Файл: Общая частьраздел 1 тема.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2023

Просмотров: 846

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

196
Именно угроза наказания, а не его реализация является признаком административного правонарушения.
Состав административного правонарушения представляет собой совокупность элементов, характеризующих общественный вред проступка, к ним относятся: содержание деликта
(объективная сторона), психоэмоциональный статус участников
(субъективная сторона и субъект состава), а также объект
противоправного посягательства. Отсутствие любого из них исключает как наличие ответственности в целом, так и, соответственно, применение государственных санкций.
Объектом административного правонарушения являются общественные отношения, урегулированные нормами права и охраняемые мерами административной ответственности.
Практически в качестве объекта выступают конкретные нормы, предписания, законные требования, запреты. Например, мелкое хулиганство состоит в посягательстве на общественный порядок, но выражаться оно может в совершении действий, примерный перечень которых дан в формулировке понятия «мелкое хулиганство», изложенной в законе.
Объективная сторона административного правонарушения сводится к содержанию нормы права – к описанию противоправного действия либо бездействия физического или юридического лица, установлению причинной связи действия или бездействия и последующего причинения вреда.
Составной частью объективной стороны являются также
противоправные действие либо бездействие физического лица.
Действие всегда представляет собой мотивированный с точки зрения правонарушителя акт, следствием которого может быть причинение ущерба пострадавшему (телесного, морального или материального вреда) либо государству. Правонарушитель (чаще всего при физическом воздействии на пострадавшего) осознает, что его действия противоречат не только нормам морали, но и правовым предписаниям. В некоторых случаях противоправное действие и причиненный им ущерб могут быть следствием неосторожности гражданина (автотранспортные правонарушения).
В отличие от действия бездействие физического лица представляет собой лишенную волевых признаков акцию.
Правонарушитель не проявляет должной реакции на нарушение

197 норм права, т.е. игнорирует юридические предписания либо не принимает должных действий для их осуществления. Бездействие правонарушителя не может быть связано с аффектом, поскольку не связано с проявлением волевых свойств.
Субъективная
сторона
состава административного правонарушения предусматривает наличие вины в форме умысла и неосторожности.
Субъективная сторона административного правонарушения – психическое отношение субъекта к противоправному действию или бездействию и его последствиям. Оно может быть выражено в форме умысла или неосторожности. Лицо, совершившее противоправное действие или бездействие, в указанных формах, при наличии других признаков состава правонарушения, признается виновным в его совершении. Вина как обязательный признак административного правонарушения предусмотрена КоАП
РФ (ст. 2.1).
Вина, следовательно, может появляться в форме умысла и
неосторожности.
Умышленное действие или бездействие означает, что лицо, совершившее его, сознавало противоправный характер своего действия или бездействия, предвидело его вредные последствия и желало их или сознательно допускало наступление этих последствий (ч. 1 ст. 2.2 КоАП РФ).
Неосторожное административное правонарушение имеет место в случае, если лицо, его совершившее, предвидело возможность наступления вредных последствий своего действия или бездействия, но легкомысленно рассчитывало на их предотвращение либо не предвидело возможности наступления таких последствий, но должно было и могло их предвидеть (ч.2 ст.
2.2 КоАП РФ).
В особенной части КоАП РФ форма вины чаще всего не обозначается. Обычно большинство правонарушений могут быть совершены в любой ее форме.
Субъект административного правонарушения – физическое или юридическое лицо, виновным действием (бездействием) которого причинен вред потерпевшему или общегосударственным интересам.


198
При определении субъекта административного правонарушения необходимо учитывать наличие специальных признаков, которые могут существенно повлиять на квалификацию правонарушения. Один из таких специальных признаков определяется статусом лица, совершившего административное правонарушение. Санкции многих составов административных правонарушений предусматривают применение более жестких карательных мер в тех случаях, когда правонарушитель является должностным лицом (ст. 2.4 КоАП).
Субъектами административной ответственности являются:
• граждане Российской Федерации и не граждане Российской
Федерации;
• должностные лица;
• юридические лица как Российской Федерации, так и иностранные.
Ответственность за совершение административных правонарушений наступает при достижении физическим лицом к моменту его совершения шестнадцатилетнего возраста.
Ответственность граждан в возрасте от 16 до 18 лет определяется общественной опасностью административного правонарушения.
Особым статусом в сфере административной юрисдикции обладают иностранные граждане и лица без гражданства.
Иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица, совершившие на территории Российской
Федерации административные правонарушения, подлежат административной ответственности на общих основаниях.
Таким образом, разрешая проблему административной ответственности иностранных физических лиц, следует, прежде всего, руководствоваться конституционной нормой (ч. 4 ст. 15
Конституции Российской Федерации), в соответствии с которой предусматривается приоритет правил международного договора над предписаниями внутреннего права, в том числе определенными
КоАП РФ федеральными законами (ст. 2.6 КоАП).
Вопрос об административной ответственности иностранного гражданина, пользующегося иммунитетом от административной юрисдикции
Российской
Федерации в соответствии с федеральными законами и международными договорами

199
Российской Федерации и совершившего на территории Российской
Федерации административное правонарушение, разрешается в соответствии с нормами международного права.
Под должностными лицами следует понимать граждан, осуществляющих организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных и муниципальных органах (учреждениях), а также в Вооруженных
Силах Российской Федерации и ведомственных воинских формированиях.
Важнейшим признаком должностного лица является наделение его властными полномочиями соответствующими государственными или муниципальными органами
(учреждениями). К этой категории лиц относятся руководители всех уровней – министры, директора государственных
(муниципальных) предприятий, начальники отделов и другие лица, осуществляющие функции организационного распорядительства, действия которых влекут за собой возникновение, изменение или прекращение общественных отношений.
Юридические
лица
подлежат административной ответственности за совершение административных правонарушений в случаях, предусмотренных статьями КоАП РФ или законами субъектов
Российской
Федерации об административных правонарушениях.
При слиянии нескольких юридических лиц к административной ответственности за совершение административного правонарушения привлекается вновь возникшее юридическое лицо.
При присоединении юридического лица к другому юридическому лицу к административной ответственности за совершение административного правонарушения привлекается присоединившее юридическое лицо.
При разделении юридического лица или при выделении из состава юридического лица одного или нескольких юридических лиц к административной ответственности за совершение административного правонарушения привлекается то юридическое лицо, к которому согласно разделительному балансу перешли права и обязанности по заключенным сделкам или имуществу, в связи с которыми было совершено административное правонарушение.


200
При преобразовании юридического лица одного вида в юридическое лицо другого вида к административной ответственности за совершение административного правонарушения привлекается вновь возникшее юридическое лицо.
Действующее законодательство устанавливает
обстоятельства, исключающие юридическую ответственность. К обстоятельствам, исключающим применение административных наказаний несмотря на совершенное правонарушение, относятся следующие:
1) наличие обстоятельств, исключающих производство по делу, к которым относятся: отсутствие события и состава административного правонарушения;
2) наличие признаков, свидетельствующих о невменяемости физического лица либо действие его в состоянии крайней необходимости (ст.ст. 2.7, 2.8 КоАП РФ);
3) издание акта амнистии, снимающего административную ответственность, либо отмена акта, устанавливающего такую ответственность;
4) истечение сроков назначения административного наказания
(ст. 4.5, 4.6 КоАП РФ);
5) смерть правонарушителя.
Невменяемость (ст. 2.8 КоАП РФ). Это обусловленная болезненным состоянием психики или слабоумием неспособность лица осознавать фактический характер и противоправность своих действий (бездействия) либо руководить ими вследствие хронического психического расстройства, временного психического расстройства, слабоумия или иного болезненного состояния психики.
Крайняя необходимость (ст. 2.7 КоАП РФ). Не является административным правонарушением причинение лицом вреда охраняемым законом интересам в состоянии крайней необходимости, то есть для устранения опасности, непосредственно угрожающей личности и правам данного лица или других лиц, а также охраняемым законом интересам общества или государства, если эта опасность не могла быть устранена иными средствами и если причиненный вред является менее значительным, чем предотвращенный вред.

201
Малозначительность правонарушения не представляющего
общественной опасности(ст. 2.9 КоАП РФ). Освобождение от административной ответственности возможно также тогда, когда уполномоченное должностное лицо (государственный орган) сочтет правонарушение малозначительным. В этом случае выносится устное порицание, которое не влечет правовых последствий для правонарушителя. Под «малозначительностью правонарушения» подразумевается, что в действиях правонарушителя отсутствует угроза причинения вреда либо причиненный вред не повлек за собой общественно опасных действий, например ущерба частным или общегосударственным интересам.
§
3.
А
ДМИНИСТРАТИВНОЕ НАКАЗАНИЕ
Административное наказание является определенной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения.
В КоАП РФ установлено девять видов административных наказаний:
1) предупреждение;
2) административный штраф;
3) возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения;
4) конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения;
5) лишение специального права, предоставленного физическому лицу;
6) административный арест;
7) административное выдворение за пределы Российской
Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства;
8) дисквалификация.
9) административное приостановление деятельности.
Назначение административного наказания представляет
собой превентивную меру, предупреждающую совершение новых


202
правонарушений как самим правонарушителем, так и другими
лицами.
Административные наказания устанавливаются федеральным законом, в соответствии с которым субъекты Федерации принимают собственные законы (ч. 1 ст. 72, ч. 2 ст. 76 Конституции
Российской Федерации).
Предупреждение, административный штраф, лишение специального права, предоставленного физическому лицу, административный арест и дисквалификация могут устанавливаться и применяться только в качестве основных административных наказаний.
Возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения, конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения, а также административное выдворение за пределы Российской
Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства может устанавливаться и применяться в качестве как основного, так и дополнительного административного наказания.
В соответствии со ст. 3.4 КоАП РФ предупреждение – это мера административного наказания, выраженная в официальном письменном порицании физического или юридического лица.
Предупреждение как мера административного наказания характеризуется следующими чертами:
– оно находит свое выражение в официальном порицании;
– может применяться как к физическому, так и юридическому лицу;
– назначается за совершение малозначительного административного правонарушения и в том случае, если данная санкция содержится в конкретных нормах Особенной части КоАП
РФ, или закона субъекта
Российской
Федерации об административных правонарушениях;
– применяется в качестве основного наказания.
К предупреждению может быть присоединено дополнительное наказание, если это предусмотрено в санкции соответствующей нормы.
Лицо, которому назначено административное наказание в виде предупреждения за совершение административного

203 правонарушения, считается подвергнутым данному наказанию в течение одного года.
Предупреждение выносится в письменной форме, что позволяет отличать его от устного замечания, которое применяется в случаях освобождения от административной ответственности правонарушителя.
Если при совершении административного правонарушения назначается административное наказание в виде предупреждения, то согласно ст. 28.6 КоАП РФ протокол об административном правонарушении не составляется, а предупреждение оформляется на месте совершения правонарушения уполномоченным на то должностным лицом. Однако если лицо, которому назначается наказание в виде предупреждения, оспаривает наличие события административного правонарушения и назначенное ему административное наказание, то протокол об административном правонарушении составляется.
Согласно ст. 3.5 КоАП РФ, административный штраф – это денежное взыскание, назначаемое за административное правонарушение в случаях и пределах, установленных законодательством.
Юридическое содержание административного штрафа проявляется в следующем:
– административный штраф является основным наказанием (ст.
3.3 КоАП РФ);
– особенностью данного наказания является возможность его установления не только КоАП РФ, но и законами субъектов
Российской Федерации об административных правонарушениях (ст.
3.2 КоАП РФ);
– штраф представляет собой административное наказание имущественного характера и в отличие от гражданско-правового не выполняет компенсационной функции.
Административный штраф за совершение правонарушений выражается в рублях и устанавливается для граждан в размере, не превышающем пяти тысяч рублей; для должностных лиц - пятидесяти тысяч рублей; для юридических лиц - одного миллиона рублей, или может выражаться в величине, кратной:


204 а) стоимости предмета административного правонарушения на момент окончания или пресечения административного правонарушения; б) сумме неуплаченных и подлежащих уплате на момент окончания или пресечения административного правонарушения налогов, сборов или таможенных пошлин, либо сумме незаконной валютной операции, либо сумме денежных средств или стоимости внутренних и внешних ценных бумаг, списанных и (или) зачисленных с невыполнением установленного требования о резервировании, либо сумме валютной выручки, не проданной в установленном порядке, либо сумме денежных средств, не зачисленных в установленный срок на счета в уполномоченных банках, либо сумме денежных средств, не возвращенных в установленный срок в Российскую Федерацию, либо сумме денежных средств, стоимости ценных бумаг, иного имущества или стоимости услуг имущественного характера, незаконно переданных или оказанных от имени юридического лица, либо сумме неуплаченного административного штрафа; в) сумме выручки правонарушителя от реализации товара
(работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, за календарный год, предшествующий году, в котором было выявлено административное правонарушение, либо за предшествующую дате выявления административного правонарушения часть календарного года, в котором было выявлено административное правонарушение, если правонарушитель не осуществлял деятельность по реализации товара (работы, услуги) в предшествующем календарном году; г) сумме выручки правонарушителя, полученной от реализации товара (работы, услуги) вследствие неправомерного завышения регулируемых государством цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного) за весь период, в течение которого совершалось правонарушение, но не более одного года.
Размер административного штрафа не может быть менее ста рублей.
Размер административного штрафа, исчисляемого исходя из стоимости предмета административного правонарушения, а также исходя из суммы неуплаченных налогов, сборов или таможенных пошлин, либо суммы незаконной валютной операции, либо суммы

205 денежных средств или стоимости внутренних и внешних ценных бумаг, списанных и (или) зачисленных с невыполнением установленного требования о резервировании, либо суммы валютной выручки, не проданной в установленном порядке, либо суммы денежных средств, не зачисленных в установленный срок на счета в уполномоченных банках, либо суммы денежных средств, не возвращенных в установленный срок в Российскую Федерацию, либо сумме денежных средств, стоимости ценных бумаг, иного имущества или стоимости услуг имущественного характера, незаконно переданных или оказанных от имени юридического лица, не может превышать трехкратный размер стоимости предмета административного правонарушения либо соответствующей суммы или стоимости, а в случае, предусмотренном статьей 7.27 КоАП РФ, не может превышать пятикратный размер стоимости похищенного имущества.
Размер административного штрафа, исчисляемого исходя из суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, не может превышать одну двадцать пятую совокупного размера суммы выручки от реализации всех товаров
(работ, услуг) за календарный год, предшествующий году, в котором было выявлено административное правонарушение, либо за предшествующую дате выявления административного правонарушения часть календарного года, в котором было выявлено административное правонарушение, если правонарушитель не осуществлял деятельность по реализации товаров (работ, услуг) в предшествующем календарном году.
Размер административного штрафа, исчисляемого исходя из суммы выручки правонарушителя, полученной от реализации товара (работы, услуги) вследствие неправомерного завышения регулируемых государством цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного), не может превышать двукратную величину излишне полученной выручки за весь период регулирования, в течение которого совершалось правонарушение, но не более одного года.
Часть 5 ст. 3.5. устанавливает, что сумма административного штрафа подлежит зачислению в бюджет в полном объеме в соответствии с законодательством Российской Федерации. При этом следует иметь в виду, что в соответствии со ст. 46