Файл: 1. 1 Теоретические основы воспитания самостоятельности у детей дошкольного возраста.docx
Добавлен: 09.11.2023
Просмотров: 308
Скачиваний: 4
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Для формирования мотивационно-личностного компонента компетентности родителей основными методами работы послужили: обсуждение опыта семейного воспитания, педагогических ситуаций, анализ мотивов детского и родительского поведения, анализ видеосюжетов, решение педагогических задач, упражнения, моделирование способов родительского поведения.
Коммуникативно-деятельностный компонент формировался следующими методами и приемами: упражнения, «замена», моделирование эффективных способов общения с ребенком, «информационная минутка», анализ литературных произведений и мультипликационных фильмов, в которых затрагиваются проблемы самостоятельности, ролевое проигрывание проблемных педагогических ситуаций, проектный метод.
Формирование гностического компонента предполагало использование дискуссионных вопросов, апелляции к авторитетному мнению, анализ психолого-педагогической литературы, наглядной информации самообразование.
Компетентностный опыт, помимо сочетания вышеназванных методов активизировался с помощью решения спонтанных или специально-организованных компетентностных задач-ситуаций, игровых заданий для домашнего общения, домашних упражнений и заданий для закрепления, самотестирования и самонаблюдения.
Среди практических мероприятий особое место мы отвели круглым столам и родительским гостиным, на которых предусматривали показ фрагментов образовательного процесса. Возможность увидеть своего ребенка в какой-либо деятельности, а потом послушать анализ специалиста давала родителям материал для сравнений и размышлений. Осознанию воспитательной деятельности родителей способствовали встречи, на которых обсуждался воспитательный опыт семьи, наиболее успешные методы развития самостоятельности у детей.
Одной из ведущих форм работы с семьями было использование наглядной педагогической пропаганды: выставки, фото-галереи, стенды, ширмы. Наличие большого процента родителей, испытывающих дефицит времени, продиктовало широкое использование дистанционных форм взаимодействия с семьями (буклеты, памятки); активно действовал «Почтовый ящик», с которым родители делились своими пожеланиями, вопросами, проблемами, а специалисты детского сада своевременно реагировали на них.
При реализации блоков нашей опытно-педагогической работы, наряду традиционными, активно использовались новейшие информационные технологии. Например, для особо занятых родителей, не всегда имеющих возможность присутствовать на проводимых мероприятиях, был подготовлен курс аудио-видео-лекций и вебинаров, которые они могли просматривать и слушать в удобное для них время, организовано общение на интернет-форуме, по электронной почте. Был разработан и оформлен ряд мультимедиа презентаций по наиболее важным вопросам воспитания самостоятельности, которые предлагались вниманию родителей, как в рамках некоторых мероприятий, так и для самостоятельного просмотра.
Для фиксирования результатов работы и достижения максимальной наглядности для каждого участника были оформлены записные книжки под названием «Тренинг самостоятельности», в которых родители могли записывать важную для себя информацию и ознакомиться с «домашним заданием». Книжки также содержали лаконичные рекомендации, памятки, советы, например, «Как поддерживать самооценку или чувство самоценности ребенка»; «Если я недоволен(на) ребенком, …»; «Четыре результата учения»; «Правила внимательных родителей»; «О разрешающей и запрещающей позиции взрослого»; правила применения «Я – сообщения» и другие. Все материалы тщательно прорабатывались и предлагались для апробации в повседневном общении родителей с ребенком.
Чтобы заинтересовать родителей проблемой воспитания самостоятельности, нами была проведена беседа с детьми, а некоторые ответы детей размещены на стендах групп и на сайте:
-
Мне нравится что-нибудь делать с мамой или с ребятами вместе (Юля Р.). -
Я очень люблю маме помогать, когда еду готовим (Таня Л.). -
В детском саду я люблю мастерить, а дома я такого не делаю (Алеша Г.). -
Я люблю летом помогать дедушке, мы вместе строим, ремонтируем (Елисей О.). -
Дома мама убирается, а в детском саду мы сами с ребятами убираем игрушки (Егор Д.).
Высказывания детей показались многим родителям неожиданными. Воспользовавшись этим, педагоги пригласили семьи на консультацию. Сначала многие родители с сомнением отнеслись к вопросу о детской самостоятельности, особенно в отношении помощи дома: «Ну как может 5-6 летний, а тем более 3-летний ребенок что-то делать самостоятельно? После него все придется переделывать, да еще убираться!». Возникшая дискуссия выявила те сферы домашнего труда, в которые можно и нужно включать ребенка дошкольного возраста. Самообслуживание родители выделили на первое место, потому что «от таких умений будет зависеть успешность и комфортное пребывание ребенка в школе». При этом родители самокритично отметили, что этому следовало учить раньше. На втором месте оказались навыки личной гигиены: правильная чистка зубов, мытье ушей, шеи, ног.
Следующая встреча была посвящена обсуждению понятия самостоятельности. После просмотра видеофрагментов детской деятельности, участники обсуждали: кто такой самостоятельный человек; может ли 6-7-летний ребенок быть самостоятельным; в чем и как это может проявляться; каковы плюсы и минусы детской самостоятельности. Исходя из результатов обсуждения, родители составили на доске «портрет самостоятельного ребенка», затем сравнили с составленной на основе анализа литературы характеристикой самостоятельного ребенка. Составленный таким образом портрет предложили зафиксировать в записной книжке.
Успешно было реализовано такое направление, как использование литературных произведений и мультипликационных фильмов в воспитании самостоятельности у детей. Для ознакомления родителей с таким приемом на одном из семинаров был показан фрагмент беседы с детьми по сказке С. Маршака «Двенадцать месяцев». Универсальный алгоритм такой беседы родителям было предложено внести в записную книжку, кроме того, родители получили список рекомендованных к использованию произведений и задание регулярно читать (просматривать) их с последующими беседами.
По отзывам самих родителей, такая форма общения не только способствовала решению основной задачи – воспитанию самостоятельности у ребенка, но и помогла эмоционально сблизиться за счет более частого общения с ребенком. Во многих семьях данный вид общения с ребенком мамы предлагали отцам, что также положительно сказалось на внутрисемейных отношениях.
Большое внимание было уделено воспитательным методам и приемам, применяемым родителями в семейном воспитании. По данным констатирующего этапа, большинство родителей используют методы и приемы, подавляющие проявления самостоятельности ребенка, и практически не знакомы с методами поощрения, положительной оценки, невмешательства, «Я – сообщения», внешнего средства и другими. В связи с этим, был запланирован ряд практических занятий с применением активных форм и методов обучения (деловые игры, тренинговые упражнения, игровое моделирование), в процессе которых родители знакомились, а затем упражнялись в применении данных методов. После освоения того или иного приема, родители выполняли «домашние задания», предложенные в «Записных книжках»: применяли, делали заметки о результатах. Впоследствии был проведен коллоквиум, на котором наиболее активные родители рассказывали о своем опыте применения освоенных приемов. Большое внимание было уделено приему похвалы: родителям был предложен список слов, которыми можно поощрить ребенка за самостоятельные действия. После применения их в практике ежедневного общения с ребенком, родители дополнили список своими словами. По итогам данной работы, участники единогласно признали высокую эффективность предложенных специалистами методов и приемов воспитания у ребенка самостоятельности.
Свою высокую эффективность показал метод игрового моделирования, когда родителям предлагалось разбиться на пары (родитель – ребенок) и «разыграть» конкретную ситуацию. Были разыграны такие ситуации: «Занимаемся уборкой квартиры», «Готовим подарок папе», «Мама печет пироги» и другие. Анализируя собственное поведение, родители подчеркивали, что им с трудом давалось предоставить «ребенку» больше самостоятельности. К такому же выводу пришли родители, прослушав фрагменты детских интервью, в которых дети рассказывают о том, что они делают дома сами.
В целях повышения психологической компетентности семей, был запланирован ряд мероприятий с привлечением психолога. Это такие консультации, как: «Из чего складывается самостоятельность», «Как воспитать самостоятельного ребенка», «Как не мешать формированию самостоятельности», «О значении самостоятельности в жизни ребенка», «Как выглядит несамостоятельность».
Высокую эффективность показали совместные детско-родительские занятия: помимо решения непосредственной задачи воспитания самостоятельности, совместное детско-родительское игровое взаимодействие способствовало укреплению семейных ценностей и гармонизации детско-родительских отношений, помогало родителям осознать ценность игры в дошкольном возрасте, ее развивающий аспект. Поощрительное отношение к игровой деятельности со стороны родителей имело большое позитивное значение для развития личности ребенка.
Также, на детско-родительских занятиях родители замечали, что в других семьях возникают схожие проблемы и трудности в воспитании и обучении детей, и этот факт способствовал снижению аффективной конкурентной мотивации у родителей, опасающихся, что их ребенок отстанет от более успешных сверстников. Дети же, в свою очередь, обретали уверенность в том, что в трудной ситуации не останутся без родительской поддержки и помощи, что придавало им уверенности в своих силах и снижало тревожность.
На одном из таких совместных детско-родительских занятий педагогом-психологом был проведен следующий эксперимент: родителям предлагалось объяснить ребенку задание (например, что-то нарисовать или слепить для конкурса детских работ). Основное требование: ребенок должен выполнять задание самостоятельно. Специально назначенные «наблюдатели» фиксировали, вмешивается ли родитель в деятельность ребенка, помогает, делает вместо него, вместе, предоставляет свободу действий, подсказывает или советует; сколько применяет указаний, порицаний или слов похвалы. После обсуждения результатов задание усложнили, использовав прием «замена», когда для самостоятельного выполнения задания родителей объединяли в пары не со своими, а с другими детьми. Интересно отметить, что в такой ситуации родители вели себя более правильно: предоставляли ребенку больше возможности для проявления самостоятельности, чаще использовали «правильные» методы и средства (совет, поощрение, похвала и др.), реже применяли прямые указания, порицания, чем в паре со своим ребенком. После родителям продемонстрировали отличия в их
поведении со своим и чужим ребенком, что значительно активизировало родительскую рефлексию.
Анализируя посещаемость мероприятий, отметим, что на первых этапах опытной работы уровень активности родителей оставлял желать лучшего. Но постепенно привлекательность мероприятий, их актуальность, авторитет активных родителей, обладающих высоким уровнем компетентности, способствовали повышению интереса к взаимодействию с педагогами и специалистами дошкольной образовательной организации.
В процессе апробации модели формирования педагогической компетентности родителей в воспитании самостоятельности у детей дошкольного возраста осуществлялся мониторинг эффективности используемого содержания, форм и методов. Анализ процесса формирования педагогической компетентности родителей проводился с помощью анкетирования родителей, эксперимента, игрового моделирования и решение педагогических ситуаций, анализа родительских заметок в «Записных книжках», наблюдений за взаимодействием родителей с ребенком. Конечные результаты диагностики формирования педагогической компетентности родителей будут представлены в следующем параграфе исследования.
В ДОО были проведены встречи с родителями (родительские гостиные, родительские собрания и др.) на тему «Воспитание самостоятельности у детей в семье», задачей которых было привлечь внимание родителей к проблеме, повысить их заинтересованность, поделиться своим опытом.
Организованы фотовыставки семейных фотографий «Мой главный помощник»; работа над детско-родительскими проектами на предложенные темы: «Предметная домашняя среда, активизирующая проявления самостоятельности»; «Старший и младший ребенок в семье»; «Роль режима в формировании самостоятельности»; «Трудолюбие и самостоятельность»; «Книги, фильмы, которые воспитывают»; «Самостоятельность и спорт»; «Дочь и сын: приемы воспитания самостоятельности»; «Путешествуем всей семьей» и др. Результатами проектов стали доклады, сочинения родителей, дополненные фотографиями, презентациями и видеосюжетами, некоторые из них размещены на сайте лаборатории дошкольного образования методического центра г. Мичуринска.
В ДОО были созданы «Семейные библиотеки» для детей и родителей, в состав которых включены литературные произведения о самостоятельности, трудолюбии и ответственности для совместного чтения и обсуждения с детьми.