Файл: Лабораторная работа 1. Операционная система Windows. Основные принципы работы. Цель работы.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2023

Просмотров: 244

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Часть I

Лабораторная работа №1. Операционная система Windows. Основные принципы работы.

Лабораторная работа №2. Работа с графическим редактором Paint

Часть II Текстовый редактор Word

Лабораторная работа № 3. Работа с текстовым редактором Word. Структура окна. Ввод и редактирование текста.

Лабораторная работа №4. Работа с фрагментом документа

Лабораторная работа № 5. Создание списков-перечислений и оформление текста в виде колонок

Лабораторная работа № 6. Стилевое оформление документа

Лабораторная работа №7. Работа с таблицами

Лабораторная работа № 8. Встраивание объектов

Лабораторная работа №9. Создание шаблона бланка. Создание документа на основе шаблона бланка.

Лабораторная работа №10. Составление бланков документов. Использование глоссария. Создание личного словаря.

Лабораторная работа № 11. Создание и редактирование математических формул

Лабораторная работа №12. Работа с большими документами

Часть III Табличный процессор Excel

Лабораторная работа № 13. Освоение среды ППП EXCEL

Лабораторная работа №14. Функции в EXCEL

Лабораторная работа №15. Построение диаграмм

Лабораторная работа №16. Расчеты в Excel

Лабораторная работа №17. Использование сводных таблиц

Лабораторная работа №18. Работа с шаблонами документов

Лабораторная работа №19. Работа с базой данных

Лабораторная работа №20. Создание документов на основе шаблонов, связанных с базой данных

Лабораторная работа №21. Элементы программирования в Excel на языке Visual Basic

Лабораторная работа №22. Программирование алгоритмов линейной структуры

Лабораторная работа № 23. Программирование разветвляющихся вычислительных процессов

Лабораторная работа № 24. Программирование алгоритмов циклической структуры.

Лабораторная работа № 25. Создание диалогов

Лабораторная работа № 26. Создание диалоговых окон

Приложение А

Приложение Б

Приложение В

Библиографический список

Организационная диаграмма меню Вставка.




Лабораторная работа №12. Работа с большими документами



Цель работы: Освоение приемов создания и редактирования документов, имеющих сложную структуру. Изучение дополнительных возможностей, предоставляемых Word при работе с большими документами.

      1. Открыть все документы, созданные на предыдущих занятиях (работы № 1-6)

      2. Объединить открытые документы в единый файл. Для этого выполнить следующие действия:

  • в файле первого документа выполнить команду Выделить все меню Файл;

  • копировать файл в буфер промежуточного хранения

  • выполнить команду Создать меню Файл и в новом документе выполнить команду Вставить меню Правка;

  • аналогичным образом скопировать содержимое всех оставшихся документов в новый (создаваемый) документ;

  • закрыть не сохраняя все файлы, а новый сохранить на диске в своей папке.

  • Создать титульный лист в начале большого документа. В верхней строке указать название организации (Казанский государственный технологический университет). В центре страницы оформить любым стилем название (Отчет по лабораторным работам по информатике). В нижней части страницы вывести информацию о том, кем был выполнен данный отчет

  • Вставить колонтитулы в документ (в верхнем указать название организации, в нижнем ФИО автора, текущую дату, имя файла). Как правило, на титульном листе не принято проставлять информацию, которая содержится в колонтитулах. Поэтому в панели инструментов Колонтитулы нужно выбрать пиктограмму Параметры страницы , а в появившемся диалоговом окне поставить флажок напротив Первой страницы.

  • Расставить номера страниц во всем документе, кроме первой. Для этого выполнить команду Номера страниц меню Вставка.

  • Выбрать название одной из работ (например, работы №6) и вставить после него сноску. Для этого выполнить следующие действия:

    • поместить курсор в позицию, куда вставляется сноска (после последнего слова заголовка);

    • выбрать команду Сноска меню Вставка;

    • указать переключатель Обычную сноску;

    • указать номер сноски или символ, с помощью которого будет помечаться сноска. Для выбора символа сноски нужно использовать опцию Символ.


    После завершения заполнения основных установок диалога «Сноска» осуществляется автоматический возврат в то место документа, где вводится текст сноски. Для данного случая ввести следующий текст сноски: После выполнения данной работы рекомендуется провести контрольную работу.

        1. Задать различные стили заголовкам в документе. Например, основным заголовкам – стиль – Заголовок №1, название вспомогательным заголовкам – Заголовок №4 и т.д.

        2. Создать оглавление документа. Для этого:

    • поместить курсор в то место, где будет создаваться оглавление;

    • отключить вывод на экран Непечатных символов;

    • выбрать команду Оглавление и указатели меню Вставки;

    • выбрать формат оглавления, установить количество уровней – 2;

    • с помощью опции Параметры задать вложенность заголовков, по которым будет формироваться оглавление (для данного случая – тип – заголовок №4, уровень – 2);

    • в случае необходимости можно сменить и тип заполнителя.

    Часть III Табличный процессор Excel

    Лабораторная работа № 13. Освоение среды ППП EXCEL



    Цель работы: освоение основных приемов работы с электронными таблицами. Создание простой таблицы.

    1. Запустить программу Excel, выполнив двойной клик левой кнопкой мыши на пиктограмме Excel, расположенной на рабочем столе. Если указанная пиктограмма отсутствует на рабочем столе, то можно воспользоваться кнопкой Пуск и в главном меню выбрать пункт Программы.

    2. Рассмотреть структуру прикладного окна Excel. Вызвать поочередно пункты операционного меню окна Excel, расположенного в верхней части экрана после строки заголовка окна. В меню отображается краткий список команд. Чтобы отобразить все команды, соответствующие данному меню, его нужно развернуть, щелкнув на двойной стрелке внизу краткого меню. Краткое меню автоматически расширится, если немного задержать указатель мыши в области меню.

    3. Через меню Вид отобразить панели инструментов Стандартная, Форматирование. По умолчанию в указанных панелях представлены наиболее часто используемые кнопки. Если в процессе работы возникнет необходимость в выборе какой-либо дополнительной кнопки, то нужно выбрать указатель , а затем воспользоваться командой Добавить или удалить кнопки.

    4. С помощью меню Вид вывести на экран Строку формул (если она не отображена). В указанной строке отображается содержимое ячеек электронной таблицы (либо текст, либо непосредственно формула, которая «скрывается» за тем или иным числовым результатом). С помощью данной строки целесообразно осуществлять контроль за организацией вычислений в ячейках таблицы.


    1. Книги и листы. Книга в Microsoft Excel представляет собой файл, используемый для обработки и хранения данных. Каждая книга может состоять из нескольких листов. Листы служат для организации и анализа данных. Имена листов находятся на ярлычках, расположенных в нижней части окна книги. Для перехода с одного листа на другой необходимо активизировать с помощью мыши соответствующий ярлычок. Название текущего листа всегда выделено жирным шрифтом. Листы можно переименовывать, вставлять, удалять, перемещать или копировать в пределах одной книги или из одной книги в другую. Для этого необходимо выполнить щелчок правой кнопкой мыши на соответствующем ярлычке. В соответствии с вышесказанным выполнить последовательно следующие действия:

    • Перейти на Лист2, затем на Лист3;

    • Переименовать Лист1 в Работа1;

    • Удалить Лист2;

    • Перейти на лист Работа1.

    • Создать свою папку (по номеру группы) на диске, сохранить рабочую книгу в своей папке с помощью команды Сохранить как меню Файл.

    1. Ввод данных в ячейки таблицы. Рабочая область листа состоит из ячеек, при этом одна из них выделена (текущая ячейка). Каждая ячейка имеет адрес, состоящий из буквы столбца и номера строки, на пересечении которых она находится. Адрес текущей ячейки отображается в строке формул. Каждая ячейка таблицы может содержать текст, число или формулу. Значением ячейки может быть текст или число. Ввести следующие данные: в ячейку А1 - текст «Освоение среды EXCEL», в ячейку А2 - число 325,5, в В2 - 65. При вводе числовой информации следует помнить, что десятичные числа в зависимости от установленного по умолчанию формата могут вводиться либо с запятой, либо с точкой (например, 325,5 или 325.5). При правильном вводе десятичных чисел число автоматически прижимается к правому краю ячейки таблицы. Если число остается прижатым к левому краю ячейки, то следует ввести его снова, сменив знак точки на запятую, или наоборот. (Примечание! При вводе чисел удобно использовать дополнительную цифровую клавиатуру). В ячейку С2 ввести формулу =А2-В2. (Внимание! Любая формула в Excel должна начинаться со знака = , в противном случае введенная информация будет интерпретироваться как текстовая). Если в формуле встречаются ссылки на адреса ячеек, рекомендуется при вводе формулы не вводить адреса ячеек с клавиатуры, а щелкать мышкой по ячейке, адрес которой необходимо ввести. Для ввода указанной формулы нужно выполнить следующие действия:


    • поставить курсорную рамку на ячейку С2;

    • набрать с клавиатуры «=», затем щелкнуть мышкой по ячейке А2, ввести с клавиатуры знак «-» , щелкнуть мышкой по ячейке В2;

    • нажать клавишу «Enter», чтобы зафиксировать ввод.

    Значением ячейки С2, содержащей формулу, будет число, полученное в результате вычисления по формуле. Если выделить эту ячейку, то в строке формул будет представлена формула, по которой производились вычисления.

    1. Выделение данных. Выполнить следующие операции:

    • Выделить столбец В целиком. Для этого нужно щелкнуть на имени столбца (В). Аналогично выделить строку 3.

    • Выделить столбцы С:Е. Для этого нужно щелкнуть на имени столбца (В) и, удерживая кнопку мыши, протащить ее до столбца Е.

    • Выделить область ячеек В2:D6, затем отменить выделение щелчком мыши в любой другой области таблицы.

    • Выделить несмежные области А2:С3 и В6:Е8. Для этого сначала нужно выделить область А2:С3, затем нажать клавишу «Ctrl», и, удерживая ее, выделить область В6:Е8.

    • Выделить всю область таблицы, щелкнув по месту пересечения номеров строк и столбцов в левом верхнем углу таблицы.

    Следует помнить, что при выделении данных (а также и при вводе информации) указатель мыши должен иметь вид «большого плюса» - , в противном случае может произойти, например, перенос данных вместо их выделения.

    1. Редактирование данных.

    • В ячейку А4 ввести текст «Правка данных».

    • Скопировать данные из ячеек А2:С2 в ячейки А5:С5. Для этого нужно выделить диапазон ячеек А2:С2, скопировать содержимое в буфер обмена (меню Правка, команда Копировать), установить курсор в нужную позицию (для данного случая в А5), вставить данные (Правка \ Вставить).

    • В ячейку А5 вместо числа 325,5 ввести число 555 и посмотреть, как изменится результат в ячейке С5.

    • Отредактировать формулу в ячейке С5. Для этого нужно поставить курсорную рамку на указанную ячейку, щелкнуть мышкой на строке формул (или нажать клавишу «F2»), а затем заменить формулу на =(А5-В5)*2.

    1. Вставка и удаление ячеек, строк, столбцов.

    Вставка дополнительных строк и столбцов осуществляется с помощью меню Вставка. Предварительно необходимо выделить строку, выше которой добавляется строка, или столбец, левее