Файл: Учебник издание второе, переработанное и дополненное П. А. Михненко введение.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2023

Просмотров: 2023

Скачиваний: 14

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Компания уже не ориентирована ни на результаты (p), ни на предпринимательство (e).
Практически не принимаются рискованные решения. Преобладает внимание к административной функции (A). В оценке эффективности и результативности работы акцент делается скорее на прошлые достижения, чем на видение будущего и перспективы.
8. Ранняя бюрократизация, Салем Сити (Salem City <1>): -A-i. На этой стадии неутешительные результаты работы организации становятся вполне очевидными. Руководство вместо поиска путей решения проблем концентрирует внимание на том, кто является причиной их появления. "Начинается поиск козла отпущения". Менеджеры тратят свою энергию в борьбе за выживание, для чего создаются временные коалиции (i).
--------------------------------
<1> Образное название стадии "Salem City" Адизес использует в своих поздних работах. Салем
Сити - город, в котором велась активная "охота на ведьм" (описан в пьесе "The Crucible" американского драматурга А. Миллера).
9. Бюрократизация (Bureaucracy): -A--. На этой стадии организация фактически изолируется от внешнего окружения, оставляя для контактов лишь "узкие каналы": одно окно для клиентов, одна телефонная линия и т.п. Используется большое количество инструкций, правил, процедур, многие из которых уже не имеют практического значения. Клиенты компании вынуждены приобретать навыки,
позволяющие обходить бюрократические препоны.
Почти серьезно... Административное здание может достичь совершенства только к тому времени,
когда учреждение приходит в упадок.
С.Паркинсон <1>
--------------------------------
<1> Сирил Норткот Паркинсон (англ. Cyril Northcote Parkinson, 1909-1993) - британский военный историк, писатель, драматург, журналист, автор сатирических работ по проблемам бизнеса,
менеджмента и политологии. Мировую известность получил как автор законов Паркинсона.
10. Смерть (Death): ----. На этой стадии организация не демонстрирует ни результативности, ни навыков администрирования, ни предпринимательства, ни командной работы. Организация прекращает свою деятельность.
Таким образом, любая организация проходит через несколько стадий жизненного цикла,
характеризующихся специфическими чертами структуры, поведения, управления и т.п. Модель ЖЦО
позволяет анализировать проблемы и принимать своевременные меры для обеспечения развития организации.
Изучение модели Адизеса может вызвать вопрос: "Неужели любая организация обречена на исчезновение в результате старения?" Действительно, практика существования целого ряда организаций на первый взгляд противоречит выводам о неизбежности постепенного ухудшения экономических и иных характеристик их деятельности и неминуемой "смерти". История знает немало примеров, когда не только крупные социальные институты, общественные и государственные организации, но и коммерческие компании успешно работают годы, десятилетия и даже столетия, не проявляя признаков "смертельно опасной бюрократизации" и распада в результате ошибочных действий менеджмента.
Например, историю компании Nokia принято отсчитывать с 12 мая 1865 г., когда финский горный инженер Фредрик Идестам получил разрешение на строительство фабрики для выпуска древесной массы у реки Нокия. Так было положено начало будущей Nokia Corporation, известной сегодня (по прошествии ста сорока девяти лет) в качестве одного из крупнейших производителей средств мобильной связи.
История Nestle, крупнейшей в мире компании - производителя продуктов питания и напитков,
уходит корнями в 1866 г. Именно в этом году Генри Нестле, решив побороть детскую смертность,
изобрел Farine Lactee - первую в мире молочную смесь для грудных детей - и приступил к ее производству.
История компании Motorola начинается в 1928 г., когда братья Пол и Джозеф Галвины приобрели обанкротившееся предприятие по производству выпрямителей переменного тока и 25 сентября 1928 г.
создали компанию "Галвин Маньюфакчуринг Корпорейшн" по производству радиоприемников. А в 2000 г.
компания создает первый в мире коммерческий сотовый телефон на основе стандарта GPRS.
Следующая таблица просто не может не вызывать удивление (табл. 14.5) <1>.
--------------------------------
<1> По материалам РБК Рейтинг http:/rating.rbc.ru - рейтинг ста компаний-"долгожителей",
составленный британским журналом Family Business. В приведенной здесь таблице указаны первые 15
компаний.


Таблица 14.5
Рейтинг старейших компаний мира
N
п/п
Компания
Вид деятельности
Страна
Год основания
1
Kongo Gumi <2>
Строительство
Япония
578 2
Hoshi
Гостиничный бизнес
Япония
718 3
Chateau de Goulaine
Виноделие
Франция
1000 4
Barone Ricasoli
Виноделие, оливки
Италия
1141 5
Barovier&Toso
Стеклоделие
Италия
1295 6
Hotel Pilgrim Haus
Гостиничный бизнес
Германия
1304 7
Richard de Bas
Бумажное производство
Франция
1326 8
Torrini Firenze
Ювелирное дело
Италия
1369 9
Antinori
Виноделие, оливки
Италия
1385 10 Camuffo
Судостроение
Италия
1438 11 Baronnie de Coussergues Виноделие
Франция
1495 12 Grazia Deruta
Керамическое производство
Италия
1500 13 Fabbrica D'Armi Pietro
Beretta S. p. A.
Вооружение
Италия
1526 14 John Brooke & Sons
Производство тканей
Великобритания
1541 15 Codorniu
Виноделие
Испания
1551
--------------------------------
<2> Справедливости ради следует заметить, что компания Kongo Gumi являлась старейшей промышленной компанией в мире и непрерывно функционировала в Японии под управлением семейного клана с 578 по 2006 г. Однако в 2006 г. она была поглощена корпорацией Takamatsu и в 2007 г.
обанкротилась.
В чем же секрет долгожительства этих и других подобных им организаций? Как удавалось им и удается сегодня обходить предначертанные учеными старение и смерть? Очевидно, что причины столь длительного существования организаций различны: сохранение семейных традиций, отказ от акционирования, благоприятные рыночные условия и т.п. Кроме того, одной из причин сохранения эффективности организаций является способность вовремя сформировать новую бизнес-идею
(стратегию, продукт, услугу и т.п.). Иными словами, условием долговременного успеха организации является не только умение балансировать на гребне кривой жизненного цикла, стараясь удержаться на стадии расцвета или стабильности, но и способность вовремя создать новую ветвь жизненного цикла,
продолжив успешное существование в новых условиях в новом облике (см. рис. 14.3).
Создание новой ветви жизненного цикла организации

Рис. 14.3
Контрольные вопросы
1. Объясните смысл понятия "жизненный цикл организации".
2. Какая аналогия лежит в основе концепции жизненного цикла организации?
3. Какие стадии включает в себя модель ЖЦО Л. Грейнера?
4. Что в модели ЖЦО Л. Грейнера понимается под терминами "эволюция" и "революция"?
5. Объясните смысл PAEI-кода организации на стадиях ее развития в соответствии с моделью И.
Адизеса.
6. Какие стадии включает в себя модель ЖЦО И. Адизеса?
Практикум к главе 14
Задание 1. Сравнение модели организационного развития Л. Грейнера и И. Адизеса
Сравните модели организационного развития Л. Грейнера и И. Адизеса. Заполните таблицу.
Характеристика
Модель Л. Грейнера
Модель И. Адизеса
1. Завершенность модели
2. Наличие "оптимальной точки" развития
4. Детализация стадий
5. Возможность и удобство применения для анализа стадий жизненного цикла современных организаций
6. Собственные комментарии и выводы
Задание 2. Оценка стадии жизненного цикла организации
Прочитайте кейс "История компании Adidas". Объясните, какие стадии жизненного цикла прошла компания. По каким признакам вы определили это? Укажите ошибки и успехи владельцев и менеджеров компании на разных этапах ее развития.
Постройте диаграмму, иллюстрирующую стадии развития, указав на оси абсцисс годы жизни компании. На какой стадии, на ваш взгляд, компания Adidas находится сегодня? Спрогнозируйте будущее компании. Предложите свои пути ее развития.
История компании Adidas
Третьего ноября 1900 г. в баварском городке Герцогенаурах (Германия) родился Адольф (Ади)


Дасслер. Его мать работала прачкой, а отец был пекарем. Страстью Ади был футбол, который только набирал популярность в Европе. В 1918 г. закончилась Первая мировая война, страна погрязла в разрухе, инфляции и безработице.
Семью Дасслер тоже затронули последствия войны. Перепробовав разные способы найти работу,
в начале 1920 г. семья Дасслеров открывает свое дело - пошив обуви. Под обувную мастерскую была отдана прачечная матери. Ади, проявив изобретательность, переделал свой велосипед в машинку для разделки кожи. Его мать и сестра занимались выкройкой, а Ади с отцом и старшим братом Рудольфом
(Руди) кроили обувь. Первой продукцией стали тапочки, сшитые из списанного военного обмундирования и старых автомобильных покрышек. Сбытом этой "конверсионной" продукции занимался Руди, в то время как Ади взял на себя организацию производства и создание новых моделей.
Спустя четыре года в мастерской Дасслеров уже двенадцать работников выпускают по 50 пар обуви в день, а в 1924 г. создается компания под названием "Обувная фабрика братьев Дасслер". К 1925
г. фирма выросла до таких размеров, что Ади смог реализовать свою давнюю мечту: будучи заядлым футболистом, он придумал и сшил футбольные бутсы с шипами. Эта футбольная обувь оказалась настолько удобной, что Дасслеры решили пополнить ею линейку продукции своей фабрики.
Вскоре производство выросло и уже не помещалось во дворе дома. Поэтому в 1927 г. Дасслеры арендовали для своей фабрики отдельное здание. При этом штат увеличился до 25 человек, а производство - до 100 пар обуви в день. Спустя некоторое время семья Дасслеров выкупила арендованное здание и переехала жить в стоящий неподалеку от фабрики небольшой особняк.
Благодаря успеху шипованных бутс появилась специальная обувь для сильнейших участников олимпиад. Впервые спортсмены выступили в обуви "Дасслер" на Олимпиаде 1928 г., которая проходила в Амстердаме. На Олимпиаде 1932 г. в Лос-Анджелесе немец Артур Йонат становится третьим в забеге на 100 метров. А в 1936 г. на берлинской Олимпиаде американский бегун Джесси Оуэн в обуви "Дасслер"
завоевал четыре золотые медали и установил пять мировых рекордов. С этого момента обувь "Дасслер"
становится стандартом спортивной обуви. В год берлинской Олимпиады компания Дасслеров продала обуви более чем на 400 000 немецких марок.
В 1938 г. производство расширяется и открывается новая фабрика Дасслеров. Уже в это время их предприятие производит 1000 пар обуви в день. Однако в 1939 г. началась Вторая мировая война, и фабрики Дасслеров были конфискованы нацистами, а братья были вынуждены идти на фронт. На одной из фабрик была предпринята попытка наладить производство противотанковых гранатометов, но она оказалась безуспешной из-за неприспособленности фабричного оборудования. Поэтому через год Ади отзывают со службы для того, чтобы он начал производить тренировочную обувь для немецких солдат.
В 1945 г. после поражения нацистов г. Герцогенаурах был оккупирован американскими войсками, а фабрика Дасслеров была вынуждена поставлять в США хоккейные коньки. После снятия оккупации Руди вернулся из лагеря для военнопленных, и братьям пришлось практически заново создавать семейное дело.
Весной 1948 г., спустя некоторое время после кончины отца, между братьями возник серьезный конфликт, и они решили разделить компанию - каждому досталось по фабрике. Ади назвал свою фирму
Addas, а Руди свою - Ruda. Однако уже через несколько месяцев Addas превращается в Adidas, а Ruda - в компанию Puma. После развала семейного бизнеса компании Puma и Adidas стали ожесточенными конкурентами.
Ади продолжает свое любимое дело - изобретательство, и в 1949 г. появляются первые бутсы со съемными резиновыми шипами. В 1950 г. Adidas выпускает футбольные бутсы для игры в плохих погодных условиях: на снегу и на мерзлой земле. Попутно он налаживает старые связи с национальными олимпийскими комитетами, и на Олимпиаде 1952 г. в Хельсинки большинство спортсменов участвует в обуви от Adidas. Ади задумывается о расширении спортивной продукции. Первой попыткой разнообразить ассортимент стало производство спортивных сумок.
Хотя кроссовки и бутсы долгое время остаются основной продукцией фабрики Adidas, Ади начинает поиск партнера для производства спортивной одежды. Таким партнером становится Вилли
Зельтенрайх - хозяин текстильной фабрики. Ади заказывает ему тысячу спортивных костюмов с тремя полосками вдоль рукавов. Товар был хорошо принят рынком, и вскоре Зельтенрайх начинает шить одежду только для Adidas.
Из года в год обувь от Ади Дасслера становится все более технологически сложной. В 1952 г. на
Олимпиаде в Хельсинки спортсмен Эмиль Затопек в обуви от Adidas завоевывает в течение недели соревнований три золотые медали на дистанциях 5000 м, 10 000 м и в марафоне. В 1954 г.
технологичная обувь Adidas оказывается вне конкуренции на Чемпионате мира по футболу - сборная
Германии, играющая в бутсах Adidas, становится чемпионом мира по футболу.
Ади лично присутствует на решающих матчах в Берне (Швейцария). Перед каждой игрой бутсы футболистов под его руководством приспосабливались к грунту и погодным условиям с помощью новой технологии - съемных шипов. Победы спортсменов подсказывают Ади идею о размещении рекламы прямо на стадионах во время игр, и в 1956 г. Международный олимпийский комитет подписывает с


Adidas соглашение о размещение рекламы на Олимпийских играх в Мельбурне.
В это же время начинается международная экспансия продукции Adidas. Первое лицензионное соглашение было подписано с норвежской фабрикой в Гьорвике, позже продукцию Adidas начинают производить и во Франции. Наступает "золотая эпоха" Adidas. В 1972 г. компания становится титульным спонсором Олимпийских игр в Мюнхене.
Ади Дасслер умер в 1978 г. Управление компанией перешло к его жене Катарине, которая успешно справлялась с этой работой до конца своих дней. После ее смерти в 1984 г. компания достается по наследству сыну Ади и Катарины - Хорсту Дасслеру. Он налаживает хорошие отношения с
Международным олимпийским комитетом и Международной федерацией футбола, а также начинает реформирование предприятия. Однако ранняя смерть 51-летнего Хорста разрушила эти планы.
Неудачей обернулась и попытка его сестер взять на себя управление компанией. В 1989 г. они продали 80% акций предприятия французскому предпринимателю Бернарду Тапи. Возможно, это решение было отчасти верным, поскольку, по словам Томаса Гэда, автора книги "4D Branding", внезапно
Adidas состарился раньше времени, а его продукцию стали воспринимать как нечто скучное, вчерашнее,
то, что надевает папа, когда в воскресенье утром моет машину перед подъездом.
В 1990-е гг. положение компании Adidas стало ужасающим: убытки достигали 100 млн долл., на компанию наступали молодые, креативные конкуренты - американский Nike и британский Reebok. Но самое главное - изменился мир, а вместе с ним и рынок.
Тем не менее марка фирмы Adidas не умерла. Начиная с 1993 г. новая команда менеджеров начинает писать новую страницу истории компании. Первое, что было предпринято руководством, - приглашение менеджеров и дизайнеров из Nike и Reebok. Кроме того, в те годы по примеру конкурентов компания переносит производство за пределы Германии - в Индонезию, Китай и Таиланд.
Благодаря экономии на рабочей силе продукция компании вновь становится конкурентоспособной на мировом рынке. Команда специалистов из Adidas решает также начать выпуск товаров для массового рынка, причастного к миру настоящего спорта. В компании была разработана новая схема реализации продукции, что в итоге привело к отказу от работы с розничными сетями и формированию сети фирменных магазинов.
Результаты не заставили себя долго ждать: уже в 1996 г. компания продемонстрировала рост продаж +50% в год. Главным успехом для компании стал выход на рынок США, где Adidas принадлежит
10% рынка спортивной обуви и 12% рынка спортивной одежды.
В наши дни компания Adidas известна широким ассортиментом товаров: от баскетбольных кроссовок и футбольных бутс до спортивной одежды и обуви для туризма. В 1997 г. создается альянс между компаниями Adidas и Salomon - акционерное общество "Адидас-Саломон". Этот шаг позволил
Adidas стать вторым по величине мировым производителем спортивных товаров после компании Nike.
Сегодня в Adidas-Salomon работает около 14 тыс. сотрудников, продажи достигают 6,267 млрд евро, а прибыль - 260 млн евро. Как ни странно, но штаб-квартира компании и сегодня находится на родине Ади
Дасслера, в маленьком баварском городке Герцогенаурах.
Источник: Адаптировано по материалам сайта http://24company.ru.
2>2>1>1>1>1>1>1>2>2>1>1>1>1>1>1>1>1>3>2>3>2>1>1>1>1>1>1>
1   ...   20   21   22   23   24   25   26   27   ...   40

Глава 15. ОСНОВНЫЕ ВИДЫ ОРГАНИЗАЦИЙ
Если бы разнообразие фирм ограничивалось жесткими правилами, каждое предприятие было бы хуже приспособлено к решению своих задач...
Н.Розенберг, Л.Бирдцелл
- Классификация организаций
- Организационно-правовые формы
- Групповые организационные формы
15.1. Классификация организаций
Классификация организаций позволяет систематизировать их по сходным признакам или параметрам. Это необходимо для правильного выбора методов анализа их деятельности и совершенствования структур, функций и систем управления.
Рассмотрим характерные черты и признаки различных типов организаций. В данной главе учебника все определения, касающиеся классификации российских организаций и их организационно-правовых форм, будут приведены в соответствии с редакцией <1> Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), действующей на момент опубликования учебника, а также других Федеральных законов.
--------------------------------

<1> Гражданский кодекс Российской Федерации (по состоянию на 25 сентября 2013 г.).
Наиболее распространенными являются следующие подходы к классификации организаций.
В соответствии с правовым статусом, определенным Гражданским кодексом Российской
Федерации, различают организации - юридические лица и организации, не имеющие статуса
юридического лица.
В Российской Федерации понятие юридического лица определено ст. 48 части первой ГК РФ
(фрагмент):
"Юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде".
Статья 49 ГК РФ разъясняет, что юридическое лицо может иметь гражданские права,
соответствующие целям деятельности, предусмотренным в его учредительных документах, и нести связанные с этой деятельностью обязанности. В ст. 52 ГК РФ указывается, что в учредительных документах юридического лица должны определяться наименование юридического лица, место его нахождения, порядок управления деятельностью, а также содержаться другие сведения,
предусмотренные законом для юридических лиц соответствующего вида.
Юридическим лицом не являются:
а) подразделение организации - юридического лица;
б) индивидуальный предприниматель (ИП).
В зависимости от принадлежности к системе высшей государственной власти различают
правительственные и неправительственные организации.
Статус правительственных организаций присваивается официальным органам власти федерального или местного уровней. К ним относятся организации, зафиксированные в Конституции
Российской Федерации, указах Президента Российской Федерации и т.п. К правительственным относятся, например, следующие организации: Администрация Президента Российской Федерации,
Правительство Российской Федерации, министерства, государственные комитеты, префектуры,
районные управы и пр.
Соответственно, неправительственными (в широком смысле) являются организации, не имеющие статуса правительственных. В узком смысле под неправительственными часто понимают общественные организации, выражающие идеи гражданского общества.
В зависимости от источников финансирования деятельности различают бюджетные и
небюджетные организации. Бюджетными называются организации, деятельность которых в основном осуществляется за счет средств, выделяемых из государственного бюджета. Небюджетные
(внебюджетные) организации в основном сами изыскивают источники финансирования своей деятельности, заключая договоры с другими организациями (в том числе с бюджетными) на изготовление продукции или оказание услуг.
В зависимости от главной цели деятельности и способов удовлетворения потребностей
общества различают хозяйственные и общественные организации. Хозяйственными, как правило,
называют организации, которые создаются для удовлетворения потребностей и интересов человека и общества путем производства продукции или оказания услуг. Такие организации самостоятельно осуществляют свою хозяйственную деятельность, продают выпускаемую продукцию, используют прибыль (рис. 15.1).
Хозяйственные и общественные организации
┌─────────────────────────────┐ ┌─────────────────────────────┐
│ Хозяйственные │ │ Общественные │
├─────────────────────────────┘ ├─────────────────────────────┘
│ ┌────────────────────────────────┐ │ ┌────────────────────────────────┐
│ │Создаются для удовлетворения │ │ │Создаются для удовлетворения │
│ │потребностей и интересов │ │ │социальных потребностей │
├─┤человека и общества путем │ ├─┤и интересов людей, входящих │
│ │производства продукции или │ │ │в эти организации, а также │
│ │оказания услуг │ │ │для решения общественно значимых│
│ │ │ │ │задач │
│ └────────────────────────────────┘ │ └────────────────────────────────┘
│ ┌────────────────────────────────┐ │ ┌────────────────────────────────┐
│ │Промышленные предприятия │ │ │Политические партии, союзы, │
└─┤(заводы, фабрики и т.п.), │ └─┤общества по защите окружающей │