Файл: Занятие для подростков 1011 классов по профилактике суи цидального поведения.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2023

Просмотров: 237

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

29 диагностика обучающихся выделенной группы суицидального риска, направленная на выявление проблем и ресурсов для определения стратегий помощи в рамках комплексного сопровождения в условиях образовательной организации.
3)
При подготовке к проведению педагогического скрининга по вы- явлению степени выраженности суицидальных намерений возникает вопрос об эффективности использования тех или иных психодиагностических мето- дик.
4)
Т.С. Павлова выдвигает несколько требований-условий к детской психодиагностике суицидального поведения:
5)
- возможность скринингового применения;
6)
- соответствие вопросов возрасту респондентов (понятен детям от
9—10 лет);
7)
- охват разных маркеров суицидального поведения;
8)
- по возможности, отсутствие прямых вопросов о суицидальных мыслях; достаточно быстрое заполнение (не больше получаса)
Необходимо отметить, что скрининговый метод диагностики суици- дального поведения у детей и подростков ориентирован на сиюминутный ре- зультат (наличие суицидального риска в данный момент времени). В то же время методики не позволяют спрогнозировать риск суицида, который может возникнуть внезапно, буквально на следующий день после проведения диа- гностики.
Этап скрининга
Задачи психолога на этом этапе:
1. На основании анализа наблюдений, текущей диагностики, жалоб учителей, запросов родителей выделение подростков группы риска, в том числе имеющих комплекс суицидальных факторов (по нашему опыту, почти у всех подростков группы риска или находящихся в СОП он есть).
2. Проведение дополнительной диагностики, позволяющей оценить па- тохарактерологические особенности, уровень тревожности и агрессивности, степень дезадатации, степень риска по суициду и др.
3. Анализ диагностических данных с выходом на рекомендации.
4. Участие в работе консилиума.
5. Участие в разработке и реализации индивидуальных программ со- провождения. Включение подростков группы риска в индивидуальные и групповые занятия, целью которых будет: от-реагирование эмоционального напряжения, реабилитация коммуникативной компетентности, реабилитация образа Я, развитие фрустрационной толерантности, ранняя профилизация и др., т.е. то, что обычно делает педагог-психолог в рамках коррекционного направления психолого-педагогического сопровождения.
6. Реализация своей части ответственности при работе с семьей под- ростка.
7. Разработка памяток для родителей и педагогов (как распознать острое кризисное состояние у ребенка и что с этим делать).


30 8. Организация встреч педагогов и родителей с другими специалиста- ми.
Со всеми обучающимися, попавшими в первичный список, педагогом- психологом проводится психологическая диагностика для определения степени выраженности суицидальных намерений, на основе которой принимается решение о включении обучающихся в список группы риска развития кризисного состояния.
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   13

Этап психологической диагностики
В качестве методов для первичного выявления детей группы суици- дального риска целесообразнее использовать методики педагогической диа- гностики – например, «Таблица факторов наличия кризисной ситуации»,
«Карта факторов суицидального риска», «Шкала тревожности» (Кондаш).
«Таблица факторов наличия кризисной ситуации», «Карта факторов суици- дального риска» заполняются классным руководителем, опросник «Предва- рительная оценка состояния психического здоровья» В.Н. Краснова, методи- ка самооценки школьных ситуаций О. Кондаша и др. выполняются обучаю- щимися.
Этап профилактической и коррекционной работы
Основная задача этапа — предотвращение суицида.
С обучающимися выделенной группы суицидального риска педагогом- психологом проводится также углубленная диагностика, направленная на выявление проблем и ресурсов для определения стратегий помощи в рамках комплексного сопровождения.
Каждая оценка суицидального поведения должна включать в себя:
- проверку имеющих отношение к суициду факторов риска;
- историю проявлений суицидального поведения;
- неизменяемые биологические, психосоциальные, психические, ситу- ативные условия, или состояние здоровья;
- степень проявления текущих суицидальных симптомов, включая уровень ощущения безнадежности;
- внезапные сильные факторы стресса;
- уровень импульсивности и самоконтроля.
По итогам диагностики определяется степень выраженности суици- дальных намерений, определяется группа суицидального риска и определяет- ся стратегия психолого-педагогической помощи в рамках программы ком- плексного сопровождения.
В случае выявления высокого риска потенциального суицида у одного или нескольких обучающихся педагог-психолог образовательной организа- ции:
1. Информирует о суицидальных намерениях обучающихся узкий круг лиц, которые могут повлиять на принятие мер по снижению риска (админи-

31 страцию, классного руководителя), согласовывает с ними дальнейшие дей- ствия.
2. Педагог-психолог осуществляет кризисную психологическую по- мощь обучающемуся с суицидальными намерениями. При необходимости, согласовывает свои действия с другими специалистами (социально- психологическими, психолого-педагогическими центрами, иными антикри- зисными службами).
ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ БЛОК
Методика «Карта риска суицида»
(модификация для подростков Л.Б. Шнейдер)
Цель: определить степень выраженности факторов риска суицида у подростков.
Возраст: дети подросткового возраста.
Выявив с помощью «карты риска» предрасположенность к попыткам самоубийства, нужно постоянно держать подростка в поле зрения и чутко ре- агировать на малейшие отклонения в его настроении и поведении. Если ито- говая сумма баллов превышает критическое значение или поведенческие особенности (знаки беды) начинают усиленно проявляться, то рекомендуется обратиться к психологу или врачу-психиатру за квалифицированной помо- щью.
Фактор риска
Не выяв-
лен
Слабо вы-
ражен
Сильно
выражен
I. Биографические данные
1. Ранее имела место попытка суицида
– 0,5
+2
+3 2. Суицидальные попытки у родственников
– 0,5
+1
+2 3. Развод или смерть одного из родителей
– 0,5
+1
+2 4. Недостаток тепла в семье
– 0,5
+1
+2 5. Полная или частичная безнадзорность
– 0,5
+0,5
+1
II. Актуальная конфликтная ситуация
А — вид конфликта:
1. Конфликт с взрослым человеком (педагогом, ро- дителем)
– 0,5
+0,5
+1 2. Конфликт со сверстниками, отвержение группой – 0,5
+0,5
+1 3. Продолжительный конфликт с близкими людьми, друзьями
– 0,5
+0,5
+1 4. Внутриличностный конфликт, высокая внутрен- няя напряженность
– 0,5
+0,5
+1
Б — поведение в конфликтной ситуации:
5. Высказывания с угрозой суицида
– 0,5
+2
+3
В — характер конфликтной ситуации:
6. Подобные конфликты имели место ранее
– 0,5
+0,5
+1


32 7. Конфликт отягощен неприятностями в других сферах жизни (учеба, здоровье, отвергнутая лю- бовь)
— 0,5
+0,5
+1 8. Непредсказуемый исход конфликтной ситуации, ожидание его последствий
– 0,5
+0,5
+1
Г — эмоциональная окраска конфликтной ситуации:
9. Чувство обиды, жалости к себе
– 0,5
+1
+2 10. Чувство усталости, бессилия, апатия
– 0.5
+1
+2 11. Чувство непреодолимости конфликтной ситуа- ции, безысходности
– 0.5
+0,5
+2
III. Характеристика личности
А — волевая сфера личности:
1. Самостоятельность, отсутствие зависимости в принятии решений
– 1
+0,5
+1 2. Решительность
– 0,5
+0,5
+1 3. Настойчивость
– 0,5
+0,5
+1 4. Сильно выраженное желание достичь своей цели – 1
+0,5
+1
Б — эмоциональная сфера личности:
5. Болезненное самолюбие, ранимость
– 0,5
+0,5
+2 6. Доверчивость
– 0,5
+0,5
+1 7. Эмоциональная вязкость («застревание» на своих переживаниях, неумение отвлечься)
– 0,5
+1
+2 8. Эмоциональная неустойчивость
– 0,5
+2
+3 9. Импульсивность
– 0,5
+0,5
+2 10. Эмоциональная зависимость, потребность в близких эмоциональных контактах
– 0,5
+0,5
+2 11. Низкая способность к созданию защитных меха- низмов
– 0,5
+0,5
+1,5 12. Бескомпромиссность
– 0,5
+0,5
+1,5
Для определения степени выраженности факторов риска у подростков высчитывается алгебраическая сумма и полученный результат соотносится с приведенной ниже шкалой: менее 9 баллов — риск суицида незначителен;
9–15,5 баллов — риск суицида присутствует; более 15,5 балла — риск суицида значителен.
Методика «Шкала тревожности» (Кондаша)
Назначение: методика диагностики тревожности по шкале тревожно- сти.
Методика разработана по принципу «Шкалы социально-ситуативной тревоги» Кондаша. Особенность шкал такого типа состоит в том, что в них человек оценивает не наличие или отсутствие у себя каких- либо пережива-

33 ний, симптомов тревожности, а ситуацию с точки зрения того, насколько она может вызвать тревогу. Преимущество шкал такого типа заключается, во - первых, в том, что они позволяют выявить области действительности, объек- ты, являющиеся для школьника основными источниками тревоги, и, во- вто- рых, в меньшей степени, чем другие типы опросников, оказываются зависи- мыми от особенностей развития у учащихся интроспекции.
Возраст: подростки.
Бланк методики содержит инструкцию и задания, что позволят при необходимости проводить ее в группе. На первой странице бланка указыва- ется фамилия, имя школьника, класс, возраст и дата проведения исследова- ния.
Методика включает ситуации трех типов:
1) ситуации, связанные со школой, общением с учителями;
2) ситуации, актуализирующие представление о себе;
3) ситуации общения.
Соответственно виды тревожности, выявляемые с помощью данной шкалы, обозначены: школьная, самооценочная, межличностная.
Особенность шкал такого типа состоит в том, что в них человек оцени- вает не наличие или отсутствие у себя каких-либо переживаний, симптомов тревожности, а ситуацию с точки зрения того, насколько она может вызвать тревогу. Преимущество шкал такого типа заключается, во-первых, в том, что они позволяют выявить области действительности, объекты, являющиеся для школьника основными источниками тревоги, и, во-вторых, в меньшей степе- ни, чем другие типы опросников, оказываются зависимыми от особенностей развития у учащихся интроспекции.
Бланк методики содержит инструкцию и задания, что позволяет при необходимости проводить её в группе.
Инструкция. Перечислены ситуации, с которыми Вы часто встреча- лись в жизни. Некоторые из них могут быть для Вас неприятными, вызвать волнение, беспокойство, тревогу, страх.
Внимательно прочитайте каждое предложение и обведите кружком од- ну из цифр справа: 1, 2, 3, 4.
Если ситуация совершенно не кажется Вам неприятной, обведите циф- ру - 0. Если она немного волнует, беспокоит Вас, обведите цифру - 1.
Если ситуация достаточно неприятна и вызывает такое беспокойство, что Вы предпочли бы избежать её, обведите цифру - 2.
Если она для Вас очень неприятна и вызывает сильное беспокойство, тревогу, страх, обведите цифру — 3.
Если ситуация для Вас крайне неприятна, если вы не можете перенести её и она вызывает у вас очень сильное беспокойство, очень сильный страх, обведите цифру - 4.
Ваша задача - представить себе как можно яснее каждую ситуацию и обвести кружком ту цифру, которая указывает в какой степени эта ситуация может вызывать у Вас опасение, беспокойство, тревогу страх.
Методика включает ситуации трёх типов:


34 1) ситуации, связанные со школой, общением с учителями;
2) ситуации, актуализирующие представление о себе;
3) ситуации общения.
Соответственно, виды тревожности, выявляемые с помощью данной шкалы, обозначены так: школьная, самооценочная, межличностная.
Подсчитывается общая сумма баллов отдельно по каждому разделу школы и по школе в целом. Полученные результаты интерпретируются в ка- честве показателей уровней соответствующих видов тревожности, показатель по всей школе - общего уровня тревожности.
1. Отвечать у доски 01234 2. Пойти в дом к незнакомым людям 01234 3. Участвовать в соревнованиях, конкурсах, олимпиадах 01234 4. Разговаривать с директором школы 01234 5. Думать о своем будущем 01234 6. Учитель смотрит по журналу, кого бы спросить 01234 7. Тебя критикуют, в чем-то упрекают 01234 8. На тебя смотрят, когда ты что-нибудь делаешь
(наблюдают за тобой во время работы, решения задачи) 01234 9. Пишешь контрольную работу 01234 10. После контрольной учитель называет отметки 01234 11. На тебя не обращают внимания 01234 12. У тебя что-то не получается 01234 13. Ждешь родителей с родительского собрания 01234 14. Тебе грозит неудача, провал 01234 15. Слышишь за своей спиной смех 01234 16. Сдаешь экзамены в школе 01234 17. На тебя сердятся (непонятно почему) 01234 18. Выступать перед большой аудиторией 01234 19. Предстоит важное, решающее дело 01234 20. Не понимаешь объяснений учителя 01234 21. С тобой не согласны, противоречат тебе 01234 22. Сравниваешь себя с другими 01234 23. Проверяются твои способности 01234 24. На тебя смотрят как на маленького 01234 25. На уроке учитель неожиданно задает тебе вопрос 01234 26. Замолчали, когда ты подошел (подошла) 01234 27. Оценивается твоя работа 01234 28. Думаешь о своих делах 01234 29. Тебе надо принять для себя решение 01234 30. Не можешь справиться с домашним заданием 01234
Методика включает ситуации трех типов:
1) ситуации, связанные со школой, общением с учителями;
2) ситуации, актуализирующие представление о себе;
3) ситуации общения.

35
Соответственно, виды тревожности, выявляемые с помои то данной шкалы, обозначены так: школьная, самооценочная, межличностная. Данные о распределении пунктов шкалы представлены в таблице.
Вид тревожности
Номер пункта шкалы
Школьная Само- оценочная
Межличностная
1 3
2 4
5 7
6 12 8
9 14 11 10 19 15 13 22 17 16 23 18 20 27 21 25 28 24 30 29 26
Подсчитывается общая сумма баллов отдельно по каждому разделу шкалы и по шкале в целом. Полученные результаты интерпретируются в ка- честве показателей уровней соответствующих видов тревожности, показатель по всей шкале — общего уровня тревожности.
В следующей таблице представлены стандартные данные, позволяю- щие сравнить показатели уровня тревожности в различных половозрастных группах.
Уровень тревож- ности
Группа уча- щихся
Уровень различных видов тревожности (в баллах)
Класс Пол Общая Школьная Самооценочная Межличностная
1. Нормальный
8 ж
30-62 7-19 11-21 7-20 м
17-54 4-17 4-18 5-17 9 ж
17-54 2-14 6-19 4-19 м
10-48 1-13 1-17 3-17 10 ж
35-62 5-17 12-23 5-20 м
23-47 5-14 8-17 5-14 2. Несколько по- вышенный
8 ж
63-78 20-25 22-26 21-27 м
55-73 18-23 19-25 18-24 9 ж
55-72 15-20 20-26 20-26 м
49-67 14-19 18-26 18-25 10 ж
63-76 18-23 24-29 21-28 м
48-60 15-19 18-22 15-19 3. Высокий
8 ж
79-94 26-31 27-31 28-33 м
74-91 24-30 26-32 25-30 9 ж
73-90 21-26 27-32 27-33 м
68-86 20-25 27-34 26-32 10 ж
77-90 24-30 30-34 29-36 м
61-72 20-24 23-27 20-23 4. Очень высо- кий
8 ж более 94 более 31 более 31 более 33 м более 91 более 30 более 32 более 30 9 ж более 90 более 26 более 32 более 33 м более 86 более 25 более 34 более 32