Файл: Учебник издание второе, переработанное и дополненное П. А. Михненко введение.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2023

Просмотров: 1989

Скачиваний: 14

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
бизнес-школах. В его научных трудах затрагивается широкий круг экономических и политических проблем, но знаменитым он стал благодаря работам по вопросам управления. П. Друкер сформировал теорию о глобальном рынке, является автором концепции "информационного работника". Главный вклад ученого - систематизация знаний по проблемам управления и выделение менеджмента в отдельную
науку.
Одними из первых работ П. Друкера являются "Концепция корпорации" и "Практика менеджмента".
В них П. Друкер выделил три основополагающие функции менеджера: управление бизнесом, управление другими менеджерами и управление работниками. Наиболее известна концепция П. Друкера об
управлении по целям (Management by Objectives - MBO). Это система менеджмента, в соответствии с которой конкретные рабочие цели вырабатываются совместно с подчиненными и их менеджерами,
прогресс продвижения к ним периодически оценивается, а вознаграждения распределяются на основе этой оценки.
В 1966 г. Питер Друкер выпустил книгу "Эффективный управляющий" ("The Effective Executive"). В
этой работе ученый выступил не только в качестве теоретика, но и в качестве практика, дающего конкретные советы. Друкер утверждает, что эффективности нельзя научить, но ей можно и нужно научиться самому.
В течение шести десятилетий П. Друкер был советником таких топ-менеджеров, как Уолтер Ристон из Citicorp, Давид Рокфеллер из Chase Manhattan Corp., Генри Льюс из Time Inc., Марк Уиллес из Times
Mirror Co.
1.5. Развитие управленческой мысли в России
В развитии науки о менеджменте в России можно выделить пять периодов:
1) 1900 - 1910-е гг. - этап зарождения;
2) 1920-е гг. - этап интенсивного развития на мировом уровне;
3) 1930 - 1950-е гг. - этап затяжного кризиса и глубокого отставания;
4) 1960 - 1980-е гг. - этап активного возрождения;
5) 1990-е гг. - по настоящее время - этап "догоняющего" развития.
В начале XX в. в научной общественности России широкое распространение получили идеи Ф.
Тейлора. Настоящий "тейлоровский бум" пришелся на 1911 - 1914 гг., когда в обсуждении его концепции принимали участие студенты и профессора, экономисты и публицисты, инженеры и политики. В эти годы были переведены на русский язык основные работы Ф. Тейлора и других видных основоположников научной организации труда (НОТ) - Ф. Гилбрета, Г. Гантта и др.
Мощный толчок процессу становления отечественной науки о менеджменте дала первая
Всероссийская инициативная конференция по научной организации труда и производства, состоявшаяся в январе 1921 г. Среди основных докладчиков были такие российские ученые, как Александр
Александрович Богданов, Владимир Михайлович Бехтерев, Осип Аркадьевич Ерманский, Станислав
Густавович Струмилин, Алексей Капитонович Гастев и др.
Именно после проведения этой конференции в России начали создаваться десятки специализированных институтов, лабораторий, опытных станций по научной организации труда. Такие ученые, как А.К. Гастев, Н.А. Витке, Ф.Р. Дунаевский, П.М. Есманский, П.М. Керженцев, Е.Ф. Розмирович и др., начали формировать первые отечественные научные школы. Основной задачей научно-исследовательских институтов и лабораторий являлось создание систематизированных концепций в области менеджмента.
Как отмечалось выше, основы современных представлений о теории организации были заложены российским ученым, выдающимся мыслителем-энциклопедистом XX в. Александром Александровичем
Богдановым (Малиновским) (1873 - 1928). Его основным трудом является книга "Тектология. Всеобщая организационная наука", исходным пунктом которой стало признание, что к изучению любого явления необходимо подходить с точки зрения его организации.
Владимир Михайлович Бехтерев (1857 - 1927). К сожалению, до сих пор недостаточно исследованы организационно-управленческие идеи выдающегося русского ученого в области психологии академика Владимира Михайловича Бехтерева. В основе его взглядов лежала мысль о том,
что научно организованный труд есть не что иное, как попытка научить человека тратить свою энергию с наибольшей производительностью с учетом возможностей организма. В отличие от "тейлоризма" и "фордизма" в центре внимания лидера русской психофизиологической школы находился работник как сложное биосоциальное существо.
Алексей Капитонович Гастев (1882 - 1939). Одним из наиболее ярких представителей отечественной научной мысли в области управления был основатель Центрального института труда
(ЦИТ) Алексей Капитонович Гастев, создавший собственную научную школу. А. Гастев с большим уважением относился к идеям западных основоположников научного менеджмента, справедливо полагая, что успешное развитие отечественной организационно-управленческой мысли невозможно без

учета теоретических достижений и практического опыта, накопленного в развитых странах. Однако в отличие от идей Ф. Тейлора в теории А. Гастева центральное место занимал человеческий фактор. По существу, впервые в мировой организационно-управленческой литературе А. Гастев и его сторонники обосновали решающую роль человека в производственных процессах, указав, что от него зависит наибольшая доля успеха всего дела.
Российскими учеными был сформулирован социальный подход к анализу проблем менеджмента.
Наиболее видным его представителем был Н.А. Витке, взгляды которого разделяли такие ученые, как
Я.С. Улицкий, В.В. Добрынин, С.Д. Стрельбицкий и др. Эти авторы высказали идеи, во многом аналогичные сформулированным позже положениям американской доктрины "человеческих отношений".
Николай Андреевич Витке (1893(4?) - дата смерти неизвестна). Еще в 1925 г. Н.А. Витке утверждал, что "современный администратор - это прежде всего социальный техник или инженер - в зависимости от его положения в организационной системе - строитель людских отношений".
"Сами по себе, - рассуждал Витке, - ни самая точная распланировка производственного процесса,
ни самая идеальная регламентация служебных функций, ни самая механизированная регулировка... не способны создать эффективную организацию. Против воли людей или даже при отсутствии этой воли не сложить социально-трудового автоматизма... не создать социально-трудовой организации: аппарат будет безжизненным".
В отличие от большинства советских ученых, работавших в направлении научной организации труда (НОТ), Н. Витке сделал акцент на рационализацию не отношений "человек - техника", а отношений "человек - человек", обозначив тем самым новое научное направление. Он рассматривал человека в качестве единственно возможного объекта управления, понимая под управлением направление воли людей и их энергии для достижения цели. Административную функцию в управлении Н. Витке считал центральной, интегрирующей другие направления управленческой работы.
Н. Витке и его сторонники подчеркивали значимость авторитета руководителя, указывая, что подлинный авторитет основывается не на страхе подчиненных, а на действительном уважении, которое руководитель может только заслужить. По мнению Н. Витке, для того чтобы быть подлинным лидером,
руководитель должен иметь сильный характер, твердую волю и определенные взгляды, он должен четко знать, чего хочет, к чему стремится, и все в коллективе должны это чувствовать. Его распоряжения должны быть точны и определенны.
Наиболее полно идеи научной школы Н.А. Витке изложены в его главной работе "Организация управления и индустриальное развитие", 1925 г. К сожалению, на определенном историческом этапе идеи Н.А. Витке встретили в нашей стране непонимание и жесточайшую критику.
В конце 1920-х - начале 1930-х гг. в СССР состоялся окончательный переход от рыночной системы хозяйствования к командно-административной. Наука управления все чаще стала квалифицироваться как исключительно "буржуазная выдумка". Были закрыты многие институты и лаборатории НОТ,
прекращены творческие дискуссии по проблемам управления. Основную ставку стали делать на "сильного" руководителя, единолично управляющего вверенным ему участком и неукоснительно выполняющего директивы Центра.
К счастью, к концу 1950-х - началу 1960-х гг. кризис отечественной управленческой мысли был преодолен. Рост масштабов производства и числа хозяйственных связей усложнил процессы управления и потребовал новых подходов к организации управленческих систем. При этом в эти годы снова стал возможным доступ к западной литературе по менеджменту. Эти обстоятельства породили сильнейший "управленческий бум", продолжавшийся до 1980-х гг.
Современный этап развития науки о менеджменте в нашей стране характеризуется появлением новых научных центров и активным проведением разнообразных исследований в области менеджмента.
В заключение хотелось бы обратить внимание читателя на то, что данная глава учебника представляет собой лишь краткий обзор истории управленческой мысли, предназначенный для первоначального ознакомления с проблематикой менеджмента в его исторической ретроспективе. Для более глубокого и всестороннего изучения процесса развития менеджмента как науки рекомендуем прочитать следующие книги:
1. Кравченко А.И. История менеджмента: Учебное пособие для вузов. 5-е изд. М.: Академический
Проект; Трикста, 2005.
2. Классики менеджмента / Под ред. М. Уорнера; Пер. с англ. Ю.Н. Каптуревского. СПб.: Питер,
2001 (Бизнес-класс).
3. Маршев В.И. История управленческой мысли. М.: ИНФРА-М, 2010 (Учебники ЭФ МГУ им.
Ломоносова).
Контрольные вопросы
1. Как классифицируются научные направления менеджмента?
2. В чем состоит вклад в научный менеджмент Фредерика Тейлора?


3. В чем состоит вклад в науку об управлении Анри Файоля?
4. В чем состоит вклад в науку об управлении Питера Друкера?
5. Дайте общую характеристику гуманитарному направлению менеджмента.
6. Объясните сущность системного подхода к менеджменту.
7. Объясните сущность ситуационного подхода к менеджменту.
8. Объясните сущность процессного подхода к менеджменту.
9. Назовите российских ученых, внесших вклад в развитие менеджмента в России.
Практикум к главе 1
Задание 1. Классификация направлений и школ менеджмента
Запишите названия изученных школ и подходов менеджмента в соответствии с приведенной ниже схемой.
┌─────────────────────────────────────┐
│ Научные направления │
└────────────────┬────────────────────┘

│ ┌────────────────────────────────┐
├────┤ Классическое │
│ └────────────────┬───────────────┘
│ │ ┌──────────────────────────────┐
│ ├───┤ 1.1 │
│ │ └──────────────────────────────┘
│ │ ┌──────────────────────────────┐
│ ├───┤ 1.2 │
│ │ └──────────────────────────────┘
│ │ ┌──────────────────────────────┐
│ └───┤ 1.3 │
│ └──────────────────────────────┘
│ ┌────────────────────────────────┐
├────┤ Гуманитарное │
│ └────────────────┬───────────────┘
│ │ ┌──────────────────────────────┐
│ ├───┤ 2.1 │
│ │ └──────────────────────────────┘
│ │ ┌──────────────────────────────┐
│ └───┤ 2.2 │
│ └──────────────────────────────┘
│ ┌────────────────────────────────┐
└────┤ Современное │
└────────────────┬───────────────┘
│ ┌──────────────────────────────┐
├───┤ 3.1 │
│ └──────────────────────────────┘
│ ┌──────────────────────────────┐
├───┤ 3.2 │
│ └──────────────────────────────┘
│ ┌──────────────────────────────┐
├───┤ 3.3 │
│ └──────────────────────────────┘
│ ┌──────────────────────────────┐
└───┤ 3.4 │
└──────────────────────────────┘
Задание 2. Школа научного менеджмента
1. Дайте характеристику школе научного менеджмента: годы развития, авторы и последователи,
основные идеи, практическое значение для современного менеджмента.
2. Как школа научного менеджмента связана с именем Генри Форда? В чем состоял его вклад в развитие идей школы? Как вы думаете, за что подвергались критике условия труда на заводах Г. Форда?
Задание 3. Административная школа


1. Дайте характеристику административной школе: годы развития, авторы и последователи,
основные идеи, практическое значение для современного менеджмента.
2. Как вы понимаете принципы управления по А. Файолю? Составьте таблицу (см. образец ниже),
придумайте и запишите краткие примеры реализации каждого принципа.
N п/п
Принципы
Собственные объяснения и примеры
1 Разделение труда
2 Власть
3 Дисциплина
4 Единство распорядительства (командования)
5 Единство руководства
6 Подчинение частных интересов общему
7 Вознаграждение
8 Централизация
9 Иерархия
10 Порядок
11 Справедливость
12 Постоянство состава персонала
13 Инициатива
14 Единение персонала
Задание 4. Бюрократическая школа
1. Дайте характеристику бюрократической школе: годы развития, авторы и последователи,
основные идеи, практическое значение для современного менеджмента.
2. Почему понятие "бюрократия" в наши дни часто употребляется в негативном значении? Дайте свою оценку этому понятию с учетом изученного материала.
Задание 5. Школа человеческих отношений
1. Дайте характеристику школе человеческих отношений: годы развития, авторы и последователи,
основные идеи, практическое значение для современного менеджмента.
2. Что такое хоторнский эффект (Hawthorne effect)? Придумайте и опишите пример проявления такого эффекта в деятельности какой-либо организации (или одного ее подразделения).
Задание 6. Школа наук о поведении
1. Дайте характеристику школе наук о поведении: годы развития, авторы и последователи,
основные идеи, практическое значение для современного менеджмента.
2. Вспомните основные положения теорий X и Y, предложенных американским ученым Дугласом
Мак-Грегором. Какие идеи кажутся вам более правильными и соответствующими современным условиям? Какие положения и выводы вы будете использовать в своей работе менеджером? Почему?
Задание 7. Школа количественных методов
Прочитайте кейс:
Развитие компании "Инфо-Инвест"
Компания "Инфо-Инвест" работает на рынке информационных технологий около десяти лет,
оказывая услуги по разработке и установке корпоративных информационных сетей и систем информационной безопасности.
В момент образования компании в 2001 г. численность ее сотрудников, включая основателя,
занимавшего тогда пост генерального директора, составляла всего девять человек. В 2002 г. в компании

работали уже 32 сотрудника. В 2005-м численность персонала увеличилась до 56 человек. В этом же году у компании насчитывалось всего пять постоянных клиентов, но уже к началу 2007 г. количество заказчиков, заключивших договоры с "Инфо-Инвест" на условиях длительного обслуживания сетей,
достигло двадцати двух. При этом чистая прибыль компании по сравнению с 2005 г. выросла почти в 3
раза.
В 2011 г. численность персонала составляет более 120 человек. Прибыль превышает 150 млн руб.
в год, что на 90 млн руб. больше, чем в 2007 г. В 2009 г. компания заключила два договора о стратегическом партнерстве: с банком "Регион-Развитие" и компанией Oracle. По прогнозам в 2012 г.
прибыль должна вырасти в 1,5 раза за счет заключения договоров еще с пятью постоянными клиентами.
Учредители "Инфо-Инвест" полагают, что успех компании обусловлен тем, что с 2005 по 2006 г.
удалось создать команду эффективных менеджеров, владеющих современными технологиями управления.
Задания:
1. Письменно ответьте на вопросы:
а) чем занимается компания "Инфо-Инвест"?
б) по каким характеристикам можно судить о развитии компании?
2. Составьте таблицу (см. образец ниже) и сгруппируйте количественные характеристики,
используемые в кейсе, по их содержанию.
Название характеристики
Единица измерения
1.
2.
3.
4.
3. Постройте два-три графика, иллюстрирующих динамику развития компании "Инфо-Инвест".
Задание 8. Ситуационный подход
Вспомните какой-либо эпизод из понравившейся вам книги, фильма или мультфильма. Кратко опишите его. Запишите происходящие в эпизоде события, которые можно было бы назвать признаками или симптомами складывающейся ситуации. Можно ли по этим признакам правильно понять ситуацию?
Что необходимо для более точной идентификации ситуации?
Задание 9. Процессный подход
Поставьте перед собой цель успешно сдать экзамен по какой-либо дисциплине. Представьте управление достижением этой цели в виде процесса, состоящего из четырех взаимосвязанных этапов.
Запишите в диаграмме названия этих этапов (см. образец ниже). Запишите также, какие коммуникации
(общение, информация и т.п.) потребуются вам для этого.
┌─┐ ┌─┐ ┌─┐ ┌─┐
│1├─────────────\ │2├─────────────\ │3├─────────────\ │4├─────────────\
└─┘ \ └─┘ \ └─┘ \ └─┘ \
/ / / / / / / /
/───────────────/ /───────────────/ /───────────────/ /───────────────/
Задание 10. Системный подход
На рисунке (см. ниже) приведена упрощенная схема взаимодействия кондитерской фабрики с компаниями-партнерами.
┌───┐ ┌────────────────────┐ ┌───┐
│ ├──────────>│ │ ┌──>│ │
└───┘ │ │ │ └───┘
┌───┐ │ │ ┌───┐ │ ┌───┐
│ ├───────────────>│Кондитерская фабрика├────────>│ ├─────────┼──>│ │
└───┘ │ │ └─┬─┘ │ └───┘
┌───┐ │ │ │ │ ┌───┐
│ ├──────────>│ │ │ └──>│ │
└───┘ ┌─>│ │ │ └───┘