Файл: Занятие для подростков 1011 классов по профилактике суи цидального поведения.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.11.2023
Просмотров: 244
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
83
Нарисуйте это дерево. Подпишите, что составляют ваши корни, ствол, ветви. Нарисуйте на больших ветках маленькие. Их должно быть столько, сколько составляющих, необходимых для роста в каждом направлении. Под- пишите их. Это инструментарий, это ваши планы, это содержание вашей ра- боты над собой.
Закройте глаза, представьте листья - это ваши эмоции, чувства и эмо- циональные состояния. Какими они должны быть для личностного роста.
Надо ли вам поработать со своими эмоциями и чувствами. А теперь пред- ставьте плоды. Какие плоды мечтаете вырастить вы?
Психологу важно отметить, какое было дерево – старое, больное, или молодое, полное сил, нуждается ли оно в дополнительной помощи, уходе, или у него есть собственные силы. Важно уточнить, как оно справляется со сложностями в жизни (ветром, дождем, знойным солнцем и проч.). В случае, если подросток не рассказывает самостоятельно о данной информации, необ- ходимо самостоятельно уточнить эти моменты.
Психотерапевтичность данного упражнения заключается в заверша- ющем этапе: важно попросить самому клиенту (школьнику) пожелать что-то этому дереву, а также поинтересоваться, чтобы это дерево пожелало бы несовершеннолетнему. Пожелание и ответ на эти вопросы выступает мощ- ным внутренним ресурсом, неосознанным для обучающегося, но возможным для осознания через грамотно выстроенную работу психолога.
Упражнение № 4 Психоаналитическая игра «Волшебный магазин»
Цель: Актуализация личностных ценностей.
Членам группы дается установка закрыть глаза и представить себя в волшебном магазине, где находится множество разных ценных вещей. Необ- ходимо мысленно осмотреть товары. Психолог говорит о том, что одну из понравившихся вещей вы можете взять себе. Представьте, что это за вещь, опишите ее. Объясните, почему вы выбрали именно ее. Скажите, хотелось ли еще взять что-нибудь, что именно?
Далее важно осуществить анализ символов, по которым определяются актуальные потребности (ценности) личности и завершить работу – достро- ить возможность удовлетворения данной потребности в сказочных образах, а затем перевести их в реальную жизнь.
Упражнение «Развилка»
Цель: стимуляция переживания опыта жизненного выбора. Материа- лы о 3 наборы цветных фломастеров, доска или ватман на не тренер, пишет вопросы, над которыми надо подумать.
Инструкция. Путник шел по дороге, который называется жизнь дорога привела его к перекрестку путник остановился, осмотрелся и задумался, по какому пути идти. Представьте себя на месте этого путника о чем он думает, что он чувствует.
84
Перед вами чистый лист бумаги, возьмите, фломастеры, изобразите на листе. Свою прошлую жизнь свое положение настоящий момент. Несколько вариантов своей будущей жизни не менее 3.
Подумайте, куда вы хотите пойти? Встретить на своем пути? Чем от- личается прошлый путь от будущего и что общего между ними? Чем отлича- ется каждый вариант вашего будущего пути? Что нужно сделать, чтобы по- пасть на каждый из них? Какой путь вы предпочитаете? Что нужно сделать, чтобы этот путь не попасть? По каким признакам вы узнаете, что вы на ка- ком-то из 3 путей?
Обсуждение. Скажите о том, что вас получилось. Что для вас было важным и значимым в этом упражнении.
Резюме психолога. Даже когда вы делали рисунок, вам пришлось за- думаться выбирать оценивать, а в жизни мы часто стоим перед такими, раз- вилками сожалению, многие люди выбирают направление движения стихий- но, не задумываясь о последствиях вот вас в руках теперь хороший способ, с помощью которого вы всегда сможете остановиться осознать, в каком имен- но месте жизни вы находитесь перед развилкой строите планы, вы можете выбрать, что он действительно необходимо это и есть свобода!
Упражнение «Линия жизни»
Цель: построение перспективы будущего, выявление ресурсов.
На листе бумаги необходимо начертить горизонтальную линию и отме- тить слева крайнюю точку линии – это начало жизненного пути. От этой точ- ки по линии слева направо отложите равные отрезки, каждый из которых условно соответствует трем годам вашей жизни. Недалеко от правого конца линии отметьте точку – это сегодняшний день. Представьте, что получивша- яся линия является графическим изображением вашего жизненного пути.
Начните слева. Постарайтесь вспомнить первые три года вашей жизни.
Возьмите карандаши и раскрасьте, рассматриваемый отрезок, цветом (цвета- ми), которые как вам кажется, смогли бы отразить основные настроения, эмоции, переживания этого периода. Проделайте то же самое со всеми остальными отрезками вашего жизненного пути.
Проанализируйте данные возрастные промежутки, что изменилось в вас, какими вы были, какими стали, что изменилось в окружении, что будет в будущем и т.д.
85
1 ... 5 6 7 8 9 10 11 12 13
Профилактика и просвещение
Занятие для подростков 10-11 классов
по профилактике суицидального поведения
Занятие разработано специалистами ОГБУ «БРЦ ПМСС»
Цель: повышение адаптационного потенциала несовершеннолетних пу- тем расширения представлений о способах выхода из трудных жизненных ситуаций, раскрытие собственных возможностей и ресурсов.
Дискуссия о трудных жизненных ситуациях
Цели: Прояснение уровня информированности учащихся по данной те- ме; расширение репертуара конструктивных способов совладающего поведе- ния учащихся в сложных жизненных ситуациях.
Психолог: С какими словами у вас ассоциируется понятие «кри- зис»?» (Катастрофа, стресс, довели и т.п.). В любом случае общим смыслом всех этих ассоциаций является неумение выйти из сложной жизненной ситу- ации, душевный кризис.
Речь сейчас идет о кризисных ситуациях. Под такими ситуациями мы понимаем не природные катаклизмы, стихийные бедствия, а проблемные, сложные моменты в жизни, трудности, случаи, когда есть определенный риск для здоровья, эмоционального состояния человека.
Упражнение «Зато...»
Цель: расширение представлений участников о трудных жизненных си- туациях, представлений о путях выхода из подобных ситуаций
1) Тренер предлагает каждому участнику игры вкратце описать на листке бумаги какое-либо несбывшееся желание, какую-либо актуальную стрессовую или конфликтную ситуацию, неразрешенную на данный момент или запомнившуюся как трудноразрешимая (допускается анонимность ав- торства).
2) Затем все листки тренер собирает, перемешивает и предлагает участникам следующую процедуру обсуждения: каждая написанная ситуация зачитывается на группе и участники должны привести как можно больше до- водов к тому, что данная ситуация вовсе не трудноразрешимая, а простая, смешная или даже выгодная с помощью связок типа: «зато...», «могло бы быть и хуже!», «не очень-то и хотелось, потому что...» или «здорово, ведь те- перь ...»; после того, как зачитаны все ситуации и высказаны все возможные варианты отношения к ним, тренер предлагает обсудить результаты игры и ту реальную помощь, которую получил для себя каждый участник.
Обсуждение. Как это пригодиться в будущем? Что было важным? Над чем вы задумались? Что происходило с вами? Что нужно развивать на буду- щее?
86
Разминка. «Капкан или замкнутый круг»
Цель: Определение способности находить выход из сложных ситуаций, умения не теряться в испытаниях, бороться на пределе душевных сил и, с другой стороны, доверять людям.
Психолог: Предлагаю вам встать в круг. Кто желает встать со мной в середину!?
Представьте, что те, кто стоит в центре - люди. А кто образует круг - это капкан. Каким он будет? Сцепите руки. Задача людей – выбраться из кап- кана приемлемыми способами. Задача капкана – держать людей и выпустить только при определенных обстоятельствах. (Ребята пытаются выбраться из круга разными способами, но круг принимает только доброту, уверенность, ласковые слова, дружеское отношение, объятия) Игра продолжается до тех пор, пока несколько человек не окажутся за пределами круга
Обсуждение: Что чувствовали себя пойманные люди? О чем думал капкан? Как пришли к верному решению?
Психолог: Суть здесь, конечно, не в самом событии - «погиб» участник или нет, а в том, что стоит за этим. Из круга имеет шанс выйти только тот, кто по-настоящему любит и уважает себя, знает свою ценность и готов за нее бороться. И этот круг - прекрасная диагностика жизненного стиля человека: кто-то рвется из круга силой напролом, кто-то все три минуты растерянно улыбается и делает вид, что ничего не происходит, кто-то подкупает, кто-то лукавит, а кто-то идет с открытым сердцем. В ходе игры ведущий может по- казать учащимся, что одним из лучших способов выхода является искренняя просьба лично к тому, кто может тебя услышать, при этом необходимо сто- ять не между рук, а перед человеком, близко к нему, положив руки ему на плечи. Работа всей душой, всем своим существом! Для этого необходимо действительно доверить себя тому, кто перед тобой.
Психолог: Ребята, по каким признакам окружающие могут догадаться, что человек в данный момент находится в сложной жизненной ситуации, пе- реживает кризис? (Ответы учащихся).При кризисе может наблюдаться не- сколько реакций (какая-то одна или в сочетаниях): тревога, снижение ясно- сти мышления из-за рассеянности и потери способности к концентрации внимания, страх, избегание или поглощение, депрессия, гнев, чувство вины, стыд. То есть мы можем сказать, что любая проблема, трудность вызывает негативные эмоции. Сейчас познакомимся с некоторыми способами, как с ними можно справиться.
Упражнение «Плохое настроение»
Цель: Обучение адекватным способам отреагирования, проработки негативных эмоций.
Психолог: У вас есть лист А4 и карандаши. Вспомните, что вы чув- ствуете, когда у вас плохое настроение. А теперь вам нужно изобразить свои чувства в виде абстрактного рисунка. Это могут быть кляксы, пятна, черточ- ки и т.д. (дети рисуют)
87
Далее вам нужно дорисовать рисунок таким образом, чтобы он стал вам приятнее. (дорисовывают)
Есть те, чье состояние не стало лучше? Вам предлагаем смять лист и выбросить в мусорку, при этом представляя, что вы выбрасываете весь нега- тив, который в вас накопился.
Упражнение «Мир красок»
Цель: обучение позитивному мышлению
Психолог: А теперь вас ждет задание на креативность. У каждого в ру- ках будет карточка (МАК «Цвета и чувства») с абстрактным рисунком. Ваша задача: какая бы карточка вам не попалась, вы должны в ней увидеть нечто позитивное. (раздаются карты, дети смотрят)
А теперь разбейтесь по парам. У каждого будет по минуте, чтобы пред- ставить своему товарищу свою версию. (работа в парах)
Психолог: Теперь вы знаете, что креативность может выступать одним из ваших внутренних ресурсов. Внутренние ресурсы – это собственно все то, что есть во мне, то чем я могу воспользоваться в любое время и в любом ме- сте (талант, характерные особенности, способности, силы).
Но кроме внутренних, есть еще и внешние. Внешние ресурсы личности
– это то, что нас окружает, и чем мы можем воспользоваться для поддержки себя. Это могут быть друзья, родственники, учителя, специалисты и другие.
И для того, чтобы вы определили свои внешние и внутренние ресурсы для совладания с трудными жизненными ситуациями мы вам предлагаем следующее упражнение.
Упражнение «Цветок»
Цель: поиск внутренних и внешних ресурсов личности
Рисуем ромашку, с лепестками и листиками на стебле, и обязательно, чтобы наш цветок был заземлен, то есть имел опору, землю откуда прораста- ет. Итак, в каждом лепестке вписываем собственное качество, которым гор- димся, и которое нам может помочь (доброта, коммуникабельность, искрен- ность, целеустремленность и т.п.). У каждого будет индивидуальный набор качеств в лепестках, т.к. мы все разные.
В листья мы впишем тех людей, которые нас поддерживают в сложных ситуациях, на которых мы можем положиться. Здесь же количество листьев у каждого будет свое, ведь это также индивидуальные особенности личности, кому-то в кризис хочется пожаловаться всему миру и получить поддержку, а другому спрятаться и как кошке восстанавливаться дома в одиночку.
Теперь перейдем к опоре, то на чем стоит наш цветок, из чего растет.
Что является вашей опорой? Что есть неизменно важным в различных ситуа- циях, то что вам необходимо всегда? Конечно в идеале, это и есть ваш внут- ренний стержень, например, мой находчивый ум, то, что во всех ситуациях меня выручает…или доброта, что у меня всегда благодаря моей доброте есть люди, которые мне смогут помочь…целеустремленность, внешность, у каж-
88 дого свое. Наша опора – это внутренний стержень, его надо знать, наполнять всегда и беречь.
Ваш цветок ресурсов готов!
Психолог: Предыдущие способы не решают проблему, а лишь только помогают на время снизить неприятные ощущения. Проблемы в жизни - это нормальное и неизбежное явление. Поэтому для того, чтобы решать пробле- мы, прежде всего необходимо поверить в то, что выход из данной ситуации может быть найден. Жизненные проблемы не всегда связаны с угрозой жиз- ни человека. Чаще всего они являются нормальной ситуацией, несущей в се- бе изменения. Есть определенные шаги для эффективного выхода из той или иной трудной жизненной ситуации.
1.
Это действительно ПРОБЛЕМА?
2.
Какая дополнительная ИНФОРМАЦИЯ мне нужна?
3.
ЧТО мне мешает?
4.
ЧЕГО я хочу в итоге?
5.
Какие у меня ВАРИАНТЫ?
6.
КАКОЙ я выбираю?
7.
Какие будут ПОСЛЕДСТВИЯ?
Из всех вариантов решения проблемы выбирается тот, который полно- стью способен разрешить ситуацию и увеличить положительные послед- ствия.
Упражнение «Я не один»
Цель: Формирование ресурса «Поиск социальной поддержки»
Психолог: Сейчас прошу вас встать, взяться за руки и закрыть глаза.
Почувствуте тепло ваших рук. Вам нужно почувствовать сильное плечо и одобряющий взгляд друг друга. Чувствуете, какая крепкая у вас поддержка?
А теперь оглянитесь вокруг и вы увидите поддержку и понимание со сторо- ны учителей. Теперь мысленно выйдите в коридор, на улицу, зайдите в свой дом, загляните к друзьям, соседям, поговорите даже с незнакомым челове- ком. Я думаю, что в таком большом окружении людей, вы непременно найдете поддержку и хороший совет.
Общение, озвучивание своих переживаний помогает снизить уровень стресса. Всегда найдется тот, с кем можно поделиться своими проблемами.
Это могут быть родители, родственники, товарищи, учителя, соседи, даже незнакомые люди. Правда, обсуждая что-то с другими, надо помнить, что да- леко не все умеют хранить чужие тайны. Пожалуй, только родителям, род- ственникам и учителям можно полностью доверять. Полностью можно дове- риться специалистам из службы психологической помощи. Их несколько в каждом регионе. Можно позвонить в службу психологической помощи по телефону 8-800-2000-122, там выслушают и обязательно поддержат, что-то полезное посоветуют.
Есть еще два телефона доверия: 8-800-350-40-50 и 8-800-350-00-95. Все звонки бесплатные и анонимные.
89
Участники получают закладки для книг с метафорическим со- держанием занятия.
Проект квест-игры «Случай в горах»
по пропаганде жизненных ценностей и жизнестойкости
Цель проекта: пропаганда жизненных ценностей, ценности жизни, со- здание условий для развития и укрепления жизнестойкости.
Задачи проекта:
1.
Создать благоприятный психологический климат в коллективе учащихся СОШ.
2.
Способствовать развитию коммуникативных способностей несо- вершеннолетних, навыков сотрудничества, взаимопомощи, взаимопонима- ния.
3.
Мотивировать участников к самопознанию и саморазвитию.
4.
Создать атмосферу для творческой самореализации личности несовершеннолетних.
5.
Помочь участникам определить ресурсы для развития жизне- стойкости.
6.
Способствовать пропаганде жизнеутверждающих установок, жизненных ценностей.
7.
Формирование активной жизненной позиции у несовершенно- летних.
Адресат: учащиеся СОШ, воспитанники ДОЛ в возрасте 13-17 лет.
Кол-во участников: 2-30 чел.
Место проведения: СОШ, ДОЛ.
Время проведения: 25.05.2020 – 25.06.2020 гг.
Продолжительность: 2-3 часа.
Специальные рекомендации: при наличии более одной команды ре- комендуется увеличить число ведущих в соответствии с количеством участ- вующих команд (принцип 1 ведущий на 1 команду).
Оборудование и материалы: фотографии с героями истории, ком- плекты атрибутов для спасения, ножницы, двусторонний скотч, распечатан- ные приложения, жидкий глицерин, марганец, тонкая бумага, тарелка, до- щечка с отверстиями по периметру, в которые продеты веревки, пластиковый стакан, бутылка с водой, бутылочки с арома-маслами, зеркало, ручки, каран- даши, листы бумаги А4 (по количеству участников).
Краткие рекомендации ведущему: