Файл: Лабораторная работа 1. Операционная система Windows. Основные принципы работы. Цель работы.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2023

Просмотров: 277

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Часть I

Лабораторная работа №1. Операционная система Windows. Основные принципы работы.

Лабораторная работа №2. Работа с графическим редактором Paint

Часть II Текстовый редактор Word

Лабораторная работа № 3. Работа с текстовым редактором Word. Структура окна. Ввод и редактирование текста.

Лабораторная работа №4. Работа с фрагментом документа

Лабораторная работа № 5. Создание списков-перечислений и оформление текста в виде колонок

Лабораторная работа № 6. Стилевое оформление документа

Лабораторная работа №7. Работа с таблицами

Лабораторная работа № 8. Встраивание объектов

Лабораторная работа №9. Создание шаблона бланка. Создание документа на основе шаблона бланка.

Лабораторная работа №10. Составление бланков документов. Использование глоссария. Создание личного словаря.

Лабораторная работа № 11. Создание и редактирование математических формул

Лабораторная работа №12. Работа с большими документами

Часть III Табличный процессор Excel

Лабораторная работа № 13. Освоение среды ППП EXCEL

Лабораторная работа №14. Функции в EXCEL

Лабораторная работа №15. Построение диаграмм

Лабораторная работа №16. Расчеты в Excel

Лабораторная работа №17. Использование сводных таблиц

Лабораторная работа №18. Работа с шаблонами документов

Лабораторная работа №19. Работа с базой данных

Лабораторная работа №20. Создание документов на основе шаблонов, связанных с базой данных

Лабораторная работа №21. Элементы программирования в Excel на языке Visual Basic

Лабораторная работа №22. Программирование алгоритмов линейной структуры

Лабораторная работа № 23. Программирование разветвляющихся вычислительных процессов

Лабораторная работа № 24. Программирование алгоритмов циклической структуры.

Лабораторная работа № 25. Создание диалогов

Лабораторная работа № 26. Создание диалоговых окон

Приложение А

Приложение Б

Приложение В

Библиографический список

которого вставляется новый столбец.

  • Скопировать ячейки А4:С5 в А7:С12.

  • Через меню Вставка вставить дополнительную строку между 9 и 10, а также дополнительный столбец между столбцами А и В.

  • Выделить и затем удалить строки 9 и 10 через меню Правка. Используя клавишу «Delete» удалить содержимое ячеек С8:D9, а также строки с 7 по 13.

  1. Перемещение ячеек. Для перемещения ячеек необходимо сначала их выделить, а затем навести указатель мыши на границу выделенного блока (ячейки). Когда указатель мыши примет вид стрелки, можно перетащить блок ячеек (ячейку) на новое место. Аналогично можно перемещать строки и столбцы с предварительным их выделением.

  • Переместить ячейку А5 в В5.

  • Переместить ячейки В5:D5 на две строки ниже.

  1. Ввод данных с помощью автозаполнения. В Microsoft Excel предусмотрена возможность автоматического заполнения календарных дат, временных интервалов и числовых рядов, включая комбинации чисел и текста, например, «Область1», «Область2» и так далее. Команда Параметры меню Сервис используется для создания настраиваемых списков, позволяющих заполнять текстовые записи (например, можно вынести названия филиалов фирмы в заголовки строк или столбцов).

Выполнить следующие варианты автозаполнения ячеек таблицы различными данными:

  • В ячейку А9 ввести «январь». Затем установить указатель мыши в нижнем правом углу ячейки, и, когда указатель примет вид тонкого черного крестика , протащить мышь вправо на 6 столбцов. В ячейку А10 ввести «понедельник». Аналогично выполнить автозаполнение в строке до воскресенья.

  • Автозаполнение числовых рядов. В ячейку А12 ввести число 1. Чтобы задать приращение, нужно в следующую ячейку ряда ввести ее значение (для данного примера в ячейку А13 ввести число 3). Величина приращения будет определяться разностью значений, находящихся в этих ячейках. Выделить ячейки, содержащие начальные элементы (А12:А13), и выполнить автозаполнение до числа 13 (т.е. перетащить маркер заполнения через заполняемые ячейки).

Начальное значение может содержать более одного элемента, подлежащего приращению. Например, в начальном значении «янв 95» могут быть увеличены и месяц, и год. В этом случае, нужно перетащить маркер заполнения через заполняемые ячейки, удерживая нажатой
правую кнопку мыши для выбора возрастающего элемента. Затем можно выбрать подходящую команду в контекстном меню автозаполнения.

  • Для ряда «фев 95», «мар 95», . . ., выбрать команду Заполнить по месяцам.

  • Для ряда «янв 96», «янв 97», . . ., выбрать команду Заполнить по годам.

  1. Форматирование ячеек. Excel содержит практически тот же набор инструментов форматирования, что и текстовый редактор Word (выравнивание текста, изменение стиля, размера, шрифта, цвета и т.д.). Общее правило форматирования, как и в других приложениях, заключается в обязательном предварительном выделении нужного диапазона таблицы (ячейки, блока ячеек, столбца, строки и т.д.) и в выборе нужной операции форматирования. Специфичными операциями форматирования для Excel являются изменение высоты строк и ширины столбцов, а также установление различных видов представления числовой информации.

Изменение высоты строк и ширины столбцов.

  • Рассмотреть возможности изменения высоты строк (ширины столбцов) через меню Формат. Скрыть, а затем вновь показать строки 15 и 16, столбцы В и D.

  • Изменить ширину столбца В (или высоту любой строки) с помощью мыши. Для этого нужно поднести указатель мышки к левому (правому) краю заголовка столбца (В), и, когда указатель примет вид , протащить мышку, изменяя ширину столбца.

Выравнивание текста. Текст в ячейке можно выровнять по правому, левому краю и по центру. Выделить столбец А и задать различные типы выравнивания, используя кнопки панели управления или меню Формат \ Ячейки \ Выравнивание. Ввести в ячейку С7 текст несколько слов. Задать для ячейки С7 отображение – переносить по словам (Формат \ Ячейки \ Выравнивание, отметить галочкой пункт переносить по словам в блоке Отображение)

Изменение типа шрифта, размера и начертания задается через меню Формат \ Ячейки \ Шрифт. Оформление границ, цвета и узора ячейки задается через меню Формат \ Ячейки \ Граница (Вид).

Числа в Excel могут представляться в различных форматах, которые можно задать через меню Формат \ Ячейки \ Число.

  1. Использование ссылок. Как было показано ранее, основным средством анализа данных в Excel являются формулы, которые могут включать в себя следующие элементы: операторы, ссылки на ячейки, значения, функции и имена. Как правило, основными составляющими элементами любой формулы являются ссылки на адреса ячеек. В Excel используются ссылки, в которых столбцы обозначаются буквами от A до IV (256 столбцов максимально), а строки числами - от 1 до 16384. Различают два основных типа ссылок: относительные и абсолютные. По умолчанию при наборе формул в Microsoft Excel используются относительные ссылки (например, А1). Признаком абсолютной ссылки является знак «$» ($A$1). Кроме этого, можно использовать смешанные ссылки, например, A$1 или $A1. При вводе и редактировании адреса (ссылки) в формуле последовательное нажатие клавиши F4 позволяет получить все возможные виды адреса.


Различия между относительными ссылками и абсолютными ссылками проявляются при копировании формул из одной ячейки в другую. Относительная ссылка в формуле используется для указания адреса ячейки, вычисляемого относительно адреса ячейки, в которой содержится формула. Абсолютная ссылка в формуле используется для указания фиксированного адреса ячейки. При перемещении или копировании формулы из одной ячейки в другую абсолютные ссылки в формуле не изменяются, а относительные ссылки автоматически обновляются в зависимости от нового положения. При смешанной адресации относительная часть ссылки, не содержащая знак «$», может обновляться при копировании, а абсолютная часть, со знаком «$», останется без изменения.

На Листе1 в ячейку D12 ввести число 25. В ячейку С15 ввести формулу: =D12*2. Т.к. в формуле, содержащейся в ячейке С15, имеется относительная ссылка на ячейку D12, то Excel воспринимает эту формулу следующим образом: значение ячейки, находящейся одним столбцом правее меня и тремя строками выше меня, умножить на два. Скопировать формулу из ячейки С15 в ячейки С16, С20, D15, F15, E18. Проанализировать, как изменилась формула при копировании!!!

На Листе2 в ячейку D12 ввести число 25. В ячейку С15 ввести формулу: =$D$12*2. Т.к. в формуле, содержащейся в ячейке С15, имеется абсолютная ссылка на ячейку D12, то Excel воспринимает эту формулу следующим образом: значение ячейки D12 умножить на два. Скопировать формулу из ячейки С15 в ячейки С16, С20, D15, F15, E18. Проанализировать, как изменилась формула при копировании!!!

На Листе3 в ячейку D12 ввести число 25. В ячейку С15 ввести формулу: =D$12*2. Т.к. в формуле, содержащейся в ячейке С15, имеется cмешанная ссылка на ячейку D12 (относительная ссылка на столбец и абсолютная ссылка на строку), то Excel воспринимает эту формулу следующим образом: значение ячейки, находящейся одним столбцом правее меня в 12 строке, умножить на два. Скопировать формулу из ячейки С15 в ячейки С16, С20, D15, F15, E18. Проанализировать, как изменилась формула при копировании!!!

На Листе4 в ячейку D12 ввести число 25. В ячейку С15 введите формулу: =$D12*2. Т.к. в формуле, содержащейся в ячейке С15
, имеется смешанная ссылка на ячейку D12 (абсолютная ссылка на столбец и относительная ссылка на строку), то Excel воспринимает эту формулу следующим образом: значение ячейки, находящейся в столбце D тремя строками выше меня, умножить на два. Скопировать формулу из ячейки С15 в ячейки С16, С20, D15, F15, E18. Проанализировать, как изменилась формула при копировании!!!

  1. Создание простой таблицы. Разработать ведомость заработной платы.

  • На Листе5 в ячейку А1 занести текст «Минимальный размер оплаты труда, руб.»

  • В ячейку А2 занести число 720

  • В ячейку А4 занести текст «Ведомость заработной платы кафедры экономики.

  • В ячейки A6:K6 занести шапку таблицы в следующем виде:




№ п/п

фио

Разряд

Оклад

Надбавка

КТУ

Премия

Общий заработок

Подоходный налог

Налог в ПФ

К выдаче


КТУ – Коэффициент трудового участия

  • В ячейки А7:А13 занести порядковые номера, используя автозаполнение.

  • Заполнить произвольно столбцы ФИО и Разряд (целые числа в диапазоне от 4 до 17).

  • В ячейку А14 занести текст «Итого».

  • В ячейку А16 занести текст «Премиальный фонд, руб.».

  • В ячейку А17 занести число 100000.

  • В ячейку D7 занести формулу для вычисления оклада сотрудника (Оклад = МРОТ * Разряд). (Внимание! МРОТ для всех сотрудников один и содержится в конкретной ячейке А2, а разряд у каждого сотрудника свой. При составлении формулы используйте верный тип адресации). Скопируйте формулу из ячейки D7 в ячейки, содержащие оклады остальных сотрудников.

  • В ячейке D14 вычислить общую сумму окладов, для чего выделить блок D7:D14 и выбрать на панели инструментов пиктограмму Автосуммирование . Скопировать полученную формулу в E14:K14.

  • Занести в ячейку E7 формулу для вычисления надбавки сотрудника в размере 30% от его оклада, затем скопировать ее в ячейки, содержащие надбавки остальных сотрудников.

  • В ячейки F7:F13 ввести произвольные значения КТУ (целые числа от 1 до 5).

  • В ячейку G7 ввести формулу для вычисления премии (Премия = Премиальный фонд *КТУ / Общая сумма КТУ). При составлении формулы обратить внимание на вид адресации. Адреса каких ячеек не должны меняться при копировании формулы? Скопировать ее в другие ячейки столбца. Обратите внимание, что итоговая сумма премий всех сотрудников должна быть равна премиальному фонду. Измените значение премиального фонда в ячейке А17 со 100000 на 250000. Что изменилось в таблице и почему?

  • Заполнить остальные графы таблицы. Подоходный налог берется в размере 13%, а в пенсионный фонд отчисляется 1% от общего заработка.

  • Отформатировать таблицу. В нужных местах числовые данные представить в денежном формате. Изменить ширину столбцов, ширину строк, задать цветовое оформление таблицы, рамку (использовать насколько типов рамок), изменить шрифт для наиболее выгодного, с вашей точки зрения, представления данных на экране.

  • Разместить заголовок таблицы по центру. Для этого выделить блок А4:K4 и выбрать пиктограмму Центрировать по выделению - (или меню Формат \ Ячейки, закладка Выравнивание, отображение: объединить ячейки, выравнивание во горизонтали: по центру).

  • Поставить защиту на ячейки, содержащие оклады.


С целью дальнейшей защиты ячеек от просмотра и изменения используется защита на ячейки специального формата. Она задается с помощью команды Защита меню Сервис. С помощью этой команды устанавливается защита на весь рабочий лист, а в случае необходимости и на всю рабочую книгу. По умолчанию все ячейки имеют формат Защищаемая, поэтому для защиты выборочного диапазона таблицы необходимо сначала через меню Формат \ Ячейки \ Защита снять пометку Защищаемая с тех ячеек, в которых нет необходимости блокировать информацию, и только потом активизировать команду Сервис \ Защита. Для снятия защиты используется эта же команда (если был задан пароль, то он будет запрошен).

15. Сохранить рабочую книгу на диске. Следует помнить, что при необходимости можно сохранить файл в нужном формате (например, в формате более ранних версий (Excel 5.0) и др.). В этом случае нужно указать в диалоговом окне при сохранении нужный тип файла.