ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.11.2023
Просмотров: 849
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
30 подписания Президентом. Постановления Правительства РФ вступают в силу со дня их подписания, но некоторые из них, затрагивающие права, свободы и обязанности граждан, – по истечении 7 дней после опубликования.
Нормативные акты министерств и ведомств, затрагивающие права и законные интересы граждан, подлежащие регистрации в
Министерстве юстиции, вступают в действия с момента регистрации.
Действие нормативного правового акта прекращается по истечении срока, на который он был принят, либо в связи с прямой его отменой уполномоченным органом, либо с принятием нового акта, фактически отменяющего старый.
В ст. 54 Конституции РФ закреплено правило о том, что закон, устанавливающий или отягчающий ответственность, обратной силы не имеет. Это означает что его действие не распространяется на те отношения, которые имели место до его вступления в законную силу.
Ответственность за административные правонарушения наступает на основании законодательства, действующего во время и по месту совершения правонарушения.
Акты, смягчающие или отменяющие ответственность за административные правонарушения, имеют обратную силу, то есть распространяются и на правонарушения, совершенные до издания этих актов.
Акты, устанавливающие или усиливающие ответственность за административные правонарушения, обратной силы не имеют.
Производство по делам об административных правонарушениях ведется на основании законодательства, действующего во время и по месту рассмотрения дела об административном правонарушении.
Действие норм обычно расчитано на неопределенное время, но могут предусматриваться и временные условия их действия, например, на период действия чрезвычайного положения на определенной территории (то есть на определенный срок).
В соответствии с правилами действия нормативно-правовых актов в пространстве они распространяются на территорию, очерченную границами деятельности тех органов, которыми были приняты. Например, акты, принятые федеральными органами,
31 действуют на территории всей Федерации, а акты, принятые органами субъектов Федерации, действуют только на территории того субъекта, правительством которого были приняты.
В ряде случаев административно-правовые нормы действуют за пределами Российской Федерации на территории нескольких государств в соответствии с двусторонними и многосторонними соглашениями (например, нормы, определяющие правовое положение граждан РФ за границей, или статус Посольств РФ).
Принципиальное значение для действия административно- правовых норм как в пространстве, так и во времени имеет следующее положение Конституции Российской Федерации: любые нормативные акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться (т.е. действовать), если они не опубликованы официально для всеобщего сведения (ст. 15).
С территориальными границами действия административно- правовых норм тесно связано их действие по кругу лиц, т.е. на кого они распространяются.
По общему правилу нормы распространяются на всех лиц, находящихся на территории действия правового акта. Однако из этого правила есть исключения. Так, например, вопрос об административной ответственности лиц, обладающих дипломатическим иммунитетом и совершившим административное правонарушение, решается не в соответствии с
Кодексом
РФ об административных правонарушениях, а дипломатическим путем.
1 2 3 4 5 6 7 8 9 ... 17
§4.
И
СТОЧНИКИ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВА
.
Источники административного права – это внешние формы выражения административно-правовых норм. Имеются в виду нормативные акты различных органов государственной власти РФ и ее субъектов, содержащие административно-правовые нормы.
Многообразие административно-правовых норм предполагает и многообразие источников административного права Российской
Федерации. В их числе нормативные акты органов законодательной
(представительной) власти, органов исполнительной власти, а также различного рода правила, положения, уставы и т.п., утверждаемые этими органами.
32
В зависимости от юридической силы источники административного права группируются следующим образом:
I. Нормативно-правовые акты Российской Федерации:
1. Конституция Российской Федерации. Многие содержащиеся в ней нормы имеют прямую административно-правовую направленность. Это, например, конституционные нормы, определяющие понятие и систему органов исполнительной власти
(ст. 10, 11), основы их формирования и деятельности (ст. 77, 110-
117), разграничение предметов ведения и полномочий между федеральными органами субъектов федерации (ст. 71-73), закрепляющие основные права и свободы граждан в сфере исполнительной власти (ст. 22, 24-25, 27, 30-35) и т.п.
2. Законы Российской Федерации, а также постановления
обеих палат Федерального собрания РФ (Совета Федерации и
Государственной Думы). В качестве примера можно назвать
Федеральный конституционный закон 1997 г. «О Правительстве
РФ»
9
, Федеральные законы: 1993 г. "Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан»
10
;
2004 г. «О государственной гражданской службе РФ»
11
; 1999г. «Об общих принципах организации законодательных
(представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»
12
Законодательными актами являются также федеральные кодексы, например,
Кодекс об административных правонарушениях, Таможенный и Налоговый кодексы.
3.
Источником административного права являются
нормативные
указы
Президента
Российской
Федерации.
(например, Указ Президента РФ от 9 марта 2004 г. "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти"), а также утверждаемые его указами положения (например, Положение о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской
Федерации, утвержденное 14 ноября 2002 г.
13
или Положение о
9
СЗ РФ от 22 декабря 1997 г. № 51 Ст. 5712 10
СЗ РФ, выпуск VIII, 1993 г., ст. 117 11
СЗ РФ от 2 августа 2004 г. № 31 ст. 3215 12
СЗ РФ от 18 октября 1999г. № 42 Ст. 5005 13
СЗ РФ от 18 ноября 2002 г. № 46 Ст. 4571
33 проведении аттестации государственных гражданских служащих
РФ от 1 февраля 2005 г.
14
).
4. К числу источников административного права относятся:
нормативные постановления Правительства Российской Федерации
(ст. 115 Конституции Российской Федерации). В качестве примера можно назвать: утвержденное 27 ноября 2006 г. Положение о воинском учете
15
; положения, определяющие административно- правовой статус федеральных органов исполнительной власти
(например, Положение о Федеральной налоговой службе от 30 сентября 2004г.); постановление "О мерах по противодействию терроризму" от 15 сентября 1999г
16 5. В качестве источников выступают нормативные акты федеральных органов исполнительной власти. Имеются ввиду нормативные приказы и инструкции федеральных министерств, государственных комитетов и т.д. Примером может служить утвержденный приказом Федеральной миграционной службы от 20 сентября 2007 Административный регламент предоставления ФМС услуги по регистрационному учету граждан РФ по месту пребывания и по месту жительства в пределах РФ
17
II. Нормативные акты субъектов РФ.
В числе таковых источников административного права – нормы конституций республик и уставов иных субъектов РФ; законодательных актов представительных органов всех субъектов РФ; нормативных актов глав государств или глав исполнительной власти
(президенты республик, главы администраций); нормативных актов республиканских правительств (или правительств, имеющихся в иных субъектах РФ).
Например, Закон 2005 г. "О государственной гражданской службе города Москвы"
18
, утвержденные мэром Москвы "Правила пользования Московским метрополитеном" 2008 г.
19
III. Источниками административного права являются также
нормативные акты представительных и исполнительных
органов местного самоуправления в случае наделения этих
14
СЗ РФ от 7 февраля 2005 г. № 6 Ст. 437 15
СЗ РФ от 4 декабря 2006 г. № 49 (часть II) ст. 5220 16
СЗ РФ от 20 февраля 2006 г. № 8 ст. 897 17
«Российская газета», 23 января 2008 г. № 12 18
«Ведомости Московской городской Думы», 2005 г., № 3 19
«Вестник Мэра и Правительства Москвы», сентябрь 2008 г., № 55
34 органов законом необходимыми государственными полномочиями
(ст. 132 Конституции РФ).
IV.
В качестве источников могут рассматриваться
нормативные
акты
руководителей
государственных
предприятий, учреждений и объединений. Их действия, как правило ограничены рамками данной организации (например, правила внутреннего трудового распорядка). Но оно может выходить и за пределы организации (например, в сфере энергетического комплекса).
V. Административно-правовые нормы могут найти свое выражение в международных и межгосударственных договорах и соглашениях. Например, такие нормы содержаться в Договоре о создании Союзного государства
20
, Договоре о создании единой таможенной территории и формировании таможенного союза
21
Причем согласно п. 4 ст. 15 Конституции РФ общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ являются составной частью ее правовой системы, кроме того, если правила, предусмотренные российским законодательством, противоречат международному договору, заключенному Российской
Федерацией, применяются правила международного договора.
В
ОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ
1. Каким образом выражается роль административного права
в регулировании административно-правовых норм?
2. Что собой представляет структура административно-
правовых норм?
3. Назовите основные виды административно правовых норм.
4.
Назовите
основные
варианты
реализации
административно-правовых норм.
5. Перечислите и дайте краткую характеристику источников
административно-правовых норм.
20
СЗ РФ от 14 февраля 2000 г., № 7 ст. 786 21
Ратифицирован ФЗ от 27 октября 2008 г. № 187-ФЗ // СЗ РФ от 3 ноября 2008 г., № 44 ст. 4993
35
Т
ЕМА
4.
А
ДМИНИСТРАТИВНО
-
ПРАВОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ
.
§1.
П
ОНЯТИЕ И ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ АДМИНИСТРАТИВНО
-
ПРАВОВЫХ ОТНОШЕНИЙ
.
Правовое отношение – общественное отношение, урегулированное нормами права. Поэтому правоотношение есть юридический результат регулирующего воздействия правовой нормы на то или иное общественное отношение. Урегулированность отношений означает, что соответствующие нормы:
- во-первых, определяют тот или иной вариант должного поведения;
- во–вторых, устанавливают взаимные права и обязанности участников регулируемых отношений;
- в-третьих, обеспечивают их юридическую ответственность за действия, не соответствующие требованиям правовых норм.
Административные правоотношения являются разновидностью правоотношений и имеют все основные признаки, присущие любому правоотношению. Вместе с тем, административное правоотношение имеет свою специфику, которая обусловлена тем, что общественные отношения, урегулированные административно- правовыми нормами складываются в сфере исполнительной власти.
Таким образом; Административно-правовые отношения –
правоотношения в сфере исполнительной власти, в которых
стороны обладают взаимными правами и обязанностями,
установленными и обеспеченными административно-правовыми
нормами.В этих отношениях (отношениях управления) выражен государственный интерес, так как именно в сфере исполнительной власти практически реализуются задачи и функции государства.
Структура административного правоотношения соответствует общей для всех правоотношений и включает следующие элементы:
- субъекты (стороны, участники) правоотношения;
- их субъективные права и юридические обязанности (содержание правоотношения);
- объект (а зачастую и предмет) правоотношения;
Субъектами административно-правовых отношений могут быть все физические и юридические лица, а также организации не имеющие статуса юридического лица, которым в соответствии с административно-правовыми нормами предоставляют правомочия и на которых возлагают определенные обязанности по поводу
36 осуществления управленческих функций. Ими могут быть органы исполнительной власти и их должностные лица, все государственные органы, государственные служащие, негосударственные органы, предприятия, учреждения, организации, трудовые коллективы, граждане.
Каждое материальное и процессуальное административно- правовое отношение есть определенная взаимосвязь прав и
обязанностей его участников. Этим характеризуется содержание правоотношения. Правомочию – субъективному праву одного субъекта – всегда соответствует юридическая обязанность другого, и наоборот. Административно-правовая норма устанавливает объем полномочий сторон их взаимные права и обязанности, юридическую ответственность за неисполнение обязанностей или нарушение прав.
Объектом является деятельность физических и юридических лиц в сфере исполнительной власти по реализации своих прав и обязанностей, т.е. их поведение.
Административные правоотношения предполагают такое поведение их участников (сторон), которое соответствует требованиям, сформулированным в административно-правовых нормах. Именно оно считается правильным и не только оценивается положительно, но в соответствующих случаях и поощряется.
Например, гл. 12 Федерального закона 2004 г. "О государственной гражданской службе Российской Федерации" устанавливает, что к государственным служащим применяются поощрения за успешное и добросовестное исполнение ими должностных обязанностей, продолжительную и безупречную службу, выполнение заданий особой важности и сложности.
В случае же несоблюдения, нарушения требований, изложенных в административно-правовых нормах, возникает необходимость их защиты в административном или судебном порядке. К участникам административно-правовых отношений, не выполняющим свои обязанности, уполномоченные на то органы исполнительной власти применяют меры государственного принуждения, в том числе меры юридической ответственности: административные и дисциплинарные наказания.
Юридическими
фактами называются фактические обстоятельства, с которыми правовые нормы связывают
37 возникновение, изменение или прекращение правоотношений.
Только при наличии юридического факта (фактов) "субъект административного права" превращается в "субъект административных правоотношений".
Субъекты административного права в правовых нормах определяются общим (родовым) образом – граждане, общественные объединения, государственные органы, негосударственные организации, предприятия, учреждения, трудовые коллективы.
Субъекты административного права могут стать субъектами административных правоотношений при наличии трех условий:
1) административно-правовой нормы, определяющей субъекта, его права и/или обязанности;
2) административной правоспособности и дееспособности субъекта;
3) юридического факта (фактов), то есть основания возникновения, изменения или прекращения правоотношения.
Юридические факты делятся на события и действия. Действия
– результаты активного волеизъявления субъекта правоотношения, которые, в свою очередь, могут быть правомерными или неправомерными. К числу правомерных действий относятся: издание органом исполнительной власти индивидуального акта управления в пределах своих полномочий (например, приказа о назначении гражданина на государственную должность); государственная регистрация общественных объединений, осуществляемая органами юстиции; выдача правомочным органом лицензии на осуществление определенного вида деятельности; подача гражданином жалобы на действия должностного лица и др.
Неправомерными признаются действия не соответствующие требованиям административно-правовых норм, нарушающие их.
Среди них различают неисполнение юридической обязанности
(например, обязанности платить установленные законом налоги и сборы) и нарушение правового запрета (запрет на осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации).
События – это явления, не зависимые от воли людей
(например, достижение определенного возраста, с чем связываются юридические последствия; смерть; стихийное бедствие).
38
Административно-правовые отношения имеют ряд особенностей, отличающих административное право от других отраслей права.
1. Одной из сторон этих отношений всегда является соответствующий орган исполнительной власти или его должностное лицо, наделенные управленческими полномочиями государственно- властного организующего характера. Поэтому административно- правовые отношения в принципе невозможны между гражданами или между негосударственными структурами.
2. Для этих правоотношений характерно неравенство сторон, поскольку одна сторона (орган власти или его должностное лицо) наделена соответствующими государственно-властными полномочиями - вправе принимать предписания обязательные к исполнению другой стороной.
3. Многие органы исполнительной власти и их должностные лица, действуя по поручению государства, наделены правом издания нормативных правовых актов, и тем самым способны создавать, изменять или прекращать соответствующие правоотношения.
4. Административно-правовые отношения могут возникать по инициативе любой из сторон, при этом согласие (желание) другой стороны не является обязательным.
5. Отличительной особенностью административно-правовых отношений является то, что споры, которые могут возникать между их участниками, разрешаются в большинстве случаев в административном (внесудебном) порядке, то есть путем непосредственно юридически властного и одностороннего распоряжения уполномоченного на то органа исполнительной власти (должностного лица). Судебный порядок применяется в случаях и порядке установленных статьей 46 Конституции РФ и
Федеральным законом 1995г. "Об обжаловании в суд действий и лишений, нарушающих права и свободы граждан".
6. В случае нарушения одной из сторон административно- правовых отношений нормативных требований она несет ответственность не перед другой стороной, а перед государством в лице его органов, каковыми являются, как правило, сами органы исполнительной власти.
Особенности административно-правовых отношений позволяют отличать их от правоотношений, являющихся