Файл: Учебнометодическое пособие к дисциплине видеотренинг.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2023

Просмотров: 448

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РФ

Содержание видеотренинга. Понятие о видеотренинге и обратной видеосвязи. Преимущества и ограничения применения видеозаписи и обратной видеосвязи в групповом тренинге. Литература: Сидоренков А.В. Видеотренинг профессионально­психологического роста. Методические указания. В 3-х ч.Ч.2.- Ростов н/Д:РГУ,2003. Формирование групп видеотренинга. Проблемы и принципы отбора участников тренинговой группы. Параметры отбора и комплектования участников тренин­говой группы. Литература: Кочюнас Р. Психотерапевтические группы: теория и практика.-М.:Акад.Пр.,2000.-С.117-137. Сидоренков А.В. Видеотренинг профессионально­психологического роста. Методические указания. В 3-х ч.Ч.2.- Ростов н/Д:РГУ,2003. Активность ведущего в процессе видеотренинга. Функции ведущего в тренинговой группе. Виды активности ведущего в тренинговой группе. Этические аспекты поведения ведущего. Литература: Кочюнас Р. Психотерапевтические группы: теория и практика.-М.:Акад.Пр.,2000.-С.65-99, 224-228. Сидоренков А.В. Видеотренинг профессионально­психологического роста. Методические указания. В 3-х ч.Ч.2.- Ростов н/Д:РГУ,2003. Структура видеотренинга профессиоенально- психологического роста. Этапы видеотренинга профессионально­психологического роста. Структура сеанса видеотренинга. Объективные (внешние) и субъективные (внутренние) критерии оценки эффективности группового социально­психологического обучения. Литература: Кочюнас Р. Психотерапевтические группы: теория и практика.-М.:Акад.Пр.,2000.-С.165-215. Сидоренков А.В. Видеотренинг профессионально­психологического роста. Методические указания. В 3-х ч.Ч.2.- Ростов н/Д:РГУ,2003. Личностный рост. Понятие личностного роста в психоанализе. Анализ личностного роста в бихевиоризме. Представление о личностного росте в когнитивной пси­хологии. Идея личностного роста в гуманистически ориентиро­ванной психологии. Литература: Сидоренков А.В. Видеотренинг профессионально­психологического роста. Методические указания. В 3-х ч.Ч.3.- Ростов н/Д:РГУ,2003. Фрейджер Р., Фейдимен Д. Личность: теории, экспери­менты, упражнения.-СПб,:прайм-ЕВРОЗНАК,2002.-864 с. Деловое общение как компонент профессионально­психологического роста. Деловое общение и его разновидности. Уровни и структура делового общения. Цели, правила и стили делового общения. Принципы и приемы установление контакта, информи­рование, аргументация, контраргументация, принятие решения и завершение беседы. Литература: Емельянов Ю.Н. Обучение паритетному диалогу.- Л.:ЛГУ,1991. Мицич П. Как проводить деловые беседы.- М.:Экономика,1987. Сидоренков А.В. Видеотренинг профессионально­психологического роста. Методические указания. В 3-х ч.Ч.3.- Ростов н/Д:РГУ,2003. Примерная тематика рефератов, курсовых работ Возникновение группового социально-психологического обучения. Типологии групп социально-психологического обучения. Тренинг психоаналитической ориентации. Тренинг бихевиористической ориентации. Тренинг когнитивистической ориентации. Тренинг гуманистической ориентации. Условия и средства изменения участников тренинга. Факторы изменения участников тренинга. Движущие причины и механизм изменения участников тренинга. Метод дискуссии и в видеотренинге. Игровой метод в видеотренинге. Метод, основанный нв невербальной активности в ви­деотренинге. Профессионально-психологическая компетентность. Структура профессионально-делового общения. Установление контакта в профессионально-деловом общении. Информирование и аргументация в профессионально­деловом общении. Контраргументация в профессионально-деловой бесе­де. Принятие решения и завершения профессионально­деловой беседы. Вопросы в профессионально-деловой беседе. Примерный перечень тем к подготовке программ по видеотренингу Тренинг стадий профессионально-деловой беседы. Тренинг достижений в деловых переговорах. Тренинг преодоления конфликтов в деловом общении. Тренинг мотивации клиентов. Тренинг профессиональных достижений. Тренинг профессиональных решений. Тренинг профессиональной мотивации. Тренинг анализа профессиональных ситуаций. Тренинг понимания и оказания поддержки коллегам. Тренинг выдержки и настойчивости. Тренинг планирования карьеры. Тренинг сотрудничества и конкуренции. Тренинг самопознания в профессиональной деятельно­сти. Тренинг преодоления внутриличностных проблем в профессиональной деятельности. Тренинг мотивации обучения и переобучения. Примерный перечень вопросов к экзамену по всему курсу Возникновение группового социально-психологического обучения. Преимущества группового социально-психологического обучения. Отличительные признаки группового социально­психологического обучения и групповой психотерапии. Разновидности групп социально-психологического обу­чения. Цели и основные положения «Групп-встреч». Цели и основные положения «Т-групп». Цели и основные положения «Социально­психологического тренинга поведения». Коммуникативная компетентность и ее компоненты. Условия и средства изменения участников тренинга. Роль поддержки в процессе группового тренинга. Самораскрытие в общении, его функции и параметры. Характеристики межличностной обратной связи. Виды межличностной обратной связи. Соотношение самораскрытия и обратной связи. Движущие причины и механизм изменения участников тренинга. Метод дискуссии и его разновидности. Отличительные особенности игровой деятельности. Операционные и межличностные игры. Концептуальные и инструментальные компоненты пси­ходрамы. Фазы и приемы психодрамы. Состояния «Я» личности и их коррекция в процессе ви­деотренинга. Виды трансакций и их коррекция в процессе видеотре­нинга. Проективный рисунок в групповом тренинге. Психогимнастика и функции психогимнастических уп­ражнений.. Принципы и параметры комплектования тренинговой группы. Функции ведущего в тренинговой группе. Виды активности ведущего в тренинговой группе. Этические аспекты поведения ведущего в процессе тренинга. Понятие о видеотренинге и обратной видеосвязи. Преимущества и ограничения использования видеоза­писи и обратной видеосвязи в групповом тренинге. Этапы и продолжительность проведения видеотренин­га. Структура сенса (занятия) видеотренинга. Критерии эффективности группового видеотренинга. Проблема личностного роста в психоанализе. Проблема личностного роста в бихевиоризме. Проблема личностного роста в гуманистической психо­логии. Проблема личностного роста в когнитивной психологии. Понятие о профессионально-психологическом росте. Деловое общение и его разновидности. Структура профессионально-делового общения. Цели, принципы и уровни профессионально-делового общения. Стили делового общения. Фазы деловой беседы. Подходы к обучению профессионально­ психологическому росту. Принципы установления контакта. Правила и приемы информирования и аргументации. Правила и приемы контраргументации. Правила и приемы принятия решения и завершения бе- седы. РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ЧАСОВ КУРСАПО ТЕМАМ И ВИДАМ РАБОТ № Наименование разделов и тем Всего Часов Аудиторные занятия Самос. работа Лекции Практ. I. Теоретический раздел 1 Основные направления группово­го социально-психологическогообучения 1 1 2 2 Воздействие в групповом соци­ально-психологическом обучении 1 1 2 3 Методы группового социально­психологического обучения 1 1 2 4 Содержание видеотренинга 1 1 2 5 Формирование групп видеотре­нинга 2 6 Активность ведущего в процессе видеотренинга 1 1 2 7 Структура видеотренинга про- фессиоенально-психологического роста 1 1 2 8 Личностный рост 1 1 2 9 Деловое общение как компонент профессионально­психологического роста 1 1 2 II. Практический раздел 10 Практика видеотренинга профес­сионально-психологического роста 5 5 ИТОГО: 14 9 5 18 1   2   3   4   5   6   7   8   9   10

IY. ФОРМА ИТОГОВОГО КОНТРОЛЯ ЭкзаменY. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КУРСА Основная литература: 1. Кочюнас Р. Психотерапевтические группы: теория и практика.-М.:Акад.Пр.,2000.-240 с. Рудестам К. Групповая психотерапия.-М.:Прогресс,1993.- 368 с. Сидоренков А.В. Видеотренинг профессионально­психологического роста. Методические указания. В 3-х ч.-Ростов н/Д:РГУ,2003. Дополнительная литература: Аллан Пиз. Язык жестов.-Воронеж:МОДЭК,1992.-218 с. Амяга Н.В. Самораскрытие и самопредъявление лично­сти в общении //Личность. Общение. Групповые процессы (Совре­менные направления теоретических и прикладных исследований в зарубежной психологии).-М.,1991. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые иг­рают в игры.-Л.:Лениздат,1992.-С.8-52. Бурно М.Е. Терапия творческим самовыражением.- М.:Медицина,1989.-С.6-44. Групповая психотерапия /Под ред. Б.Д.Карвасарского, С.Ледера.-М.:Медицина,1990.-С.12-50,65-88. Емельянов Ю.Н. Обучение паритетному диалогу.- Л.:ЛГУ,1991. Захаров В.П. Применение социально-психологического тренинга при подготовке руководителей //Совместная деятель­ность: методология, теория и практика.--М.:Наука,1988.-С.216-225. Ковалев Г.А. Основные направления использования методов активного социального обучения в странах Запада // Пси­хологический журнал.-1989.-Ы1.-С.127-136. Лейтц Г. Психодрама: теория и практика. Классическая психодрама Я.Л.Морено.-М.:Прогресс,1994.-352 с. Лопухина Е.В., Лопатин Г.С. Видеотренинг трудных си­туаций в деловом общении хозяйственных руководителей.- М.,1986.-64 с. Мицич П. Как проводить деловые беседы.- М.:Экономика,1987. Панасюк А.Ю. Управленческое общение.- М.:Экономика, 1990.-112 с. Петровская Л.А. Теоретические и методические про­блемы социально-психологического тренинга.-М.:МГУ,1982. Психодрама и групповой процесс /Под.ред.Н.А.Гринберга.-М.,1993.-57 с. Роджерс К. О групповой психотерапии.-М.,1993.-220 с. Секреты умелого руководителя /Сост.И.В.Липсиц.- М.:Экономика,1991.-320 с. Сидоренков А.В. Основные аспекты воздействия в групповом социально-психологическом обучении//Психологический вестник.Вып.4.-Ростов н/Д:РГУ,1999.-С.219-223. Соловьева О.В. Обратная связь в межличностном об- щении.-М:МГУ,1992.-С.5-42. Фрейджер Р., Фейдимен Д. Личность: теории, экспери­менты, упражнения.-СПб,:прайм-ЕВРОЗНАК,2002.-864 с. Форверг М., Альберг Т. Характеристика социально­психологического тренинга поведения //Психологический журнал.- 1984.-N4. Вспомогательное оборудование: Видеоаппаратура - видеокамера и телевизор.МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РФ

Сеанс 1: «Название сеанса» (продолжительность сеанса). Разминка: «Название упражнения» (продолжительность упражнения). Задачи упражнения и его основная суть. Ролевая ситуация: «Название ситуации» (продолжи­тельность ситуации). Задачи ситуации, ее сюжет, основная и вспомогательная роль. Просмотр видеозаписи. Дискуссия по про­игранной ситуации. Тематическая дискуссия: «Тема дискуссии» (продолжи­тельность дискуссии). Задачи дискуссии. Обобщение результатов сеанса (продолжительность обобщения). Разминка: «Название упражнения» (продолжительность упражнения). Задачи упражнения и его основная суть. Сеанс 2: «Название сеанса» (продолжительность сеанса) и т.д. приложение а) График и место проведения тренинга. Психодиагностический материал (если есть). в) Подробное описание запланированных разминочных уп­ражнений и игровых ситуаций. г) Резервный материал разминочных упражнений, игровых ситуаций и тем для дискуссий. ЛИТЕРАТУРА Аллан Пиз. Язык жестов. - Воронеж, 1992. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые иг­рают в игры. - Л., 1992. Бурно М.Е. Терапия творческим самовыражением. - М. 1989. Групповая психотерапия /Под ред. Карвасарского Б.Д.- М., 1990. Емельянов Ю.Н. Активное социально-психологическое обучение. - Л., 1985. Захаров В.П. Применение социально-психологического тренинга при подготовке руководителей //Совместная деятель­ность: методология, теория и практика. - М., 1988. Ковалев Г.А. Основные направления использования ме­тодов активного социального обучения в странах Запада // Психо­логический журнал. - 1989. - N1. Ковальчук М.А., Петровская Л.А. Проблема группового тренинга в зарубежной психологии //Вопросы психологии.- 1982.- N2. Лейтц Г. Психодрама: теория и практика. Классическая психодрама Я.Л.Морено. - М., Прогресс, 1994. Лопухина Е.В., Лопатин Г.С. Видеотренинг трудных си­туаций в деловом общении хозяйственных руководителей. - М., 1986. Петровская Л.А. Теоретические и методические про­блемы социально-психологического тренинга. - М., 1982. Платов В.Я. Деловые игры: разработка, организация, проведение.-М.:Профиздат,1991.-192 с. Психодрама и групповой процесс/ Под ред. И.А.Крин- берга.-М.,1993.-57 с. Роджерс К. О групповой психотерапии.- М., 1993. Рудестам К. Групповая психотерапия. - М.:Прогресс, 1993.-368 с. Сидоренков А.В. Основные аспекты воздействия в груп­повом социально-психологическом обучении // Психологический вестник.Вып.4.-Ростов /Д:РГУ,1999.-С.219-223. Сидоренков А.В. Механизм изменения личности и ма­лой группы// Психологический вестник.Вып. 3.-Ростов /Д:РГУ,1998.- С.91-94. Сидоренков А.В. Направления психолого-педагоги­ческого воздействия на учебные группы// Вопросы психологии.- 1998.-N4. Цзен Н.В., Пахомов Ю.В. Психотехнические игры в спорте.-М. :ФиС,1985. Форверг М., Альберг Т. Характеристика социально­психологического тренинга поведения /Психологический журнал.- 1984.-N4. 21 Riggio,R.E. & Zimmerman,J.(1991). Social skills and interpersonal relationships:influences on social support and a support seeking. In W.H.Jones & P.Perlman (Eds), Advances in personal relationships (pp.133-155). London:Jessika Kingsley Publishers.МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РФ


ПРИНЦИПЫ ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЯ
И ЗАВЕРШЕНИЯ БЕСЕДЫ


  1. Завершать беседу лучше тогда, когда ее атмосфера наи­более благоприятна.

  2. В завершении беседы необходимо обозначить главную мысль, которая обобщает все сказанное ранее.

  3. Желательно иметь в резерве сильный аргумент или по­ложительный пример на тот случай, если собеседник будет коле­баться в момент принятия решения.

  4. Во многих случаях необходимо выделять завершение беседы, используя, например, ключевые фразы («Давайте подве­дем итоги», «В завершении нашей беседы...»).

  5. В случае неудовлетворительного для Вас исхода беседы и, вместе с тем, реально существующей возможности ее возоб­новления через какое-то время, необходимо поставить вопрос о следующей встрече (например, «Когда мы сможем с Вами встре­титься, чтобы окончательно решить этот вопрос?»).

  6. Если в завершении беседы был получен отрицательный результат, который исключает возможность последующей встречи, то с точки зрения этики общения, следует завершить беседу в по­зитивном русле (например, «Несмотря на отказ, мне было инте­ресно с Вами побеседовать»).

МЕТОДЫ УСКОРЕНИЯ
ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЯ СОБЕСЕДНИКОМ


  1. Метод «прямого ускорения» принятия решения (напри­мер, «Мы сейчас решим этот вопрос?»).

  2. Метод «косвенного ускорения» принятия решения.

    1. Гипотетический метод. В случае, если собеседник ко­леблется, например, испытывая тревогу по поводу последствий принятия решения, то ему излагаются предположения о возмож­ных позитивных исходах решения (например, «Давайте предполо­жим, что если ...»).

    2. Метод альтернативных исходов. Собеседнику задают­ся альтернативные вопросы, которые Вас в одинаковой степени устраивают (например, «Что лучше сделать А или Б?»).

    3. Метод ключевого вопроса. Собеседнику задается такой вопрос, который вынуждает его высказать собственную позицию по обсуждаемому вопросу (например, «Что Вы об этом думае­те?»).

Пример:

«Александр Владимирович! Давайте предположим, что Вы берете меня на работу (гипотетический метод). Что Вы теряете в этом случае? Если, ... А или Б (метод альтернативных исходов). Что Вы об этом думаете (метод ключевого вопроса)?»

ПРИЛОЖЕНИЕ 2
(раздаточный материал)



ЗНАЧЕНИЕ ВОПРОСОВ В ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ДЕЛОВОМ ОБЩЕНИИ

  1. Задавать вопросы собеседнику - значит получать от него нужную информацию.

  2. Задавать вопросы собеседнику - значит лучше понимать его мысли и чувства.

  3. Избегание вопросов к собеседнику может вызывать не­верные домыслы и умозрительные выводы, что, в конечном счете, ведет к недоразумениям и конфликтам в общении.

  4. Естественно задаваемые вопросы о жизни и работе со­беседника, означает проявление интереса к его личности.

  5. Формулирование вопросов позволяет человеку лучше понимать и управлять собственными мыслями и чувствами.

  6. Правильно и своевременно задаваемые вопросы позво­ляют подвести собеседника к более приемлемому для Вас выводу или принятию решения.

  7. Несвоевременные или часто задаваемые вопросы могут свидетельствовать о Вашей несдержанности или о невниматель­ном отношении к высказываниям собеседника.

  8. Метко сформулированные вопросы свидетельствуют о Вашей компетентности по обсуждаемым проблемам.

  9. С помощью вопросов можно «подтолкнуть» собеседника к осмыслению какой-то проблемы.

  10. С помощью вопросов можно озадачить, завести собе­седника в тупик.

ВИДЫ ВОПРОСОВ


1. Открытый вопрос. Предполагает развернутый (более или менее полный) ответ собеседника и чаще всего используется для:

а) получения максимальной информации от собеседника (например, «Вы можете рассказать о специфике работы Вашей фирмы?», «Вы могли бы обозначить мои обязанности?»);

б) выяснения позиций собеседника по обсуждаемой про­блеме (например, «Как, на Ваш взгляд, может быть решен этот вопрос?»).

  1. Закрытый вопрос. Предполагает краткий утверди­тельный ответ собеседника (например, да или нет) и чаще всего используется в случаях:

а) получения краткой содержательной (например, «Вы имеете возможность меня выслушать?», «Вас устроит вариант работы по совместительству?») или формальной (например, «Вам больше 30 лет?») информации;

б) выяснения главной позиции собеседника по обсуждае­мой проблеме (например, «Вы готовы еще раз встретиться, чтобы окончательно решить этот вопрос?», «Вы готовы принять меня на работу?»); использование закрытых вопросов, в отличие от откры­тых, ставит собеседника в более жесткие условия выбора ответа и ускоряет принятия им решения;

в) определения компетентности собеседника по какой-то проблеме (например, «Вы можете ответить на мой вопрос?»).

  1. Альтернативный вопрос. Это вопрос, в котором из­начально представлено несколько возможных вариантов ответа, из которых собеседник должен выбрать какой-то один. Такой во­прос используется, как правило, в ситуациях, когда необходимо:

а) помочь собеседнику определиться в выборе ответа (на­пример, «Мы продолжим с Вами беседу или перенесем ее на дру­гой день?»).

б) ограничить собеседника выбором наиболее приемлемых для Вас ответов по принятию решения или демонстрации неком­петентности собеседника (из двух предложенных альтернативных ответов, собеседник выбирает какой-то один, хотя на самом деле есть третий, более правильный вариант ответа).

  1. Контрвопрос. Вместо ответа на вопрос собеседника, ему задается встречный вопрос. Такой вопрос задается тогда, когда необходимо выяснить позицию или озадачить собеседника или же, когда надо выиграть время для обдумывания его вопроса (например, «Вы можете справиться с этой работой? А как Вы ду­маете?»).

  2. Зеркальный вопрос. Он заключается в повторении с вопросительной интонацией части высказывания собеседника. Такой вопрос позволяет, не противореча собеседнику, вынуждать его сказать недосказанное, понять некоторые его мысли, мотивы. Зеркальный вопрос более эффективен, чем вопрос «Почему?», который часто вызывает защитные реакции у собеседника (напри­мер, «Я не могу выслушать Вас в данное время. А в другое вре­мя?», «Я никогда не буду с ним общаться. Никогда?»).


ПРИЛОЖЕНИЕ 3 (раздаточный материал)

ПРИЕМЫ УХОДА ОТ КОНСТРУКТИВНОГО РЕШЕНИЯ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПРОБЛЕМЫ


  1. Перенос проблемы в другие области и демонстрация ее повсеместного существования, что целесообразно предполагает отказаться от ее решения .

  2. Введение и обсуждение аналогий, а не саму изначаль­ную проблему.

  3. Делается ссылка на то, что поставленная кем-то про­блема не нова и продумывается уже много лет.

  4. Открыто заявляется об отсутствии исчерпывающего от­вета, что позволяет не давать никакого ответа.

  5. Говорится: что не следует торопиться - это избавляет от необходимости вообще что-либо предпринимать .

  6. В ответ на каждое новаторское предложение выдвигает­ся прямо противоположное, а затем дается согласие на золотую середину, что создает иллюзию борьбы мнений.

  7. Подчеркивается, что попытка придти к какому-либо за­ключению ведет лишь к неоправданному успокоению и только со­мнения обеспечивает истинное развитие.

  8. Разыгрывается удивление, что проблема затронута в столь не подходящий момент.

  9. Обращается внимание на то, что те, кто усматривает в чем-то проблему, делают это потому, что они лично обижены или недовольны.

  10. При затруднении с ответом спрашивается: «Что пони­мается под данным вопросом?»

  11. Уход в область абстракций, с которыми большинство не может не согласиться и с теоретической позиции показывается, что проблема сама по себе не значительна.

  12. Уход от проблемы в дискуссию о необходимости уточ­нения ее формулировки.