Файл: Учебник издание второе, переработанное и дополненное П. А. Михненко введение.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.11.2023
Просмотров: 2018
Скачиваний: 14
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
│компании сферы услуг, торговые │ │среды, благотворительные фонды │
│фирмы и пр. │ │и пр. │
└────────────────────────────────┘ └────────────────────────────────┘
Рис. 15.1
Общественные организации создаются для удовлетворения социальных потребностей и интересов людей, как правило, входящих в эти организации. В общественных организациях все поступившие членские взносы и другие средства расходуются на удовлетворение потребностей своих же членов.
Например, политические партии, союзы (Союз писателей России, Союз ветеранов боевых действий,
Союз архитекторов Москвы) и др. Однако часто деятельность общественных организаций бывает направлена на решение общественно значимых задач во внешней (по отношению к этой организации)
среде. Например, общества по защите окружающей среды, благотворительные фонды и др.
Термин "общественная организация" имеет юридический смысл. В ст. 8 Федерального закона от 19
мая 1995 г. N 82-ФЗ "Об общественных объединениях" указывается: "Общественной организацией является основанное на членстве общественное объединение, созданное на основе совместной деятельности для защиты общих интересов и достижения уставных целей объединившихся граждан".
В зависимости от главной цели деятельности и отношения к получаемой прибыли выделяют
коммерческие и некоммерческие организации.
Слово "коммерческий" (англ. commerce - торговля, commercial - торговый; от лат. commercium) в современном русском языке имеет два значения, что иногда приводит к неадекватному восприятию смысла этого прилагательного (рис. 15.2).
Значения слова "коммерческий"
┌───────────────────────────────┐
│ Значения слова "коммерческий" │
│ (от англ. commerce - торговля)│
└───────────────┬───────────────┘
┌───────────────────┴───────────────────┐
┌────────────────┴────────────────┐ ┌────────────────┴────────────────┐
│ "Торговый", имеющий отношение │ │ "Коммерческая организация" │
│ к торговле │ │ │
└────────────────┬────────────────┘ └────────────────┬────────────────┘
┌────────────────┴────────────────┐ ┌────────────────┴────────────────┐
│ Например, коммерческий отдел │ │ Понятие определено ст. 50 │
│ предприятия - подразделение, │ │ "Коммерческие и некоммерческие │
│ отвечающее за закупки сырья │ │организации" Гражданского кодекса│
│ и сбыт выпускаемой продукции │ │ Российской Федерации │
└─────────────────────────────────┘ └─────────────────────────────────┘
Рис. 15.2
Первое значение слова "коммерческий" определяется его прямым переводом с английского языка и означает "торговый", т.е. имеющий отношение к торговле (торговые операции, предпринимательская деятельность, связанная с куплей-продажей или с оборотом товара).
Пример. Коммерческий отдел предприятия - подразделение, отвечающее за изучение рыночной конъюнктуры на выпускаемые предприятием изделия; ведение финансово-хозяйственной деятельности предприятия в области материально-технического снабжения; заготовки и хранение сырья;
рекламирование и реализацию (сбыт) на рынке и по договорам поставки выпускаемой предприятием продукции. Как видно из этого описания, ключевыми видами деятельности коммерческого отдела предприятия является сбыт производимой продукции и закупка сырья, необходимого для его производства, т.е. торговая деятельность.
Во втором значении слово "коммерческий" часто используется в словосочетании "коммерческая организация". Понятие "коммерческая организация" определено ст. 50 "Коммерческие и некоммерческие организации" части первой ГК РФ (фрагмент):
"1. Юридическими лицами могут быть организации, преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности (коммерческие организации) либо не имеющие извлечение прибыли в качестве такой цели и не распределяющие полученную прибыль между участниками (некоммерческие
организации)".
Таким образом, в соответствии с ГК РФ коммерческими называются организации, которые создаются для производства продукции или оказания услуг с целью получения прибыли в интересах учредителей этих организаций (рис. 15.3).
Коммерческие и некоммерческие организации
┌───────────────────────────────┐
│ Организации │
└───────────────┬───────────────┘
┌───────────────────┴───────────────────┐
┌────────────────┴────────────────┐ ┌────────────────┴────────────────┐
│ Коммерческие │ │ Некоммерческие │
└────────────────┬────────────────┘ └────────────────┬────────────────┘
┌────────────────┴────────────────┐ ┌────────────────┴────────────────┐
│ Создаются для производства │ │ │
│ продукции или оказания услуг │ │ Ставят основной целью │
│ с целью получения прибыли │ │ удовлетворение общественных │
│ в интересах учредителей этих │ │ потребностей │
│ организаций │ │ │
└─────────────────────────────────┘ └─────────────────────────────────┘
Рис. 15.3
К некоммерческим относятся организации, которые ставят своей основной целью удовлетворение общественных потребностей. Несмотря на то что цели некоммерческих организаций носят общественный характер, они могут заниматься предпринимательской деятельностью и получать прибыль. Полученная прибыль не распределяется между учредителями (собственниками), а используется для покрытия текущих расходов и развития организации.
Говорят гуру... Цель предприятия - ни в коем случае не "получение прибыли". Прибыль возникает как результат достижения целей предприятия <1>.
--------------------------------
<1> Кобьелл К. Искренний сервис. М.: Альпина Паблишер, 2009.
Примечание. Некоммерческая организация - это организация, не преследующая извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющая полученную прибыль между участниками.
Для любознательных... Кстати, в английском языке понятие "коммерческая организация"
определяется словосочетанием
profit organization (от profit - польза, выгода, прибыль), а "некоммерческая организация" - nonprofit organization (т.е. не приносящая прибыль).
Правильное понимание смысла и контекста термина "коммерческий" позволяет избежать ряда досадных ошибок. Так, например, в бытовой российской лексике часто звучат выражения "государственная, а не коммерческая организация" или "коммерческие и государственные организации".
Такое смысловое противопоставление понятий "коммерческий" и "государственный" является ошибочным. Для того чтобы научиться грамотно употреблять эти слова, необходимо разобраться с понятиями "формы собственности" и "организационно-правовые формы".
По форме собственности различают государственные, муниципальные, частные,
общественные организации и организации со смешанной формой собственности. Это означает, что собственником (владельцем) организации может быть государство, муниципальное образование,
частное лицо и т.п.
Государственные и муниципальные организации полностью или частично находятся под контролем государственных или муниципальных органов власти.
Частные организации - это организации, созданные индивидуальными предпринимателями,
группами учредителей или финансируемые за счет средств акционеров.
Организации со смешанной собственностью образуются на основе сочетания различных форм собственности: государственной, частной и т.п. Например, крупное акционерное общество, наряду с участием государственного капитала, может привлекать частные (в том числе и иностранные)
инвестиции.
Таким образом, в соответствии с ГК РФ коммерческими называются организации, которые создаются для производства продукции или оказания услуг с целью получения прибыли в интересах учредителей этих организаций (рис. 15.3).
Коммерческие и некоммерческие организации
┌───────────────────────────────┐
│ Организации │
└───────────────┬───────────────┘
┌───────────────────┴───────────────────┐
┌────────────────┴────────────────┐ ┌────────────────┴────────────────┐
│ Коммерческие │ │ Некоммерческие │
└────────────────┬────────────────┘ └────────────────┬────────────────┘
┌────────────────┴────────────────┐ ┌────────────────┴────────────────┐
│ Создаются для производства │ │ │
│ продукции или оказания услуг │ │ Ставят основной целью │
│ с целью получения прибыли │ │ удовлетворение общественных │
│ в интересах учредителей этих │ │ потребностей │
│ организаций │ │ │
└─────────────────────────────────┘ └─────────────────────────────────┘
Рис. 15.3
К некоммерческим относятся организации, которые ставят своей основной целью удовлетворение общественных потребностей. Несмотря на то что цели некоммерческих организаций носят общественный характер, они могут заниматься предпринимательской деятельностью и получать прибыль. Полученная прибыль не распределяется между учредителями (собственниками), а используется для покрытия текущих расходов и развития организации.
Говорят гуру... Цель предприятия - ни в коем случае не "получение прибыли". Прибыль возникает как результат достижения целей предприятия <1>.
--------------------------------
<1> Кобьелл К. Искренний сервис. М.: Альпина Паблишер, 2009.
Примечание. Некоммерческая организация - это организация, не преследующая извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющая полученную прибыль между участниками.
Для любознательных... Кстати, в английском языке понятие "коммерческая организация"
определяется словосочетанием
profit organization (от profit - польза, выгода, прибыль), а "некоммерческая организация" - nonprofit organization (т.е. не приносящая прибыль).
Правильное понимание смысла и контекста термина "коммерческий" позволяет избежать ряда досадных ошибок. Так, например, в бытовой российской лексике часто звучат выражения "государственная, а не коммерческая организация" или "коммерческие и государственные организации".
Такое смысловое противопоставление понятий "коммерческий" и "государственный" является ошибочным. Для того чтобы научиться грамотно употреблять эти слова, необходимо разобраться с понятиями "формы собственности" и "организационно-правовые формы".
По форме собственности различают государственные, муниципальные, частные,
общественные организации и организации со смешанной формой собственности. Это означает, что собственником (владельцем) организации может быть государство, муниципальное образование,
частное лицо и т.п.
Государственные и муниципальные организации полностью или частично находятся под контролем государственных или муниципальных органов власти.
Частные организации - это организации, созданные индивидуальными предпринимателями,
группами учредителей или финансируемые за счет средств акционеров.
Организации со смешанной собственностью образуются на основе сочетания различных форм собственности: государственной, частной и т.п. Например, крупное акционерное общество, наряду с участием государственного капитала, может привлекать частные (в том числе и иностранные)
инвестиции.
Для любознательных... Пришло время вернуться к разговору об употреблении терминов "коммерческий", "некоммерческий" и "государственный", "негосударственный" применительно к организациям. К коммерческим организациям относится, например, государственное унитарное предприятие (ГУП). Слово "государственное" в наименовании этой организационно-правовой формы указывает на то, что данное предприятие находится в собственности государства. При этом ГУП, в соответствии с ГК РФ, является коммерческой организацией. Следовательно, противопоставление слов "государственный" и "коммерческий" является содержательно неверным.
Следует также отметить, что государственными предприятиями называются как государственные унитарные предприятия, так и акционерные общества, в которых государство владеет пакетом акций,
превышающим 50%, что позволяет государству осуществлять контроль за деятельностью акционерного общества.
Рассмотрим другой пример. К некоммерческим организациям по российскому законодательству относится учреждение. При этом такую организационно-правовую форму <1> могут иметь как государственные, так и негосударственные организации. Например: федеральное государственное образовательное учреждение высшего образования "Московский государственный университет имени
М.В. Ломоносова" или негосударственное образовательное учреждение высшего образования "Московский финансово-промышленный университет "Синергия". Следовательно, термины "негосударственный" и "коммерческий" не являются синонимами.
--------------------------------
<1> Понятие и виды организационно-правовых форм см. в параграфе 15.2 данного учебника.
По размеру выделяют крупные, средние, малые и микропредприятия. Например, в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" под субъектами малого предпринимательства понимаются коммерческие организации, в которых установлен следующий предельный размер численности работников за отчетный период:
- микропредприятия - до 15 чел.;
- малые предприятия - до 100 чел.;
- средние предприятия - от 101 до 250 чел.
Исходя из этого деления к крупным предприятиям можно отнести организации с численностью сотрудников, превышающей 250 чел. Однако такой подход к определению понятия "крупное предприятие" в большинстве случаев является условным.
Другим критерием классификации организаций является значение выручки от реализации товаров.
С 1 января 2008 г. согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 22 июля 2008 г. N
556 установлены предельные значения выручки от реализации товаров (работ, услуг) за предшествующий год без учета налога на добавленную стоимость для следующих категорий субъектов малого и среднего предпринимательства:
- микропредприятия - 60 млн руб.;
- малые предприятия - 400 млн руб.;
- средние предприятия - 1 млрд руб.
Для любознательных... Комиссия европейских сообществ (КЕС) относит к категории малых фирмы с числом занятых до 100 человек и размером собственных средств не более 7,5 млн евро. КЕС
выделяет микропредприятия с численностью до 9 человек и мелкие - от 10 до 99 человек.
В отдельных европейских странах размер численности занятых значительно колеблется.
Например, в Великобритании к мельчайшим относятся фирмы с числом занятых от 1 до 23 человек, к мелким - от 24 до 99. В обрабатывающей промышленности малым считается предприятие с числом занятых менее 200 человек.
Во Франции малыми считаются предприятия, численность занятых на которых не превышает 500
человек, а годовой оборот не превышает 20 млн евро; отнесение к группам предприятий по численности персонала дифференцируется в зависимости от отрасли, в которой функционирует предприятие (как и в
России). Так, в сельском хозяйстве и пищевой промышленности Франции фирмы с численностью занятых свыше 200 человек считаются крупными, а в отрасли, производящей оборудование,
предприятия с численностью занятых до 500 человек относятся к малым.
Интерес представляет градация действующих предприятий в США. К наименьшим относятся предприятия с численностью занятых от 1 до 24 человек, к малым - от 25 до 99, к промежуточным - от
100 до 499 человек, к крупным - от 500 до 999, а при численности свыше 1000 человек предприятия считаются крупнейшими. В отдельных отраслях вторым критерием отнесения предприятий к определенной категории служит объем годового оборота.
В Японии отнесение предприятий к малым и средним осуществляется в зависимости от величины
уставного капитала и численности работающих, причем в добывающей, обрабатывающей промышленности и в строительстве численность работающих не должна превышать 300 человек, в оптовой торговле - 100, в розничной торговле и индустрии услуг - 50 человек.
Современная типология организаций не исчерпывается приведенным перечнем. Например,
организации можно классифицировать по отраслевой принадлежности (промышленные,
транспортные, сельскохозяйственные, торговые и др.), самостоятельности принятия решений
(головные, дочерние, зависимые) и другим признакам.
15.2. Организационно-правовые формы
Организационно-правовые формы. Организационно-правовая форма (ОПФ) - это способ закрепления и использования организацией имущества и вытекающие из этого правовое положение организации и цели ее предпринимательской деятельности.
Примечание. Организационно-правовая форма - это форма юридической регистрации организации, которая обеспечивает этой организации определенный организационно-правовой статус.
В соответствии со ст. 50 ГК РФ юридические лица, являющиеся 1>1>1>1>1>1>
Современная типология организаций не исчерпывается приведенным перечнем. Например,
организации можно классифицировать по отраслевой принадлежности (промышленные,
транспортные, сельскохозяйственные, торговые и др.), самостоятельности принятия решений
(головные, дочерние, зависимые) и другим признакам.
15.2. Организационно-правовые формы
Организационно-правовые формы. Организационно-правовая форма (ОПФ) - это способ закрепления и использования организацией имущества и вытекающие из этого правовое положение организации и цели ее предпринимательской деятельности.
Примечание. Организационно-правовая форма - это форма юридической регистрации организации, которая обеспечивает этой организации определенный организационно-правовой статус.
В соответствии со ст. 50 ГК РФ юридические лица, являющиеся 1>1>1>1>1>1>
1 ... 21 22 23 24 25 26 27 28 ... 40
коммерческими организациями,
могут создаваться в организационно-правовых формах:
- хозяйственных товариществ и обществ;
- хозяйственных партнерств;
- производственных кооперативов;
- государственных и муниципальных унитарных предприятий.
Юридические лица, являющиеся некоммерческими организациями, могут создаваться в организационно-правовых формах:
- потребительских кооперативов;
- общественных или религиозных организаций (объединений);
- учреждений;
- благотворительных и иных фондов;
- а также в других формах, предусмотренных законом (рис. 15.4).
Организационно-правовые формы юридических лиц <1>
┌────────────────────┐
│ Организации │
│ (юридические лица) │
└──────────┬─────────┘
┌────────────────┴───────────────┐
┌───────────────┴───────────────┐ ┌────────┴───────┐
│ Коммерческие │ │ Некоммерческие │
└───────────────┬───────────────┘ ├────────────────┘
┌──────────────┬────────────────┬─┴──────────────┐ │┌───────────────┐
┌──────┴──────┐┌──────┴──────┐┌────────┴───────┐┌───────┴───────┐││Потребительские│
│Хозяйственные││ ││ ││Государственные│││ кооперативы │
│ товарищества││Хозяйственные││Производственные││и муниципальные│││ │
│ и общества ││ партнерства ││ кооперативы ││ унитарные ││└───────────────┘
│ ││ ││ ││ предприятия ││┌───────────────┐
├─────────────┘└─────────────┘└────────────────┘└───────────────┘││ Общественные │
│┌──────────────────────────────────────────────────────────────┐││ и религиозные │
││Полное товарищество │││ организации │
││Товарищество на вере ││└───────────────┘
│└──────────────────────────────────────────────────────────────┘│┌───────────────┐
│┌──────────────────────────────────────────────────────────────┐││ Фонды │
├┤Общество с ограниченной ответственностью (ООО) │││ │
││Общество с дополнительной ответственностью (ОДО) ││└───────────────┘
│└──────────────────────────────────────────────────────────────┘│┌───────────────┐