Файл: Хрестоматия по истории государства и права кабардинобалкарской.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2023

Просмотров: 289

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

61 штраф князю – одну холопку, за то, что не соблюдал благопристойно- сти к князю и осмелился драться при нем.
87. Чагар, не выполнивший обязанности по 20 пунктам, объясненным выше, в ст. 42, а также по статьям 34, 39, 40 пункта 1-го, 58 пункта 1, 106 и
107, обязан заплатить своему господину быка за каждое отступление.
В дополнительном обряде:
88. Если чагар упустит время, назначенное для внесения подати или к работам господским, то штрафуется по положению парою и двумя парами быков, смотря по упущению.
89. А когда чагар ослушается посланного от господина для взы- скания штрафа, то он подвергается двойному штрафу.
XII. Мера наказания за преступления всякого рода
90. Если уздень пшехау с кем-нибудь будет ссориться и убьет его, князь вступается и, в случае неудовлетворения родственников убитого по обычаям, он ищет мщения за кровь и берет с виновного за одного убитого три семьи, в каждой из которых должно быть по девя- ти душ; из этих трех семейств князь отдает две ближним родственни- кам убитого, а третье берет себе. Когда случится, что убийца не имеет такого количества душ, то собственное семейство его и все имущество подвергается ограблению и продается по разным местам. Если убийца из узденей, то все наказание, которому он подвергается, состоит в том, что он делается узденем князя, которому принадлежал убитый уздень
1 91. Из находящихся с князем всякий день с каждого дома по од- ному чагару, если кто будет убит в ссоре, то за него с виновного взы- скивается десять душ в пользу родственников убитого, а князь из них не пользуется ничем.
92. Похитивший лошадь из княжеского табуна, если будет в том обличен, платит князю штраф восемь лошадей и дает назад украден- ную, с прибавлением пары быков и служанки.
93. Кто к какому князю едет из других мест и, не доезжая до жилища князя, будет ограблен на дороге, а воры откроются, то с них взыскивается за бесчестие восемь лошадей и холопка за то, что огра- бил едущего к князю.
94. Позволивший себе иметь прелюбодеяние с служанкою князя платит хорошую холопку князю.
95. Когда князь, находясь у карабулаков, назрановцев, ингушей или у тагаурцев, пошлет по какому бы то ни было делу, а посланный
1
По преданию, а в обрядах исключений в пользу узденей нет.

62 будет ранен и приказание князя останется невыполненным, виновный платит князю пятнадцать разных предметов – лошадьми, саблями, ружьями, шашками, пистолетами или тому подобными, но так, чтобы каждая штука непременно имела ценность одной крестьянки.
96. За крестьянина господского, убитого другими таковыми же по мщению или другому поводу, сходно азиатскому обычаю платится два человека; из них один отдается тому господину, кому принадлежал убитый, другой семейству его.
97. Таким же порядком, когда холопья господ убьют чужого хо- лопа, то платит за убитого человека двух, одного господам, а другого семейству убитого.
98. Князь, убив в ссоре своего узденя, обязан сына его или брата
(малолетних) взять в дом и содержать на всем своем иждивении до совершенного возраста; когда же они возмужают, он им дает лошадей, шашки, ружья, весь конский прибор, полную одежду, после чего от- пускает в дом, и тем кончается вся вражда. Этот обряд называется тле- че-житкан
1
По дополнительным обрядам:
99. Когда украдут у княжеского баранщика барана и виновный будет открыт, то он платит баранщику, у кого украл, 20 баранов за од- ного; этот штраф поступает в пользу баранщика, а хозяину до него дела нет.
100. В коше узденском и черного народа баранщик в свою же пользу получает от уличенного вора по десяти баранов за каждого.
По народному условию после чумы:
101. Прежнее самовластие князей, заключающееся в больших поборах с народа, наложении штрафов, безнаказанность убийств и прочее, уничтожено с учреждением махтемы; теперь оно ограничива- ется сбором порций с народа, скотом – для членов махтемы, занимаю- щихся народными делами
2 102. Кто, противясь положению по ст. 12, возьмет у кого девку без согласия родственников и венчания муллы, буйством, подвергается штрафу в 100 руб. серебром
3
, а если в это дело вмешался посторонний мулла, то он штрафуется тридцатью рублями серебром.
1
По преданию, а в обрядах судейских нет.
2
Эта прибавка к статье не существует в обрядах.
3
Сверх калыма.


63 103. Уздень, в ссоре с князем ранивший его лошадь по нечаян- ности, обязан удовлетворить князя пятью душами крестьян, пятью ло- шадьми и пятью железными штуками
1 104. Когда уздень, поссорившись со своим чагаром, его убьет, то обязан семейству убитого дать человека или брата убитого отпус- тить на волю.
105. Укравший у своего узденя чагар отдается господину по предварительному отобранию у него краденого; если же у вора будут братья или другие родственники и пожелают выкупить его от госпо- дина, то платить за то 150 руб. серебром, или все, что у них осталось по оценке из скотины.
106. Холоп или чагар, в какой-нибудь обиде не просивший на господина своего защиты у князя на основании 41 статьи и бежавший за
Кубань или в Чечню, может, если отыщется, быть продан господином по произволу и родственники за него не имеют права вступиться, пото- му что он беглец; и если он до совершения побега жил с ними, то име- ние остается в пользу их. По всем показанным выше статьям
2
мера нака- зания в Кабарде у князей и узденей заключается в денежном штрафе, который бывает двух родов: по обычаям и адату, всегда в пользу князей и узденей; наказание по закону показано ниже сего.
107. Если кто без причины кого-либо убьет, то по закону тоже лишается жизни
3 108. Если кто нечаянно убил, то за кровь платит 1500 руб. се- ребром ближайшему наследнику.
109. Имеющий жену и уличенный в прелюбодеянии по закону лишается жизни, но тот же поступок, совершенный холопом, подвер- гает его наказанию ста ударами; это называется ход-тазир.
110. Женщина, не имеющая мужа и учинившая прелюбодеяние, тоже наказывается ста ударами.
111. Укравший из-под сохранения или караула лишается рук и ног.
112. Если кто чрезвычайно пьянствует, тому в наказание дается
70 ударов.
113. Кто мужчину будет обличать в прелюбодеянии, а женщину назовет блядью и не докажет ясно обвинения посредством двух свиде- телей, наказывается осьмидесятью ударами.
114. За прочие маловажные поступки по закону облагают де- нежным штрафом, а иногда содержанием под стражею.
1
В обряде ст. 28, - пятью ружьями.
2
По преданиям, а в судебных обрядах нет.
3
По преданиям, а в обряде судебном нет от статьи 107 до статьи 115.

64 115. Лжесвидетелей сажают лицом к хвосту на лошадь или ишака и водят по многолюдной улице, называя его анафемою – анафе- ма (проклятие) путем оплевывания.
116. Когда из двух князей, поссорившихся между собою, один убь- ет другого и виновный будет в доме узденя из фамилии Куденетовых, то родственники убитого не вправе при нем мстить за кровь убитого, покуда убийца не выедет из дома Куденетова; жить же ему позволяется в нем не более одной недели, покуда он приготовится ехать в Чечню или в другое место, для приискания себе надлежащего убежища
1 117. В том месте, где проживают первостепенные узденья, ни- какой князь не вправе барантовать в наказание из кошей и аулов.
118. Если первостепенный уздень поедет со своим князем, кото- рый при встрече с другим князем будет стрелять в него, подвергаясь сам его выстрелам, и если сопровождающий князя первой степени уз- день, вступившись за него, убьет другого князя, то не он подвергается мщению, а падает оно на князя, за которого заступился уздень.
119. Первостепенные узденья имели право вступаться в обиде за черный наро, и в махтеме должны были ходатайствовать за него во всяком случае.
120. Когда кто из первостепенных узденей дает кому-нибудь слово, в таком случае, где идет дело о жизни, тогда слова этого ни из князей, ни из узденей никто не должен нарушить под опасением зна- чительного штрафования.
121. Если будет взята добыча у других племен, кабардинцам подвластных, в виде наказания за ослушание, то из нее давать перво- степенному узденю без всякого расчета лучшую лошадь, независимо от пая, ему следующего; впрочем, это делается только тогда, когда кто из первостепенных узденей будет находиться в партии.
122. Если князь имеет первостепенного узденя, то этот дарит ему лучшую лошадь, когда выдает дочь свою замуж.
123. Первостепенные узденья без согласия князя своего не впра- ве по вступлении в брак отдавать жену свою, как делают прочие
2 124. Если князь или уздень ударит первостепенного узденя, то виновный платит обиженному лучшую холопку, хорошую лошадь, саблю, вызолоченный шишак, налокотники, панцирь лучшей доброты и, сверх того, сзывает большое количество людей, варит бузу, угощает народ и у приглашенного им на этот случай обиженного первостепен-
1
Куденетовы и Анзоровы имеют это преимущество перед прочими узденскими и даже княжескими фамилиями, хотя в обрядах ничего не сказано о последних.
Многие старики, призываемые на совещания, уверяли, что сказанное выше о Ку- динетовых и Анзоровых относится к прочим первостепенным узденьям.
2
См. выше, ст. 13


65 ного узденя просит прощения, отдавая все ту же вышеозначенное и холопку.
125. Кто украдет лошадь у первостепенного узденя со двора или из табуна и в том будет уличен, платит ему по три лошади за каждую.
126 1
. Ежели из членов трех фамилий кабардинских князей, сходно азиатскому обычаю, двое сговорятся – с помощью подданных истребить кого-нибудь из третьей, а этот секретно проведает об умыс- ле, то должен немедленно отправиться под защиту какого-нибудь Ан- зорова; тогда замышлявшие его погибель князья не могут причинить ему никакого вреда, хотя бы и захватили оставшихся людей в его жи- лище. Князья и узденья всех степеней, узнавши о злоумышлении, им угрожающем, также являются под защиту Анзорова.
127. Кто из черного народа, будучи обижен своим господином, явится с просьбою к Анзорову, получает удовлетворение по обряду, если жалоба его окажется справедливою
2
Начальник центра кавказской линии, генерал-майор, князь Го- лицын февраля, 24 дня 1844 г.
Кр. Нальчик
Рукописный архив Одесской научной библиотеки им. А.М. Горь- кого, дело 54/13, л. 23–44. Опубликовано: Антология памятников права народов Кавказа. – Т. 1. Памятники права адыгов (черкесов) и акты органов Российского государства. – Ростов-на-Дону: СКАГС, 2009. –
С. 111–136.
4. Показание Шакмановых, какой обряд издревле существо-
вал из узденей подвластных им
1. Из этого класса людей мы вправе делать себе табунщика или пастуха овец и за невыполнение штрафуется 20 руб. серебром.
2. Во время покоса на один день должен каждый уздень выхо- дить со всеми своими косарями сколько бы у него не было.
3. Во время жатвы пашней должны выходить все женщины, кро- ме домохозяек и девушек.
4. Для распашки нивов должны на один день выезжать со всеми быками и рабочими людьми.
5. Кто только имеет овец, тот обязан в год давать старшине по пять штук сыру.
1
По преданиям, а в обрядах нет.
2
См. примечание к ст. 116.

66 6. Во время поста м(есяца): рамазана должен каждый принести своему стар(шине) одну чашку пирогов, начиненных сыром или зеле- нью (экууклык).
7. И таковое же угощение летом.
8. Из убитых зверей, какие-то ни были, шкуры принадлежат стар(шине), часть из спины с нескольким ребром, т.е. (уча).
9. Если когда делают пиво, один кувшин должен дать стар(шине).
10. Если делают поминки по умершим, то стар(шине) дают од- ного барана, сваренного, один казан пива, один казан бузы и часть со всех приготовленных закусок.
11. Когда выдают дочерей и из калыма ея обязаны дать стар(шине) по две скотины.
12. Если к стар(шине) приедет гость, то его прислугу и лошади должны содержать черные к кому пошлет старшина.
13. Без повеления старшины (...) продавать собственных земель посторонним, если старшина захочет оную оставить за собою.
14. Каждое лето у которых есть овцы дают по одной барашке старшине.
15. На мельницу для помола черни, буде старшина привезет, то все прежде его пришедшие обязаны дать преимущество молоть преж- де, а остальные по очереди.
16. Если старшина вздумает строить дом, сараи, то из каждого дому вызывают по одному человеку и двумя быками.
17. При поездке старшины куда бы то ни было черные обязаны ему быть спутником, кого только он пригласит.
18. Если из кошей старшины кое-что украдет, за безчестие пла- тить седьмерицею, т.е. за одну восемь с уворованного.
19. Если из дому кто-что украдет, то за безчестие платить стар- шине крестьянина, 4 четвер: крестьян.
20. Где старшинский сын или дочь находются или сами старшины кто начнет драку, то штрафуется смотря по мере вины 10 руб. серебром.
21. Если старшина пошлет из своих холопей кого-либо для оба- рантования и его прибьют или отнимут обарантованное, то штрафует- ся 10 руб. серебром.
22. Если бедный человек за долг свой обарантует у кого скоти- ну, лошадь и тому подобное и приведет таковую в двор к старшине, то без решения дела таковую хозяин угнать не смеет, в противном случае платит штраф 10 руб. серебром.
23. Если черные люди будут делиться из одного дому, то пла- тить старшине с общего имения одного крестьянина, а с бедного
100 баранов.


67 24. Будя старшина из посторонних убьет кого-либо, то черные в уплаты за кровь дают одного крестьянина 5 четвертей и взаимно, если из черных кого убьет, платит такового и старшина.
В присутствии нашем Шакманов и черные вполне подтвердили, в том подписываемся и свидетельствуем.
Штабс-капитан Кургоко Абисалов Старшина Хамирза Шаханов, между медиаторами находился посредником Исааков.
9 ноября 1849 г.
Антология памятников права народов Кавказа. –
Т. 1. Памятни- ки права адыгов (черкесов) и акты органов Российского государства. –
Ростов-на-Дону: СКАГС, 2009. –
С. 217–219.
1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   ...   22

5. Адаты малкарцев (балкарцев, хуламцев, чегемцев, урус-
биевцев и карачаевцев в 1855 году)
Балкарцы, хуламцы, чегемцы, урусбивецы и карачаевцы все во- обще закона магометанского; язык их имеет сходство с татарским: ни- жеследующий обряд один у всех.
I. Разделение племен на сословия, включая и класс крепостных людей
1. Фамилии старшин (секельт или бассият): а) У балкарцев четыре
1. Абаевы,
2. Айдебуловы,
3. Джанхотовы,
4. Мисаковы, б) У хуламцев одна
5. Шакмановы в) У безенгиевцев одна
6. Суншевы г) У чегемцев три
7. Балкароковы
8. Келеметовы
9. Битовы д) У урусбиевцев одна
10. Урузбиевы е) У карачаевцев три
11. Крымшакаловы,
12. Дудовы,
13. Карабашовы.
Подвластный им народ разделяется на четыре класса: первый, в роде узденей
Каракеши, второй
Кулл, третий
Казак, четвертый
Караваш.

68
II. Права и обязанности каждого класса и отношения одного
сословия к другому, включая и духовенство
2. Калым, а) У бассиятов (старшин) 800 рублей серебром
1
, впо- следствии уменьшен и по приговору утвержден в 600 рублей сереб- ром, который по большей части уплачивается в последние времена скотом, а редко лошадьми. Обычай очищать калым железными веща- ми выводится из употребления, потому более, чем ценность их пони- зилась чувствительно и, за исключением нескольких заветных ружей, шашек и панцирей, остальное оружие не принимается по-прежнему. б) У каракешев калым в 300 руб. серебром; в) У Куллов он состоит: из числа баранов, равняющегося в цене одной паре двухлетних быков, из двух коров, одного ружья (ценою в двадцать рублей серебром или в две скотины), из одной лошади, из медного котла (в котором можно сварить одного барана), из одной ко- ровы, без телка, из одной скотины, из трехлетнего быка, из пары двух- летних телков и из одной сабли
2
г) и д) У казаков
3
и каравашев определенного калыма нет; он на- значается по обоюдному согласию.
3. Если старшина захочет строить дом или зимовник из камня или леса, то рабочим выдают пищу.
4. Для произведения хлебопашества и сенокоса в пользу стар- шин, эти должны дать землю и быков на время.
5. Зимой, когда режут баранов для пищи, старшина разделяет овчины между людьми, которые доставляют в дом его дрова для зимы.
6. В прочее время все овчины разделяются между казаками; а куллы не вправе просить части. Курпеи все оставляет у себя старшина.
7. Во время раздела шерсти старшина оставляет у себя белую свою, а с черной берет себе для бурки и седельных потников, а равно и для детей; остальную же разделяет по равным частям между своим семейством и каза- ками мужского пола, совершенных и несовершенных лет.
8. Старшина имеет право для себя назначить табунщика и ба- ранщика из куллов.
9. Если на места сенокосные или хлебопашественные нужно пустить воды через канавы, старшина назначает несколько домов по
1
По древнему обряду, калым заключался в 15 предметах, 5 крестьянах, 5 шту- ках железными вещами и на 5 остальных предметов сенокосной земли, кото- рая бы стоила одной служанки, двух быков и двух лошадей.
2
В 1807 году, по прекращении чумы, калым по народному условию следую- щий: у старшин за девицу 500руб., за вдову 300 руб.; у каракешев за девицу
220 руб., за вдову 150 руб., у куллов за девку 150 руб., за вдову 100руб.
3
Казаки остались на прежнем основании.