Файл: Хрестоматия по истории государства и права кабардинобалкарской.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2023

Просмотров: 282

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

228 руководствуясь Декларацией о государственном суверенитете
Российской Федерации, Декларациями о государственном суверените- те республик в составе Российской Федерации, решениями Съезда на- родных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Рос- сийской Федерации по вопросам федеративного устройства и федера- тивных отношений в Российской Федерации, договорились о нижеследующем:
Статья I. 1. К ведению федеральных органов государственной власти Российской Федерации относятся: а) принятие и изменение Конституции Российской Федерации и федеральных законов, контроль за их соблюдением; б) федеративное устройство и территория Российской Федерации; в) регулирование прав и свобод человека и гражданина, регули- рование и защита прав национальных меньшинств; гражданство Рос- сийской Федерации; г) установление системы федеральных органов законодатель- ной, исполнительной и судебной власти, порядка их организации и деятельности; формирование федеральных государственных органов; д) федеральная государственная собственность и управление ею; е) установление основ федеральной политики и федеральной программы в области государственного, экономического, экологиче- ского, социального, культурного и национального развития Россий- ской Федерации; ж) установление правовых основ единого рынка; финансовое, валютное, кредитное, таможенное регулирование, денежная эмиссия, основы ценовой политики; федеральные экономические службы, включая федеральные банки; з) федеральный бюджет; федеральные налоги и сборы; феде- ральные фонды регионального развития; и) федеральные энергетические системы, ядерная энергетика, расщепляющиеся материалы; федеральные транспорт, пути сообще- ния, информация и связь; деятельность в космосе; к) внешняя политика и международные отношения Российской
Федерации, международные договоры Российской Федерации; вопро- сы войны и мира; л) внешнеэкономические отношения Российской Федерации; м) оборона и безопасность; оборонное производство; определение порядка продажи и покупки оружия, боеприпасов, военной техники и дру- гого военного имущества; производство расщепляющихся материалов, ядо- витых веществ, наркотических средств и порядок их использования;

229 н) статус и защита государственной границы, территориальных вод, воздушного пространства, экономической зоны и континенталь- ного шельфа Российской Федерации; о) судоустройство; прокуратура; уголовное, уголовно-процес- суальное и уголовно-исполнительное законодательство; амнистия и помилование; гражданское, гражданско-процессуальное и арбитражно- процессуальное законодательство; п) федеральное коллизионное право; р) метеорологическая служба, стандарты, эталоны, метрическая система и исчисление времени; геодезия и картография; официальный статистический и бухгалтерский учет; с) государственные награды и почетные звания Российской Фе- дерации; т) федеральная государственная служба.
2. Органы власти республик в составе Российской Федерации участвуют в осуществлении федеральных полномочий в пределах и формах, установленных Конституцией Российской Федерации и феде- ральными законами.
3. Республикам в составе Российской Федерации гарантируется представительство в федеральных органах государственной власти
Российской Федерации.
Статья II. 1. К совместному ведению федеральных органов го- сударственной власти Российской Федерации и органов государствен- ной власти республик в составе Российской Федерации относятся: а) обеспечение соответствия конституций и законов республик в составе Российской Федерации Конституции и законам Российской
Федерации; б) защита прав и свобод человека и гражданина, прав нацио- нальных меньшинств; обеспечение законности, правопорядка, общест- венной безопасности; режим пограничных зон; в) разграничение государственной собственности; г) природопользование, охрана окружающей среды и обеспече- ние экологической безопасности; особо охраняемые природные терри- тории; охрана памятников истории и культуры; д) общие вопросы воспитания, образования, науки, культуры, физической культуры и спорта; е) координация вопросов здравоохранения, защита семьи, мате- ринства, отцовства и детства; социальная защита, включая социальное обеспечение;


230 ж) проведение мер борьбы с катастрофами, стихийными бедст- виями, эпидемиями, ликвидация их последствий; з) установление общих принципов налогообложения и сборов; и) административное, административно-процессуальное, трудо- вое, семейное, земельное, жилищное, водное, лесное законодательство; законодательство о недрах, об охране окружающей среды; правовое регулирование интеллектуальной собственности; к) судоустройство, адвокатура, нотариат; кадры правоохрани- тельных органов; л) защита исконной среды обитания и традиционного образа жизни малочисленных этнических общностей; м) установление общих принципов организации местного само- управления.
2. По вопросам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, феде- ральные органы государственной власти Российской Федерации изда- ют Основы законодательства, в соответствии с которыми органы вла- сти республик в составе Российской Федерации осуществляют собст- венное правовое регулирование, включая принятие законов и иных правовых актов.
3. Законопроекты по предметам совместного ведения, указан- ным в пункте 1 настоящей статьи, направляются республикам в соста- ве Российской Федерации, соответствующие предложения которых рассматриваются в Верховном Совете Российской Федерации.
Статья III. 1. Республики (государства) в составе Российской
Федерации обладают всей полнотой государственной (законодатель- ной, исполнительной, судебной) власти на своей территории, кроме тех полномочий, которые переданы (отнесены) в ведение федеральных органов государственной власти Российской Федерации в соответст- вии с настоящим Договором. Территория и статус республики в соста- ве Российской Федерации не могут быть изменены без ее согласия.
2. Республики в составе Российской Федерации являются самостоя- тельными участниками международных и внешнеэкономических отноше- ний, соглашений с другими республиками, краями, областями, автономны- ми областями, автономными округами Российской Федерации, если это не противоречит Конституции и законам Российской Федерации, настоящему
Договору. Координация международных и внешнеэкономических отноше- ний республик в составе Российской Федерации осуществляется федераль- ными органами государственной власти Российской Федерации совместно с республиками в составе Российской Федерации.

231 3. Земля и ее недра, воды, растительный и животный мир явля- ются достоянием (собственностью) народов, проживающих на терри- тории соответствующих республик. Вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ре- сурсами регулируются Основами законодательства Российской Феде- рации и законодательством республик в составе Российской Федера- ции. По взаимной договоренности федеральных органов государст- венной власти Российской Федерации и органов государственной вла- сти республик в составе Российской Федерации определяется статус федеральных природных ресурсов.
4. В случае если чрезвычайное положение вводится федераль- ными органами государственной власти Российской Федерации на территории республики в составе Российской Федерации, необходимо предварительное согласие органов государственной власти этой рес- публики. Если обстоятельства, служащие основанием для введения чрезвычайного положения, затрагивают территорию только одной республики в составе Российской Федерации, чрезвычайное положе- ние в этой республике может быть введено органами государственной власти этой республики с немедленным уведомлением Президента
Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации и осуществляется в соответствии с федеральным законом.
Статья IV. 1. Федеральные органы государственной власти Рос- сийской Федерации по соглашению с органами власти республики в составе Российской Федерации могут передавать этим органам осуще- ствление части своих полномочий.
2. Органы власти республик в составе Российской Федерации по соглашению с федеральными органами государственной власти Рос- сийской Федерации могут передавать им осуществление части своих полномочий.
Статья V. 1. Федеральные органы государственной власти Рос- сийской Федерации и органы власти республики в составе Российской
Федерации исполняют федеральные законы и иные правовые акты
Российской Федерации в республике в составе Российской Федерации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
2. Юридические документы, выданные органами власти Россий- ской Федерации, республики в составе Российской Федерации в пре- делах полномочий этих органов, учреждений и должностных лиц, при- знаются на всей территории Российской Федерации.


232
Статья VI. 1. Федеральные органы государственной власти Рос- сийской Федерации не могут издавать правовые акты по вопросам, отнесенным к ведению органов государственной власти республики в составе Российской Федерации. В случае издания органами власти республики в составе Российской Федерации законов, иных правовых актов по вопросам, отнесенным к исключительному ведению феде- ральных органов государственной власти Российской Федерации, применяются федеральные законы.
2. Отношения между федеральными органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти республик в составе Российской Федерации строятся на основе
Конституции Российской Федерации, конституций республик, взаимо- уважения и взаимной ответственности. Споры разрешаются с обяза- тельным использованием согласительных процедур в порядке, уста- новленном Конституцией и законами Российской Федерации.
3. Споры по вопросам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, и по вопросам, отнесенным к предметам совместного ведения в соот- ветствии со статьей II настоящего Договора, разрешаются Конститу- ционным Судом Российской Федерации.
Статья VII. Установленное настоящим Договором разграниче- ние предметов ведения и полномочий не может быть изменено в одно- стороннем порядке.
Статья VIII. Настоящий Договор вступает в силу со дня его подписа- ния. После его одобрения Съездом народных депутатов Российской Феде- рации он становится составной частью (самостоятельным разделом)
Конституции Российской Федерации. Изменения и дополнения в этот раз- дел Конституции Российской Федерации вносятся с согласия республик в составе Российской Федерации, подписавших настоящий Договор.
Каждая республика в составе Российской Федерации сохраняет за собой право как подписать настоящий Договор, так и регулировать свои отношения по разграничению полномочий с федеральными орга- нами государственной власти Российской Федерации в соответствии с
Конституцией Российской Федерации и Конституцией этой республи- ки в составе Российской Федерации. г. Москва
31 марта 1992 г.

233
Настоящий Договор подписан полномочными представителями:
Республики Адыгея
Республики Башкортостан
Республики Бурятия
Республики Горный Алтай
Республики Дагестан
Кабардино-Балкарской Республики
Республики Калмыкия – Хальмг Тангч
Карачаево-Черкесской Советской Социалистической Республики
Республики Карелия
Коми Советской Социалистической Республики
Марийской Советской Социалистической Республики
Республики Марий Эл
Мордовской Советской Социалистической Республики
Республики Саха (Якутия)
Северо-Осетинской Советской Социалистической Республики
Республики Тува
Удмуртской Республики
Республики Хакасия
Чувашской Республики – Чаваш Республики
Российской Федерации
3. Договор Российской Федерации и Кабардино-Балкарской
Республики «О разграничении предметов ведения и взаимном де-
легировании полномочий между органами государственной вла-
сти Российской Федерации и органами... (прекратил действие с
18 сентября 2002 года)
Полномочные представители органов государственной власти
Российской Федерации и органов государственной власти Кабардино-
Балкарской Республики: руководствуясь Конституцией Российской Федерации, Конститу- цией Кабардино-Балкарской Республики и Федеративным договором, заботясь о жизненных интересах народа, об обеспечении граждан- ского мира, межнационального согласия и общественной безопасности, гарантируя сохранение территориальной целостности и единст- ва экономического пространства, сохранение и развитие традиций на- циональных культур и языков, реализуя приоритет основных прав и свобод человека и гражда- нина, независимо от национальной принадлежности, вероисповедания, места жительства и иных различий,


234 исходя из общепризнанного права народов на самоопределение, принципов равноправия, добровольности и свободы волеизъявления, основываясь на исторически сложившихся дружественных отноше- ниях кабардинского, балкарского, русского и других народов республики, стремясь к совершенствованию федеративных отношений путем разграничения предметов ведения и взаимного делегирования полно- мочий между органами государственной власти Российской Федера- ции и органами государственной власти Кабардино-Балкарской Рес- публики, договорились о нижеследующем:
Статья 1
Кабардино-Балкарская Республика является государством в со- ставе Российской Федерации.
Кабардино-Балкарская Республика обладает всей полнотой го- сударственной (законодательной, исполнительной, судебной) власти на своей территории вне пределов ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного веде- ния Российской Федерации и Кабардино-Балкарской Республики.
Государственную власть в Кабардино-Балкарской Республике осуществляют образуемые ею органы государственной власти. Систе- ма органов государственной власти Кабардино-Балкарской Республи- ки устанавливается республикой самостоятельно в соответствии с ос- новами конституционного строя Российской Федерации и общими принципами организации представительных и исполнительных орга- нов государственной власти, установленными федеральным законом.
Территория и статус Кабардино-Балкарской Республики не мо- гут быть изменены без ее согласия.
Земля, недра, водные и другие природные ресурсы Кабардино-
Балкарской Республики являются достоянием народов, проживающих в республике.
Статья 2
Отношения Кабардино-Балкарской Республики и Российской
Федерации определяются на основе Конституции Российской Федера- ции, Конституции Кабардино-Балкарской Республики, Федеративным договором, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними законами и иными нормативными правовыми актами Российской
Федерации и Кабардино-Балкарской Республики, настоящим Догово- ром и соглашениями о разграничении и взаимном делегировании пол- номочий между федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти Кабардино-Балкарской Республики.

235
Статья 3
В ведении Кабардино-Балкарской Республики находятся: а) принятие и изменение Конституции Кабардино-Балкарской
Республики и контроль за ее соблюдением; б) законодательство Кабардино-Балкарской Республики; в) государственное устройство, территория Кабардино-Балкар- ской Республики; г) установление системы органов государственной власти рес- публики, порядка их организации и деятельности; формирование орга- нов государственной власти республики; д) административно-территориальное устройство республики; е) государственная собственность республики и управление ею; ж) обеспечение и защита прав и свобод человека и гражданина; з) обеспечение законности и правопорядка, общественной безо- пасности на территории республики; и) государственная служба Кабардино-Балкарской Республики; к) решение вопросов республиканского гражданства; л) бюджет, налоги и сборы Кабардино-Балкарской Республики; республиканские фонды развития, иные внебюджетные фонды; м) республиканские энергетические и иные системы жизнеобес- печения, транспорт, информация и связь республики; н) внешнеэкономическая деятельность республики; о) программы социально-экономического развития республики, участие в разработке федеральных программ экономического и соци- ального развития; п) здравоохранение, образование, культура, физическая культу- ра и спорт республиканского уровня; р) социальная защита населения; с) принятие, обустройство репатриантов из числа этнических кабардинцев (адыгов) и балкарцев, прибывших из-за рубежа; т) назначение кадров судебных и правоохранительных органов, за исключением упомянутых в пункте "н" статьи 4 настоящего Договора; у) организация прохождения альтернативной гражданской службы на территории республики гражданами, имеющими в соответствии с фе- деральным законом право на замену несения военной службы; ф) установление и поддержание отношений, заключение дого- воров и соглашений с другими субъектами Российской Федерации; х) введение на территории республики чрезвычайного положе- ния в соответствии с федеральным конституционным законом; ц) установление государственных наград и почетных званий
Кабардино-Балкарской Республики;


236 ч) иные предметы ведения, не отнесенные Конституцией Рос- сийской Федерации к ведению Российской Федерации и совместному ведению Российской Федерации и Кабардино-Балкарской Республики.
Статья 4
В совместном ведении Российской Федерации и Кабардино-
Балкарской Республики находятся: а) обеспечение соответствия Конституции и законов Кабардино-
Балкарской Республики Конституции Российской Федерации и феде- ральным законам; б) защита прав и свобод человека и гражданина; защита прав национальных меньшинств; обеспечение законности, правопорядка, общественной безопасности; режим пограничных зон; в) вопросы владения, пользования и распоряжения землей, не- драми, водными и другими природными ресурсами, в том числе право
Кабардино-Балкарской Республики устанавливать частную собствен- ность на землю; г) защита государственности и территориальной целостности
Кабардино-Балкарской Республики; д) разграничение государственной собственности; е) банковское дело; ж) природопользование; охрана окружающей среды и обеспече- ние экологической безопасности; особо охраняемые природные терри- тории; охрана памятников истории и культуры; з) общие вопросы воспитания, образования, науки, культуры, физической культуры и спорта, развитие национальных языков; и) координация вопросов здравоохранения; защита семьи, мате- ринства, отцовства и детства; социальная защита, включая социальное обеспечение, вопросы занятости; к) осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий; л) установление общих принципов налогообложения и сборов в
Российской Федерации; м) административное, административно-процессуальное, трудо- вое, семейное, жилищное, земельное, водное, лесное законодательство, законодательство о недрах, об охране окружающей среды; н) кадры судебных и правоохранительных органов, назначение руководителей республиканских судебных и правоохранительных ор- ганов; адвокатура, нотариат; о) защита исконной среды обитания и традиционного образа жизни народов Кабардино-Балкарской Республики;

237 п) установление общих принципов организации системы орга- нов государственной власти и местного самоуправления; р) координация международных и внешнеэкономических связей
Кабардино-Балкарской Республики, выполнение международных до- говоров Российской Федерации; с) управление предприятиями (объектами), отнесенными к фе- деральной собственности, находящимися на территории Кабардино-
Балкарской Республики; т) вопросы репатриации на историческую родину этнических кабардинцев (адыгов) и балкарцев, проживающих за рубежом, и свя- занные с этим вопросы гражданства; у) вопросы миграции; ф) организация мобилизационной подготовки народного хозяй- ства, размещение воинских частей на территории Кабардино-Балкар- ской Республики; х) координация бюджетно-финансовой, налоговой, денежно- кредитной и ценовой политики; ц) другие предметы ведения, устанавливаемые по взаимной до- говоренности на основе дополнительных соглашений.
Статья 5
По предметам совместного ведения Российской Федерации и Кабар- дино-Балкарской Республики органами государственной власти Российской
Федерации принимаются федеральные законы, определяющие общие осно- вы, в соответствии с которыми органы государственной власти Кабардино-
Балкарской Республики осуществляют собственное правовое регулирова- ние в пределах своей компетенции, включая принятие законов и иных нор- мативных правовых актов, либо государственные органы сторон заключают дополнительные соглашения.
Статья 6
В ведении Российской Федерации находятся: а) принятие и изменение Конституции Российской Федерации и федеральных законов, контроль за их соблюдением; б) федеральное устройство и территория Российской Федерации; в) регулирование и защита прав и свобод человека и граждани- на; гражданство в Российской Федерации; регулирование и защита прав национальных меньшинств; г) установление системы федеральных органов законодательной, ис- полнительной и судебной власти, порядка их организации и деятельности; формирование федеральных органов государственной власти; д) федеральная государственная собственность и управление ею;