Файл: Пояснительная записка Основная общеобразовательная программа образовательная программа дошкольного образования (название организации) (далее.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2023

Просмотров: 198

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

136 ориентироваться в пространстве. Педагог поддерживает стремление детей самостоятельно организовывать знакомые подвижные игры со сверстниками, справедливо оценивать свои результаты и результаты товарищей побуждает проявлять смелость, находчивость, волевые качества, честность, целеустремленность. Поощряет творчество детей, желание детей придумывать варианты игр, комбинировать движения, импровизировать. Продолжает воспитывать сплоченность, взаимопомощь, чувство ответственности за успехи и достижения команды, стремление вносить свой вклад в победу команды, преодолевать трудности. Способствует формированию духовно- нравственных качеств, основ патриотизма и гражданской идентичности.
3) Спортивные игры педагог обучает детей элементам спортивных игр, которые проводятся в спортивном зале или на площадке в зависимости от имеющихся условий и оборудования, а также региональных и климатических особенностей. Городки бросание биты сбоку, от плеча, занимая правильное исходное положение знание 4-5 фигур, выбивание городков с полукона икона при наименьшем количестве бросков бит. Элементы баскетбола передача мяча друг другу (двумя руками от груди, одной рукой от плеча перебрасывание мяча друг другу двумя руками от груди, стоя напротив друг друга ив движении ловля летящего мяча на разной высоте (на уровне груди, над головой, сбоку, снизу, у пола и тому подобное) и с разных сторон забрасывание мяча в корзину двумя руками из-за головы, от плеча ведение мяча одной рукой, передавая его из одной руки в другую, передвигаясь в разных направлениях, останавливаясь и снова передвигаясь по сигналу. Элементы футбола передача мяча друг другу, отбивая его правой и левой ногой, стоя на месте ведение мяч змейкой между расставленными предметами, попадание в предметы, забивание мяча в ворота, игра по упрощенным правилам. Элементы хоккея (без коньков - на снегу, на траве ведение шайбы клюшкой, не отрывая её от шайбы прокатывание шайбы клюшкой друг другу, задерживание шайбы клюшкой ведение шайбы клюшкой вокруг предметов и между ними забрасывание шайбы в ворота, держа клюшку двумя руками (справа и слева попадание шайбой в ворота, ударяя по ней с места и после ведения. Бадминтон перебрасывание волана ракеткой на сторону партнера без сетки, через сетку, правильно удерживая ракетку. Элементы настольного тенниса подготовительные упражнения с ракеткой и мячом подбрасывать и ловить мяч одной рукой, ракеткой с ударом о поло стену подача мяча через сетку после его отскока от стола.
4) Спортивные упражнения педагог продолжает обучать детей спортивным упражнениям на прогулке или вовремя физкультурных занятий на свежем воздухе в зависимости от имеющихся условий, а также региональных и климатических особенностей. Катание на санках игровые задания и соревнования в катании на санях на скорость. Ходьба на лыжах скользящим шагом по лыжне, заложив руки за спину 500-600 метров в медленном темпе в зависимости от погодных условий попеременным двухшажным ходом (с палками повороты переступанием в движении поднимание на горку лесенкой, «ёлочкой». Катание на коньках удержание равновесия и принятие исходного положения на коньках на снегу, на льду приседания из исходного положения скольжение на двух ногах с разбега повороты направо и налево вовремя скольжения, торможения скольжение на правой и левой ноге, попеременно отталкиваясь. Катание на двухколесном велосипеде, самокате по прямой, по кругу, змейкой, объезжая


137 препятствие, на скорость. Плавание погружение вводу с головой с открытыми глазами, скольжение на груди и спине, двигая ногами (вверх - вниз проплывание в воротца, с надувной игрушкой или кругом в руках и без произвольным стилем (от 10-15 м упражнения комплексов гидроаэробики вводе у бортика и без опоры.
5) Формирование основ здорового образа жизни педагог расширяет, уточняет и закрепляет представления о факторах, положительно влияющих на здоровье, роли физической культуры и спорта в укреплении здоровья разных видах спорта (санный спорт, борьба, теннис, синхронное плавание и другие, спортивных событиях и достижениях отечественных спортсменов. Дает доступные по возрасту представления о профилактике и охране здоровья, правилах безопасного поведения в двигательной деятельности (при активном беге, прыжках, играх-эстафетах, взаимодействии с партнером, в играх и упражнениях с мячом, гимнастической палкой, скакалкой, обручем, предметами, пользовании спортивны инвентарем, оборудованием, вовремя туристских прогулок и экскурсий. Приучает детей следить за своей осанкой, формирует представление о том, как оказывать элементарную первую помощь, оценивать свое самочувствие воспитывает чувство сострадания к людям с особенностями здоровья, поддерживает стремление детей заботиться о своем здоровье и самочувствии других людей.
6) Активный отдых. Физкультурные праздники и досуги педагоги организуют праздники (2 раза в год, продолжительностью не более 1,5 часов. Содержание праздников предусматривают сезонные спортивные упражнения, элементы соревнования, с включением игр-эстафет, спортивных игр, на базе ранее освоенных физических упражнений. Досуг организуется 1 -2 раза в месяц во второй половине дня преимущественно на свежем воздухе, продолжительностью 40-45 минут. Содержание досуга включает подвижные игры, в том числе, игры народов России, игры-эстафеты, музыкально-ритмические упражнения, импровизацию, танцевальные упражнения, творческие задания. Досуги и праздники направлены на решение задач приобщения к здоровому образу жизни, должны иметь социально-значимую и патриотическую тематику, посвящаться государственным праздникам, ярким спортивным событиями достижениям выдающихся спортсменов. Дни здоровья проводятся 1 разв квартал. В этот день педагог организует оздоровительные мероприятия, в том числе физкультурные досуги, и туристские прогулки. Туристские прогулки и экскурсии организуются при наличии возможностей дополнительного сопровождения и организации санитарных стоянок. Педагог организует пешеходные прогулки. Время перехода в одну сторону составляет
35-40 минут, общая продолжительность не более 2-2,5 часов. Время непрерывного движения
20-30 минут, с перерывом между переходами не менее 10 минут. Входе туристкой прогулки с детьми проводятся подвижные игры и соревнования, наблюдения за природой родного края, ознакомление с памятниками истории, боевой и трудовой славы, трудом людей разных профессий. Для организации детского туризма педагог формирует представления о туризме, как форме активного отдыха, туристских маршрутах, видах туризма, правилах безопасности и ориентировки на местности правильно по погоде одеваться для прогулки, знать содержимое походной аптечки, укладывать рюкзак весом от 500 гр. до 1 кг (более тяжелые вещи класть на дно, скручивать валиком и аккуратно укладывать запасные вещи и коврик, продукты, мелкие вещи, игрушки, регулировать лямки преодолевать несложные препятствия на пути, наблюдать


138 за природой и фиксировать результаты наблюдений, ориентироваться на местности, оказывать помощь товарищу, осуществлять страховку при преодолении препятствий, соблюдать правила гигиены и безопасного поведения вовремя туристской прогулки.
2.1.5.8. Решение совокупных задач воспитания в рамках образовательной области Физическое развитие направлено на приобщение детей к ценностям Жизнь, Здоровье, что предполагает
• воспитание осознанного отношения к жизни как основоположной ценности и здоровью как совокупности физического, духовного и социального благополучия человека
• формирование у ребёнка возрастосообразных представлений и знаний в области физической культуры, здоровья и безопасного образа жизни
• становление эмоционально-ценностного отношения к здоровому образу жизни, физическим упражнениям, подвижным играм, закаливанию организма, гигиеническим нормами правилам
• воспитание активности, самостоятельности, самоуважения, коммуникабельности, уверенности и других личностных качеств
• приобщение детей к ценностям, нормами знаниям физической культуры в целях их физического развития и саморазвития
• формирование у ребёнка основных гигиенических навыков, представлений о здоровом образе жизни. Вариант 2. Задачи образовательной работы по возрастным группам

1   ...   15   16   17   18   19   20   21   22   ...   40

2.1.1. Группа младенческого возраста (дети в возрасте от 2 месяцев до 1 года)
Социально-коммуникативное развитие. В области социально-коммуникативного развития основными задачами образовательной деятельности являются до 6 месяцев осуществлять эмоционально-контактное взаимодействие и общение с ребёнком, эмоционально-позитивное реагирование на него с 6 месяцев организовать эмоционально-позитивную поддержку ребёнка в его действиях через вербальное обозначение совершаемых совместных действий с ребёнком; поддерживать потребность ребёнка в совместных действиях со взрослым с 9 месяцев формировать положительное отношение к окружающим, доверие и желание вступать в контакт не только с близкими, но и с другими людьми поощрять интерес к предметам (игрушками действиям сними способствовать проявлению самостоятельности и активности в общении, освоении пространства и предметно-манипулятивной деятельности. Содержание образовательной деятельности. В процессе совместных действий педагог разговаривает с ребёнком, называет предметы и игрушки, с интересом рассказывает о том, что он делает. Содержанием общения становятся предметные действия. В процессе общения педагог рассказывает ребёнку о действиях, которые можно совершать с предметами, активизируя понимание ребёнком речи и овладение словом. Устанавливает контакт глаза в глаза, обращается к ребёнку по имени, с улыбкой, делает акцент на физическом контакте с ребёнком: держит за руку, через прикосновения, поглаживания и прочее. С 6 месяцев - педагог приобщении с ребёнком называет ему имена близких людей, показывает и обозначает словом части тела человека, названия некоторых животных,

139 окружающие предметы и действия сними, переживаемые ребёнком чувства и эмоции. Познавательное развитие. В области познавательного развития основными задачами образовательной деятельности являются
1) развивать интерес детей к окружающим предметами действиям сними) вовлекать ребёнка в действия с предметами и игрушками, развивать способы действий сними) развивать способности детей ориентироваться в знакомой обстановке, поддерживать эмоциональный контакт в общении со взрослым
4) вызывать интерес к объектам живой и неживой природы в процессе взаимодействия сними, узнавать их. Содержание образовательной деятельности.
1) С 2 месяцев в процессе общения с ребёнком педагог создает дифференцированные условия для зрительных, слуховых, тактильных, вестибулярных и других впечатлений, привлекает внимание к незнакомым объектам, сопровождает словом свои действия, поощряет действия ребёнка. Развивает зрительное и слуховое сосредоточение, ориентировочную активность входе демонстрации знакомых и незнакомых предметов. Развивает хватательные движения рук по направлению к объекту, захват из удобного положения побуждает ребёнка к удержанию предмета, развивает реакцию на звуковой сигнал способствует появлению попыток наталкиваться руками на низко подвешенные игрушки и прикасаться к ним устанавливает эмоциональный контакт с ребёнком входе действий с предметами, вызывая ответную реакцию.
2) С 6 месяцев педагог побуждает детей к играм-упражнениям манипуляторного характера, развивает несложные предметно-игровые действия. В практической деятельности активизирует умения ребёнка захватывать, ощупывать игрушку, висящую над грудью, манипулировать ею, брать игрушку из рук взрослого из разных положений (лежа на спине, животе, находясь на руках у взрослого, перекладывать её из одной руки в другую дифференцировать звуковые сигналы развивает зрительное внимание на окружающие предметы, объекты живой природы и человека, привлекает внимание к объектам живой природы.
3) С 9 месяцев педагог в процессе общения словом и интонацией поощряет поисковую и познавательную активность детей по отношению к предметами их свойствам, развивает стремление к проявлению настойчивости в достижении результата поддерживает развитие у детей отдельных предметных действий, направленных на ознакомление со свойствами предметов (цвет, форма, величина развивает зрительное внимание к предметами объектам окружающего мира, лицам людей. Использует словесное поощрение, показ действий, побуждение их повторения.
4) Педагог привлекает внимание детей и организует взаимодействие с объектами живой и неживой природы в естественной среде. Речевое развитие. В области речевого развития основными задачами образовательной деятельности являются
1) с 2 месяцев формировать предпосылки для развития речи активизировать интонационную выразительность речевых реакций и вокализаций; побуждать вступать со взрослым в общение, эмоционально вызывая ребёнка повторять фонемы, повторять за ребёнком

140 фонемы, произносимые им вводить в речь слова, связывая их со смысловым содержанием
2) с 6 месяцев развивать способность понимания речи взрослого, находить взглядом, а затем и указательным жестом названную педагогом знакомую игрушку, предмет развивать предпосылки активной речи (лепет, подражание простым слогами звукосочетаниям, поддерживать стремление детей вступать в контакт с окружающими взрослыми и детьми в играх
3) с 9 месяцев развивать понимание речи обогащать пассивный словарь детей, формировать умение различать близких закреплять умение находить предмет по слову педагога, выполнять движения, действия находить по слову педагога из 5-8 знакомых игрушек одну, узнавать изображение знакомого предмета на картинках развивать активную речь произносить первые облегченные слова, обозначающие названия знакомых предметов и действий. Содержание образовательной деятельности.
1) С 2 месяцев - подготовительный этап речевого развития. Педагог дает образцы правильного произношения звуков родного языка, интонационновыразительной речи. При этом старается побудить ребёнка к гулению.
2) С 4 месяцев - педагог побуждает ребёнка к произнесению первых гласных звуков. Речевые игры-упражнения с детьми строятся на содержании фольклорных текстов, которые обыгрывают предметы, игрушки.
3) С 6 месяцев - педагог побуждает ребёнка к общению со взрослыми сверстниками, к поисковым действиям относительно названного предмета, использует вопрос Где, ребёнок находит названный предмет (делает указательный жест, выбирая из х рядом стоящих предметов. Педагог формирует у ребёнка умение вслушиваться в произносимые им звуки, слова, различать интонацию голоса, понимать некоторые слова, устанавливать связь между словом и предметом. У ребёнка появляется лепет, который формируется через подражание на основе уже имеющихся слогов.
4) С 9 месяцев - педагог формирует у ребёнка умение понимать обращенную к нему речь в виде четких коротких фраз и отдельных слов. Новые (незнакомые ребёнку) слова педагогом выделяются интонацией, медленным тщательным проговариванием и многократными повторениями. В процессе действий по уходу за детьми педагог закрепляет в речи новые простые слова, развивает умения называть окружающие предметы быта, мебели, игрушек, одежды поощряет выполнение простых игровых действий по словесному указанию взрослого развивает умение детей узнавать и называть слова (при помощи лепетных слов, звукоподражаний), обогащает активный словарь словами, состоящими из двух одинаковых слогов. Педагог закрепляет у ребёнка умение откликаться на свое имя, показывать окружающие предметы.
Художественно-эстетическое развитие. В области художественно-эстетического развития основными задачами образовательной деятельности являются
1) от 2-3 до 5-6 месяцев развивать у детей эмоциональную отзывчивость на музыку контрастного характера формировать навык сосредоточиваться на пении взрослых и звучании музыкальных инструментов
2) от 5-6 до 9-10 месяцев приобщать детей к слушанию вокальной и инструментальной музыки формировать слуховое внимание, способность прислушиваться к музыке, слушать е
3) от 9-10 месяцев до 1 года способствовать возникновению у детей чувства

141 удовольствия при восприятии вокальной и инструментальной музыки поддерживать запоминания элементарных движений, связанных с музыкой.
21.1.1. Содержание образовательной деятельности.
1) От 2-3 до 5-6 месяцев – педагог старается побудить у ребёнка эмоциональную отзывчивость на веселую и спокойную мелодию радостное оживление при звучании плясовой мелодии. Формирует умение с помощью педагога под музыку приподнимать и опускать руки. Формирует самостоятельный навык звенеть погремушкой, колокольчиком, бубном, ударять в барабан.
2) От 5-6 до 9-10 месяцев – педагог способствует эмоциональному отклику детей на веселую, быструю, грустную, спокойную, медленную мелодии, сыгранные на разных музыкальных инструментах (дудочка, губная гармошка, металлофон и другие. Педагог формирует у детей положительную реакцию на пение взрослого, звучание музыки. Педагог поддерживает пропевание звуков и подпевание слогов. Способствует проявлению активности при восприятии плясовых мелодий. Педагог развивает умение выполнять с помощью взрослых следующие движения хлопать в ладоши, притопывать и слегка приседать, сгибать и разгибать ноги в коленях, извлекать звуки из шумовых инструментов.
3) От 9-10 месяцев до 1 года – педагог формирует у детей эмоциональную отзывчивость на музыку контрастного характера (веселая - спокойная, быстрая - медленная. Педагог пробуждает у детей интерес к звучанию металлофона, флейты, детского пианино и других. Побуждает подражать отдельным певческим интонациям взрослого (а-а-а...). Педагог поощряет отклик на песенно-игровые действия взрослых (Кукла пляшет, «Сорока-сорока», Прятки. Поддерживает двигательный отклик на музыку плясового характера, состоящую из двух контрастных частей (медленная и быстрая. Педагог побуждает детей активно и самостоятельно прихлопывать в ладоши, помахивать рукой, притопывать ногой, приплясывать, ударять в бубен, играть с игрушкой, игрушечным роялем. Физическое развитие. В области физического основными задачами образовательной деятельности являются обеспечивать охрану жизни и укрепление здоровья ребёнка, гигиенический уход, питание организовывать физиологически целесообразный режим жизнедеятельности и двигательную деятельность детей, обучая основным движениям (бросание, катание, ползание, лазанье, ходьба) на основе положительного эмоционального общения и совместных действий педагога с ребёнком; поддерживать положительную эмоциональную реакцию при выполнении движений, чувство удовлетворения и радости от совместных действий ребёнка с педагогом в играх-забавах. Содержание образовательной деятельности. Педагог приучает ребёнка к определенному жизненному ритму и порядку входе режимных процессов, организует двигательную деятельность, создает условия для сохранения и укрепления здоровья средствами физического воспитания.
1) С 2 месяцев педагог оказывает помощь в удержании головы в вертикальном положении, повороте её в сторону звука, игрушки побуждает переворачиваться со спины набок к 4 месяцам, на живот (к 5 месяцам, с живота на спину (к 6 месяцам отталкиваться ногами от опоры в вертикальном положении при поддержке подмышки побуждает захватывать и удерживать игрушку поощряет попытки лежать на животе с опорой на предплечья, кисти рук дотягиваться до игрушки, подползать к ней проводит комплекс гимнастики.

142 2) С 6 месяцев педагог помогает осваивать движения, подготавливающие к ползанию, поощряет стремление ребёнка ползать, самостоятельно садиться из положения лежа и ложиться из положения сидя, уверенно переворачиваться со спины на живот и обратно, сидеть помогает вставать и стоять с поддержкой, переступать, держась за опору (к 8 месяцам побуждает к манипулированию предметами (берет, осматривает, перекладывает из руки в руку, размахивает, бросает и другое проводит с ребёнком комплекс гимнастики, включая упражнения с использованием предметов (колечки, погремушки.
3) С 9 месяцев педагог создает условия для развития ранее освоенных движений, упражняет вползании в разных направлениях, вставании, перешагивании, побуждает приседать и вставать, делать первые шаги вдоль опоры при поддержке за руки, за одну руку, самостоятельно ходить за каталкой, при поддержке подниматься на ступеньки брать, держать и бросать мяч поощряет стремление ребёнка к разнообразным движениям (приседать на корточки, поднимать предметы, переносить их, открывать и закрывать крышку коробки, ставить один предмет на другой итак далее вызывает эмоциональный отклики двигательные реакции на игровые действия и игры-забавы («Поехали-поехали», «Сорока-сорока», Ладушки, Коза рогатая, «Пташечка-перепелочка» и другое) и ритмичную музыку проводит комплекс гимнастики и закаливания начинает формировать первые культурно-гигиенические навыки, приучает к опрятности.
2.1.2. Группа раннего возраста (дети в возрасте от 1 года до 2 лет)
Социально-коммуникативное развитие. В области социально-коммуникативного развития основными задачами образовательной деятельности являются создавать условия для благоприятной адаптации ребёнка к ДОО; поддерживать пока еще непродолжительные контакты со сверстниками, интерес к сверстнику формировать элементарные представления о себе, близких людях, ближайшем предметном окружении создавать условия для получения опыта применения правил социального взаимодействия. Содержание образовательной деятельности. Для благоприятной адаптации к ДОО педагог обеспечивает эмоциональный комфорт детей в группе побуждает детей к действиям с предметами и игрушками, поддерживает потребность в доброжелательном внимании, заботе, положительных отзывах и похвалы со стороны взрослых. Использует разнообразные телесные контакты (прикосновения, жесты, мимику. Педагог поощряет проявление ребёнком инициативы в общении со взрослыми и сверстниками хвалит ребёнка, вызывая радость, поддерживает активность ребёнка, улучшая его отношение к взрослому, усиливая доверие к нему. Педагог включает детей в игровые ситуации, вспоминая любимые сказки, стихотворения и тому подобное, поощряет проявление у ребёнка интереса к себе, желание участвовать в совместной деятельности, игре, развлечении. Педагог в беседе и различных формах совместной деятельности формирует элементарные представления ребёнка о себе, своем имени, внешнем виде, половой принадлежности (мальчик, девочка) по внешним признакам (одежда, прическа о близких людях о ближайшем предметном окружении. Педагог создает условия для получения ребёнком первичного опыта социального взаимодействия (что можно делать, чего делать нельзя здороваться, отвечать на приветствие

143 взрослого, благодарить выполнять просьбу педагога. Познавательное развитие. В области познавательного развития основными задачами образовательной деятельности являются
1) поощрять целенаправленные моторные действия, использование наглядного действенного способа в решении практических жизненных ситуаций, находить предмет по образцу или словесному указанию
2) формировать стремление детей к подражанию действиям взрослых, понимать обозначающие их слова
3) формировать умения ориентироваться в ближайшем окружении
4) развивать познавательный интерес к близким людям, к предметному окружению, природным объектам
5) развивать умения узнавать объекты живой и неживой природы ближайшего окружения, отличать их по наиболее ярким проявлениями свойствам, замечать явления природы, поддерживать стремления к взаимодействию сними. Содержание образовательной деятельности.
1) Сенсорные эталоны и познавательные действия педагог концентрирует внимание детей на новых объектах, поддерживает интерес к знакомым предметам, поощряет самостоятельные действия ребёнка, одобряет их словом, интонацией, развивает стремление к общению со взрослым входе выполнения обследовательских и поисковых действий с предметами создает условия для многократного повторения освоенных действий, вносит новые элементы в игры-манипуляции. Демонстрирует разнообразные действия со сборно-разборными игрушками, дидактическими пособиями, показывает их постепенное усложнение, добиваясь самостоятельного применения детьми усвоенных действий с игрушками и разнообразным материалом для активизации представлений о сенсорных эталонах. Поддерживает владение предметом, как средством достижения цели для начала развития предметно-орудийных действий педагог развивает умение группировать однородные предметы по одному из трех признаков (величина, цвет, форма) по образцу и словесному указанию (большой, маленький, такой, не такой, используя опредмеченные слова-названия, например, предэталоны формы кирпичик, крыша, огурчик, яичко и тому подобное. Развивает умение пользоваться приемом наложения и приложения одного предмета к другому для определения их равенства или неравенства по величине и тождественности по цвету, форме педагог развивает способности детей обобщать, узнавать и стремиться называть предметы и объекты, изображенные на картинке (в том числе и объекты природы развивает их наблюдательность, способность замечать связи и различия между предметами и действиями сними) Окружающий мир педагог формирует у детей элементарные представления о самом себе - о своем имени о внешнем виде (показать ручки, носик, глазик о своих действиях (моет руки, ест, играет, одевается, купается и тому подобное о желаниях (гулять, играть, есть и тому подобное о близких людях (мама, папа, бабушка, дедушка и другие о пище (хлеб, молоко, яблоко, морковка и тому подобное о блюдах (суп, каша, кисель и тому подобное о ближайшем предметном окружении – игрушках, их названиях, предметах быта, мебели, спальных принадлежностях, посуде о личных вещах о некоторых конкретных, близких ребёнку,

144 ситуациях общественной жизни.
3) Природа педагог развивает способности детей узнавать, называть и показывать на картинке ив естественной среде отдельных представителей диких и домашних животных, растения ближайшего окружения, объекты неживой природы, замечать природные явления (солнце, дождь, снег и другие природные явления, их изображения, выделять наиболее яркие отличительные признаки объектов живой природы, побуждает их рассматривать, положительно реагировать. Речевое развитие. В области речевого развития основными задачами образовательной деятельности являются
1) от 1 года до 1 года 6 месяцев развитие понимания речи расширять запас понимаемых слов закреплять умения понимать слова, обозначающие части тела человека, бытовые и игровые действия, признаки предметов понимать простые по конструкции фразы взрослого развитие активной речи продолжать формировать у детей умение произносить несложные звукоподражания, простые слова развивать речевое общение со взрослым стимулировать детей подражать речи взрослого человека, повторять за взрослыми произносить самостоятельно слова, обозначающие близких ребёнку людей, знакомые предметы и игрушки, некоторые действия добиваться от детей коротких фраз воспитывать у детей потребность в общении привлекать малышей к слушанию произведений народного фольклора (потешки, пестушки, песенки, сказки) с наглядным сопровождением (игрушки для малышей, книжки- игрушки, книжки-картинки) и игровыми действиями с игрушками реагировать улыбкой и движениями на эмоциональные реакции малыша при чтении и пропевании фольклорных текстов побуждать к повторению за педагогом при чтении слов стихотворного текста, песенок, выполнению действий, о которых идет речь в произведении рассматривать вместе с педагогом и узнавать изображенные в книжках- картинках предметы и действия, о которых говорилось в произведении
2) от 1 года 6 месяцев до 2 лет развитие понимания речи закреплять умение понимать слова, обозначающие предметы, некоторые действия, признаки, размер, цвет, местоположение понимать речь взрослого и выполнять его просьбы выполнять несложные поручения развитие активной речи побуждать детей использовать накопленный запас слов по подражанию и самостоятельно, упражнять в замене звукоподражательных слов общеупотребительными способствовать развитию диалогической речи, воспроизводить за взрослым отдельные слова и короткие фразы побуждать детей употреблять несложные для произношения слова и простые предложения развивать умение слушать чтение взрослым наизусть потешек, стихов, песенок, сказок с наглядным сопровождением (картинки, игрушки, книжки- игрушки, книжки-картинки); развивать у детей умение эмоционально откликаться на ритм и мелодичность пестушек, песенок, потешек, сказок поддерживать положительные эмоциональные и избирательные реакции в процессе чтения произведений фольклора и коротких литературных художественных произведений

145 формировать умение показывать и называть предметы, объекты, изображенные в книжках-картинках; показывая, называть совершаемые персонажами действия воспринимать вопросительные и восклицательные интонации поэтических произведений побуждать договаривать (заканчивать) слова и строчки знакомых ребёнку песенок и стихов. Содержание образовательной деятельности.
1) От 1 года до 1 года 6 месяцев развитие понимания речи педагог расширяет запас понимаемых слов ребёнка за счет имени ребёнка, предметов обихода, названий животных активизирует в речи понимание слов, обозначающих предметы, действия (ложись спать, покатай, признаки предметов закрепляет умение понимать речь взрослого, не подкрепленную ситуацией развитие активной речи педагог формирует у детей умения отвечать на простые вопросы Кто, Что, Что делает, повторять за педагогом и произносить самостоятельно двухсложные слова (мама, Катя, называть игрушки и действия сними, использовать в речи фразы из 2-3 слов.
2) От 1 года 6 месяцев до 2 лет развитие понимания речи педагог закрепляет умение детей понимать слова, обозначающие предметы в поле зрения ребёнка (мебель, одежда, действия и признаки предметов, размер, цвет, местоположение предметов совершенствует умения детей понимать слова, обозначающие предметы, находить предметы по слову педагога, выполнять несложные поручения, включающие 2 действия (найди и принеси, отвечать на вопросы о названии предметов одежды, посуды, овощей и фруктов и действиях сними развитие активной речи педагог закрепляет умение детей называть окружающих его людей, употреблять местоимения, называть предметы в комнате и вне е, отдельные действия взрослых, свойства предметов (маленький, большой выражать словами свои просьбы, желания педагог активизирует речь детей, побуждаете использовать как средство общения с окружающими, формирует умение включаться в диалог с помощью доступных средств
(вокализаций, движений, мимики, жестов, слов активизирует речевые реакции детей путем разыгрывания простых сюжетов со знакомыми предметами, показа картин, отражающих понятные детям ситуации, формирует у детей умение осуществлять самостоятельные предметные и игровые действия, подсказывать, как можно обозначить их словом, как развить несложный сюжет, иллюстрируя предметную деятельность, развивает речевую активность ребёнка в процессе отобразительной игры в процессе наблюдений детей за живыми объектами и движущимся транспортом педагог в любом контакте с ребёнком поддерживает речевую активность, дает развернутое речевое описание происходящего, того, что ребёнок пока может выразить лишь в однословном высказывании. вовремя игр-занятий по рассматриванию предметов, игрушек педагог закрепляет у детей умение обозначать словом объекты и действия, выполнять одноименные действия разными игрушками.
1   ...   16   17   18   19   20   21   22   23   ...   40

Художественно-эстетическое развитие. В области художественно-эстетического развития основными задачами образовательной деятельности являются
1) от 1 года до 1 года 6 месяцев формировать у детей эмоциональный отклик на музыку (жестом, мимикой, подпеванием,

146 движениями, желание слушать музыкальные произведения создавать у детей радостное настроение при пении, движениях и игровых действиях под музыку
2) от 1 года 6 месяцев до 2 лет развивать у детей способность слушать художественный текст и активно (эмоционально) реагировать на его содержание обеспечивать возможности наблюдать за процессом рисования, лепки взрослого, вызывать к ним интерес поощрять у детей желание рисовать красками, карандашами, фломастерами, предоставляя возможность ритмично заполнять лист бумаги яркими пятнами, мазками, линиями развивать у детей умение прислушиваться к словам песен и воспроизводить звукоподражания и простейшие интонации развивать у детей умение выполнять под музыку игровые и плясовые движения, соответствующие словам песни и характеру музыки. Содержание образовательной деятельности.
1) От 1 года до 1 года 6 месяцев - педагог приобщает детей к восприятию веселой и спокойной музыки. Формирует умение различать на слух звучание разных по тембру музыкальных инструментов (барабан, флейта или дудочка. Педагог содействует пониманию детьми содержания понравившейся песенки, помогает подпевать (как могут, умеют. Формирует у детей умение заканчивать петь вместе со взрослым. Педагог развивает у детей умение ходить под музыку, выполнять простейшие плясовые движения (пружинка, притопывание ногой, переступание с ноги на ногу, прихлопывание в ладоши, помахивание погремушкой, платочком кружение, вращение руками - фонарики. В процессе игровых действий педагог развивает у детей интерес и желание передавать движения, связанные с образом (птичка, мишка, зайка.
2) От 1 года 6 месяцев до 2 лет - педагог формирует у детей эмоциональное восприятие знакомого музыкального произведения, желание дослушать его до конца. Формирует у детей умение различать тембровое звучание музыкальных инструментов (дудочка, барабан, гармошка, флейта, показывать инструмент (один из двух или трех, на котором взрослый исполнял мелодию. Педагог поощряет самостоятельную активность у детей (звукоподражание, подпевание слов, фраз, несложных попевок и песенок. Продолжает развивать умение у детей двигаться под музыку в соответствии се характером, выполнять движения самостоятельно. Педагог развивает умение у детей вслушиваться в музыку и с изменением характера её звучания изменять движения (переходить с ходьбы на притопывание, кружение. Формирует у детей умение чувствовать характер музыки и передавать его игровыми действиями (мишка идет, зайка прыгает, птичка клюет. Педагог поощряет экспериментирование детей с красками, глиной, пластилином. Педагог формирует у детей умение рисовать на больших цветных листах бумаги, обращая внимание на красоту цветовых пятен. Процесс рисования, лепки носит характер совместных действий. Физическое развитие. В области физического основными задачами образовательной деятельности являются создавать условия для последовательного становления первых основных движений бросание, катание, ползание, лазанье, ходьба) в совместной деятельности педагога с ребёнком; создавать условия для развития равновесия и ориентировки в пространстве

147 поддерживать желание выполнять физические упражнения в паре с педагогом привлекать к участию в играх-забавах, игровых упражнениях, подвижных играх, побуждать к самостоятельным действиям укреплять здоровье ребёнка средствами физического воспитания, способствовать усвоению культурно-гигиенических навыков для приобщения к здоровому образу жизни. Содержание образовательной деятельности. Педагог активизирует двигательную деятельность детей, создает условия для обучения основным движениям (бросание, катание, ползание, лазанье, ходьба, развития координации при выполнении упражнений побуждает к самостоятельному выполнению движений обеспечивает страховку для сохранения равновесия поощряет и поддерживает, создает эмоционально- положительный настрой, способствует формированию первых культурно-гигиенических навыков. В процессе физического воспитания педагог обеспечивает условия для развития основных движений и выполнения общеразвивающих упражнений.
1) Основная гимнастика (основные движения, общеразвивающие упражнения. Основные движения бросание и катание бросание мяча (диаметр 6-8 см) вниз, вдаль катание мяча (диаметр
20-25 см) вперед из исходного положения сидя и стоя ползание, лазанье ползание по прямой на расстояние до 2 метров подлезание под веревку, натянутую на высоте - 50 см пролезание в обруч (диаметр 50 см, перелезание через бревно (диаметр 15-20 см лазанье по лесенке-стремянке вверх и вниз (высота 1-1,5 метра ходьба ходьба за педагогом стайкой в прямом направлении упражнения в равновесии ходьба по дорожке (шириной 25-20-15 см, по ребристой доске вверх и вниз по наклонной доске, приподнятой на 10-15-20 см (ширина доски 25-30 см, длинам) с поддержкой подъем на ступеньки и спуск с них, держась за опору перешагивание через веревку, положенную на пол, палку или кубик высотой 5-15-18 см со страховкой.
Общеразвивающие упражнения упражнения из исходного положения стоя, сидя, лежа с использованием предметов погремушки, кубики, платочки и другое) и без них в комплекс включаются упражнения поднимание рук впереди опускание, повороты корпуса вправо и влево из положения сидя, наклоны вперед (положить кубики поднять его, перегибаясь через веревку, натянутую на высоте 40-45 см, сгибание и разгибание ног, приседание с поддержкой педагога или у опоры.
2) Подвижные игры и игровые упражнения педагог организует и проводит игры-забавы, игровые упражнения, подвижные игры, побуждая детей к активному участию и вызывая положительные эмоции. Детям предлагаются разнообразные игровые упражнения для закрепления двигательных навыков.
3) Формирование основ здорового образа жизни педагог помогает осваивать элементарные культурно-гигиенические действия при приеме пищи, уходе за собой (при помощи педагога мыть руки перед едой и по мере загрязнения, пользоваться салфеткой, есть ложкой, пользоваться личным полотенцем итак далее.
2.1.3. Группа раннего возраста (дети в возрасте от 2 до 3 лет)
Социально-коммуникативное развитие. В области социально-коммуникативного развития основными задачами образовательной

148 деятельности являются поддерживать эмоционально-положительное состояние детей в период адаптации к ДОО; развивать игровой опыт ребёнка, помогая детям отражать в игре представления об окружающей действительности поддерживать доброжелательные взаимоотношения детей, развивать эмоциональную отзывчивость входе привлечения к конкретным действиям помощи, заботы, участия формировать элементарные представления о людях (взрослые, дети, их внешнем виде, действиях, одежде, о некоторых ярко выраженных эмоциональных состояниях (радость, грусть, о семье и ДОО; формировать первичные представления ребёнка о себе, о своем возрасте, поле, о родителях (законных представителях) и близких членах семьи. Содержание образовательной деятельности. Педагог поддерживает желание детей познакомиться со сверстником, узнать его имя, используя приемы поощрения и одобрения. Оказывает помощь детям в определении особенностей внешнего вида мальчиков и девочек, их одежды, причесок, предпочитаемых игрушек, задает детям вопросы уточняющего или проблемного характера, объясняет отличительные признаки взрослых и детей, используя наглядный материал и повседневные жизненные ситуации. Показывает и называет ребёнку основные части тела и лица человека, его действия. Поддерживает желание ребёнка называть и различать основные действия взрослых. Педагог знакомит детей с основными эмоциями и чувствами человека, обозначает их словом, демонстрирует их проявление мимикой, жестами, интонацией голоса. Предлагает детям повторить слова, обозначающие эмоциональное состояние человека, предлагает детям задания, помогающие закрепить представление об эмоциях, в том числе их узнавание на картинках. Педагог рассматривает вместе с детьми картинки с изображением семьи детей, родителей (законных представителей. Поощряет стремление детей узнавать членов семьи, называть их, рассказывает детям о том, как члены семьи могут заботиться друг о друге. Педагог поддерживает желание детей познавать пространство своей группы, узнавать вход в группу, её расположение на этаже, педагогов, которые работают с детьми. Рассматривает с детьми пространство группы, назначение каждого помещения, его наполнение, помогает детям ориентироваться в пространстве группы. Педагог поддерживает стремление детей выполнять элементарные правила поведения можно, нельзя. Личным показом демонстрирует правила общения здоровается, прощается, говорит спасибо, пожалуйста, напоминает детям о важности использования данных слов в процессе общения со взрослыми и сверстниками, поощряет инициативу и самостоятельность ребёнка при использовании вежливых слов. Педагог использует приемы общения, позволяющие детям проявлять внимание к его словами указаниям, поддерживает желание ребёнка выполнять указания взрослого, действовать по его примеру и показу. Педагог организует детей на участие в подвижных, музыкальных, сюжетных и хороводных играх, поощряет их активность и инициативность входе участия в играх. Педагог формирует представление детей о простых предметах своей одежды, обозначает словами каждый предмет одежды, рассказывает детям о назначении предметов одежды, способах их использования (надевание колготок, футболок и тому подобное. Познавательное развитие. В области познавательного развития основными задачами образовательной деятельности

149 являются развивать разные виды восприятия зрительного, слухового, осязательного, вкусового, обонятельного развивать наглядно-действенное мышление в процессе решения познавательных практических задач совершенствовать обследовательские действия выделение цвета, формы, величины как особых признаков предметов, поощрять сравнение предметов между собой по этим признаками количеству, использовать один предмет в качестве образца, подбирая пары, группы формировать у детей простейшие представления о геометрических фигурах, величине и количестве предметов на основе чувственного познания развивать первоначальные представления о себе и близких людях, эмоционально- положительное отношение к членам семьи и людям ближайшего окружения, о деятельности взрослых расширять представления о населенном пункте, в котором живет ребёнок, его достопримечательностях, эмоционально откликаться на праздничное убранство дома, ДОО; организовывать взаимодействие и знакомить с животными и растениями ближайшего окружения, их названиями, строением и отличительными особенностями, некоторыми объектами неживой природы развивать способность наблюдать заявлениями природы, воспитывать бережное отношение к животными растениям. Содержание образовательной деятельности.
1) Сенсорные эталоны и познавательные действия педагог демонстрирует детям и включает их в деятельность на сравнение предметов и определение их сходства-различия, на подбор и группировку по заданному образцу (по цвету, форме, величине. Побуждает и поощряет освоение простейших действий, основанных на перестановке предметов, изменении способа их расположения, количества на действия переливания, пересыпания. Проводит игры-занятия с использованием предметов-орудий: сачков, черпачков для выуживания из специальных емкостей с водой или без воды шариков, плавающих игрушек, палочек со свисающим на веревке магнитом для ловли на нее небольших предметов. Организует действия с игрушками, имитирующими орудия труда заколачивание молоточком втулочек в верстачок, сборка каталок с помощью деревянных или пластмассовых винтов) и тому подобное, создает ситуации для использования детьми предметов-орудий в самостоятельной игровой и бытовой деятельности с целью решения практических задач педагог поощряет действия детей с предметами, при ориентации на 2-3 свойства одновременно собирание одноцветных, а затем и разноцветных пирамидок из 4-5 и более колец, располагая их по убывающей величине различных по форме и цвету башенок из 2-3 геометрических форм-вкладышей; разбирание и собирание трехместной матрешки с совмещением рисунка на её частях, закрепляя понимание детьми слов, обозначающих различный размер предметов, их цвет и форму. Входе проведения с детьми дидактических упражнений и игр-занятий формирует обобщенные способы обследования формы предметов - ощупывание, рассматривание, сравнение, сопоставление продолжает поощрять появление настойчивости в достижении результата познавательных действий.
2) Математические представления педагог подводит детей к освоению простейших умений в различении формы окружающих предметов, используя предэталоные представления о шаре, кубе, круге, квадрате

150 подборе предметов и геометрических фигур по образцу, различению и сравниванию предметов по величине, выбору среди двух предметов при условии резких различий большой и маленький, длинный и короткий, высокий и низкий. Поддерживает интерес детей к количественной стороне различных групп предметов (много и много, много и мало, много и один) предметов.
3) Окружающий мир педагог расширяет представления детей об окружающем мире, знакомит их с явлениями общественной жизни, с деятельностью взрослых (повар варит кашу, шофер водит машину, доктор лечит развивает представления о себе (о своем имени, именах близких родственников, о внешнем облике человека, о его физических особенностях (у каждого есть голова, руки, ноги, лицо на лице - глаза, нос, рот итак далее о его физических и эмоциональных состояниях проголодался - насытился, устал - отдохнул намочил - вытер заплакал - засмеялся итак далее о деятельности близких ребёнку людей (Мама моет пол Бабушка вяжет носочки Сестра рисует Дедушка читает газету Брат строит гараж Папа работает за компьютером и тому подобное о предметах, действиях сними и их назначении предметы домашнего обихода посуда, мебель, одежда, игрушки, орудия труда (веник, метла, лопата, ведро, лейка итак далее.
4) Природа в процессе ознакомления с природой педагог организует взаимодействие и направляет внимание детей на объекты живой и неживой природы, явления природы, которые доступны для непосредственного восприятия. Формирует представления о домашних и диких животных и их детенышах (особенности внешнего вида, части тела, питание, способы передвижения, о растениях ближайшего окружения (деревья, овощи, фрукты и другие, их характерных признаках (цвет, строение, поверхность, вкус, привлекает внимание и поддерживает интерес к объектам неживой природы (солнце, небо, облака, песок, вода, к некоторым явлениям природы (снег, дождь, радуга, ветер, поощряет бережное отношение к животными растениям. Речевое развитие. В области речевого развития основными задачами образовательной деятельности являются
1) Формирование словаря развивать понимание речи и активизировать словарь. Формировать у детей умение по словесному указанию педагога находить предметы, различать их местоположение, имитировать действия людей и движения животных. Обогащать словарь детей существительными, глаголами, прилагательными, наречиями и формировать умение использовать данные слова в речи.
2) Звуковая культура речи упражнять детей в правильном произношении гласных и согласных звуков, звукоподражаний, отельных слов. Формировать правильное произношение звукоподражательных слов в разном темпе, с разной силой голоса.
3) Грамматический строй речи формировать у детей умение согласовывать существительные и местоимения с глаголами, составлять фразы из 3-4 слов.
4) Связная речь продолжать развивать у детей умения понимать речь педагога, отвечать на вопросы рассказывать об окружающем в 2-4 предложениях.

151 5) Интерес к художественной литературе формировать у детей умение воспринимать небольшие по объему потешки, сказки и рассказы с наглядным сопровождением (и без него побуждать договаривать и произносить четверостишия уже известных ребёнку стихов и песенок, воспроизводить игровые действия, движения персонажей поощрять отклик на ритм и мелодичность стихотворений, потешек; формировать умение в процессе чтения произведения повторять звуковые жесты развивать умение произносить звукоподражания, связанные с содержанием литературного материала (мяу-мяу, тик-так, баю-бай, ква-ква и тому подобное, отвечать на вопросы по содержанию прочитанных произведений побуждать рассматривать книги и иллюстрации вместе с педагогом и самостоятельно развивать восприятие вопросительных и восклицательных интонаций художественного произведения. Содержание образовательной деятельности.
1) Формирование словаря педагог развивает понимание речи и активизирует словарь, формирует умение по словесному указанию находить предметы по цвету, размеру (Принеси красный кубик, различать их местоположение, имитировать действия людей и движения животных активизирует словарь детей существительными, обозначающими названия транспортных средств, частей автомобиля, растений, фруктов, овощей, домашних животных и их детенышей глаголами, обозначающими трудовые действия (мыть, стирать, взаимоотношения (помочь прилагательными, обозначающими величину, цвет, вкус предметов наречиями (сейчас, далеко. Педагог закрепляет у детей названия предметов и действий с предметами, некоторых особенностей предметов названия некоторых трудовых действий и собственных действий имена близких людей, имена детей группы обозначения личностных качеств, особенностей внешности окружающих ребёнка взрослых и сверстников.
2) Звуковая культура речи педагог формирует у детей умение говорить внятно, не торопясь, правильно произносить гласные и согласные звуки. В звукопроизношении для детей характерно физиологическое смягчение практически всех согласных звуков. В словопроизношении ребёнок пытается произнести все слова, которые необходимы для выражения его мысли. Педагог поощряет детей использовать разные по сложности слова, воспроизводить ритм слова, формирует умение детей не пропускать слоги в словах, выражать свое отношение к предмету разговора при помощи разнообразных вербальных и невербальных средств. У детей проявляется эмоциональная непроизвольная выразительность речи.
3) Грамматический строй речи педагог помогает детям овладеть умением правильно использовать большинство основных грамматических категорий окончаний существительных уменьшительно- ласкательных суффиксов поощряет словотворчество, формирует умение детей выражать свои мысли посредством трех, четырехсловных предложений.
4) Связная речь педагог формирует у детей умения рассказывать в 2-4 предложениях о нарисованном на картинке, об увиденном на прогулке, активно включаться в речевое взаимодействие, направленное на развитие умения понимать обращенную речь с опорой и без опоры на наглядность побуждает детей проявлять интерес к общению со взрослыми и сверстниками, вступать в контакт с окружающими, выражать свои мысли, чувства, впечатления, используя

152 речевые средства и элементарные этикетные формулы общения, реагировать на обращение с использованием доступных речевых средств, отвечать на вопросы педагога с использованием фразовой речи или формы простого предложения, относить к себе речь педагога, обращенную к группе детей, понимать её содержание педагог развивает у детей умение использовать инициативную разговорную речь как средство общения и познания окружающего мира, употреблять в речи предложения разных типов, отражающие связи и зависимости объектов.
1   ...   17   18   19   20   21   22   23   24   ...   40