панцирь, нарукавники, налокотники, ружье и пистолет; холопьям же каракеша – кому тулуков, кому веревок, и, кроме того, каждому одну штуку товара для платья, сколько может; даже служанкам их он не может не подарить чего-нибудь.
14. Всякий имеет право принять в свой дом чужого мальчика для воспитания.
15. По смерти старшины, когда родственники сами составляют жертвенные припасы, то режут сто баранов; каждый каракеш по одно- му барану и, сверх того, по три живых барана для зареза и по одному тулуку бузы доставляет в дом старшины и кладет в то место, где лежат прочие припасы.
16. При выдаче дочерей каракеши дают из калыма своему стар- шине две скотины (подарок этот называется емчеклик, т.е. аталыкский подарок) и другому, чужому старшине, которому он не принадлежит, пару быков, также в виде аталыкского подарка. Получающий его старшина должен всегда помогать каракешу в делах его. Во всяком случае, он останется тому каракешу настоящим помощником, и никто не вправе устранить старшину от дел, касающихся до взятого им под покровительство.
17. Из калыма, получаемого куллами, отдается старшине три скотины: прочие кулл берет сам. Пользовавшись калымом за дочерей, он обязан за жен своих калым уплачивать сам.
18. Кулл по обряду имеет право в уплату за жену отдать в калым дочь свою.

70 19. Старшины могут продавать и дарить куллов, кому заблаго- рассудят
1 20. Куллы по очереди привозят дрова старшинам на старшин- ских ишаках и косят сено, сколько старшине угодно.
21. Куллы для старшины производят хлебопашество в особенном месте, на пространстве земли, принадлежащем старшине, и когда уборка кончится, то все дочиста доставляют в дом старшина на его ишаках.
22. Когда кулл зарежет скотину себе в пищу, то отделяет от нее шею и половину спины; верхнюю часть спины с половинами боков он отдает старшине; это называется уга или бго. Из сваренного пива гос- подину следует один кувшин.
23. Куллы и казаки имеют собственные земли, подаренные им стар- шинами или купленные самими; земли эти они пашут для себя и весь уро- жай берут в свою пользу, не отдавая из оного старшине ничего.
24. Старшина может продавать и дарить казаков, кому угодно, употреблять их вроде прислуги; а жен их и дочерей в роде служанок он также в праве держать у себя.
25. Из последнего класса караваш служанка или горничная при- обретается не чрез калым, а покупкою, и везде добывается дорогою ценою от 300 до 400 руб. серебром. Господину никто не мешает про- давать такую служанку, кому он захочет; она служит безотлучно в до- ме при госпожах, получает одежду от господ; законного мужа не име- ет, а ежели господин позволит холостому мужчине жить с нею, то он же может чрез несколько времени запретить это; в таком случае холо- стой не должен считать женой служанку, с которою жил, или требо- вать к себе детей от нее, называя их своими. Дети должны оставаться при господине, который может продавать их врознь; они в женском
1
«Старшины над каракешами не имеют никаких особенных прав: куллы же и казаки, кроме того, что обязаны исполнять многие повинности, но и старшина имеет право продавать и дарить их, кому угодно, а последних употреблять в роду прислуги. Караваш же есть совершенный раб во сем своего господина.
Старшина имеет право требовать от куллов и казаков рабочих: для постройки дома деревянного или каменного, для пашни и собирания хлеба с поля, для пастьбы скота, сенокосов и для привозки дров. За это он должен рабочих кор- мить и разделять между ними овчины с тех баранов, которые режутся для пи- щи. Старшина имеет также право требовать рабочих из куллов и казаков, для орошения своих полей и лугов посредством канав; но в этом случае он должен наблюдать строгий порядок, как в наряде рабочих, так и в отведении воды из соседних канав, потому что за это возникают частые ссоры, оканчивающиеся иногда смертоубийством. Права каракешев не определены. Куллы и казаки за получаемую от старшины землю должны обрабатывать поля, носить и свозить в дом старшина на своих ишаках».


71 поле называются караваш, а в мужском легава, т.е. повар. Дочери каза- кам не отдаются посредством калыма, а продаваемы бывают без му- жей; если же служанка будет иметь детей хоть от незаконного мужа и господин захочет, то делает их и детей дворовыми людьми, т.е. хо- лопьями, и тогда уже нельзя их сделать по-прежнему служанками; до- чери с калымом отдаются законному мужу, а сыновья берут законных жен, платя калым, на равнее с прочими холопьями.
26. Из всякого избытка хлеба и скота ежегодно отдается десятая часть по закону Магомета и разделяется на три части: одна аульному эфендию, другая всем муллам, а третья – нищим.
27. По согласию и по приговору с каждого дома отдается зимой ауль- ному эфендию по барану и по одному стогу сена (стог или копна состоит из двух вьюков на лошадь), дров по одному вьюку на ишаке и летом по барану.
III. Какие дела и преступления в каждом племени должны
быть рассматриваемы адатом и по обычаям
28. Судебное место зовут нагиш (оно состоит из камней вроде стульев, поставленных кругом, никто не помнит, кем). Это судебное место существует везде, даже и в аулах. Там избранные почетные ста- рики из всех классов, т.е. старшин, каракеш, казаков и куллов, каждый день бывают, для выслушивания жалоб просителей и оправданий от- ветчиков; после чего решают дела по обряду. Это место даже зимою остается судебным; в нем расправу делают непременно каждый день.
29. Это – самое первое и главное судебное место в Балкарии; туда передаются к разбирательству дела, заключающие некоторую важность, от всех племен осетинских.
30. В составе обрядов убавка, прибавка или отмена вообще де- лаются по приговору и общему согласию; если народ убедится, что на будущее время невыгодно продолжать суждение по делу обрядом, до того существующим, тогда обряд уничтожается по приговору и дело представляют разбирательству шариатом.
31. Дело, поступившее на шариатское разбирательство, судится не в нагише (нагише), а у эфендия в своем ауле.
IV. Права и обязанности каждого сословия объяснены в отд. II
V. Наследственное право всех состояний
VI. Раздел имений
32. Имения разделяются не по шариату, а по обрядам между братьями: сестры и вообще женский пол по наследству части не полу-

72 чают, а пользуются только подарками, состоящими из служанок, се- ребряных вещей, платья и скота, смотря по состоянию; от владения землею женский пол также устраняется.
VII. Обряд духовных завещаний и исполнения по ним
33. Старшина или каракеш при жизни своей духовным завеща- нием назначает душеприказчика, которому предоставляет похоронить себя на счет оставшегося имения, смотря по состоянию; из суммы, за- вещанной на этот предмет, покупаются погребальные вещи (искат).
Для уничтожения грехов умершего назначается от 10 до 300 руб. се- ребром, судя по богатству его; эта сумма делится на мулов и нищих.
Опекун или душеприказчик по закону Магомета должен эту сумму
(искат) разделить на три части: одну отдает аульному эфендию, дру- гую – всем прочим муллам того же аула, а третью – нищим, в ауле же находящимся, а они потом между собою делятся в присутствии душе- приказчика. Сколько при жизни своей умерший назначает для богомо- лия в Мекку, душеприказчик должен послать, не встречая в том пре- пятствий со стороны наследников.
34. Жертва (садака) из скота и припасов, сколько сам умерший назначает при жизни и поручает душеприказчику употребить, также не может быть отменена наследниками; независимо от того, один алкоран и ковер поступают непременно в мечеть после умершего.
35. По завещанию, при жизни сделанному, собирают мулов для чтения алкорана в продолжении сорока дней или менее, смотря по во- ле, изъявленной покойником в том завещании; душеприказчик обязан им вместе уплатить лошадь с седлом и прибором, а также отдать все платья умершего.
36. Могилы и памятники, по завещанию умершего, делаются из кам- ня или из дерева, по указанию аульного эфендия, но в таком случае только, когда сам душеприказчик не из ученых и не знает закона Магомета.
VIII. Отношение детей к родителям и их права на первых
37. Дети, по закону Магомета и обряду, должны быть родителям покорны и послушны; сопротивление воле родителей тяжкий грех и по обряду стыд; впрочем, азиатский народ вообще и в осетинских племе- нах старшины и каракеши по большей части не воспитывают у них молодых старшин или каракешев до совершенных лет, аталыки (для мальчиков) и кормилицы (для девочек) доставляют их к родителям, за что получают угощение и большую награду; кроме того, родственники воспитываемых, смотря по состоянию, дарят аталыку или кормилице,


73 кто служанку, кто 100 баранов, иной железные вещи, другой лошадей или несколько штук рогатого скота.
38. Подвластные также считают себя обязанными делать подар- ки; дети старшинские, женившись, живут врознь с родителями, а кара- кешские остаются с отцом и матерью.
39. Старшинский сын отдается до совершенного возраста луч- шему каракешу, который по окончании воспитания возвращает его в дом, одетого в богатое платье, на хорошей лошади с седлом и оружи- ем. Возвратившись к себе в дом, молодой старшина делает воспитате- лю своему соразмерное награждение и уезжает из родительского дома, потому что никакой старшина в этих племенах с отцом жить не может.
40. Когда старшина отдает на воспитание своему каракешу или черному сына, то делает пир; музыканту, играющему на нем (гекуако) он дает лошадь и конец дарам.
IX. Взаимное отношение мужа к жене и обратно
41. По закону Магомета и обряду, муж и жена должны друг дру- га любить; муж обязан для жены иметь в достаточном количестве пла- тье, кушаки и прислугу; есть такие четы, которые живут хорошо в продолжение всей жизни. Сохраняя старый обычай, господствовавший в тех племенах, до старости лет муж к жене своей не входит днем и живет в особой кунацкой; несоблюдение этого обряда считается бес- честием. Жена, если живет с мужем в несогласии, может быть им ото- слана к своим родственникам. После увольнения ее, по закону Маго- мета, она не должна выходить за другого в продолжение четырех ме- сяцев и десяти дней; ежели она не имеет родственников и будет нуж- даться в одежде и пище, то муж должен ей доставлять и то и другое.
При разводе муж, в присутствии эфенди и двух свидетелей, должен сказать три раза слово: талака, т.е. отказ, отказ, отказ.
42. Если кулл заплатил калым за жену из собственности и потом раз- ведется с нею, то может ее сделать свободною, чему уже тогда господин препятствовать не вправе; дворовый человек, женясь на девке такого же состояния и заплатив калым за нее из господского имения, не может без воли господина дать свободу жене своей, разведясь с нею, если б даже по каким-нибудь сделкам он и вступил до того в сословие куллов.
43. Всякий каракеш волен казачку отдать мужчине, ему принад- лежащему, кому заблагорассудит, с тем, однако же, чтобы дети, от этого соединения родившиеся, принадлежали ему, каракешу; поэтому он имеет право во всякое время отнять женщину у того, кому дал; а когда за эту казачку будет взят калым, то узденю до нее и детей дела нет, и она становится уже законною женою.


74 44. Кулл, заплативший за жену калым из собственного имуще- ства без помощи своего каракеша, вправе прогнать ее или отпустить, в чем ему препятствия не чинить; по смерти его другому куллу отдать ее можно, но если у старшины другого кулла нет, то жена умершего увольняется к своим родным.
45. Когда господин помогает куллу в платеже калыма за жену, последний не вправе сослать жену или отпустить ее.
46. Господин, женивший своего дворового человека (казака), сам уплачивает калым, и поэтому дворовые люди никак не могут раз- водиться с женами, как это делают другие.
47. Если же из числа тех жен окажется которая поведения распутно- го или воровкой и муж жить с нею не согласится, то господин берет ее к себе в дом и, делая служанкой, возвращает родителям и требует данный за нее калым, или женщину продаст и все, по продаже взятое свыше запла- ченного им калыма, разделяет на две части, из которых одну берет себе, а другую отдает тому, от кого будет взята девка.
48. По смерти казаков жены не увольняются, а остаются у стар- шин вроде служанок.
49. Если кто, после назначения калыма и обвенчания, не получив еще жены, захочет отказаться от нее, то из всего назначенного калыма половину должен уплатить жене, а другую половину оставлять у себя.
50. Служанка или каравеш, всегда остающаяся при господине, если избирает себе холостого крестьянина (название ему коренитл), т.е. не на- стоящий муж, и господин на то согласится, то принимает его у себя, как жена мужа; рожденные от них дети принадлежат одному господину, и мнимый муж не может их присвоить себе; в противном случае господин вправе ему приказать никогда к ней не показываться и детей волен дарить, продавать, разбивая врознь, – всех дочерей иметь у себя в виде караваш, т.е. служанок, а сыновей лигавами, или прислужниками (поварами).
X. Мера наказаний за неповиновение старшинам
51. Каракеш, по сомнению в воровстве позволивший себе по- смотреть в доме или в кошу у старшины, штрафуется парою быков, за что осмелился учинить такой обидный поступок.
52. Для взятия штрафа старшина имеет право послать из казаков в дом каракешов и куллов; а если кто из наказуемых не отдаст безотго- ворочно требуемого или поссорится с посланным казаком, нанося ему удары, то старшина штрафует виновного одной скотиной за сопротив- ление; на счет же штрафа, послужившего поводом к ослушанию, казак и старшина разбираются в нагиме.


75
XI. Мера наказаний за преступления всякого рода
53. Вообще у горцев, в случае смертоубийства, виновный и его родственники стараются, как можно скорее, чрез кого следует, похо- ронить павшего, а родственники убитого стараются медлить, потому что до предания тела земле все родственники делают набег в дом и кутаны убийцы, забирают, сколько могут, баранты и все, что успеют забрать, оставляют в свою пользу; назад из взятого не требуется ниче- го, и во время уплаты за кровь не полагается даже в цену; обряд этот называется хадатеж или ульдук.
За кровь старшины платится 15 штук, как за калым по ст. 2.
За кровь кулов или казаков должно уплачивать по оценке, чего стоил убитый.
54. По шариату же за кровь убитого из старшин или каракешев
1500 руб. серебром или на эту сумму людьми и скотом.
За драки, удары и раны обиженный старшина за честь получает одну душу крестьян, росту 6 четвертей.
55. Таковой же штраф полагается за честь старшины с того, кто будет у него воровать.
56. Если старшина ударит каракеша или нанесет ему рану, то обиженному за честь должен отдать одну лошадь и сварить пива.
57. Каракеш, ударивший себе равного каракеша или нанесший ему рану, должен сварить пива обиженному и возвратить ему убытки, причиненные платою лекарю за пользование.
Начальник центра кавказской линии, генерал-майор князь Го- лицын февраля, 24 дня 1844.
Кр. Нальчик.
Рукописный архив Одесской научной библиотеки им. А.М. Горь- кого, дело 54/ИЯ, л. 4459. Леонтович Ф.И. Адаты кавказских горцев.
Материалы по обычному праву Северного и Восточного Кавказа. –
Нальчик: Эль-Фа, 2002. –
С. 245–256; Опубликовано: Антология па- мятников права народов Кавказа. –
Т. 1. Памятники права адыгов
(черкесов) и акты органов Российского государства. –
Ростов-на-Дону:
СКАГС, 2009. –
С.147156.

76
1   ...   4   5   6   7   8   9   10   11   ...   22