Файл: Учебник издание второе, переработанное и дополненное П. А. Михненко введение.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2023

Просмотров: 2034

Скачиваний: 14

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
авторитетов, что позволяет привлекать в экспертную группу специалистов и менеджеров, находящихся на различных уровнях властной вертикали;
- у экспертов отсутствует возможность обсуждать результаты на уровне межличностного общения,
что также снижает влияние личностей на процесс выбора;
- основной отличительной особенностью метода Дельфи является наличие обратной связи по результатам предыдущих этапов опроса, что позволяет каждому эксперту изменить или скорректировать свое первоначальное мнение без опасения подвергнуться критике;
- для обработки информации, получаемой поэтапно, могут быть применены различные статистические и качественные методы, в том числе и учитывающие динамику изменения коллективного мнения.
Метод синектики (Synectics). В переводе с греческого синектика - это сочетание разнородных или даже несовместимых элементов. Впервые мир узнал о синектике как о методе отыскания нестандартных идей в 1961 г. из книги американского психолога Д. Гордона "Синектика: развитие творческого воображения".
Синектика представляет собой метод коллективной творческой деятельности, основанный на целенаправленном использовании интуитивно-образного и метафорического мышления участников.
Первоначально она создавалась как методика стимулирования поиска инновационных решений в промышленности и менеджменте, но позднее на основе ее "промышленного" образца в США стали проводиться эксперименты по внедрению синектики и в другие сферы.
Говорят гуру... Выигрышная стратегия требует "новых мнений"... Молодые люди по большей части отстранены от обсуждения стратегии. Но компаниям требуется иерархия воображения, а не опыта <1>.
--------------------------------
<1> Крейнер С. Бизнес-путь: Джек Уэлч. 10 секретов величайшего в мире короля менеджмента.
СПб.: Крылов, 2004.
С.Крейнер
Основную идею данного метода можно выразить условным рисунком (рис. 8.10).
Метод синектики <2>
Рис. 8.10
--------------------------------
<2> Источник: Михненко П.А. Секреты эффективных бизнес-решений. М.: НТ Пресс, 2007. С. 226.
Строго говоря, синектика является развитием метода мозгового штурма. Но главное ее отличие состоит в том, что синекторы выдвигают не законченные идеи, а лишь ассоциации и аналогии,
выступающие в роли кирпичиков для "бессознательного" построения идеи в целом. Незавершенные мысли высказываются в форме образов, метафор, сравнений и описания ощущений.
На практике используют пять типов аналогий, называемых операторами синектики:
1) прямая аналогия - сравнение исследуемых фактов с похожими фактами из других областей науки или практики;
2) личная аналогия позволяет представить себя тем предметом или частью предмета, о котором идет речь в задаче;
3) символическая аналогия заключается в обнаружении парадоксов и противоречий в привычных и понятных фактах;
4) образная аналогия - мысленная замена изучаемого явления или объекта некоторым образом,

удобным для последующего сравнения с другим образом, принятым за эталон или стандарт;
5) фантастическая аналогия - символическое описание желаемого будущего или нереальных ситуаций, в которых отсутствуют объективные законы и явления, препятствующие принятию желаемого решения в реальном мире.
Для организации метода синектики необходимо:
- сформировать специальную группу - группу синекторов;
- создать особые условия ее работы;
- сформулировать задачу;
- на основе анализа высказываемых ассоциаций построить окончательное решение.
Основной трудностью организации процедуры является необходимость тщательного подбора людей в группу синекторов. Главным критерием является склонность человека к эмоциональному восприятию проблемы. Восприятие через эмоции противоречит требованиям рациональных методов поиска решений. В синектике же, напротив, именно иррациональное должно преобладать над рациональным. Для подбора синекторов, как правило, применяются специальные психологические тесты.
Контрольные вопросы
1. Что такое управленческое решение?
2. Чем управленческие (организационные) решения отличаются от обычных (бытовых) решений?
3. В чем состоит различие между запрограммированными и незапрограммированными решениями?
4. Что называют интуитивным решением?
5. Перечислите основные этапы разработки рационального управленческого решения.
Практикум к главе 8
Задание 1. Требования, предъявляемые к управленческому решению
Прочитайте кейс:
Направления развития издательского дома "Компьютер-Пресс"
Перед издательским домом "Компьютер-Пресс", выпускающим журналы по компьютерным технологиям и электронике, встал вопрос: в каком направлении развиваться дальше?
Недавно в результате успешной перестройки издательского дома и благоприятных прогнозов развития отечественного журнального рынка у издательского дома появилось сразу несколько потенциальных инвесторов. Каждый инвестор готов предоставить очень мощное финансирование,
позволяющее запускать от четырех до восьми новых изданий в год.
Однако появление инвестора ставит перед издательским домом задачу выбора стратегии дальнейшего развития. Тема электроники обладает важным преимуществом - повышенным вниманием рекламодателей. Компания может выпустить новые журналы по электронике или расширить тематику журналов. Топ-менеджмент рассматривает почти все возможности, за исключением "желтых" и общественно-политических изданий.
Письменно ответьте на вопросы:
1. Какие ограничения установило руководство для стратегии развития своего бизнеса?
2. О каких еще ограничениях может идти речь в данной задаче? Какие ограничения приняли бы вы?
3. Что является основным критерием эффективности решения, разрабатываемого издательским домом в данном примере? Какие критерии приняли бы вы?
Задание 2. Классификация управленческих решений по технологии разработки
Компания "Сигма", производящая спортивные тренажеры, работает в условиях жесткой конкуренции. Генеральный директор компании в течение нескольких лет принимает стратегические и тактические решения, основываясь на сопоставлении текущих ситуаций с прошлым опытом работы. В
целом решения дают положительные результаты.
Письменно ответьте на вопросы:
1. Как называется такой подход к принятию решений?
2. К чему может привести злоупотребление таким способом принятия решений?
3. Какой подход предложили бы вы? Почему?
Задание 3. Интуитивные управленческие решения
Прочитайте кейс:


Как управлять спросом?
Механизмы управления спросом различны для различных видов бизнеса. Вот, например, как оценивает эту задачу генеральный директор книжного издательства "ЭКСМО" Олег Новиков в интервью "Бизнес-журналу": "...Ни одно маркетинговое исследование не покажет, чего хочет и что будет покупать читатель завтра. Пока книги нет, на нее нет спроса. В чем отличие нашей отрасли от пищевой промышленности, например? Там можно подсчитать объем рынка и сказать: вот люди потребляют столько-то молока, следовательно, это будет или наше молоко, или молоко нашего конкурента. На этом строится весь маркетинг У нас же абсолютно иная ситуация: нельзя сказать, сколько книг люди будут читать. Это зависит от того, какие книги будут изданы... То есть весь казус в том, что спроса изначально нет. В нашем бизнесе его может создать даже не просто предложение, а хорошее предложение" <1>.
--------------------------------
<1> Бизнес-журнал. 2005. N 25.
Письменно ответьте на вопросы:
1. Какова, на ваш взгляд, роль интуитивных решений в издательском бизнесе? Почему?
2. Как вы думаете, от чего зависит вероятность принятия правильного интуитивного решения в интеллектуальной и творческой сферах?
3. Что может означать само понятие "правильное решение"? Как оценить эффективность управленческого решения?
Задание 4. Типовой процесс разработки рационального решения
Представьте себе, что вам необходимо выбрать учебное заведение, в котором вы планируете учиться. Воспользуйтесь для этого типовой схемой разработки рационального решения. Перерисуйте и заполните приведенную ниже таблицу.
N п/п
Этап
Содержание (описание) этапа
1
Диагностика проблемы
2
Формулировка ограничений и критериев
Ограничения:
___________________________
___________________________
Критерии:
___________________________
___________________________
3
Определение вариантов решения
4
Оценка вариантов
5
Окончательный выбор
1>1>2>2>1>1>1>1>1>1>1>1>
1   ...   11   12   13   14   15   16   17   18   ...   40

Глава 9. КОММУНИКАЦИИ В МЕНЕДЖМЕНТЕ
Понимание - это улица с двусторонним движением.
Э.Рузвельт
- Понятие организационных коммуникаций
- Свойства организационной информации
- Коммуникационные потоки в организации
9.1. Понятие организационных коммуникаций
Коммуникации (коммуникационный процесс) - это обмен информацией между людьми. Основная цель коммуникационного процесса - обеспечение понимания информации, являющейся предметом обмена - сообщений. Однако сам факт обмена информацией не гарантирует эффективности общения участвовавших в обмене людей.
В менеджменте коммуникации выполняют интегрирующую, объединяющую роль. Общепризнано,
что коммуникации имеют огромное значение для успеха организаций. Опросы показали, что 73%
американских, 63% английских и 85% японских руководителей считают отсутствие эффективных
внутриорганизационных коммуникаций главным препятствием на пути достижения высокой эффективности работы своих компаний.
Межличностные коммуникации находятся в центре деятельности любого менеджера. По данным исследований, менеджеры от 50 до 80% рабочего времени проводят в общении с другими людьми. У
менеджеров высшего звена процент рабочего времени, занятый общением, доходит до 90%.
Следовательно, отсутствие навыков межличностных коммуникаций может значительно снизить эффективность профессиональной деятельности менеджера и организации в целом.
Необходимым условием коммуникаций, безусловно, является информация. Однако понятие коммуникации не сводится только лишь к понятию информации или информационных связей. В
коммуникациях помимо информационного фактора важную роль играет личностный фактор. При одинаковом информационном содержании коммуникации могут осуществляться по-разному и приводить к разным результатам в зависимости от личностного фактора: знаний, образования, характера, опыта людей - участников коммуникаций, их взаимоотношений, симпатии и антипатии и много другого.
Практики советуют... Если и существует некий секрет успеха, он заключается в способности принять точку зрения другого человека и видеть вещи под его углом зрения так же хорошо, как под своим собственным.
Г.Форд
Коммуникации в организации могут быть формальными и неформальными. Формальными называют коммуникации, соответствующие целям деятельности организации, определенные правилами,
должностными инструкциями, технологическими процессами и т.п.
При этом содержание информации может быть различным:
- техническая информация (инструкции, стандарты, схемы, технологии и т.п.);
- финансовая информация (отчеты об объемах продаж, прибыли, движении денежных средств и т.п.);
- управленческая информация (планы отделов, результаты контроля, приказы и распоряжения и т.п.);
- информация социально-психологического характера (мнения сотрудников об организации,
выражение удовлетворения и недовольства, слухи и т.п.) и др.
Формальные коммуникации чаще всего имеют строго закрепленную форму (отсюда их название - формальные). Например, в некоторых организациях четко обозначается круг вопросов, по которым один сотрудник может обращаться к другому, время и место общения и т.п. В бюрократических организациях формализации коммуникаций придается очень большое (чаще всего неоправданно большое) значение.
В адаптивных организациях степень формализации коммуникаций значительно ниже, что снимает часть информационных барьеров и повышает гибкость компании.
Неформальные коммуникации не зависят от иерархии организации, ее бизнес-процессов и технологических процедур. Такие коммуникации представляют собой свободный обмен сведениями и мнениями между сотрудниками и неформальными группами. В органических организациях часто именно неформальное общение становится залогом успешной работы, основанной на взаимодействии и сотрудничестве.
В самом общем случае элементами коммуникационного процесса являются (рис. 9.1):
1) отправитель - лицо, которое генерирует информацию и передает ее другому лицу;
2) сообщение - собственно информация, закодированная с помощью символов;
3) канал - средство и среда передачи информации;
4) получатель - лицо, которому предназначена информация и которое интерпретирует
(истолковывает) ее.
Элементы коммуникационного процесса
Рис. 9.1
Обмен информацией между отправителем и получателем проходит несколько взаимосвязанных этапов:
1) зарождение идеи;
2) кодирование и выбор канала передачи;


3) передача сообщения;
4) декодирование информации принимающей стороной.
Что такое кодирование? Всегда ли мы кодируем передаваемую информацию или можем обходиться без этого этапа? Кодирование - это преобразование информации в форму, удобную для передачи и восприятия получателем. В разговоре мы используем систему кодирования, которая называется "русский язык". К способам кодирования относятся также письмо, математические символы и т.п. К используемым нами символам (кодам) относятся также жесты и интонации.
Поэтому очень важно, чтобы у отправителя и получателя были одинаковыми системы кодирования, другими словами, чтобы получатель точно и в полном объеме понимал мысли отправителя. К сожалению, даже в бытовом общении это удается далеко не всегда. В менеджменте же значение точности и полноты восприятия информации возрастает многократно.
Практики советуют... Сообщение всегда должно учитывать условия его получения.
А.Лебедев
Важным элементом коммуникаций является обратная связь (рис. 9.2). При наличии обратной связи отправитель и получатель меняются коммуникативными ролями: изначальный получатель становится отправителем и передает свою информацию - отклик начальному отправителю, который играет роль получателя. Обратная связь может способствовать снижению ошибок в понимании информации и значительному повышению эффективности управления.
Обратная связь в коммуникациях
Рис. 9.2
Говорят гуру... Хорошему управляющему надо уметь слушать не меньше, чем говорить.
Л.Якокка
Часто в процессе обмена информацией происходит некоторое искажение ее смысла из-за присутствия на каждом этапе передачи определенных помех, иногда называемых информационным шумом. Кроме того, на пути коммуникаций могут появляться так называемые преграды:
1. Преграды, обусловленные восприятием. Люди могут по-разному интерпретировать одну и ту же информацию в зависимости от знаний, воспитания и опыта.
2. Семантические барьеры - неправильная трактовка значений слов.
3. Невербальные преграды - неправильная трактовка значений жестов, мимики, интонации и т.п.
Зачастую невербальная передача происходит одновременно с вербальной (словесной) и может усиливать или изменять смысл слов.
4. Плохая обратная связь.
5. Неумение слушать.
Говорят гуру... В общении самое важное - слышать то, что не сказано.
П.Друкер
9.2. Свойства организационной информации
В современной теории информации выделяют следующие свойства информации, определяющие ее качество.
1. Релевантность - соответствие информации запросам потребителя. Нерелевантная информация часто представляет собой "информационный мусор", засоряющий коммуникационные потоки и мешающий принятию правильных управленческих решений.
2. Полнота - свойство информации исчерпывающе характеризовать интересующий объект,
процесс, событие. Использование в управлении неполной информации может привести к искажению ее смысла и снижению качества работы.
3. Достоверность - отсутствие скрытых ошибок. Принятие управленческих решений на основе недостоверной информации повышает риск ошибочных действий и убытков для компании. Тем не менее иногда менеджерам приходится принимать экстренные решения на свой страх и риск, не имея