Файл: Хрестоматия по истории государства и права кабардинобалкарской.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.11.2023
Просмотров: 287
Скачиваний: 4
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
РАЗДЕЛ «ПОЛИТИКО-ПРАВОВОЕ РАЗВИТИЕ КАБАРДИНО-
БАЛКАРИИ В СОВРЕМЕННЫЙ ПЕРИОД (1991–2013 гг.)»
ПОЛИТИЧЕСКОЕ И ПРАВОВОЕ РАЗВИТИЕ КБР
В 1991–1997 ГГ.
Дается общая характеристика основных этапов постсовет-
ского политического и правового развития КБР. Анализируется значе-
ние и последствия подписания Кабардино-Балкарской республикой
Федеративного договора (1992, 31 марта). Раскрывается содержание
и структура договора «О разграничении предметов ведения и взаим-
ном делегировании полномочий между органами государственной вла-
сти Российской Федерации и Кабардино-Балкарской республики (1994,
1 июля). Рассматриваются особенности функционирования инсти-
тутов гражданского общества в КБР в постсоветский период.
1. Декларация о государственном суверенитете Кабардино-
Балкарской Советской Социалистической Республики (1991)
Принята на третьей сессии Верховного Совета Кабардино-Бал- карской АССР. Верховный Совет Кабардино-Балкарской Автономной
Советской Социалистической Республики,
– выражая волю многонационального народа Кабардино-Балкарии,
– сознавая историческую ответственность за судьбу Кабардино-
Балкарии,
– свидетельствуя уважение к суверенным правам всех народов,
– признавая, что в настоящее время статус автономной респуб- лики сдерживает политическое, социально-экономическое и нацио- нально-культурное развитие Кабардино-Балкарии,
– считая Республику равноправным субъектом нового Союзного и Федеративного договоров,
– реализуя неотъемлемое право кабардинской и балкарской на- ций, всего народа Республики на самоопределение, объявляет отказ от статуса автономной республики и провозглашает государственный суверенитет Кабардино-Балкарской Советской Социалистической Рес- публики как верховенство, самостоятельность, полноту и неделимость власти Республики в пределах её территории, независимость и равно- правие во внешних сношениях, за исключением полномочий, добро- вольно делегированных СССР и РСФСР, и заявляет о решимости соз- дать демократическое правовое государство в составе Союза ССР и
РСФСР.
222
I. Самоопределение наций Кабардино-Балкарии
Кабардино-Балкарская Советская Социалистическая Республика как суверенное государство развивается на основе осуществления ка- бардинской и балкарской нациями своего неотъемлемого права на са- моопределение как равноправных субъектов Республики.
Кабардинский и балкарский народы как суверенные субъекты, образующие единую Республику, обладают неотъемлемым правом на самоопределение вплоть до выхода из Республики и образования са- мостоятельной государственности.
Кабардино-Балкарская ССР добровольно, на основе Союзного и
Федеративного договоров входит в состав СССР и РСФСР и является субъектом Союза ССР и Российской Федерации, сохраняя за собой неоспоримое право на самостоятельный выбор своего национально- государственного устройства и самоопределение, вплоть до отделения и образования самостоятельного государства.
Кабардино-Балкарская ССР осуществляет защиту и охрану нацио- нальной государственности кабардинцев и балкарцев. Любые неконсти- туционные действия против национальной государственности Кабардино-
Балкарии: со стороны политических партий, общественных организаций, других группировок или отдельных лиц преследуются по закону.
II. Народовластие
Граждане Республики всех национальностей составляют народ
Кабардино-Балкарии.
Народ Кабардино-Балкарии является носителем суверенитета и единственным источником государственной власти в Республике.
Полновластие народа Кабардино-Балкарии реализуется на осно- ве Конституции Республики как непосредственно, так и через народ- ных депутатов, избранных в Верховный и местные Советы Кабардино-
Балкарской Советской Социалистической Республики.
Наиболее важные вопросы жизни КБССР становятся на всена- родное голосование (референдум).
От имени всего парода может выступать только Верховный Совет
Кабардино-Балкарии. Ни одна политическая партия, общественная орга- низация, другие группировки и отдельные лица не могут выступать от имени всего народа Кабардино-Балкарии. Любые попытки узурпировать это исключительное право Верховного Совета преследуются по закону.
III. Государственная власть
Для обеспечения политических, экономических и правовых га- рантий суверенитета Кабардино-Балкарской Советской Социалистиче- ской Республики устанавливаются:
223
– полнота власти Кабардино-Балкарской Советской Социали- стической Республики при решении всех вопросов государственной и общественной жизни, за исключением тех, которые ею добровольно на основе договоров передаются в ведение Союза ССР и РСФСР;
– верховенство Конституции Кабардино-Балкарской ССР и законов
Кабардино-Балкарской ССР на всей территории Республики, за исключени- ем тех полномочий, которые делегируются Союзу ССР и РСФСР.
Действие законов и других актов органов государственной вла- сти СССР и РСФСР, идущих вразрез с суверенными правами КБССР и выходящих за рамки полномочий, добровольно делегированных СССР и РСФСР, приостанавливаются Республикой на всей ее территории.
Разногласия между Кабардино-Балкарской Советской Социалисти- ческой Республикой СССР, и РСФСР разрешаются в порядке, устанавли- ваемом договорами между этими Федерациями и их субъектом – КБССР.
Государственная власть в Республике осуществляется по прин- ципу её разделения на законодательную, исполнительную и судебную.
Кабардино-Балкарская ССР создает возможности формирования не- обходимого представительства кабардинского, балкарского и русского на- родов, а также компактно проживающих национальных групп на террито- рии Республики в выборных органах КБССР, РСФСР и Союза ССР. В соот- ветствии с обновленными Законами о выборах КБССР, РСФСР и СССР формируется механизм выборов народных депутатов всех ступеней.
Верховный Совет КБССР строит свою работу на основе функ- ционирования двух равноправных палат – палаты республики и палаты национальностей, которая формируется на паритетной основе. Респуб- лика правомочна участвовать в осуществлении полномочий, передан- ных ею Союзу ССР и РСФСР, и устанавливает полномочное предста- вительство КБССР в СССР и РСФСР.
Осуществление надзора за единообразным исполнением законов и соответствием актов государственных и общественных организаций Кон- ституции КБССР, охрану конституционных прав и свобод личности, прав народов, проживающих на территории Кабардино-Балкарии, обеспечива- ют органы прокуратуры в порядке, определенном Конституцией КБССР,
Союзным и Федеративным договорами. Прокурор КБССР назначается
Верховным Советом Республики и подотчетен ему.
IV. Гражданство Кабардино-Балкарской Советской Социали-
стической Республики
Кабардино-Балкарская Советская Социалистическая Республика имеет свое гражданство и гарантирует каждому гражданину право на сохранение гражданства СССР и РСФСР.
224
Основание приобретения и утраты гражданства КБССР опреде- ляется Законом КБССР о гражданстве. Правом предоставления граж- данства Кабардино-Балкарии обладает исключительно Верховный Со- вет КБССР или его Президиум.
Всем гражданам КБССР гарантируются права и свободы, пре- дусмотренные Конституцией КБССР.
Кабардино-Балкарская ССР обеспечивает равенство перед законом всех граждан Республики, независимо от происхождения, социального и имущественного положения, расовой и национальной принадлежности, пола, образования, языка, политических и религиозных убеждений, рода и характера занятий, места жительства и других обстоятельств.
Кабардино-Балкарская ССР самостоятельно регулирует миграцион- ные процессы на своей территории, исходя из интересов народа Республики.
Кабардино-Балкарская ССР проявляет заботу и принимает меры по охране и защите интересов граждан Республики, находящихся в силу раз- личного рода обстоятельств за её пределами, решает вопросы возвращения на историческую родину соотечественников, находящихся за рубежом, в соответствии с законодательством КБССР и международным правом.
V. Территориальное верховенство
Кабардино-Балкарская Советская Социалистическая Республика осуществляет верховенство на всей своей территории.
Кабардино-Балкарская ССР самостоятельно определяет адми- нистративно-территориальное устройство Республики и порядок обра- зования национально-административных единиц.
Территория Кабардино-Балкарской ССР неприкосновенна и не мо- жет быть изменена и использована без волеизъявления всего ее народа, вы- раженного путем референдума. Строительство военных и экологически вредных объектов не может быть осуществлено без согласия КБССР.
Придавая важное политическое значение полному восстановлению прав балкарского народа, Верховный Совет республики считает необходи- мым решение вопросов о восстановлении административных районов Ка- бардино-Балкарии существовавших к марту 1944 года, с учетом сложив- шихся социально-экономических демографических и других условий.
Территориальные споры между КБССР и другими сопредельными республиками разрешаются в порядке, определяемом договорами между
КБССР, этими республиками и законодательством СССР и РСФСР.
VI. Экономическая самостоятельность
Кабардино-Балкарская Советская Социалистическая Республика самостоятельно определяет свой экономический статус и закрепляет его в законах.
225
Народ Кабардино-Балкарии имеет исключительное право на владе- ние, пользование и распоряжение национальным богатством республики.
Земля, ее недра, водные и другие природные ресурсы, находя- щиеся в пределах территории КБССР, а также государственное иму- щество, за исключением той части, которая необходима для осуществ- ления полномочий, делегированных СССР и РСФСР, являются собст- венностью ее народа, экономической основой суверенитета Республи- ки и используются с целью обеспечения материальных и духовных потребностей ее граждан.
Республика самостоятельно определяет порядок их использова- ния в своих целях, а в интересах СССР и РСФСР – на договорных с ними условиях.
Кабардино-Балкарская ССР имеет право на свою долю в общесоюз- ном и РСФСР богатстве, созданном с участием народа Республики.
Кабардино-Балкарская ССР самостоятельно формирует свой госу- дарственный бюджет, устанавливает республиканские налоги и сборы.
Предприятия, учреждения, организации и объекты других госу- дарств и их граждан, международных организаций могут размещаться на территории КБССР и использовать её природные и трудовые ресурсы только с согласия Республики и в соответствии с её законодательством.
Кабардино-Балкария обеспечивает свободное развитие и защиту всех форм собственности в соответствии с действующим законода- тельством.
VII. Экологическая безопасность
КБССР самостоятельно устанавливает порядок организации ох- раны природы на территории Республики и порядок использования ее природных ресурсов а также заботится об экологической безопасности своих граждан и ее территории.
КБССР запрещает строительство и функционирование, любых предприятий, организаций и прочих объектов, представляющих угрозу экологической безопасности. Территория КБССР объявляется безъя- дерной зоной.
КБССР обеспечивает возмещение экологического ущерба, нане- сенного Республике и ее гражданам.
VIII. Культурное развитие
КБССР суверенна в вопросах культурного и духовного развития кабардинской и балкарской наций и всего народа Республики.
КБССР гарантирует национально-культурное возрождение и развитие кабардинской и балкарской наций и других народов прожи-
226 вающих на территории Республики, сохранение их исторического са- мосознания и традиций, национально-этнографических особенностей.
КБССР проявляет заботу об удовлетворении национально- духовных потребностей кабардинцев и балкарцев, которые проживают за пределами Республики.
Государственными языками на территории КБССР признаются кабардинский, балкарский и русский языки. Также гарантируется сво- бодное развитие и использование языков других народов, проживаю- щих на территории КБССР.
Национальные, культурные и исторические ценности на территории
КБССР являются исключительно собственностью народа Республики.
КБССР имеет право на возвращение в собственность народа Ка- бардино-Балкарии национальных, культурных и исторических ценно- стей, находящихся за пределами Республики.
IX. Внешняя безопасность
Кабардино-Балкарская Советская Социалистическая Республика за- являет о своей приверженности общепризнанным принципам международ- ного права и готовности жить в мире и согласии со всеми народами.
Вопросы внешней безопасности делегируются Верховным Со- ветом Республики Союзу ССР.
Граждане КБССР не могут использоваться для подавления меж- национальных, межрегиональных конфликтов.
Х. Внешнеполитические отношения
КБССР как субъект международного права осуществляет непосред- ственные сношения с другими государствами, заключает с ними договоры, принимает участие в деятельности международных организаций, обеспечи- вая защиту интересов народа Республики в политической, экономической, экологической, научной, культурной и спортивной сферах, кроме вопросов, добровольно делегированных СССР и РСФСР.
КБССР признает приоритет общечеловеческих ценностей и об- щепризнанных норм международного права.
XI. Атрибуты КБССР
Кабардино-Балкарская Советская Социалистическая Республика имеет свои атрибуты суверенного государства:
– гражданство, Государственный герб, Государственный флаг, гимн (на кабардинском, балкарском и русском языках) и столицу.
* * *
227
Настоящая Декларация является основой для разработки новой
Конституции Кабардино-Балкарской Советской Социалистической
Республики и совершенствования республиканского законодательства, участия КБССР в подготовке и заключении Союзного договора, дого- воров с РСФСР и другими республиками.
До принятия новой Конституции, других законов и норматив- ных актов КБССР на территории Республики продолжают действовать законы, подзаконные акты КБАССР, РСФСР и СССР, не противоре- чащие Декларации о государственном суверенитете КБССР.
Настоящая Декларация вступает в силу с момента её принятия.
Впредь Кабардино-Балкарская Автономная Советская Социали- стическая Республика именуется Кабардино-Балкарской Советской Со- циалистической Республикой, а её Верховный Совет – Верховным Сове- том Кабардино-Балкарской Советской Социалистической Республики.
УЦГА АС КБР, ф. Р-717, оп. 4, д. 332, лл. 4–8.
2. Договор о разграничении предметов ведения и полномо-
чий между федеральными органами государственной власти Рос-
сийской Федерации и органами власти суверенных республик в
составе Российской Федерации (Москва, 31 марта 1992 г.)
Мы, полномочные представители федеральных органов госу- дарственной власти Российской Федерации и органов власти суверен- ных республик в составе Российской Федерации, проявляя уважение к истории, традициям, культуре, языку и на- циональному достоинству народов Российской Федерации, признавая свою ответственность за сохранение исторически сложившегося государственного единства народов Российской Феде- рации, целостности составляющих ее республик и территории, ставя целью достижение и укрепление межнационального со- гласия, доверия и взаимопонимания, реализуя приоритет прав и свобод человека и гражданина неза- висимо от национальной принадлежности и территории проживания, а также право народов на самоопределение, стремясь к качественному обновлению федеративных отноше- ний на основе добровольного распределения полномочий и эффектив- ного их осуществления, исходя из того, что в пределах своих полномочий органы государ- ственной власти республик в составе Российской Федерации самостоя- тельно осуществляют эту власть на соответствующих территориях,
БАЛКАРИИ В СОВРЕМЕННЫЙ ПЕРИОД (1991–2013 гг.)»
ПОЛИТИЧЕСКОЕ И ПРАВОВОЕ РАЗВИТИЕ КБР
В 1991–1997 ГГ.
Дается общая характеристика основных этапов постсовет-
ского политического и правового развития КБР. Анализируется значе-
ние и последствия подписания Кабардино-Балкарской республикой
Федеративного договора (1992, 31 марта). Раскрывается содержание
и структура договора «О разграничении предметов ведения и взаим-
ном делегировании полномочий между органами государственной вла-
сти Российской Федерации и Кабардино-Балкарской республики (1994,
1 июля). Рассматриваются особенности функционирования инсти-
тутов гражданского общества в КБР в постсоветский период.
1. Декларация о государственном суверенитете Кабардино-
Балкарской Советской Социалистической Республики (1991)
Принята на третьей сессии Верховного Совета Кабардино-Бал- карской АССР. Верховный Совет Кабардино-Балкарской Автономной
Советской Социалистической Республики,
– выражая волю многонационального народа Кабардино-Балкарии,
– сознавая историческую ответственность за судьбу Кабардино-
Балкарии,
– свидетельствуя уважение к суверенным правам всех народов,
– признавая, что в настоящее время статус автономной респуб- лики сдерживает политическое, социально-экономическое и нацио- нально-культурное развитие Кабардино-Балкарии,
– считая Республику равноправным субъектом нового Союзного и Федеративного договоров,
– реализуя неотъемлемое право кабардинской и балкарской на- ций, всего народа Республики на самоопределение, объявляет отказ от статуса автономной республики и провозглашает государственный суверенитет Кабардино-Балкарской Советской Социалистической Рес- публики как верховенство, самостоятельность, полноту и неделимость власти Республики в пределах её территории, независимость и равно- правие во внешних сношениях, за исключением полномочий, добро- вольно делегированных СССР и РСФСР, и заявляет о решимости соз- дать демократическое правовое государство в составе Союза ССР и
РСФСР.
222
I. Самоопределение наций Кабардино-Балкарии
Кабардино-Балкарская Советская Социалистическая Республика как суверенное государство развивается на основе осуществления ка- бардинской и балкарской нациями своего неотъемлемого права на са- моопределение как равноправных субъектов Республики.
Кабардинский и балкарский народы как суверенные субъекты, образующие единую Республику, обладают неотъемлемым правом на самоопределение вплоть до выхода из Республики и образования са- мостоятельной государственности.
Кабардино-Балкарская ССР добровольно, на основе Союзного и
Федеративного договоров входит в состав СССР и РСФСР и является субъектом Союза ССР и Российской Федерации, сохраняя за собой неоспоримое право на самостоятельный выбор своего национально- государственного устройства и самоопределение, вплоть до отделения и образования самостоятельного государства.
Кабардино-Балкарская ССР осуществляет защиту и охрану нацио- нальной государственности кабардинцев и балкарцев. Любые неконсти- туционные действия против национальной государственности Кабардино-
Балкарии: со стороны политических партий, общественных организаций, других группировок или отдельных лиц преследуются по закону.
II. Народовластие
Граждане Республики всех национальностей составляют народ
Кабардино-Балкарии.
Народ Кабардино-Балкарии является носителем суверенитета и единственным источником государственной власти в Республике.
Полновластие народа Кабардино-Балкарии реализуется на осно- ве Конституции Республики как непосредственно, так и через народ- ных депутатов, избранных в Верховный и местные Советы Кабардино-
Балкарской Советской Социалистической Республики.
Наиболее важные вопросы жизни КБССР становятся на всена- родное голосование (референдум).
От имени всего парода может выступать только Верховный Совет
Кабардино-Балкарии. Ни одна политическая партия, общественная орга- низация, другие группировки и отдельные лица не могут выступать от имени всего народа Кабардино-Балкарии. Любые попытки узурпировать это исключительное право Верховного Совета преследуются по закону.
III. Государственная власть
Для обеспечения политических, экономических и правовых га- рантий суверенитета Кабардино-Балкарской Советской Социалистиче- ской Республики устанавливаются:
223
– полнота власти Кабардино-Балкарской Советской Социали- стической Республики при решении всех вопросов государственной и общественной жизни, за исключением тех, которые ею добровольно на основе договоров передаются в ведение Союза ССР и РСФСР;
– верховенство Конституции Кабардино-Балкарской ССР и законов
Кабардино-Балкарской ССР на всей территории Республики, за исключени- ем тех полномочий, которые делегируются Союзу ССР и РСФСР.
Действие законов и других актов органов государственной вла- сти СССР и РСФСР, идущих вразрез с суверенными правами КБССР и выходящих за рамки полномочий, добровольно делегированных СССР и РСФСР, приостанавливаются Республикой на всей ее территории.
Разногласия между Кабардино-Балкарской Советской Социалисти- ческой Республикой СССР, и РСФСР разрешаются в порядке, устанавли- ваемом договорами между этими Федерациями и их субъектом – КБССР.
Государственная власть в Республике осуществляется по прин- ципу её разделения на законодательную, исполнительную и судебную.
Кабардино-Балкарская ССР создает возможности формирования не- обходимого представительства кабардинского, балкарского и русского на- родов, а также компактно проживающих национальных групп на террито- рии Республики в выборных органах КБССР, РСФСР и Союза ССР. В соот- ветствии с обновленными Законами о выборах КБССР, РСФСР и СССР формируется механизм выборов народных депутатов всех ступеней.
Верховный Совет КБССР строит свою работу на основе функ- ционирования двух равноправных палат – палаты республики и палаты национальностей, которая формируется на паритетной основе. Респуб- лика правомочна участвовать в осуществлении полномочий, передан- ных ею Союзу ССР и РСФСР, и устанавливает полномочное предста- вительство КБССР в СССР и РСФСР.
Осуществление надзора за единообразным исполнением законов и соответствием актов государственных и общественных организаций Кон- ституции КБССР, охрану конституционных прав и свобод личности, прав народов, проживающих на территории Кабардино-Балкарии, обеспечива- ют органы прокуратуры в порядке, определенном Конституцией КБССР,
Союзным и Федеративным договорами. Прокурор КБССР назначается
Верховным Советом Республики и подотчетен ему.
IV. Гражданство Кабардино-Балкарской Советской Социали-
стической Республики
Кабардино-Балкарская Советская Социалистическая Республика имеет свое гражданство и гарантирует каждому гражданину право на сохранение гражданства СССР и РСФСР.
224
Основание приобретения и утраты гражданства КБССР опреде- ляется Законом КБССР о гражданстве. Правом предоставления граж- данства Кабардино-Балкарии обладает исключительно Верховный Со- вет КБССР или его Президиум.
Всем гражданам КБССР гарантируются права и свободы, пре- дусмотренные Конституцией КБССР.
Кабардино-Балкарская ССР обеспечивает равенство перед законом всех граждан Республики, независимо от происхождения, социального и имущественного положения, расовой и национальной принадлежности, пола, образования, языка, политических и религиозных убеждений, рода и характера занятий, места жительства и других обстоятельств.
Кабардино-Балкарская ССР самостоятельно регулирует миграцион- ные процессы на своей территории, исходя из интересов народа Республики.
Кабардино-Балкарская ССР проявляет заботу и принимает меры по охране и защите интересов граждан Республики, находящихся в силу раз- личного рода обстоятельств за её пределами, решает вопросы возвращения на историческую родину соотечественников, находящихся за рубежом, в соответствии с законодательством КБССР и международным правом.
V. Территориальное верховенство
Кабардино-Балкарская Советская Социалистическая Республика осуществляет верховенство на всей своей территории.
Кабардино-Балкарская ССР самостоятельно определяет адми- нистративно-территориальное устройство Республики и порядок обра- зования национально-административных единиц.
Территория Кабардино-Балкарской ССР неприкосновенна и не мо- жет быть изменена и использована без волеизъявления всего ее народа, вы- раженного путем референдума. Строительство военных и экологически вредных объектов не может быть осуществлено без согласия КБССР.
Придавая важное политическое значение полному восстановлению прав балкарского народа, Верховный Совет республики считает необходи- мым решение вопросов о восстановлении административных районов Ка- бардино-Балкарии существовавших к марту 1944 года, с учетом сложив- шихся социально-экономических демографических и других условий.
Территориальные споры между КБССР и другими сопредельными республиками разрешаются в порядке, определяемом договорами между
КБССР, этими республиками и законодательством СССР и РСФСР.
VI. Экономическая самостоятельность
Кабардино-Балкарская Советская Социалистическая Республика самостоятельно определяет свой экономический статус и закрепляет его в законах.
225
Народ Кабардино-Балкарии имеет исключительное право на владе- ние, пользование и распоряжение национальным богатством республики.
Земля, ее недра, водные и другие природные ресурсы, находя- щиеся в пределах территории КБССР, а также государственное иму- щество, за исключением той части, которая необходима для осуществ- ления полномочий, делегированных СССР и РСФСР, являются собст- венностью ее народа, экономической основой суверенитета Республи- ки и используются с целью обеспечения материальных и духовных потребностей ее граждан.
Республика самостоятельно определяет порядок их использова- ния в своих целях, а в интересах СССР и РСФСР – на договорных с ними условиях.
Кабардино-Балкарская ССР имеет право на свою долю в общесоюз- ном и РСФСР богатстве, созданном с участием народа Республики.
Кабардино-Балкарская ССР самостоятельно формирует свой госу- дарственный бюджет, устанавливает республиканские налоги и сборы.
Предприятия, учреждения, организации и объекты других госу- дарств и их граждан, международных организаций могут размещаться на территории КБССР и использовать её природные и трудовые ресурсы только с согласия Республики и в соответствии с её законодательством.
Кабардино-Балкария обеспечивает свободное развитие и защиту всех форм собственности в соответствии с действующим законода- тельством.
VII. Экологическая безопасность
КБССР самостоятельно устанавливает порядок организации ох- раны природы на территории Республики и порядок использования ее природных ресурсов а также заботится об экологической безопасности своих граждан и ее территории.
КБССР запрещает строительство и функционирование, любых предприятий, организаций и прочих объектов, представляющих угрозу экологической безопасности. Территория КБССР объявляется безъя- дерной зоной.
КБССР обеспечивает возмещение экологического ущерба, нане- сенного Республике и ее гражданам.
VIII. Культурное развитие
КБССР суверенна в вопросах культурного и духовного развития кабардинской и балкарской наций и всего народа Республики.
КБССР гарантирует национально-культурное возрождение и развитие кабардинской и балкарской наций и других народов прожи-
226 вающих на территории Республики, сохранение их исторического са- мосознания и традиций, национально-этнографических особенностей.
КБССР проявляет заботу об удовлетворении национально- духовных потребностей кабардинцев и балкарцев, которые проживают за пределами Республики.
Государственными языками на территории КБССР признаются кабардинский, балкарский и русский языки. Также гарантируется сво- бодное развитие и использование языков других народов, проживаю- щих на территории КБССР.
Национальные, культурные и исторические ценности на территории
КБССР являются исключительно собственностью народа Республики.
КБССР имеет право на возвращение в собственность народа Ка- бардино-Балкарии национальных, культурных и исторических ценно- стей, находящихся за пределами Республики.
IX. Внешняя безопасность
Кабардино-Балкарская Советская Социалистическая Республика за- являет о своей приверженности общепризнанным принципам международ- ного права и готовности жить в мире и согласии со всеми народами.
Вопросы внешней безопасности делегируются Верховным Со- ветом Республики Союзу ССР.
Граждане КБССР не могут использоваться для подавления меж- национальных, межрегиональных конфликтов.
Х. Внешнеполитические отношения
КБССР как субъект международного права осуществляет непосред- ственные сношения с другими государствами, заключает с ними договоры, принимает участие в деятельности международных организаций, обеспечи- вая защиту интересов народа Республики в политической, экономической, экологической, научной, культурной и спортивной сферах, кроме вопросов, добровольно делегированных СССР и РСФСР.
КБССР признает приоритет общечеловеческих ценностей и об- щепризнанных норм международного права.
XI. Атрибуты КБССР
Кабардино-Балкарская Советская Социалистическая Республика имеет свои атрибуты суверенного государства:
– гражданство, Государственный герб, Государственный флаг, гимн (на кабардинском, балкарском и русском языках) и столицу.
* * *
227
Настоящая Декларация является основой для разработки новой
Конституции Кабардино-Балкарской Советской Социалистической
Республики и совершенствования республиканского законодательства, участия КБССР в подготовке и заключении Союзного договора, дого- воров с РСФСР и другими республиками.
До принятия новой Конституции, других законов и норматив- ных актов КБССР на территории Республики продолжают действовать законы, подзаконные акты КБАССР, РСФСР и СССР, не противоре- чащие Декларации о государственном суверенитете КБССР.
Настоящая Декларация вступает в силу с момента её принятия.
Впредь Кабардино-Балкарская Автономная Советская Социали- стическая Республика именуется Кабардино-Балкарской Советской Со- циалистической Республикой, а её Верховный Совет – Верховным Сове- том Кабардино-Балкарской Советской Социалистической Республики.
УЦГА АС КБР, ф. Р-717, оп. 4, д. 332, лл. 4–8.
2. Договор о разграничении предметов ведения и полномо-
чий между федеральными органами государственной власти Рос-
сийской Федерации и органами власти суверенных республик в
составе Российской Федерации (Москва, 31 марта 1992 г.)
Мы, полномочные представители федеральных органов госу- дарственной власти Российской Федерации и органов власти суверен- ных республик в составе Российской Федерации, проявляя уважение к истории, традициям, культуре, языку и на- циональному достоинству народов Российской Федерации, признавая свою ответственность за сохранение исторически сложившегося государственного единства народов Российской Феде- рации, целостности составляющих ее республик и территории, ставя целью достижение и укрепление межнационального со- гласия, доверия и взаимопонимания, реализуя приоритет прав и свобод человека и гражданина неза- висимо от национальной принадлежности и территории проживания, а также право народов на самоопределение, стремясь к качественному обновлению федеративных отноше- ний на основе добровольного распределения полномочий и эффектив- ного их осуществления, исходя из того, что в пределах своих полномочий органы государ- ственной власти республик в составе Российской Федерации самостоя- тельно осуществляют эту власть на соответствующих территориях,