Файл: Хрестоматия по истории государства и права кабардинобалкарской.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2023

Просмотров: 292

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

54 53. Запрещается кабардинцам брить бороды, курить трубки и сеять табак.
54. В праздник Жум неявившегося в мечеть на богомолье хозя- ин аула штрафует пятью рублями серебром
1 55. Владелец земли получает с каждого дома по барану в год за се- нокос; за водворение на его землю он также берет по барану с дома. Это, впрочем, не относится до князей, а только до их узденей, вольных и чагар.
56. Когда кто, избегая погони со стороны князя, намерившегося убить его, для обороны в крепком месте выстрелит и убьет у князя лошадь, то не подлежит взысканию за убитую лошадь, а также не под- вергается мщению; он обязан только заплатить князю за лошадь, а жизни лишиться не должен.
57. Во время народного сборища по делам аул становится ко- шами врознь и у кого родится сын, тот дает на пищу своему аулу ко- рову; в случае отказа он платит штраф. Когда таковых коров соберется столько, что не возможно их аулом израсходовать, то излишние сбере- гаются на будущее сборище.
58. I). Господин вправе выбрать из крестьян чагар табунщика; но при этом дает ежегодно табунщику по выбору лучшего жеребенка от одной из тех маток, которых он пас; одежда у табунщика своя; из подати его умень- шается одна арба проса, а когда зимою господин режет кобылу для пищи, то внутренность и шея отдаются табунщику, за исключением самой незна- чительной части, отдаваемой господину из внутренности.
II). Когда князь имеет свой табун-кош и табунщика, то узденья его должны пасть табуны свои вместе с княжеским
2
III). Годовому ночному караулу при табун-коше платится за па- стьбу лошадей, кто имеет более четырех кобыл, с каждого двора по стригуну; из означенного караула при табуне княжеский табунщик берет быка за то, что он избирает караульщиков при табуне; это делается для того, чтобы не трудно было найти годовой караул за награждение, пре- вышающее то, которое получают за другой труд, и потому многие ста- раются попасть в число годовых караульщиков при табуне-коше; назна- чение таковых зависит от главного табунщика. При табунах князей в карауле состоит дворов тридцать или сорок, более или менее
3
IV). Получающий по стригуну с дома платит прочим табунщи- кам, с ним находящимся, в год двадцать пять баранов и корову, два раза варит бузу в таком количестве, чтобы в каждой варе было не ме- нее пяти пудов меду и достаточное число припасов, к бузе принадле-
1
В дополнительном обряде, ст. 19.
2
По преданиям, а в обрядах нет.
3
С некоторыми изменениями против 32-й статьи дополнительного обряда.


55 жащих. Лошади, приставшие к табуну, когда не сыщется их хозяин, остаются в пользу княжеского табуна.
59. Когда пристанут к баран-кошу чужие бараны, то отарщик обязан об них объявить повсюду; в случае неотыскания им хозяина они остаются в пользу баранщика, а хозяин коша не имеет на них ни- какого права.
60. За пастьбу рогатого скота, принадлежащего аулу, по обоюд- ному согласию производится с каждого двора плата пастухам поровну, несмотря на число скота, к каждому двору принадлежащее.
61. Старший смотритель при пчельнике князя или узденя выби- рает себе помощника, который дает ему быка за избрание его на это место. Пчельники за присмотр получают каждый по пуду меду
1
Какие дела и преступления в Кабардинском обществе долж-
ны рассматриваться адатом
62. Все преступления, выше сего поясненные, и те, о которых будет говориться в следующих статьях, – смертоубийство, взаимные обиды, брань, ссоры, ослушание князьям и узденям, неповиновение своим господам крестьян и дворовых людей, воровство лошадей и прочее, – рассматривались и решались посредством адата, соображаясь с обычаем народным, смотря по важности дела
2
IV. Общий обряд, суд по обычаям или адату
63. Описываемым обрядом, т.е. адатом иди обычаем народным, управлялись все народные дела в Кабарде до чумы; потом 1807 года июля 10 сделано, по настройству духовенства, с согласия князей и уз- деней, в отмену прежних обычаев по закону Магомета, нижеследую- щее народное условие
3
:
64. В Кабарде прежде были две махтемы, т.е. два суда: одна в
Мисостовой и Атажукиной, другая в Бек-Мурзиной и Кайтукиной фа- милиях; одна другой не препятствуют в разбирательствах, и всякие судит свои народы; это положение изменяется только в таком случае, если окажутся просьбы, по которым не требуется ответчиков; дело может быть тогда решено по одному прошению подателя его
4 65. Махтема есть суд, в коем старший судья – валий, а после не- го два или три князя; прочие же из узденей, очередуясь по три месяца,
1
В статье 34 дополнительных обрядов сказано, что пчельнику платится по фунту с пуда (меда?) тем, у кого они караулят.
2
По преданиям, а в обрядах нет.
3
По преданиям.
4
По обряду после чумы, ст. 10.

56 сменяют друг друга; князья в суде очереди между собою не ведут.
Всех членов – двенадцать, в том числе секретарь и валий
1 66. Прежде учреждения махтемы решенные дела, хотя бы не- правильно, не возобновляются.
67. С учреждения махтемы сколько окажется нерешенных дел разобрать и дать обиженным удовлетворение, исключая те дела, кото- рые касаются черного народа; таковые решать и усмирять ослушников возлагается на одного валия при депутате от черного народа. На буду- щее же время всякое дело в Кабарде решать по шариату, кроме дел, касающихся до черного народа, который не согласен на это.
68. Имения, оставшиеся после умерших неразделенными за сорок лет до махтемы, дозволяется разделить по наследству, кому что следует.
69. Никому не дозволяется тайно просить кадия о своем деле; ответ- чик и истец должны излагать просьбу свою в одно время и требовать реше- ния, а добивающийся заранее от кадия, какой конец он положит его тяжбе, подвергается оштрафованию двадцатью рублями серебром. Кадий, удовле- творивший непозволительному любопытству просителя, штрафуется на равную с ним сумму и оба штрафа делаются собственностью валия.
70. По явке просителя и ответчика к кадию, он приказывает для доказательства поставить свидетелей, которые должны явиться через
15 дней; когда же к этому сроку свидетели не будут, то имевшему обя- занность представить их отказывается в просьбе, хотя бы после пятна- дцати дней он и привел их.
71. Дело, решенное шариатом (третейским судом) или по согла- сию, не возобновляется даже по просьбам, и вторичного разбиратель- ства по нем не делается.
72. Дело, решенное одним эфенди, не может по неудовольст- вию, с изъявленному одной стороной, рассмотрено быть другим эфен- ди. В дела кабардинцев воспрещается вмешиваться посторонним эфенди из кумык или других племен, под опасением штрафа по сто рублей серебром за каждый раз.
73. Дело, решенное муллою, которому дозволено входить в разби- рательство тяжб, остается неприкосновенным, как будто бы оконченное в махтеме, и никто оному противиться или перерешать не может
2 74. По решению шариата виновный обязан заплатить просителю в назначенный срок; не выполнивший этого подвергается продаже имущест- ва и, сверх того, с него взыскивается 20 рублей серебром штрафа
3 1
По обряду после чумы, ст. 27. В обрядах – не валий, а кадий.
2
В ст. 16-й обряда после чумы существует некоторая разница против этого.
3
Тоже и по условию после чумы. См. там же.


57
V. Права и обязанности каждого сословия показаны во вто-
ром отделении этого положения
VI. Наследственное право всех состояний
75. Когда после умершего князя или узденя останутся дети, имение достается им, а если детей не останется, то поступает родст- венникам
1 76. После умерших чагар имение малолетних детей для сбере- жения следует отдавать братьям и другим ближайшим родственникам, а узденьям в имение, скотоводство и детей не вмешиваться; таким же порядком поступать и с дворовыми холопьями
2 77. После смерти чагара жену его брат может взять себе в суп- ружество, заплатя калым в пользу родственников жены, как значится в ст. 35, и родственники не могут воспретить брату жениться на ней
3
VII. Раздел имений
78. После умершего князя или узденя, если останется сын и две дочери, сын получает две части, а дочери по одной.
Жене после мужа, когда остались дети, отдается осьмая часть, если же их нет, то четвертая; в остальном дележ происходит, смотря по степени родства.
VIII. Обряд духовных завещаний и исполнения по ним
79. Когда кто умер до утверждения этого положения и приказа- ния, данные его детям или родственникам, т.е. духовные завещания, еще не исполнены, то немедленно приступить к исполнению вместе с объявлением сего постановления
4 80 5
. При жизни всякий, кто в здравом рассудке, имеет право на- значить при свидетелях вместо себя душеприказчика или опекуна, ко- торого зовут васси. Завещатель поручает ему распорядиться детьми до совершенного возраста их. Опекун по смерти завещателя берет все имущество и доходы под сохранение свое, потом с воли умершего распоряжается погребальным обрядом; – буде умерший остался кому должным, и этот явится с законными доказательствами, душеприказ- чик уплачивает долг, а ежели без доказательств, то подвергает судеб- ному разбирательству; оставшиеся же дети на себя не принимают дол-
1
По дополнительному обряду ст. 20.
2
Там же, ст. 12.
3
Там же, ст. 38.
4
По обряду после чумы, ст. 14.
5
По преданию, а в судейских обрядах нет.

58 га. В обязанности васси входит также позаботиться очищением грехов покойного, в числе коих считаются упущение при жизни богомолия, несоблюдение Рамазана или жертвоприношения по примеру Авраама или же нанесение другому обиды словами; за успокоение души по всем этим предметам назначаются, смотря по состоянию, взносы от
300 до 500 руб. серебром; деньги эти делятся между муллами, нищими и аульным эфенди на равные части.
Сверх того, завещатели при жизни назначают сумму для пересылки в Мекку, кто сколько пожелает, и душеприказчик обязан избрать благона- дежного человека, с которым отсылает их туда. На припасы для помино- вания назначаются бараны по произволу завещателя. При поминках соби- раются эфенди, муллы и прочий народ, кто пожелает. Это называется са- дака: после смерти муллы читают алкоран в продолжение сорока дней, за что получают лошадь с седлом и прибором, потом воздвигают памятник покойному, которого платье отдается муллам и нищим.
Если в числе оставшихся после умершего детей есть совершен- нолетние, то душеприказчик им отдает из имения по равным долям, что каждому на часть приходится; а то, что приходится на малолетних, он берет к себе и хранит до тех пор, пока они возмужают (все это от- носится только до мужского пола).
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   22

IX. Отношение детей к родителям, права последних на первых
81 1
. Дети по закону Магомета и обряду должны быть родителям покорны и послушны; сопротивление воле родителей – тяжкий грех, а по обряду стыд; впрочем, азиатский народ вообще, а в Кабарде князь и узденья по большей части не воспитывают детей при себе, а отдают их до совершеннолетия к аталыку или кормилице, которые не учат ничему, а делают их чуждыми родителям и даже к ним не послушными. Додер- жав воспитываемых у них молодых князей или узденей до совершенных лет, аталыки (для мальчика) и кормилицы (для девочек) доставляют их к родителям, за что получают угощение и большую награду; кроме того, родственники воспитываемых, смотря по состоянию, дарят аталыку или кормилице, кто служанку, кто 100 баранов, иной железные вещи, другой лошадей или несколько штук рогатого скота.
Подвластные также считают себя обязанными делать подарки.
Если дети княжеские, то, женившись, они живут врозь с родителями, а узденские остаются с отцом и матерью.
82 2
. Княжеский сын отдается до совершенного возраста лучше- му узденю, который по окончании воспитания возвращает его в дом
1
По преданиям, а в обряде нет.
2
По преданиям.

59 одетого в богатое платье, на хорошей лошади с седлом и оружием.
Возвратившись к себе в дом, молодой князь делает воспитателю сво- ему соразмерное награждение и уезжает, потому что никакой князь в
Кабарде с отцом жить не может.
Когда князь отдает на воспитание своему узденю или черному сына своего, то делается пир и музыканту, играющему на нем (геука- го), князь дает лошадь, и конец дарам.
X. Взаимное отношение мужа к жене и обратно
I) По закону Магомета и обряду муж и жена должны любить друг друга. Муж обязан для жены иметь в достаточном количестве платье, ку- шаки и прислугу. Есть такие четы, которые живут хорошо в продолжение всей жизни, сохраняя старый обычай, господствовавший в Кабарде. До ста- рости лет муж к жене своей не входит днем и живет в особой кунацкой; несохранение этого обряда считается бесчестием. Жена, если живет с му- жем в несогласии, может быть отослана к своим родственникам. После увольнения ее, по закону Магомета, она не должна выходить за другого в продолжение четырех месяцев и десяти дней. Ежели она не имеет родст- венников и будет нуждаться в одежде и пище, то муж должен ей доставлять и то и другое. При разводе муж, в присутствии эфенди и двух свидетелей, должен сказать три раза слово: талака, т.е. отказ, отказ, отказ
1
По дополнительным обрядам:
II) Если чагар заплатит калым за жену из собственности и потом разведется с нею, то может ее сделать свободною, чему уже тогда госпо- дин препятствовать не вправе. Дворовый человек, женясь на девке такого ж состояния и заплатив за нее калым из господского имения, не может без воли господина дать свободу жене своей, разведясь с нею, если б даже по каким-нибудь сделкам и вступил до того в сословие чагаров
2
III) Всякий уздень волен холопку отдать мужчине, ему принадлежа- щему, кому заблагорассудит, с тем, однако же, чтобы прижитые дети принад- лежали ему, узденю, поэтому он имеет право во всякое время отнять женщи- ну у него, кому дал; а когда за эту холопку будет взят калым, то узденю до нее и детей дела нет, и она делается законной женою
3
IV) Чагар, заплативший за жену калым из собственного имуще- ства без помощи своего узденя, вправе прогнать ее или отпустить, в чем ему препятствия не чинить.
1
В обрядах суда нет.
2
Ст. 23.
3
Ст. 14.


60
V) Когда господин помогает чагару в платеже калыма за жену, чагар не вправе сослать жену или отпустить ее.
VI) Чагар или холоп, взявший в жены служанку своего господи- на, обязан ходить ночевать к ней в дом, где она живет, а к себе не брать; родившиеся от них дети принадлежат господину; ни мать, ни отец не могут таковых называть сыном или дочерью; дети, с своей стороны, также не называют их родителями, потому что жена, этим образом взятая, не считается законною.
VII) Когда господин женит своего дворового человека (холопа), то калым уплачивает сам господин, и потом дворовые люди никак не могут разводиться с женами, как это делают другие.
Если же из числа тех жен окажется которая поведения распут- ного или воровкой и муж жить с нею не согласится, то господин берет ее к себе и делает служанкой, возвращает родителям или требует дан- ный за нее калым, а женщину продает; все по продаже, взятое свыше заплаченного им калыма, разделяет на две части, из которых одну бе- рет себе, а другую отдаст тому, от кого будет взята девка.
VIII) Служанка или унаут, всегда остающаяся при господине, если изберет себе холостого крестьянина (его именуют коренитл, т.е. не настоя- щий муж) и господин на то согласится, то принимает его у себя, как жена мужа; рожденные от них дети принадлежат одному господину, и мнимый муж не может их присвоить себе; в противном случае господин может ему приказать никогда к ней не показываться, а детей в праве дарить, продавать и разбивать врозь; всех дочерей он может иметь у себя унаутом, т.е. слу- жанками, а сыновей лигавами, т.е. прислужниками
1
XI. Мера наказания за ослушание князьям и узденям
84. Ежели князь по каким-либо причинам захочет от узденей или ча- гар взять баранту, а уздень или чагар в том воспротивится и у князя баранту по пути захочет отнять назад, то как ослушник платит штраф князю – одну хорошую лошадь и пару волов; в баранте же делается народное разбира- тельство: буде князь хотел взять ее неправильно, она отбирается и отдается по принадлежности хозяину, который все-таки взносит сказанный штраф, хотя бы и был прав, за неповиновение князю.
85. Если кто воспротивится отдать князю по желанию его охот- ничью собаку или барсучье нагалище на основании 7-ой статьи обря- дов, то с него взыскивается штраф – пара быков.
86. Если подерутся два человека, чьи бы ни были, в присутствии князя, на улице или на дворе дома, тогда зачинщик драки платит
1
В обрядах суда нет, а имеет сходство с параграфами, касающимися этого предмета, 3-м и 6-м.