Файл: 1. 1 Теоретические основы воспитания самостоятельности у детей дошкольного возраста.docx
Добавлен: 09.11.2023
Просмотров: 303
Скачиваний: 4
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Результаты исследований психологов и педагогов свидетельствуют о том, что именно в игре поведение дошкольника становится произвольным и все более самостоятельным.
Важную роль в развитии самостоятельности играют рисование, лепка, аппликация, конструирование – продуктивные виды деятельности. По мнению Н.Н. Поддьякова, продуктивная деятельность направлена на воспроизведение и моделирование окружающих ребенка предметов в разных материалах, поэтому вышеназванные продуктивные виды деятельности содержат огромные возможности для проявления самостоятельности, инициативы, творчества дошкольника, так как они эмоциональны по характеру, результативны, отражают впечатления ребенка в образах, формах, красках, ритмических сочетаниях [64].
В работах Л.А. Венгера, Н.А. Ветлугиной, Д.И. Воробьевой, В.Н. Зинченко, Т.Г. Казаковой, Л.А. Парамоновой раскрываются потенциальные возможности и отдельные пути развития самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста в изобразительной деятельности и конструировании.
В.Н. Зинченко отмечает, что у детей с более развитой речью, моторикой, воображением самостоятельность проявляется раньше и динамика ее развития выражена отчетливее [35].
Анализ психолого-педагогической литературы позволяет отметить важную роль трудовой деятельности в становлении и развитии самостоятельности дошкольника [15; 49; 66; 72; 39].
По данным исследователей, у детей старшего дошкольного возраста в большей или меньшей степени могут быть сформированы все компоненты труда: умение ставить перед собой цель и достигать ее [23], понимание необходимости труда взрослых и общественно ценные мотивы собственной трудовой деятельности [49], общественные качества личности, такие как заботливость, ответственность, настойчивость, самостоятельность, инициативность и др. [13; 23; 37; 44].
Исследователи проблемы трудового воспитания детей отмечают, что самым первым видом труда, который осваивает ребенок, является самообслуживание. Именно в процессе данной деятельности он знакомится со всеми компонентами трудовой деятельности и в результате удовлетворяет свою потребность в деятельности, накапливает знания о предметах, приучается к трудовому усилию – становится самостоятельным [49; 66; 72; 39].
В результате наблюдений, проведенных К.Я. Вазиной, была выявлена зависимость задач воспитания от степени развития у детей целеустремленности в труде [17]:
-
у детей, которые нуждаются в помощи воспитателя при постановке цели труда и ее достижении, часто отвлекаются при выполнении задания, важно вызвать интерес к разнообразным видам труда, обучить необходимым навыкам труда, создать для этого условия (использовать разнообразные материалы в труде, научить планированию и др.); -
для детей, которые могут самостоятельно поставить цель, но достигают ее лишь с помощью взрослого, необходимо создать условия для активной трудовой деятельности с использованием разнообразных материалов, трудовых заданий, выполнение которых требует активности, настойчивости, целеустремленности; -
по отношению к детям, которые не испытывают трудности при постановке и достижении цели, необходимо способствовать дальнейшему развитию воли через разнообразные длительные коллективные трудовые поручения, требующие настойчивости, творческой деятельности.
Немаловажное значение для нашей работы имеют исследования Я.З.Неверович, Т.А. Марковой, показавшие, что основным мотивом, побуждающим детей к трудовой деятельности, является их желание помогать взрослым.
В.П. Дуброва изучая особенности проявления самостоятельности у старших дошкольников в различных видах труда (природоохранном, хозяйственно-бытовом, ручном и др.), выделила причины различного уровня проявлений старшими дошкольниками самостоятельности в деятельности:
-
недостаточный уровень овладения деятельностью; -
содержание самой деятельности, обусловливающее эмоционально-предпочтительное отношение ребенка к определенному виду труда; -
уровень осознания детьми значимости результатов своего труда; -
присутствие значимого взрослого [29].
Кроме того, автор выделяет различные формы самостоятельности:
-
активная (дети выполняют работу при отсутствии подробного инструктирования, постановки цели со стороны взрослого, без контроля в явной форме за ее выполнением); -
пассивная (дети самостоятельно трудятся только при постановке перед ними цели работы и указаний воспитателя, как ее выполнять); -
избирательная, или ситуативная (характеризуется неустойчивостью и зависит от системы требований, от личности воспитателя, родителя); -
эпизодическая (проявляется в определенном виде труда и зависит от эмоционального отношения к деятельности или от эмоционального состояния ребенка в целом).
Особое значение в становлении самостоятельности, по мнению ученых А. Л. Венгера, Н. Е. Вераксы, А.Ф. Говорковой, Н. Н. Поддьякова имеет один из видов мыслительной деятельности – детское экспериментирование. Детское экспериментирование отличается общей направленностью на получение новых знаний об объекте, что является основным мотивом деятельности. В ходе развития поисковой деятельности преодолевается боязнь детей делать ошибки, что важно для развития смелости детского мышления.
Ценным для нашего исследования является утверждение Р.С. Буре: «Активным средством воспитания самостоятельности является включение ребенка в разнообразную деятельность, задания, заключающие в себе необходимость проявления самостоятельности и соответствующие его возможностям. При этом необходимо учитывать, что задания следует предлагать в такой форме, которая бы вызывала интерес к их выполнению, а полученный результат приводил к успеху, радовал ребенка» [13].
Таким образом, основным фактором становления и развития самостоятельности детей дошкольного возраста является активная деятельность. Разная деятельность оказывает специфическое влияние на развитие разных компонентов самостоятельности. Так, формированию целенаправленности и осознанности действий, настойчивости в достижении результата будет способствовать трудовая деятельность, а для развития активности и инициативы благоприятные возможности заложены в игре. В продуктивных видах деятельности более успешно можно формировать независимость ребенка, стремление к поиску адекватных средств самовыражения. В играх с правилами, детском экспериментировании развивается смелость и самостоятельность мышления.
Динамика развития самостоятельности зависит от особенностей, потребностей и интересов ребенка на разных возрастных этапах его жизни. Исследователи подчеркивают, что в раннем детстве преобладает потребность в активных действиях и в эмоциональном общении с близким взрослым. Уже с младшего дошкольного возраста дети испытывают больше потребности в результативных действиях, это ведет к появлению настойчивого стремления и желания самостоятельно участвовать в продуктивной деятельности и достижению в ней каких-либо самостоятельных результатов. Это позволяет сделать вывод о том, что для разных возрастных этапов характерно существование таких видов деятельности, в которых развитие самостоятельности проходит более результативно и успешно, так как основывается на интересах и потребностях детей. В раннем возрасте такой деятельностью являются предметная, общение со взрослым и зачатки самообслуживания [24; 48; 67; 68], в дошкольном – разные виды игр, продуктивные виды деятельности, познавательная деятельность, трудовая [7; 16; 35; 41; 49].
Большой интерес для нашего исследования представляет работа венгерских ученых Й. Раншбург и П. Поппер [69], где описывается разное отношение родителей к стремлению ребенка действовать самостоятельно и влияние этого отношения на воспитание самостоятельности дошкольника. Авторы отмечают наличие в руководстве детьми двух позиций: подбадривающей (разрешающей) и запрещающей. Первая позиция взрослого оказывает активизирующее действие на ребенка, побуждает к активным действиям. У него растет чувство уверенности в своих возможностях, что позже перерастает в ответственность за свои поступки и действия. Вторая позиция взрослого (запрещающая) оказывает тормозящее воздействие, влияет на развитие беспомощности, зависимости от взрослого. Разработанная авторами таблица позволяет наглядно увидеть различия в процессе развития у детей самостоятельности (см. табл. 1).
Таблица 1
Влияние отношения родителей к стремлению ребенка
действовать самостоятельно
на воспитание самостоятельности дошкольника
Положительный характер стимулирования «Ты можешь» | Отрицательный характер стимулирования «Ты не можешь» |
Укрепление веры ребенка в свои силы | Ослабление веры в свои силы |
Положительное мнение о себе | Отрицательное мнение о себе |
Развитие внутреннего контроля | Ориентация на внешний контроль |
Принятие ответственности (за собственные действия) | Боязнь ответственности (стремление переложить ее на других) |
Самостоятельность | Зависимость |
Личность, уверенная в себе | Личность, не уверенная в себе |
Итог этого процесса, отмечают авторы, проявляется во взрослые годы: «Из ребенка вырастает или самостоятельный, независимый, ответственный человек, или же личность, постоянно зависящая от окружения, ощущающая постоянную потребность в чьем-то вмешательстве» [13, с. 97].
В своей монографии Р.С. Буре [14] говорит о необходимости изменения методов воспитания: «вместо прямого побуждения взрослым отдельных действий малыша ведущими должны становиться такие, которые поддерживают его стремление освободиться от опеки взрослого, одобряют любую попытку малыша проявить самостоятельность, ставят его в условия выбора содержания и средств реализации своих интересов. То есть, вместо предложений «сделай так», «принеси», «положи» и т.д. используется положительная оценка попыток ребенка действовать самостоятельно, поддержка его решений. Особенно необходимым становятся приемы, предупреждающие ошибки, которые могут вызвать неудовлетворение собой и ведут к проявлению заниженной самооценки».
Р.С. Буре определила примерное содержание и последовательность приемов воспитания самостоятельности у дошкольников:
-
Одобрение попытки проявить самостоятельность, ее поддержка и незаметная помощь с тем, чтобы у ребенка создалось впечатление о самостоятельном выполнении задуманного действия. -
Положительная оценка ребенка, проявляющего стремление к самостоятельности. Создание общего положительного отношения к инициативе детей, их задумкам, действиям, поступкам. -
Воспитание у детей осознания своей ответственности за выполняемые действия, поступки, положительная оценка стремления достигать намеченной цели, не отступая от возникающих трудностей.
Таким образом, решающее значение в формировании самостоятельности детей дошкольного возраста имеют методы и приемы воспитания, поддерживающие и активизирующие стремление ребенка действовать самостоятельно).
Традиционно в семье в воспитании детей большое место занимают правила и запреты, основанные на подчинении авторитету взрослого. Это противоречит последним научным исследованиям, в которых доказывается тезис о становлении ребенка дошкольного возраста как субъекта деятельности, что требует применения методов воспитания, помогающих развитию у детей способности к самостоятельному выбору действий и поступков, соответствующих нормам морали [14].
По утверждению Р.С. Буре, при разработке методов воспитания наибольшее внимание надо обратить на детское «Я сам!», как возникающее стремление ребенка освободиться от опеки взрослого, желание стать субъектом деятельности и взаимоотношений.
Для воспитания самостоятельности можно использовать различные сочетания методов, приемов и средств, которые оказывают комплексное воздействие на ребенка. Для выбора методов воспитания самостоятельности детей в семье мы обратились к исследованиям психологов, работы которых в последние десятилетия доказывают огромное значение для развития личности ребенка стиля общения с ним. К. Роджерс, один из основателей гуманистической психологии, назвал этот стиль «личностно-центрированным». Он противостоит авторитарному и предполагает, прежде всего, понимание нужд и потребностей ребенка, знание закономерностей его роста и развития.
Рассмотрим некоторые, на наш взгляд наиболее эффективные методы воспитания самостоятельности у детей в семье.
В своей книге Ю.Б. Гиппенрейтер приводит пример: «Ребенок увлеченно возится с мозаикой. Получается у него не все как надо: мозаинки рассыпаются, перемешиваются, не сразу вставляются, да и цветочек получается «не такой». Мама, которой хочется научить, показать, вмешивается: «Подожди, надо не так, а вот так, давай я сделаю». Но ребенок недовольно отвечает: «Не надо, я сам» [21]. Автор разъясняет, что разные дети по-разному реагируют на родительские «не так»: одни теряются, другие обижаются, третьи бунтуют и вообще отказываются от деятельности, у некоторых развивается «страх ошибки». Одним из эффективных методов воспитания самостоятельности мы считаем метод невмешательства. Он заключается в том, чтобы не вмешиваться в те дела ребенка, которые он в состоянии выполнить сам, или которыми он увлеченно занят, не требуя помощи у взрослого. Своим невмешательством родитель показывает доверие и сообщает ребенку, что он справится сам.
На развитие самостоятельной деятельности детей оказывает существенное влияние применение методов проблемного обучения, которое широко используется в школе. В настоящее время в науке приводится всё больше доказательств, свидетельствующих о том, что некоторые формы этого обучения могут быть эффективно применены и в дошкольном возрасте.
Проблемный метод, как и проблемные ситуации, вызывают у детей неподдельный интерес. Дети 3-5 лет могут около часа трудиться над одной задачей, удивляясь, радуясь и огорчаясь. Даже если ребенок не располагает достаточными средствами для решения задачи, в проблемной ситуации он удивительно настойчив и изобретателен в своих поисках.