Файл: Пояснительная записка Основная общеобразовательная программа образовательная программа дошкольного образования (название организации) (далее.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2023

Просмотров: 196

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

31 образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей его развития) оптимизации работы с группой детей.
Основная задача диагностики – получение информации об индивидуальных особенностях развития ребенка. На основании этой информации разрабатываются рекомендации для воспитателей и родителей (законных представителей) по организации образовательной деятельности, планированию индивидуальной образовательной деятельности. Педагогическая диагностика проводится вначале ив конце учебного года. Сравнение результатов стартовой и финальной диагностики позволяет выявить индивидуальную динамику развития ребенка. Педагогическая диагностика индивидуального развития детей проводится в произвольной форме на основе малоформализованных диагностических методов наблюдения, свободных бесед с детьми, анализа продуктов детской деятельности (рисунков, работ по лепке, аппликации, построек, поделок и др, специальных диагностических ситуаций. При необходимости используются специальные методики диагностики физического, коммуникативного, познавательного, речевого, художественно-эстетического развития. Ведущим методом педагогической диагностики является наблюдение. Осуществляя педагогическую диагностику, педагог наблюдает за поведением ребенка в естественных условиях, в разных видах деятельности, специфичных для детей раннего и дошкольного возраста. Ориентирами для наблюдения являются возрастные характеристики развития ребенка. Они выступают как обобщенные показатели возможных достижений детей на разных этапах дошкольного детства в соответствующих образовательных областях. Педагог может установить соответствие общих планируемых результатов с результатами достижений ребенка в каждой образовательной области. В процессе наблюдения педагог обращает внимание на частоту проявления каждого показателя, самостоятельность и инициативность ребенка в деятельности. Частота проявления указывает на периодичность и степень устойчивости показателя. Самостоятельность выполнения действия позволяет определить зону актуального и ближайшего развития ребенка. Инициативность свидетельствует о проявлении субъектности ребенка в деятельности и взаимодействии. Результаты наблюдения фиксируются, способ и форму их регистрации педагог выбирает самостоятельно. Оптимальной формой фиксации результатов наблюдения является карта развития ребенка. Педагог может составить ее самостоятельно, отразив показатели возрастного развития ребенка, критерии их оценки. Фиксация данных наблюдения позволят педагогу отследить, выявить и проанализировать динамику в развитии ребенка на определенном возрастном этапе, а также скорректировать образовательную деятельность с учетом индивидуальных особенностей развития ребенка и его потребностей. Результаты наблюдения могут быть дополнены беседами с детьми в свободной форме, которые позволяют выявить причины поступков, наличие интереса к определенному виду деятельности, уточнить знания о предметах и явлениях окружающей действительности и др. Анализ продуктов детской деятельности может осуществляться на основе изучения материалов портфолио ребенка (рисунков, работ по аппликации, фотографий работ по лепке, построек, поделок и др. Полученные в процессе анализа качественные характеристики существенно дополнят результаты наблюдения за продуктивной деятельностью детей изобразительной, конструктивной, музыкальной и др. Педагогическая диагностика завершается анализом полученных данных, на основе которых педагог выстраивает взаимодействие с детьми, организует предметно-развивающую среду, мотивирующую активную творческую деятельность воспитанников, составляет


32 индивидуальные образовательные маршруты освоения образовательной Программы, осознанно и целенаправленно проектирует образовательный процесс. При необходимости используется психологическая диагностика развития детей выявление и изучение индивидуально-психологических особенностей детей, причин возникновения трудностей в освоении образовательной программы, которую проводят квалифицированные специалисты (педагоги-психологи, психологи. Участие ребенка в психологической диагностике допускается только с согласия его родителей (законных представителей. Результаты психологической диагностики могут использоваться для решения задач психологического сопровождения и оказания адресной психологической помощи. Педагогическая диагностика проводится в периодичностью
• в группах дошкольного возраста (сколько разв год, в какие временные периоды,
• в группах раннего возраста (сколько разв год, в какие временные (критические) периоды.
• в группах младенческого возраста (сколько разв год, в какие временные (критические) периоды) Для проведения индивидуальной педагогической диагностики на разных этапах освоения программы используются использовать следующие диагностические пособия МИ. Кузнецова,
Е.Э. Кочурова под редакцией
Л.Е. Журовой Педагогическая диагностика готовности детей к обучению в школе Под ред. Петерсон Л.Г., Лыковой И.А. Педагогическая диагностика к комплексной образовательной программе дошкольного образования Мир открытий. Методическое пособие для воспитателей, методистов, руководящих работников образовательных организаций
II. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
2.1. Задачи и содержание образования по образовательным областям В каждой образовательной области сформулированы задачи, содержание образовательной деятельности, предусмотренное для освоения в каждой возрастной группе детей в возрасте от двух месяцев до восьми лета также результаты, которые могут быть достигнуты детьми при целенаправленной систематической работе сними. Определение задачи содержания образования базируется наследующих принципах принцип учёта ведущей деятельности Программа реализуется в контексте всех перечисленных в ФГОС ДО видов детской деятельности, с акцентом на ведущую деятельность для каждого возрастного периода – от непосредственного эмоционального общения со взрослым до предметной (предметно - манипулятивной) и игровой деятельности принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей детей Программа учитывает возрастные характеристики развития ребенка на разных этапах дошкольного возраста, предусматривает возможность и механизмы разработки индивидуальных траекторий развития и образования детей с особыми возможностями, способностями, потребностями и интересами принцип амплификации детского развития как направленного процесса обогащения и развертывания содержания видов детской деятельности, а также общения детей с взрослыми и сверстниками, соответствующего возрастным задачам дошкольного возраста принцип единства обучения и воспитания как интеграция двух сторон процесса


33 образования, направленная на развитие личности ребенка и обусловленная общим подходом к отбору содержания и организации воспитания и обучения через обогащение содержания и форм детской деятельности принцип преемственности образовательной работы на разных возрастных этапах дошкольного детства и при переходе на уровень начального общего образования Программа реализует данный принцип при построении содержания обучения и воспитания относительно уровня начального школьного образования, а также при построении единого пространства развития ребенка образовательной организации и семьи принцип сотрудничества с семьей реализация Программы предусматривает оказание психолого-педагогической, методической помощи и поддержки родителям (законным представителям) детей раннего и дошкольного возраста, построение продуктивного взаимодействия с родителями (законными представителями) с целью создания единого/общего пространства развития ребенка принцип здоровьесбережения: при организации образовательной деятельности не допускается использование педагогических технологий, которые могут нанести вред физическому и (или) психическому здоровью воспитанников, их психоэмоциональному благополучию. В модельной образовательной программе дошкольного образования предлагается два варианта компоновки задачи содержания образовательной работы Вариант 1: по образовательным областям Вариант 2: по возрастным группам Вариант 1. Задачи образовательной работы по образовательным областям
2.1.1. Социально-коммуникативное развитие
2.1.1.1. От 2 месяцев до 1 года. В области социально-коммуникативного развития основными задачами образовательной деятельности являются
• до 6 месяцев осуществлять эмоционально-контактное взаимодействие и общение с ребёнком, эмоционально-позитивное реагирование на него
• с 6 месяцев организовать эмоционально-позитивную поддержку ребёнка в его действиях через вербальное обозначение совершаемых совместных действий с ребёнком; поддерживать потребность ребёнка в совместных действиях со взрослым
• с 9 месяцев формировать положительное отношение к окружающим, доверие и желание вступать в контакт не только с близкими, но и с другими людьми поощрять интерес к предметам (игрушками действиям сними способствовать проявлению самостоятельности и активности в общении, освоении пространства и предметно-манипулятивной деятельности. Содержание образовательной деятельности. В процессе совместных действий педагог разговаривает с ребёнком, называет предметы и игрушки, с интересом рассказывает о том, что он делает. Содержанием общения становятся предметные действия. В процессе общения педагог рассказывает ребёнку о действиях, которые можно совершать с предметами, активизируя понимание ребёнком речи и овладение словом. Устанавливает контакт глаза в глаза, обращается к ребёнку по имени, с улыбкой, делает акцент на физическом контакте с ребёнком: держит за руку, через прикосновения, поглаживания


34 и прочее. С 6 месяцев - педагог приобщении с ребёнком называет ему имена близких людей, показывает и обозначает словом части тела человека, названия некоторых животных, окружающие предметы и действия сними, переживаемые ребёнком чувства и эмоции.
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   40

2.1.1.2. От 1 года до 2 лет. В области социально-коммуникативного развития основными задачами образовательной деятельности являются
• создавать условия для благоприятной адаптации ребёнка к ДОО; поддерживать пока еще непродолжительные контакты со сверстниками, интерес к сверстнику
• формировать элементарные представления о себе, близких людях, ближайшем предметном окружении
• создавать условия для получения опыта применения правил социального взаимодействия. Содержание образовательной деятельности. Для благоприятной адаптации к ДОО педагог обеспечивает эмоциональный комфорт детей в группе побуждает детей к действиям с предметами и игрушками, поддерживает потребность в доброжелательном внимании, заботе, положительных отзывах и похвалы со стороны взрослых. Использует разнообразные телесные контакты (прикосновения, жесты, мимику. Педагог поощряет проявление ребёнком инициативы в общении со взрослыми и сверстниками хвалит ребёнка, вызывая радость, поддерживает активность ребёнка, улучшая его отношение к взрослому, усиливая доверие к нему. Педагог включает детей в игровые ситуации, вспоминая любимые сказки, стихотворения и тому подобное, поощряет проявление у ребёнка интереса к себе, желание участвовать в совместной деятельности, игре, развлечении. Педагог в беседе и различных формах совместной деятельности формирует элементарные представления ребёнка о себе, своем имени, внешнем виде, половой принадлежности (мальчик, девочка) по внешним признакам (одежда, прическа о близких людях о ближайшем предметном окружении. Педагог создает условия для получения ребёнком первичного опыта социального взаимодействия (что можно делать, чего делать нельзя здороваться, отвечать на приветствие взрослого, благодарить выполнять просьбу педагога.
2.1.1.3. Отлет до 3 лет. В области социально-коммуникативного развития основными задачами образовательной деятельности являются
• поддерживать эмоционально-положительное состояние детей в период адаптации к
ДОО;
• развивать игровой опыт ребёнка, помогая детям отражать в игре представления об окружающей действительности
• поддерживать доброжелательные взаимоотношения детей, развивать эмоциональную отзывчивость входе привлечения к конкретным действиям помощи, заботы, участия
• формировать элементарные представления о людях (взрослые, дети, их внешнем виде, действиях, одежде, о некоторых ярко выраженных эмоциональных состояниях (радость, грусть, о семье и ДОО;

35
• формировать первичные представления ребёнка о себе, о своем возрасте, поле, о родителях (законных представителях) и близких членах семьи. Содержание образовательной деятельности. Педагог поддерживает желание детей познакомиться со сверстником, узнать его имя, используя приемы поощрения и одобрения. Оказывает помощь детям в определении особенностей внешнего вида мальчиков и девочек, их одежды, причесок, предпочитаемых игрушек, задает детям вопросы уточняющего или проблемного характера, объясняет отличительные признаки взрослых и детей, используя наглядный материал и повседневные жизненные ситуации. Показывает и называет ребёнку основные части тела и лица человека, его действия. Поддерживает желание ребёнка называть и различать основные действия взрослых. Педагог знакомит детей с основными эмоциями и чувствами человека, обозначает их словом, демонстрирует их проявление мимикой, жестами, интонацией голоса. Предлагает детям повторить слова, обозначающие эмоциональное состояние человека, предлагает детям задания, помогающие закрепить представление об эмоциях, в том числе их узнавание на картинках. Педагог рассматривает вместе с детьми картинки с изображением семьи детей, родителей (законных представителей. Поощряет стремление детей узнавать членов семьи, называть их, рассказывает детям о том, как члены семьи могут заботиться друг о друге. Педагог поддерживает желание детей познавать пространство своей группы, узнавать вход в группу, её расположение на этаже, педагогов, которые работают с детьми. Рассматривает с детьми пространство группы, назначение каждого помещения, его наполнение, помогает детям ориентироваться в пространстве группы. Педагог поддерживает стремление детей выполнять элементарные правила поведения можно, нельзя. Личным показом демонстрирует правила общения здоровается, прощается, говорит спасибо, пожалуйста, напоминает детям о важности использования данных слов в процессе общения со взрослыми и сверстниками, поощряет инициативу и самостоятельность ребёнка при использовании вежливых слов. Педагог использует приемы общения, позволяющие детям проявлять внимание к его словами указаниям, поддерживает желание ребёнка выполнять указания взрослого, действовать по его примеру и показу. Педагог организует детей на участие в подвижных, музыкальных, сюжетных и хороводных играх, поощряет их активность и инициативность входе участия в играх. Педагог формирует представление детей о простых предметах своей одежды, обозначает словами каждый предмет одежды, рассказывает детям о назначении предметов одежды, способах их использования (надевание колготок, футболок и тому подобное.
2.1.1.4. Отлет до 4 лет. В области социально-коммуникативного развития основными задачами образовательной деятельности являются
1) в сфере социальных отношений

• развивать эмоциональную отзывчивость, способность откликаться на ярко выраженные эмоции сверстников и взрослых, различать и понимать отдельные эмоциональные проявления, учить правильно их называть
• обогащать представления детей о действиях, в которых проявляются доброе отношение и забота о членах семьи, близком окружении
• поддерживать в установлении положительных контактов между детьми, основанных на общих интересах к действиям с игрушками, предметами и взаимной симпатии

36
• оказывать помощь в освоении способов взаимодействия со сверстниками в игре, в повседневном общении и бытовой деятельности
• приучать детей к выполнению элементарных правил культуры поведения в ДОО;
2) в области формирования основ гражданственности и патриотизма
• обогащать представления детей о малой родине и поддерживать их отражения в различных видах деятельности
3) в сфере трудового воспитания
• развивать интерес к труду взрослых в ДОО ив семье, формировать представления о конкретных видах хозяйственно-бытового труда, направленных на заботу о детях (мытье посуды, уборка помещений группы и участка и прочее) и трудовые навыки
• воспитывать бережное отношение к предметами игрушкам как результатам труда взрослых
• приобщать детей к самообслуживанию (одевание, раздевание, умывание, развивать самостоятельность, уверенность, положительную самооценку
4) в области формирования основ безопасного поведения
• развивать интерес к правилам безопасного поведения
• обогащать представления о правилах безопасного поведения в быту, безопасного использования бытовых предметов и гаджетов, исключая практическое использование электронных средств обучения. Содержание образовательной деятельности.
1) В сфере социальных отношений. Педагог создает условия для формирования у детей образа Я закрепляет умение называть свое имя и возраст, говорить о себе в первом лице проговаривает с детьми характеристики, отличающие их друг от друга (внешность, предпочтения в деятельности, личные достижения. Педагоги способствуют различению детьми основных эмоций (радость, печаль, грусть, гнев, страх, удивление) и пониманию ярко выраженных эмоциональных состояний. Приобщении с детьми педагог интересуется настроением детей, предоставляет возможность рассказать о своих переживаниях, демонстрирует разнообразные способы эмпатийного поведения (поддержать, пожалеть, обнадежить, отвлечь и порадовать. При чтении художественной литературы педагог обращает внимание на проявления, характеризующие настроения, эмоции и чувства героев, комментирует их отношения и поведение, поощряет подражание детей позитивному опыту персонажей художественных произведений и мультипликации. Педагог обогащает представления детей о действиях и поступках людей, в которых проявляются доброе отношение и забота о членах семьи, близком окружении, о животных, растениях знакомит с произведениями, отражающими отношения между членами семьи. Педагог создает в группе положительный эмоциональный фон для объединения детей, проводит игры и упражнения в кругу, где дети видят и слышат друг друга. Педагог поощряет позитивный опыт взаимодействия детей, создает условия для совместных игр, демонстрирует позитивный настрой и удовольствие, которое можно испытывать от общения и совместной игры. Помогает детям обращаться друг к другу, распознавать проявление основных эмоций и реагировать на них. Способствует освоению детьми простых способов общения и взаимодействия обращаться к детям по именам, договариваться о совместных действиях, вступать в парное общение (спокойно играть рядом, обмениваться игрушками, объединяться в парной игре, вместе рассматривать картинки, наблюдать и прочее. В совместных игровых и

37 бытовых действиях педагог демонстрирует готовность действовать согласованно, создает условия для возникновения между детьми договоренности. Знакомит детей с элементарными правилами культуры поведения, упражняет в их выполнении (здороваться, прощаться, благодарить, демонстрирует одобрение при самостоятельном выполнении детьми правил поведения.
2) В области формирования основ гражданственности и патриотизма. Педагог обогащает представления детей о малой родине регулярно напоминает название населенного пункта, в котором они живут знакомит с близлежащим окружением ДОО зданиями, природными объектами, доступными для рассматривания с территории. Обсуждает с детьми их любимые места времяпрепровождения в населенном пункте. Демонстрирует эмоциональную отзывчивость на красоту родного края, восхищается природными явлениями. Поддерживает отражение детьми своих впечатлений о малой родине в различных видах деятельности (рассказывает, изображает, воплощает образы в играх, разворачивает сюжет итак далее.
3) В сфере трудового воспитания. Педагог формирует первоначальные представления о том, что предметы делаются людьми, например, демонстрирует процессы изготовления атрибутов для игр. В процессе взаимодействия с детьми выделяет особенности строения предметов и знакомит с назначением их частей (например ручка на входной двери нужна для того, чтобы удобнее было открыть дверь и прочее. Знакомит детей с основными свойствами и качествами материалов, из которых изготовлены предметы, знакомые ребёнку (картон, бумага, дерево, ткань, создает игровые ситуации, вызывающие необходимость в создании предметов из разных материалов, использует дидактические игры с предметами и картинками на группировку по схожим признакам, моделирует ситуации для активизации желания детей включиться в выполнение простейших действий бытового труда. Педагог формирует первоначальные представления о хозяйственно-бытовом труде взрослых дома ив группе ДОО, поощряет желание детей соблюдать порядок при раздевании на дневной сон (аккуратное складывание одежды, уборке рабочего места после продуктивных видов деятельности (лепки, рисования, аппликации) и тому подобное. Использует приемы одобрения и поощрения ребёнка при правильном выполнении элементарных трудовых действий убирает за собой посуду на раздаточный стол, убирает рабочее место после занятий, собирает игрушки, помогает раздать наглядный материал на занятие и тому подобное. Педагог поддерживает стремления ребёнка самостоятельно выполнять отдельные действия самообслуживания одевание на прогулку, умывание после сна или перед приемом пищи, элементарный уход за собой (расчесывание волос, поддержание опрятности одежды, пользование носовым платком и тому подобное. Педагог создает условия для приучения детей к соблюдению порядка, используя приемы напоминания, упражнения, личного примера, поощрения и одобрения при самостоятельном и правильном выполнении действий по самообслуживанию. Педагог организует специальные игры и упражнения для развития мелкой моторики рук детей с целью повышения качества выполнения действий по самообслуживанию.
4) В области формирования основ безопасного поведения. Педагог поддерживает интерес детей к бытовым предметам, объясняет их назначение и правила использования, доброжелательно и корректно обращает внимание, что несоблюдение правил использования бытовых предметов позволяет создать ситуации, небезопасные для здоровья.

38 Педагог использует игровые ситуации, создавая условия для демонстрации и формирования умений ребёнка пользоваться простыми бытовыми приборами, обсуждает с детьми какими предметами быта детям можно пользоваться только вместе со взрослыми ножи, иголки, ножницы, лекарства, спички итак далее. Педагог обсуждает с детьми правила безопасного поведения в группе, рассказывает, почему игрушки нужно убирать на свои места, демонстрирует детям, как безопасно вести себя за столом, вовремя одевания на прогулку, вовремя совместных игр. Педагог рассказывает детям о том, как себя вести на площадке ДОО, игровой площадке рядом с домом. Обращает внимание детей на необходимость оповещать взрослых (педагога, родителей (законных представителей, если ребёнок хочет покинуть игровую площадку, уйти с участка ДОО. Обсуждает вместе с детьми их действия, дает возможность ребёнку рассказать о своем опыте, как себя вести безопасно рядом с бездомными животными (ненужно подходить близко, пугать животных, рядом с незнакомыми растениями (без разрешения взрослых не пробовать незнакомые ягоды, листья растений, если у ребёнка появляется желание их попробовать, обязательно сначала спросить у взрослого, можно ли их есть. Педагог поддерживает интерес детей к вопросам безопасного поведения, поощряет вопросы детей дошкольного возраста, с готовностью на них отвечает, привлекая к обсуждению всех детей. Использует приемы упражнения, напоминания, личного примера для закрепления формируемых представлений.
2.1.1.5. Отлет до 5 лет. В области социально-коммуникативного развития основными задачами образовательной деятельности являются
1) в сфере социальных отношений

• формировать положительную самооценку, уверенность в своих силах, стремление к самостоятельности
• развивать эмоциональную отзывчивость к взрослыми детям, слабыми нуждающимся в помощи, воспитывать сопереживание героям литературных и анимационных произведений, доброе отношение к животными растениям
• развивать позитивное отношение и чувство принадлежности детей к семье, уважение к родителям (законным представителям, педагогами окружающим людям
• воспитывать доброжелательное отношение ко взрослыми детям
• воспитывать культуру общения со взрослыми и сверстниками, желание выполнять правила поведения, быть вежливыми в общении со взрослыми и сверстниками
• развивать стремление к совместным играм, взаимодействию в паре или небольшой подгруппе, к взаимодействию в практической деятельности
2) в области формирования основ гражданственности и патриотизма
• воспитывать уважительное отношение к Родине, символам страны, памятным
• датам
• воспитывать гордость за достижения страны в области спорта, науки, искусства и других областях
• развивать интерес детей к основным достопримечательностями населенного пункта, в котором они живут.
3) в сфере трудового воспитания
• формировать представления об отдельных профессиях взрослых на основе

39 ознакомления с конкретными видами труда
• воспитывать уважение и благодарность взрослым за их труд, заботу о детях вовлекать в простейшие процессы хозяйственно-бытового труда развивать самостоятельность и уверенность в самообслуживании, желании включаться в повседневные трудовые дела в ДОО и семье
4) в области формирования основ безопасного поведения
• обогащать представления детей об основных источниках и видах опасности в быту, на улице, в природе, в общении с незнакомыми людьми
• знакомить детей с простейшими способами безопасного поведения в опасных ситуациях
• формировать представления о правилах безопасного дорожного движения в качестве пешехода и пассажира транспортного средства.
• формировать представления о правилах безопасного использования электронных гаджетов, в том числе мобильных устройств, планшетов и прочее, исключая практическое использование электронных средств обучения. Содержание образовательной деятельности.
1) В сфере социальных отношений. Педагог обогащает представления детей об их развитии, проговаривает и фиксирует внимание на разнообразных возрастных изменениях (когда я был маленький, когда я буду взрослым. Способствует освоению детьми традиционных представлений о половых и гендерных различиях, семейных ролях и отношениях. Формирует положительную самооценку, уверенность в своих силах, отмечает позитивные изменения в развитии и поведении детей, бережно и тактично помогает ребёнку обнаружить свои ошибки и найти адекватный способ их устранения. Педагог способствует распознаванию и пониманию детьми эмоциональных состояний, их разнообразных проявлений, связи эмоций и поступков людей. Создает ситуации получения детьми опыта проявления сочувствия и содействия (эмпатийного поведения) в ответ на эмоциональное состояние сверстников и взрослых, воспитывает чувствительность и внимательность к затруднениями переживаниям окружающих. При чтении художественной литературы, просмотре фрагментов анимационных фильмов педагог обращает внимание на разнообразие эмоциональных проявлений героев, комментирует и обсуждает с детьми обусловившие их причины. Педагог развивает позитивное отношение и чувство принадлежности детей к семье, уважение к родителям (законным представителям обогащает представление о структуре и составе семьи, родственных отношениях семейных событиях, делах. Обеспечивает включенность детей в детское сообщество, умение согласовывать взаимоотношения со сверстниками. Побуждает детей наблюдать за поведением сверстников, развивает чувствительность к поступкам сверстников, интерес к их действиям. Способствует освоению детьми вербальных и невербальных средств и способов обращения к сверстникам, привлечения внимания и демонстрации своего расположения. Поддерживает детей в ситуации, когда им трудно выразить собственные потребности и при урегулировании конфликтов между сверстниками, демонстрирует культурные формы общения. Поощряет инициативу и самостоятельный выбор детьми занятий и партнеров, обогащает умение договариваться, поддерживает совместные дела детей в небольших группах (3-4 человека. Обеспечивает развитие личностного отношения ребёнка к соблюдению или нарушению моральных норм при взаимодействии со сверстником.

40 Создает условия для развития детско-взрослого сообщества. Способствует освоению правили форм проявления вежливости, уважения к старшим напоминает и демонстрирует различные формы приветствия, прощания, выражения благодарности и просьбы. Знакомит детей с правилами поведения в общественных местах. Развивает позитивное отношение к ДОО: знакомит с педагогическими и иными работниками ДОО, с доступными для восприятия детьми правилами жизнедеятельности в ДОО; её традициями воспитывает бережное отношение к пространству и оборудованию ДОО. Обращает внимание детей на изменение и украшение её помещений и территории, поддерживает инициативу детей и совместно планирует презентацию продуктов деятельности рисунков, поделок) в пространстве группы и прилегающих к ней помещениях.
2) В области формирования основ гражданственности и патриотизма. Воспитывает уважительное отношение к нашей Родине – России. Продолжает знакомить с государственной символикой Российской Федерации Российский флаги герб России воспитывает уважительное отношение к символам страны. Обогащает представления детей о государственных праздниках День защитника Отечества, День Победы. Знакомит детей с содержанием праздника, с памятными местами в населенном пункте, котором живет, посвященными празднику. Педагог обогащает представления детей о малой родине знакомит с основными достопримечательностями населенного пункта, развивает интерес детей к их посещению с родителями (законными представителями знакомит с названиями улиц, на которых живут дети. Поддерживает эмоциональную отзывчивость детей на красоту родного края. Создает условия для отражения детьми впечатлений о малой родине в различных видах деятельности рассказывает, изображает, воплощает образы в играх, разворачивает сюжет итак далее. Поддерживает интерес к народной культуре страны (традициям, устному народному творчеству, народной музыке, танцам, играм, игрушкам.
3) В сфере трудового воспитания. Педагог знакомит детей с содержанием и структурой процессов хозяйственно-бытового труда взрослых, обогащает их представления, организуя специальные образовательные ситуации с моделированием конкретных трудовых процессов взрослых, работающих в ДОО (как музыкальный руководитель готовится к занятиям с детьми, как электрик меняет электрические лампочки в групповой комнате, повар делает салат на обед. Беседует с детьми, обращает внимание на целостность трудового процесса, направленного на продуктивный результат, вызывает у детей добрые и уважительные чувства к взрослым, которые заботятся о жизнедеятельности детей в ДОО. Педагог поддерживает инициативу детей узнать и рассказать о трудовой деятельности взрослых, поощряет коммуникативную активность ребёнка, связанную с желанием рассказать о профессии мамы или папы, описать их трудовые действия, рассказать о результатах их труда. Педагог расширяет представление детей о предметах как результате труда взрослых, о многообразии предметного мира материалов (металл, стекло, бумага, картон, кожа и тому подобное, знакомит детей с ключевыми характеристиками материалов, организуя экспериментирование способствует обогащению представлений детей об отличительных признаках материалов для создания продуктов труда (прочный (ломкий) материал, промокаемый водоотталкивающий) материал, мягкий (твердый) материал и тому подобное. Педагог рассказывает детям о бытовой технике, помогающей взрослым организовать бытовой труд дома стиральная и посудомоечная машины, пылесос, мультиварка, миксер, мясорубка беседует с детьми о назначении бытовой техники, формирует представление о её

41 назначении для ускорения и облегчения процессов бытового труда. Педагог создает условия для позитивного включения детей в процессы самообслуживания в режимных моментах группы, поощряет желание детей проявлять самостоятельность и инициативность, используя приемы поощрения и одобрения правильных действий детей, результатов процесса самообслуживания. Одобряет действия детей, направленные на оказание взаимопомощи (помочь доделать поделку, помочь одеться, помочь убрать со стола и тому подобное. В процессе самообслуживания обращает внимание детей на необходимость бережного отношения к вещам аккуратное складывание одежды, возвращение игрушек на место после игры и тому подобное. В процессе самообслуживания педагог напоминает детям о важности соблюдения очередности действий в трудовом процессе для достижения качественного результата, демонстрирует детям приемы самоконтроля для оценки результата, поощряет действия детей, направленные на применение способов самоконтроля в процессе выполнения действий.
4) В области формирования основ безопасности поведения. Педагог способствует обогащению представлений детей об основных правилах безопасного поведения в быту, в природе, на улице, в реальном общении с незнакомыми людьми ив телефонных разговорах сними. Создает условия для расширения и углубления интереса детей к бытовым приборами предметам быта, обсуждает вместе с детьми правила их использования, поощряет стремление детей поделиться своим опытом с другими, предлагает детям рассказать о том, как они дома соблюдают правила безопасного поведения, выбирает вместе с детьми лучшие примеры. Обсуждает с детьми, что порядок в доме и ДОО необходимо соблюдать не только для красоты, но и для безопасности человека, что предметы и игрушки необходимо класть на свое место. Рассматривает вместе с детьми картинки с правилами и алгоритмами поведения в ситуациях, опасных для здоровья и жизни, которые могут произойти с детьми дома, в условиях
ДОО, в ближайшем с домом окружении если неосторожно пользоваться, брать без разрешения или играть острыми, колющими, режущими предметами, то можно порезаться или уколоться, лучше предупредить взрослого и пользоваться только под его присмотром. Создает игровые ситуации, в которых ребёнок может закрепить опыт безопасного поведения в быту, на улице, в природе, в общении с незнакомыми людьми. Обсуждают с детьми правила безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях как позвать взрослого на помощь, как вызвать помощь по мобильному устройству и тому подобное.
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   40