Файл: Учебник издание второе, переработанное и дополненное П. А. Михненко введение.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2023

Просмотров: 1994

Скачиваний: 14

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
системы и процессы, появившиеся в результате грамотно осуществленного синтеза, обладают свойствами, которых не было у ранее разрозненных частей.
Например, объединение в один крупный департамент нескольких разрозненных отделов может привести к повышению производительности труда сотрудников, повышению экономической эффективности департамента, готовности департамента к решению новых задач и т.п.
2.5. Методы менеджмента
Функции менеджмента показывают, что должен делать менеджер, чтобы управлять организацией,
на вопрос "как (с помощью чего) менеджер должен управлять организацией?" отвечают методы менеджмента (или, иначе говоря, методы управления).
В менеджменте используются три группы методов управления:
- экономические;
- организационно-распорядительные (административные);
- социально-психологические.
Экономические методы управления заключаются в том, что менеджмент применяет для мотивации сотрудников либо материальное вознаграждение за количество и качество труда, либо материальные санкции (штрафы) за несоответствующее качество и недостаточное количество. В
качестве основных инструментов управления здесь выступает система заработной платы и премирования, которая должна быть максимально связана с результатами деятельности исполнителя.
Кроме того, к экономическим методам управления относится создание таких условий работы предприятия или подразделения, в которых работники максимально заинтересованы в улучшении качества своей работы и увеличении прибыли. Например:
- закрепление за структурным подразделением ресурсов, необходимых для его хозяйственной деятельности;
- предоставление подразделению оперативно-хозяйственной самостоятельности путем наделения его руководства соответствующими полномочиями;
- предоставление подразделению права использовать заранее оговоренную часть прибыли по своему усмотрению;
- применение штрафных санкций при невыполнении подразделением своих обязательств и т.п.
Организационно-распорядительные (административные) методы управления - это методы прямого воздействия на исполнителей, носящие директивный (руководящий), обязательный характер.
Они основаны на дисциплине, ответственности, власти и принуждении.
К числу организационных методов относят:
- создание организационной структуры управления;
- регламентирование и нормирование всех видов деятельности;
- приказы и распоряжения;
- инструктажи и т.п.
Социально-психологические методы управления оказывают воздействие на сознание работников, социальные, эстетические и другие мотивы их поведения. Эти методы предназначены для социального стимулирования трудовой деятельности.
К ним относятся:
- устное поощрение (похвала);
- убеждение и внушение;
- личный пример руководителя;
- обеспечение возможности карьерного роста сотрудника;
- регулирование межличностных и межгрупповых отношений в коллективе;
- создание и поддержание позитивного морального климата в коллективе и т.п.
Хороший менеджер должен уметь грамотно комбинировать различные методы управления,
выбирая из них те, которые наиболее соответствуют сложившейся ситуации, которые будут в этой ситуации наиболее эффективными.
2.6. Виды менеджмента
Как вы уже, наверное, поняли, менеджмент - это очень сложная, многогранная и разнообразная деятельность. Каждому руководителю приходится выполнять разнообразные функции, применять различные методы. Менеджеры работают во всех отраслях экономики, на всех предприятиях, во всех подразделениях компаний. Поэтому иногда бывает очень сложно классифицировать менеджмент по его отдельным видам, выделяя существенные особенности.
Один из подходов к классификации состоит в выделении таких видов менеджмента:
- организационного;


- стратегического;
- тактического;
- оперативного.
Организационный менеджмент отвечает (как и следует из его названия) за создание организации, т.е. за разработку ее организационной структуры и системы управления. Постоянное и правильное осуществление управленческих функций, выработка стандартов и инструкций, контроль за их соблюдением - все это организационный менеджмент. При наличии такого менеджмента обеспечивается нормальное функционирование организации и успешное достижение стоящих перед ней целей.
Стратегический менеджмент находится в центре внимания высшего руководства организации.
Его задачами являются:
- выбор миссии (предназначения и общественной значимости) компании и формирование стратегических (перспективных) целей, обеспечивающих устойчивое развитие компании, ее лидерство на рынке, в отрасли, стране или мире;
- адаптация компании к изменениям, происходящим во внешнем окружении компании;
- постоянная ориентация компании на удовлетворение потребностей клиентов, потребителей,
покупателей.
Тактический менеджмент обеспечивает достижение стратегических целей путем постановки и реализации тактических планов компании. В то время как стратегический менеджмент в основном разрабатывается на высших уровнях руководства, тактический менеджмент реализуется на уровне руководства среднего звена. Результаты тактического менеджмента проявляются быстро и легко соотносятся с конкретными действиями. Он управляет процессами в таких сферах деятельности организации, как маркетинг, научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, производство,
управление финансами и кадрами и т.п.
Оперативный менеджмент управляет реализацией оперативных планов. Действия осуществляются путем распределения задач и ресурсов, а также внесением необходимых корректировок в ход выполнения текущих заданий. Задачей оперативного менеджмента является принятие решений, способных быстро и вовремя корректировать производственные и другие процессы компании.
Второй подход к классификации состоит в выделении отраслевой и функциональной
специфики менеджмента.
К функциональным относятся такие виды менеджмента, которые присутствуют практически во всех организациях независимо от того, чем они занимаются:
- производственный (операционный) менеджмент - управление производственными процессами предприятия или основными операциями;
- финансовый - управление финансовыми потоками предприятия;
- управление человеческими ресурсами (кадровый менеджмент, менеджмент персонала) - управление процессами подбора, подготовки, продвижения и развития персонала;
- инновационный - управление внедрением технических, технологических, коммерческих и управленческих нововведений, обеспечивающих конкурентоспособное развитие предприятия;
- менеджмент в сфере управления потоками материально-технических ресурсов (логистика) - управление доставкой, хранением сырья, оборудования и товаров и т.п.
К отраслевым относятся такие виды менеджмента, специфика которых существенно зависит от той отрасли, в которой работают компании:
- менеджмент в гостиничном бизнесе;
- менеджмент в ресторанном бизнесе;
- менеджмент в девелопменте (строительстве);
- менеджмент в спорте;
- банковский менеджмент и т.п.
Помимо рассмотренных подходов к классификации менеджмента иногда выделяют следующие его виды:
Целевой
Функциональный
Линейный
Формулировка миссии организации.
Управление реализацией важнейших функций:
производство, финансы,
персонал, коммерция, научные исследования и конструкторские разработки и т.п.
Текущее руководство подразделениями организации
(часто руководителей отдельных подразделений, обладающих административными полномочиями по отношению к своим подчиненным,
называют линейными менеджерами)
Выбор стратегии.
Постановка целей.
Организационные мероприятия.
Стратегический контроль и

т.п.
Как вы, наверное, заметили, у всех подходов к классификации есть много общего. Они помогают нам лучше понять специфику работы каждого менеджера.
Итак, в этой главе вы начали изучать основы сложной и очень интересной деятельности - менеджмента. Вы узнали, что такое менеджмент, кого можно называть менеджерами, чем занимаются менеджеры на разных уровнях управления, какие функции выполняют менеджеры, какие они используют для этого методы управления и, наконец, какие бывают виды менеджмента.
Контрольные вопросы
1. Что такое менеджмент?
2. Дайте определение понятию "управление".
3. Кого можно называть менеджером?
4. Какие уровни управления организацией вы знаете?
5. Перечислите основные функции менеджмента.
6. Назовите методы менеджмента.
7. Приведите примеры видов менеджмента исходя из отраслевой и функциональной специфики.
Практикум к главе 2
Задание 1. Понятие "менеджмент"
┌────────────────────────────┐ ┌───────────────────────────────┐
│1. ...Понятие, полностью │ │2. ...Умение точно и в срок │
│ соответствующее понятию │ │ составлять документы и │
│ "управление", независимо ├────────────┤ отправлять их по электронной│
│ от природы и особенностей│ │ почте по указанию │
│ объекта управления │ │ руководителя │
└───────────────────────┬────┘ └─────┬─────────────────────────┘
│ ┌─────┴─────────────────────────┐
┌───────────────────────┴────┐┌──────────┐│4. ...Наука об управлении │
│3. ...Совокупность методов, ││ ││ финансовыми потоками │
│ принципов и средств ││Менеджмент││ предприятия │
│ управления организацией с││ │└─────┬─────────────────────────┘
│ целью обеспечения высокой│└──────────┘┌─────┴─────────────────────────┐
│ эффективности работы │ │6. ...Профессиональная │
└───────────────────────┬────┘ │ деятельность по управлению │
│ │ организацией, обеспечивающая│
┌───────────────────────┴────┐ │ высокую результативность и │
│5. ...Понятие, являющееся │ │ эффективность ее работы и │
│ синонимом понятия │ │ целенаправленное устойчивое │
│ "бизнес" │ │ развитие │
└───────────────────────┬────┘ └─────┬─────────────────────────┘
┌────┴───────────────────────┴───────┐
│7. ...Умение добиваться поставленных│
│ целей, направляя труд, интеллект │
│ и мотивы поведения людей │
└────────────────────────────────────┘
1. Что такое менеджмент? Укажите номера верных определений этого понятия.
2. Объясните, почему вы не выбрали оставшиеся определения.
3. Объясните, в чем состоят сходства и различия понятий "менеджмент" и "управление".
Задание 2. Субъект и объект управления
Что такое субъект и объект управления? Как они взаимодействуют друг с другом в процессе управления?
1. Нарисуйте схему процесса управления, используя следующие элементы:
- ограничения и критерии эффективности управления;
- цель управления;
- субъект управления (руководитель, менеджер, координатор);


- объект управления (организация, подразделение, сотрудник);
- обратная связь;
- управленческое воздействие;
- результат управления.
2. Приведите примеры целей управления для какой-либо организации.
3. Приведите примеры критериев эффективности управления организацией или ее подразделениями.
Задание 3. Менеджмент как наука, практика и искусство
А. Менеджмент часто называют наукой, практикой и искусством. Как вы думаете, почему?
Запишите свои объяснения.
Б. В каких литературных произведениях, фильмах, мультфильмах, телепередачах и т.п. вы обнаруживали сюжеты и эпизоды, связанные с менеджментом? Перерисуйте и заполните следующую таблицу.
Источник
Название (автор)
Пояснения
Книги
Кинофильмы (мультфильмы)
Телепередачи
Другое

Задание 4. Понятие "организация"
1. В самом общем случае организацией называют группу людей, деятельность которых координируется для достижения общих целей. Как бы вы дополнили это определение?
2. Как вы понимаете следующее изречение? Перепишите его и сделайте краткий комментарий.
"Организацию трудно увидеть. Мы видим только то, что на поверхности: высокие здания, оборудованные компьютерами помещения,
приветливых служащих, но в целом организация представляет собой нечто туманное и абстрактное".
Ричард Л. Дафт
Задание 5. Основные функции управления
Планирование, организация, мотивация, контроль и координация являются основными функциями управления (менеджмента). Приведите примеры реализации каждой из функций в зависимости от специфики управленческой деятельности. Перерисуйте и заполните следующую таблицу (см. пример).
Сфера деятельности
Основные функции менеджмента
Планирование
Организация
Мотивация
Контроль
Координация
Магазин
(пример)
Регламентирование объемов поставок товаров; рабочих смен продавцов; времени поставки товаров
Распределение обязанностей между консультантами;
отчетность кассиров перед старшим кассиром
Премии за лучшее обслуживание покупателей;
профессиональный рост: стажер-продавец
- ст. продавец
Контроль рабочего времени и качества работы продавцов,
количества товаров на складе, объемов продаж
Совместная работа консультантов и кассиров; решение спорных ситуаций;
оперативная связь с поставщиком
Автозавод
Университет
Ресторан
Спортивный комплекс
Другая организация
Задание 6. Основные функции управления
Прочитайте приведенный ниже кейс. Дайте название каждому из перечисленных этапов. Расставьте этапы в порядке, обеспечивающем эффективную реализацию основных функций менеджмента компании (см. ниже пример оформления). Объясните, почему такой порядок вы считаете правильным.
Правильный порядок
Номер этапа по кейсу
Название этапа


1 2
3 4

Этапы деятельности менеджмента компании "Альфа" при создании нового департамента:
а) формирование организационной структуры департамента и обеспечение его необходимыми ресурсами: персоналом, финансами, помещением и оборудованием и т.п.;
б) реализация процедур количественной и качественной оценки и учета результатов деятельности департамента;
в) выработка и реализация мотивационных процедур, направленных на активизацию деятельности персонала департамента и повышение эффективности выполнения им своих функций;
г) определение целей деятельности нового департамента, необходимых средств, разработка методик эффективной работы департамента.
Задание 7. Система менеджмента в организации
1. Укажите соответствие каждой должности из приведенного ниже перечня тому или иному уровню управления или исполнителю. Используйте следующие обозначения: Т - топ-менеджмент; С - средний уровень менеджмента; Н - низший уровень менеджмента; И - исполнители (работники) (см. ниже пример оформления).
Примеры должностей:
1. Заведующий кафедрой вуза.
2. Водитель.
3. Бригадир строительной бригады.
4. Ректор университета.
5. Продавец-консультант.
6. Начальник цеха автозавода.
7. Генеральный директор компании.
8. Заведующий отделом магазина.
9. Секретарь руководителя.
10. Директор магазина, входящего в торговую сеть.
11. Преподаватель вуза.
12. Директор департамента управления персоналом фабрики.
13. Старшая медсестра больницы.
Пример оформления ответа:
1 - Н;
2 - И
и т.п.
2. Используя интернет-сайты, журналы и др. источники, выберите в качестве примера какую-либо компанию. Приведите примеры названий должностей для трех уровней менеджмента этой компании (см.
ниже пример оформления).
Наименование и сфера деятельности компании
Топ-менеджмент
Средний уровень
Первичный уровень
Задание 8. Методы менеджмента
В менеджменте используются три группы методов управления: экономические (Э),
организационно-распорядительные (О) и социально-психологические (С). Укажите соответствие каждого инструмента управления из приведенного перечня тому или иному методу менеджмента (см. ниже пример оформления ответа).
Инструменты управления:
1. Приказы.
2. Регулирование межличностных и межгрупповых отношений.
3. Убеждение.
4. Инструктажи.
5. Разрешение структурному подразделению использовать заранее оговоренную часть прибыли по своему усмотрению.
6. Личный пример руководителя.
7. Применение штрафных санкций при невыполнении подразделением своих обязательств.
8. Постановления руководства.
9. Внушение.
10. Команды.
11. Рекомендации.