Файл: 1. 1 Теоретические основы воспитания самостоятельности у детей дошкольного возраста.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2023

Просмотров: 306

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Метод «внешнего средства», открытый Л.С. Выготским, был много раз подтвержден научными и практическими исследованиями [49]. Л.С.Выготский выявил, что ребенок легче и быстрее учится организовывать себя и свои дела, если на определенном этапе помочь ему некоторыми внешними средствами (картинками для напоминания, списком дел, схемой и т.п.) Подобные средства – это замена слов взрослого, его напоминаний и указаний. Пользуясь такими «заменителями» самостоятельно, ребенок оказывается на полпути к тому, чтобы справиться с делом без помощи взрослого. Метод внешнего средства способствует формированию у ребенка осознанного отношения к деятельности и тренировке практических умений.

Следующий метод опирается на психологический закон, открытый Л.С. Выготским – зону ближайшего развития. Зона ближайшего развития – уровень развития, достигаемый ребенком в процессе его взаимодействия со взрослым, реализуемый развивающейся личностью в ходе совместной деятельности со взрослым, но не проявляющийся в рамках индивидуальной деятельности. Другими словами, по мере развития ребенка круг его самостоятельных дел пополняется теми занятиями, которые он раньше выполнял только вместе со взрослым.

Психологи отмечают, что довольно часто взрослые на поведение детей реагируют криком, критикой, наказаниями и другими способами.

Способы, которые позволяют сообщить ребенку о его поведении, но не обидеть и не унизить, довольно подробно разработаны в гуманистической психологии. Одним из таких способов является «Я – сообщение», «Я – высказывание» или «Я – замечание».

Психологи характеризуют «Я – сообщение»: как способ вербального выражения чувств, которые возникают у родителя в различных напряженных ситуациях; конструктивная альтернатива «Ты – замечанию», которое традиционно применяется для решения конфликта через высказывание негативной оценки в адрес другого; способ обозначения проблем для себя и одновременно осознание собственной ответственности за ее решение. «Я – сообщение» показывает, какие чувства у родителя вызывает поведение ребенка. Например: «Мне не нравится, если в комнате беспорядок». «Я – сообщение» – это прием, с помощью которого взрослый может сообщить ребенку не о нем и не о его поведении, а о своих чувствах и отрицательных переживаниях. «Я – сообщение» предполагает в общении с ребенком партнерскую позицию, вместо позиции «сверху».


Пример как один из эффективных методов воспитания заключатся в образце для подражания. Его психолого-педагогический значение характеризуется наличием анализа образца, стремлением ребенка быть похожим на идеал. В случае с отрицательным идеалом ребенок будет стремиться преодолеть или не допустить в себе те негативные особенности, которые он заметил у «образца». Особое значение имеет личный пример воспитателя и родителя.

Приучение как метод используется с целью формирования способности к организованным действиям, для выработки положительных привычек. Реализуется прием через систему упражнений, предполагающих демонстрацию действий воспитателем и повторение воспитанником.

Поощрение – один из эффективных методов воспитания, вызывающий у ребенка прилив сил, энергии, и как следствие, высокую степенью старания и результативность. Данный метод направлен на эмоциональное подтверждение успешно производимых ребенком действий и нравственных поступков, стимулирование к совершению новых. Значение поощрения возрастает при работе с застенчивыми и неуверенными в себе детьми. Однако поощрение не должно быть слишком частым, чтобы не привести к ожиданию награды за малейший успех. К видам поощрения относятся: похвала, ответственное поручение, награда, прощение за проступок.

Таким образом, подобранные нами методы и приемы воспитания самостоятельности детей в семье целесообразно включить в содержание работы по формированию компетентности родителей.

Л.М. Клариной, С.Л. Новоселовой, А.В. Петровским в качестве условия оптимального развития активной, самостоятельной личности рассматривается развивающая среда. Она выступает фактором становления субъектного опыта ребенка, обусловливает возможность испытывать и использовать собственные способности, проявляя самостоятельность, утверждая себя как активного деятеля в ситуации свободы выбора самой деятельности [47].

Развивающая среда обладает сущностными характеристиками:

  • соответствие деятельностному и возрастному принципу воспитания (развитие тех её видов, которые удовлетворяют потребность актуального и перспективного развития ребенка, становления его творческих способностей (Л.С. Выготский);

  • соответствие структуре умственной сферы ребёнка (Н.Н. Поддьяков);

  • наличие и удовлетворение исходной активности и инициативности детей.

Построение развивающей среды определяется также особенностями личностно-ориентированной модели воспитания, основные черты которой можно представить таким образом:



  • взрослый при общении с ребенком занимает позицию «не рядом», «не над», а «вместе»;

  • способы общения отличаются пониманием и принятием личности ребенка, основываются на способности взрослых стать на позицию ребенка, учитывать его чувства и эмоции;

  • тактика общения основана на понимании, что ребенок в условиях взаимодействия – полноправный партнер. Следовательно, противоречия разрешаются только путем сотрудничества, причем каждый партнер обладает определенной свободой в выборе содержания, методов, форм деятельности;

  • взрослый положительно оценивает и приветствует наличие у детей комплекса качеств, связанных с их активностью: инициативу, творческий подход и самостоятельность в деле, способность доводить начатое дело до конца и др.

Всё это соответствует характеристике субъект-субъектных отношений в системе «взрослый-ребенок», в процессе которых формируются ценные проявления активности и самостоятельности ребенка, которые при устойчивом укреплении субъектной позиции могут стать его личностными качествами.

Анализ научной литературы позволяет представить следующие выводы о генезисе самостоятельности.

Становление самостоятельности и активности ребенка происходит в течение всего периода детства. Самостоятельные отдельные действия ребенка раннего возраста, пополняясь и обогащаясь, к началу дошкольного периода начинают формироваться в самостоятельную деятельность. В разных ее видах к среднему дошкольному возрасту проявляются разные формы самостоятельного поведения. Самостоятельное поведение к старшему дошкольному возрасту, приобретает устойчивость и постоянство, которые свидетельствуют о появлении самостоятельности как качества личности ребенка. Данное качество может проявляться как в разных видах практической деятельности, так и общении ребенка со взрослыми и сверстниками. Благодаря способности детей к «обобщенному подражанию» самостоятельность возникает там, где ребенок преодолевает подражание и проявляет сознательное отношение и творчество к использованию имеющихся образцов, развертываясь от самостоятельности репродуктивного, воспроизводящего характера к самостоятельности с элементами творчества [276, с. 24]. При этом показателями проявления самостоятельности являются следующие:

  • способность действовать инициативно, замечать необходимость своего участия в разных обстоятельствах;

  • умение выполнять обыденные дела без контроля и обращения за помощью взрослого;

  • умение осознанно действовать в рамках заданных требований и новых условий деятельности;

  • наличие самоконтроля и самооценки результатов деятельности, развитие элементов самосознания;

  • умение творчески ставить и разрешать различные задачи деятельности.


Все вышесказанное подтверждает определение самостоятельности как «одного из ведущих качеств личности, выражающееся в умении поставить определенную цель, настойчиво добиваться ее выполнения собственными силами, ответственно относиться к своей деятельности, действовать при этом сознательно и инициативно не только в знакомой обстановке, но и в новых условиях, требующих принятия нестандартных решений» [70, с.309-310]. В качестве первопричины проявления и развития самостоятельности определяются потребности детей, которые реализуются в деятельности, а непосредственным ее побудителем выступает интерес.

Таким образом, на основе анализа психолого-педагогических исследований по изучаемой нами проблеме мы заключили, что:

1. Самостоятельность – интегративное качество личности, имеющее сложную структуру и в обобщенном виде представляющее систему, которая включает интеллектуально-познавательный, эмоционально-волевой и действенно-практический компоненты (совокупность знаний, умений, навыков, содержательно-операциональных и личностных компонентов, отношением личности к процессу, результатам и условиям осуществления деятельности) и проявляющееся в интересе ребёнка к деятельности, умении действовать без помощи взрослого при выборе содержания, средств и способов выполнения заданий.

2. Предпосылки самостоятельности складываются в раннем возрасте, но говорить о самостоятельности, как особом личностном качестве, относительно устойчивой особенности детей можно только к концу дошкольного возраста, что обосновывает необходимость проведения экспериментальной работы с детьми старшего дошкольного возраста.

3. Самостоятельность детей проходит несколько этапов: от самостоятельности репродуктивного, воспроизводящего характера к самостоятельности с проявлением творчества.

4. Показателями проявления самостоятельности детей старшего дошкольного возраста являются:

  • наличие интереса ребёнка к деятельности;

  • умение действовать без чьей-либо помощи при выборе цели, содержания, средств и способов деятельности, умение самостоятельно выполнить посильную, но достаточно сложную деятельность;

  • проявление исполнительности, инициативности (умение по собственному побуждению стремиться к цели и достигать ее, вносить в деятельность элементы новизны), ответственности;

  • наличие самоорганизованности, элементов самоконтроля, самооценки своих действий и поступков.


5. Успешность воспитания родителями самостоятельности у детей дошкольного возраста зависит от следующих условий:

  • наличие представлений и знаний о самостоятельности, формах самостоятельного поведения, осознания детьми значимости самостоятельности для своей и общественной жизни;

  • сформированность положительного отношения и интереса к деятельности, формирование эмоционального предвосхищения результатов своей деятельности;

  • введение в деятельность дошкольников значимых мотивов: достижения успеха, социальной значимости результатов деятельности и т.п.;

  • накопление достаточного объема умений, навыков для реализации какой-либо деятельности, позволяющего без помощи взрослых достигать поставленные цели;

  • упражнение детей в формах самостоятельного поведения;

  • формирование элементов самоконтроля и самооценки при выполнении деятельности.

6. Решающее значение в формировании самостоятельности детей дошкольного возраста имеет развивающая среда (личностно-ориентированная модель воспитания, субъект-субъектные отношения в системе «взрослый-ребенок», методы и приемы воспитания, поддерживающие и активизирующие стремление ребенка действовать самостоятельно).

Возрастающие потребности государства и общества в компетентном родителе, способном успешно воспитывать самостоятельность у ребенка, обусловили актуальность разработки и реализации модели формирования компетентности родителей в воспитании самостоятельности детей дошкольного возраста. Конструирование модели позволит нам более четко представить и комплексно осуществить процесс формирования педагогической компетентности родителей в воспитании самостоятельности детей дошкольного возраста.

Эффективное формирование должного уровня педагогической компетентности родителей возможно только при участии специально подготовленных специалистов, что вполне реализуемо в условиях дошкольной образовательной организации.