Файл: Учебник издание второе, переработанное и дополненное П. А. Михненко введение.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2023

Просмотров: 2011

Скачиваний: 14

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Рекомендации по составлению плана:
а) подумайте, на какие этапы (задачи) следует разбить работу отдела и в какой последовательности они должны выполняться;
б) подумайте, какое мероприятие следует провести в начале рабочего дня (до начала выполнения задания каждым сотрудником), а какое - в конце;
в) правильно распределите задачи, время и ресурсы между исполнителями исходя из их способностей и навыков;
г) при составлении плана срочной работы следует учитывать, что у каждого сотрудника отдела уже есть свое задание в соответствии с ранее составленным оперативным планом на текущий месяц (такие задания можно обозначать фразой "текущее задание");
д) форма для составления плана приведена ниже;
е) для наглядности нарисуйте диаграмму Гантта, отражающую последовательность и взаимосвязанность этапов плана.
Образец оформления плана
ОАО "Техно-Инвест"
ПЛАН РАБОТЫ
ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКОГО ОТДЕЛА
на "__" __________ 20__ г.
Краткое описание задания:
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
N п/п
Этап работы
Время начала
Время окончания
Ресурсы
Исполнитель
Комментарии к плану:
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
Дата составления плана "__" ______________ 20__ г.
Руководитель отдела _____________________________________/________________/
(фамилия и инициалы) (подпись)
Задание 3. Личный план
Каждому из нас в жизни часто приходится строить какие-либо планы. Грамотно составленный план помогает правильно использовать время, собственные силы, знания, деньги и т.п.
Разработайте собственный жизненный план на пять или более лет. Если вы попытаетесь сделать это сразу, без подготовки, то поймете, что это очень сложно. Или же непродуманный и "без труда составленный" план окажется недостижимым и бесполезным. Поэтому предварительно ответьте на предложенные вопросы. Это поможет вам лучше понять себя, свое окружение, желания и возможности.
1. Чем вы любите заниматься? Назовите три самых главных своих увлечения.
2. Какие черты вашего характера, привычки, знания, навыки и т.п. помогают вам в этих занятиях?
3. Чем вы не любите заниматься? Назовите три самых неприятных для вас занятия.


4. Какие черты вашего характера, привычки и т.п. делают эти занятия неприятными вам?
5. Какие книги произвели на вас наибольшее впечатление?
6. Назовите не менее трех факторов вашего окружения, оказывающих на вас наибольшее влияние
(школа, родители, друзья, литература, мнения известных людей и т.п.).
7. Какие изменения в вашем ближайшем и дальнем окружении (в том числе в науке, экономике,
образовании и т.п.) могут повлиять на вашу жизнь?
8. Каким вы видите будущее (напишите самые главные признаки):
в своем характере;
в своей деятельности;
в своем окружении;
в мире.
9. Какие цели вы ставите для себя:
на 5 - 10 лет;
на 1 год;
на месяц;
на неделю.
10. Кто (что) может помочь (помешать) вам в достижении долгосрочной цели?
11. Какие ресурсы необходимы вам для достижения долгосрочной цели? Напишите конкретные примеры:
материальные;
финансовые;
человеческие;
информационные;
временные.
12. Как вы собираетесь достигать поставленных целей?
Если вы вдумчиво и честно ответили на все вопросы, то теперь вы можете разработать свой личный план (см. ниже образец оформления плана).
Образец оформления плана
ЛИЧНЫЙ ПЛАН
___________________________________________________________________________
(укажите свои имя и фамилию в родительном падеже)
на период до 20__ г.
Цели
Ресурсы
Действия
Стратегическая (до 20__ г.):
Тактическая (до 20__ г.):
Оперативная (до 20__ г.):
Дата составления плана: "__" ______________ 20__ г.
Подпись автора: _________________________________
1>1>1>1>1>1>1>1>2>2>1>1>
1   ...   5   6   7   8   9   10   11   12   ...   40

Глава 5. ОРГАНИЗАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МЕНЕДЖЕРА
Организация составляет основу мира менеджеров,
она является причиной,
обусловливающей существование менеджмента.
М.Мескон, М.Альберт, Ф.Хедоури
- Принципы организационной деятельности
- Организационная структура
- Организационные полномочия
- Базовые типы организационных структур
5.1. Принципы организационной деятельности

Как вы уже знаете, термин "организация" в менеджменте употребляется в двух значениях:
а) организация (как объект или система) - предприятие, фирма, компания и т.п.;
б) организация (как процесс или функция) - обеспечение эффективности и результативности совместной деятельности людей.
В самом общем случае организация как объект представляет собой группу людей, сознательно и целенаправленно работающих вместе для получения значимого для всех результата.
Что же такое организация как процесс (функция)? Для ответа на этот вопрос сначала попытаемся понять, что означает организовать совместную деятельность группы людей.
Организовать совместную деятельность - это значит:
а) сформулировать цель деятельности;
б) определить необходимое количество исполнителей соответствующей квалификации;
в) осуществить декомпозицию цели - разделить цель на взаимосвязанные задачи;
г) распределить между исполнителями задачи, ресурсы, полномочия и ответственность в соответствии с их квалификацией;
д) обеспечить эффективное взаимодействие исполнителей в соответствии с целью совместной деятельности.
Декомпозиция цели подразумевает, что правильное и своевременное выполнение каждым исполнителем своей части работы приведет в итоге к достижению общей цели организации. Однако разделение сложной цели на задачи в соответствии с компетенциями и обязанностями сотрудников, а также обеспечение их необходимыми ресурсами и полномочиями еще не означает эффективную организационную деятельность. Для продуктивной работы необходимо обеспечить координацию работы исполнителей организации.
Другими словами, работа группы людей может считаться организованной, если каждый исполнитель знает:
- что он должен делать;
- какими ресурсами (инструментами, деньгами, временем и т.п.) он для этого располагает;
- что он уполномочен требовать или может ожидать от других исполнителей в группе;
- какую ответственность он несет за порученные ему задачи;
- как (в каком порядке, по какому алгоритму) исполнители должны взаимодействовать между собой.
Примечание. Организационная деятельность в самом общем случае предполагает:
1) распределение задач между исполнителями;
2) обеспечение эффективного взаимодействия между ними.
Любая организационная деятельность характеризуется следующими признаками:
- наличие общей цели или совокупности целей деятельности;
- совместная деятельность людей;
- особая система организационных отношений между людьми;
- управление совместной деятельностью людей;
- технологичность деятельности;
- наличие определенной организационной культуры.
Нагляднее всего организационную деятельность объясняет Г. Минцберг, давая в своей книге "Структура в кулаке: создание эффективной организации" определение понятию "структура организации": структуру организации можно определить как простую совокупность способов,
посредством которых процесс труда сначала разделяется на отдельные рабочие задачи, а затем достигается координация действий по решению этих задач.
5.2. Организационная структура
Если организационная деятельность распространяется не на отдельную группу людей, а на предприятие в целом и предполагает сохранение организационных принципов в течение длительного времени, то говорят, что менеджеры создают организационную структуру предприятия.
Примечание. Организационная структура - это совокупность всех подразделений предприятия и взаимосвязей между ними.
Пример организационной структуры представлен на рис. 5.1.
Иллюстративный пример графического изображения организационной структуры предприятия (органиграмма)


┌───────────────────────────────┐
│ Директор филиала │
└───────────────┬───────────────┘
┌──────────┬───────────────────┬────────┼──────────┬────────────────────┐
│┌─────────┴─────────┐┌────────┴───────┐│┌─────────┴─────────┐ ┌────────┴───────┐
││ ││ │││ │ │Производственно-│
││ Секретариат ││ Бухгалтерия │││ Отдел кадров │┌┤ экономический │
││ ││ │││ │││ отдел │
│└───────────────────┘└────────────────┘│└───────────────────┘│└────────────────┘
│┌───────────────────┐┌────────────────┐│┌───────────────────┐│┌────────────────┐
├┤ Главный инженер ││ Лаборатория │││ Отдел сертификации│││ Заместитель │
│└───────────────────┘│ больших ├┤│ и стандартизации │├┤ исполнительного│
│┌───────────────────┐│ мощностей │├┤электрооборудования│││ директора по │
││ Лаборатория │└────────────────┘││высокого напряжения│││ общим вопросам │
├┤ испытаний │┌────────────────┐│└───────────────────┘│└────────────────┘
││ высоковольтной ││ Лаборатория ├┤ │┌────────────────┐
││ аппаратуры ││ больших токов ││ ││ Отдел │
│└───────────────────┘└────────────────┘│ ├┤ материально- │
│┌───────────────────┐┌────────────────┐│ ││ технического │
├┤ Отдел эксплуатации││ Лаборатория ││ ││ снабжения │
││электрооборудования││электромагнитных├┤ │└────────────────┘
│└───────────────────┘│ процессов ││ │┌────────────────┐
│┌───────────────────┐└────────────────┘│ ├┤ Хозяйственный │
├┤ Отдел главного │┌────────────────┐│ ││ отдел │
││ механика ││ Научно- ││ │└────────────────┘
│└───────────────────┘│ технический ├┤ │┌────────────────┐
│┌───────────────────┐│ архив ││ └┤ Множительная │
├┤ Группа связи │└────────────────┘│ │ техника │
│└───────────────────┘┌────────────────┐│ └────────────────┘
│┌───────────────────┐│ Научно- ││
││ Группа ││ техническая ├┤
├┤ метрологического ││ библиотека ││
││ оборудования │└────────────────┘│
│└───────────────────┘┌────────────────┐│
│┌───────────────────┐│ Ведущий ││
││ Ведущий инженер по││ инженер по ││
└┤ охране труда и ││ пожарной ├┘
│ технике ││ безопасности и │
│ безопасности ││ гражданской │
└───────────────────┘│ обороне │
└────────────────┘
Рис. 5.1
Решение о выборе типа и особенностей организационной структуры принимается высшим руководством предприятия и может динамически изменяться в зависимости от стратегических целей компании, а также тактики, избранной для достижения этих целей.
Процесс построения организационной структуры называется
организационным
проектированием, он состоит из следующих этапов:
1) функциональная департаментализация - разделение организации по горизонтали на блоки,
соответствующие важнейшим направлениям ее деятельности;
2) построение иерархии - установление соотношения полномочий руководителей от высших к низшим;
3) дальнейшее выделение более мелких подразделений;
4) определение должностных обязанностей каждого сотрудника.
Наряду с термином "организационная структура" в менеджменте используется термин "организационная структура управления" (ОСУ). Часто эти термины используются как синонимы, однако между ними имеются существенные различия.
Организационная структура показывает количественный и качественный состав подразделений организации и схематически отражает порядок их взаимодействия между собой.


Понятие "организационная структура управления" указывает на принципы построения и особенности системы управления организацией.
По мнению Р. Данкана, структура организации выполняет две основные функции. Во-первых, она обеспечивает обмен информацией внутри организации для снижения уровня неопределенности при разработке управленческих решений. При высоком уровне информационной неопределенности (когда потребность в информации крайне высока) организационная структура должна быть достаточно гибкой для того, чтобы не препятствовать получению менеджментом необходимой информации. Второй функцией организационной структуры является обеспечение эффективной координации и интеграции.
Важность интеграции возрастает с увеличением взаимозависимости подразделений организации.
Примечание. Организационная структура управления (ОСУ) - это совокупность управленческих связей между управляющей (менеджментом) и управляемой (исполнителями) подсистемами организации, характеризующая порядок взаимодействия между ними в соответствии с иерархической соподчиненностью и полномочиями.
По мнению Р. Дафта, в определении организационной структуры ключевыми являются следующие положения:
1. Организационная структура отражает формальные отношения отчетности, уровни иерархии и сферу контроля руководства.
2. Организационная структура определяет условия для эффективной коммуникации, координации и интеграции усилий всех подразделений.
3. Организационная структура отражает объединение частей (индивидов и подразделений) в целостную систему.
Эти три элемента организационной структуры отражают принципы "вертикального" и "горизонтального" построения. Первые два элемента задают иерархию по вертикали, третий указывает на горизонтальное взаимодействие подразделений организации. Вертикальные связи в основном предназначены для осуществления контрольно-отчетных функций, горизонтальные обеспечивают координацию и сотрудничество.
Сфера контроля. Одним из важнейших параметров организационной структуры управления является сфера контроля (иначе - охват контролем, масштаб управления, масштаб управляемости,
норма управляемости).
Примечание. Сфера контроля - это количество взаимосвязей (взаимоотношений), которые приходится контролировать руководителю на каждом уровне управления.
При наличии у руководителя нескольких подчиненных ему приходится контролировать индивидуальные взаимоотношения с каждым из них, взаимоотношения со всеми подчиненными
(группой), с отдельными группами подчиненных, между отдельными подчиненными и между группами подчиненных и т.п.
Французский математик и консультант по управлению литовского происхождения В. Грейкунас <1>
в 1933 г. утверждал, что фактором, определяющим норму управляемости, является количество контролируемых взаимоотношений в организации. Он отмечал, что существует три типа взаимоотношений:
1) взаимоотношения руководителя с конкретным подчиненным;
2) взаимоотношения руководителя с двумя и более подчиненными (группой);
3) взаимоотношения между подчиненными.
--------------------------------
<1> Часто также в литературе встречаются другие транслитерации фамилии: Грайчунас,
Грейкюнас.
Для определения общего количества потенциальных связей Грейкунас предложил следующую эмпирическую формулу:
,
где C - количество потенциальных взаимосвязей;
N - число работников, подчиненных руководителю (табл. 5.1).
Таблица 5.1