Файл: Программы смен Содружество Орлят России для проведения в детских лагерях Российской Федерации.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.11.2023
Просмотров: 419
Скачиваний: 9
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
ФГБОУ ВДЦ «Орлёнок»
29
День летит за днём, и путешествие подходит к завершению. А с ним и вопросы: смогли ли ребята помочь жителям Страны Маленьких и Великих
Открытий, получилось ли собрать карту этой страны, можно ли теперь назвать отряд настоящей командой? И что это за Страна, по которой они путешествовали столько дней? На эти вопросы ребята отвечают вместе со своим вожатым/учителем в рамках дел десятого тематического дня смены.
Ребята ещё раз вспоминают, как и где они путешествовали, собирают части карты воедино и приходят к выводу, что всё это время путешествовали по родной России. А невидимые жители, которые оставляли им свои послания – это их друзья, их семьи и жители России. И вот, разгадав все тайны, которые скрывались в волшебной книге, ребята готовы к новым свершениям.
Ярким моментом завершения смены становится совместно организованный праздник. Подводя итоги смены, ребята вспоминают о своём удивительном путешествии, о знакомстве и общении с невидимыми жителями, о раскрытых тайнах и загадках, которые скрывала в себе волшебная книга, а также о совместном празднике. И чтобы всегда вспоминать и радоваться интересно прожитому лету, ребятам предлагается сделать афишу-коллаж, которую они разместят в классе в своём орлятском уголке.
Система мотивации и стимулирования детей
Главной мотивацией участия детей в игре-путешествии выступают элементы карты, которые отряд собирает на протяжении всей смены. По итогам путешествия ребята складывают их воедино. Ведения отдельной рейтинговой таблицы не требуется, так как деятельность отрядов не предполагает конкуренции. За участие в отдельных конкурсах, соревнованиях, играх отряды могут получать дипломы и грамоты, а при необходимости и возможности – сладкие призы.
Индивидуальная система стимулирования участника смены может быть разработана и введена на усмотрение педагога, работающего с отрядом.
В качестве рекомендаций: ребёнка можно награждать индивидуально грамотами, дипломами, небольшими медалями за конкретные достижения.
Но если педагог считает, что необходимо ввести систему стимулирования внутри своего отряда, то она должна дополнять игровую модель, а не идти вразрез с ней.
Система самоуправления
В основу детского самоуправления поставлен деятельностно- ориентированный подход, при котором вначале педагог определяет объём деятельности, который следует разделить с ребятами, и лишь затем
ФГБОУ ВДЦ «Орлёнок»
30 формируется детское сообщество, способное реализовывать эту деятельность совместно со взрослыми.
Принципы детского самоуправления:
- добровольность;
- включённость в процесс самоуправления всех групп детей;
- приоритет развивающего начала для ребёнка;
- повсеместное присутствие (участие ребёнка в принятии всех решений, касающихся его, с учётом степени его социализации в коллективе, возрастных и психологических возможностей);
- доверие (предоставление детям большей свободы действий, увеличение зоны их ответственности);
- открытость, честность взрослых в общении с детьми и недопущение использования детей в качестве инструмента достижения собственных целей;
- ориентация на результат.
Для оптимизации процесса детского самоуправления в смене предлагается ввести систему чередования творческих поручений (далее –
ЧТП), основанную на двух простых правилах: «от меньшего к большему» и
«от простого к сложному». Система ЧТП строится на разделении отряда на микрогруппы для выполнения творческих заданий и поручений, благодаря которым каждый ребёнок сможет проявить свои способности в различных видах деятельности. Согласно игровой модели в начале смены ребята договариваются о том, как назвать отряд, что может быть представлено на эмблеме их отряда, предлагают варианты того, что может быть включено в творческую визитку. Дальше в играх на сплочение ребята принимают ответственность за свои решения и за решения команды. Попадая в Страну
Маленьких и Великих Открытий, ребята знакомятся с правилами её жителей, объединяются в микрогруппы для решения общих задач, которые им предлагают (здесь могут быть представлены как творческие, так и рутинные поручения, которые реализуются на протяжении смены). В завершение смены ребята берут на себя посильные роли в организации общего праздника.
Для решения задач, которые стоят перед ребятами, формируются микрогруппы по 3-5 человек. В процессе смены педагогу важно координировать формирование микрогрупп таким образом, чтобы каждый ребёнок попробовал себя в разных ролях.
ФГБОУ ВДЦ «Орлёнок»
31
Таким образом, детское самоуправление проявляется в деятельности микрогрупп, посильной самостоятельности в принятии решений, выполнении тех или иных поручений и сопровождается взрослыми на протяжении всей смены. Примеры различных поручений представлены в сценариях ключевых дел смены.
Содержание программы смены по периодам
Содержание программы предполагает описание ключевых дел смены, которые рекомендованы к реализации, так как именно они поддерживают игровую модель. Педагогический коллектив лагеря может добавлять или разнообразить формы проводимых дел любого тематического дня при условии, что они будут представлены и реализованы в единой логике содержания всей программы и смысла игрового сюжета.
Обязательным условием является неведение участников относительно ожидающих их событий: каждое утро, открывая новые страницы волшебной книги, ребята вместе со своим вожатым/учителем находят новые задания, подсказки и приглашение к продолжению путешествия в следующий тематический день.
Организационный период (1-2 дни смены) – орлята собираются вместе после учебного года, чтобы познакомиться и интересно и познавательно провести время.
Задачи организационного периода:
- адаптация участников смены, знакомство с правилами лагеря, распорядком дня;
- знакомство с территорией, историей и инфраструктурой лагеря;
- знакомство со всеми участниками смены в форме творческих визиток отрядов;
- знакомство с содержанием программы смены (ввод в игровой сюжет, информирование детей об их возможностях в смене).
Формы ключевых
событий и дел
Краткое описание
1-й день смены. Организационный период. Формирование отрядов.
Игровой час «Играю я – играют друзья»
Включает в себя проведение игр или игровых программ на взаимодействие, командообразование, сплочение, выявление
ФГБОУ ВДЦ «Орлёнок»
32
(уровень отряда)
Приложение 1
лидера, создание благоприятного эмоционального фона в коллективе; при необходимости игры на знакомство или закрепление имён.
Ссылка на материалы дела: https://disk.yandex.ru/i/LCD7UTT6EeASMg
Общий сбор участников
«Здравствуй, лагерь»
(уровень лагеря)
Приложение 2
Официальный старт смены – открытие с поднятием государственного флага РФ и исполнением гимна РФ, творческим номером, приветственной речью начальника лагеря.
Знакомство участников смены с территорией лагеря, основными правилами и распорядком дня, ключевыми людьми, к которым можно обращаться в течение смены.
Ссылка на материалы дела: https://disk.yandex.ru/i/VNVJHNYPrlA3iQ
2-й день смены. Погружение в игровой сюжет смены.
Творческая встреча орлят «Знакомьтесь, это – мы!»
(уровень лагеря)
Приложение 3
Знакомство отрядов друг с другом, творческая презентация визиток, названий и девизов; знакомство с творческой визиткой «вожатского» отряда – коллективом учителей, педагогов, наставников-старшеклассников.
Ссылка на материалы дела:
https://disk.yandex.ru/i/0UqXS4_n4omtsg
Тематический час
«Открывая страницы интересной книги»
(уровень отряда)
Приложение 4
Презентация волшебной книги, открыв которую ребята видят послание от жителей неизвестной страны. «Жители» знакомят детей с правилами, которые приняты в неизвестной стране. На основе этих правил отряд продумывает группы
ЧТП.
Ссылка на материалы дела: https://disk.yandex.ru/i/oFdBvcBPL8J_4Q
ФГБОУ ВДЦ «Орлёнок»
33
Основной период (3-12 дни смены) – орлята отправляются в путешествие по неизвестной стране, открывать которую им помогают невидимые жители.
Задачи основного периода:
- знакомство с культурными традициями и национальными ценностями российского народа, изучение богатств нашей Родины;
- поддержание благоприятного эмоционально-психологического климата;
- создание условий для проявления каждым ребёнком индивидуальности, его творческого и нравственного потенциала, активности и инициативы;
- приобщение детей к здоровому образу жизни;
- формирование норм взаимоотношений внутри коллектива.
Ключевые события
и дела
Описание ключевых дел
3-й день смены. Тематический день «Национальные игры и забавы»
Время отрядного творчества
«Мы – Орлята!»
(уровень отряда)
Приложение 5
Направлено на знакомство детей с национальными играми и забавами России/региона Российской
Федерации. В рамках дела ребята рассматривают спектр национальных игр и забав и более подробно знакомятся с одной конкретной игрой, заранее определённой жребием.
Ссылка на материалы дела: https://disk.yandex.ru/i/NeMiPds009_H6Q
Игровая программа
«Мы – одна команда!»
(уровень лагеря)
Приложение 6
Задания и игры на сплочение и командообразование и проведение для других ребят своей игры, с которой они познакомились во время отрядного творчества
«Мы – Орлята!»
Ссылка на материалы дела: https://disk.yandex.ru/i/8SSly_hQdrXAjg
4-й день смены. Тематический день «Устное народное творчество»
ФГБОУ ВДЦ «Орлёнок»
34
Конкурс знатоков
«Ларец народной мудрости»
(уровень отряда)
Приложение 7
Конкурс направлен на знакомство детей с устным народным творчеством России/региона Российской
Федерации. Это могут быть сказы и сказки, рассказы, былины, повести, песни, пословицы и поговорки.
Ссылка на материалы дела: https://disk.yandex.ru/i/WbAW79TKQ8UihQ
Театральный час
«Там, на неведомых дорожках»
(уровень лагеря)
Приложение 8
Ребята с помощью игрового приёма выбирают сказку, которую им предстоит инсценировать. Здесь и сейчас готовят костюмы из подручных средств, придумывают простые реплики, репетируют, после чего начинаются представления отрядов. Далее участников ждёт сюрприз – экспромт на сцене от вожатых.
Ссылка на материалы дела: https://disk.yandex.ru/i/LQfSyuiJ_Y2hhA
5-й день смены. Тематический день «Национальные и народные танцы»
Танцевальный час
«В ритмах детства»
(уровень отряда)
Приложение 9
Дело направлено на разучивание с отрядом танцевального флешмоба, который будут танцевать все «Орлята России» по стране в определённый день.
Ссылка на материалы дела: https://disk.yandex.ru/i/vHISl9bSg61lLQ
Танцевальная программа «Танцуем вместе!»
(уровень лагеря)
Приложение 10
Направлена на знакомство детей с национальными танцами России/региона Российской Федерации, где они и пробуют разучить и исполнить разные танцы.
Ссылка на материалы дела: https://disk.yandex.ru/i/KwUmg7dWrocJJA
6-й день смены. Тематический день «Великие изобретения и открытия»
Научно- познавательные встречи «Мир науки
Знакомство детей с изобретениями и великими открытиями России/региона Российской Федерации с помощью приглашенных учителей старших классов по химии, физике, биологии, географии (или
ФГБОУ ВДЦ «Орлёнок»
35 вокруг меня»
(уровень отряда)
Приложение 11
представителей кванториумов и других естественно- научных центров населённого пункта), которые могут показать практические опыты или рассказать о науке интересно и занимательно.
Ссылка на материалы дела: https://disk.yandex.ru/i/yRWJO0i0YS6QCQ
Конкурсная программа
«Эврика!»
(уровень лагеря)
Приложение 12
Соревнование команд по решению интересных кейсов, основанных на методике ТРИЗ. Решив кейс, команда дружно восклицает «Эврика!»
Ссылка на материалы дела: https://disk.yandex.ru/i/R-rHbZzBUJGUsg
7-й день смены. Тематический день «Природное богатство и полезные
ископаемые»
Экскурсия в дендропарк
«Кладовая природы»
(уровень отряда)
Приложение 13
Знакомство детей с природным богатством и полезными ископаемыми России/региона Российской
Федерации. Экскурсия строится по принципу поисковой исследовательской деятельности.
Ссылка на материалы дела: https://disk.yandex.ru/i/b5iAaxsONaQVPQ
Экологический час
«Создание экологического постера и его защита»
(уровень лагеря)
Приложение 14
Во время экскурсии ребята набираются знаний и впечатлений. После этого отряду предлагают создать экологический постер, внеся туда все, что они почувствовали и запомнили. Время на создание постера ограничено. Итогом станет презентация всеми отрядами своих постеров на экологическую тематику.
Ссылка на материалы дела: https://disk.yandex.ru/i/LB_AsIjve5d5Lw
8-й день смены. Тематический день «Прикладное творчество и народные
ремёсла»
Мастер-классы
«Умелые ручки»
Посещение детьми дома творчества или кружков/студий прикладного характера, где они
ФГБОУ ВДЦ «Орлёнок»
36
(уровень отряда)
Приложение 15
смогут рисовать, лепить, выжигать, шить, плести и т.д.
Ссылка на материалы дела: https://disk.yandex.ru/i/6ynOeadUdFOejw
Игра по станциям
«Твори! Выдумывай!
Пробуй!»
(уровень лагеря)
Приложение 16
Направлена на знакомство детей с прикладным творчеством и народными ремёслами России/региона
Российской Федерации и даёт возможность детям узнать о народных ремёслах, пофантазировать и создать что-то своё.
Ссылка на материалы дела: https://disk.yandex.ru/i/IOrdPcfQhBYQ8g
9-й день смены. Тематический день «Национальная кухня»
Настольная игра
«Экспедиция вкусов»
(уровень отряда)
Приложение 17
В рамках игры дети знакомятся с периодом правления первого российского императора – Петра I, а именно с теми продуктами, которые он завёз в Россию, и с разнообразием современных рецептов из этих продуктов.
Ссылка на материалы дела: https://disk.yandex.ru/i/1a6_I2zFbSHMPw
Костюмированное кулинарное шоу
«Шкатулка рецептов»
(уровень лагеря)
Приложение 18
Предполагает знакомство детей с национальной кухней народов
России/региона
Российской
Федерации.
Ссылка на материалы дела: https://disk.yandex.ru/i/E9wXi1fVKNYKMQ
10-й день смены. Тематический день «Открытые тайны великой страны»
Тематический час
«Открываем
Россию»
Подведение итогов путешествия по неизвестной стране. Для этого ребята собирают все элементы карты неизвестной страны, вспоминают, о чём узнали за 8 дней, и отгадывают название страны, по которой они путешествовали (Россия). Педагог рассказывает о
ФГБОУ ВДЦ «Орлёнок»
37
(уровень отряда)
Приложение 19
Государственных символах нашей страны.
Ссылка на материалы дела: https://disk.yandex.ru/i/OOoIwLsOz2oUkw
Телемост
«Содружество орлят
России»
(уровень лагеря)
Приложение 20
Онлайн-встреча с участниками смены «Содружество орлят России» в разных регионах. Орлята делятся впечатлениями, общаются, танцуют общий флешмоб.
Ссылка на материалы дела: https://disk.yandex.ru/i/U81-rYy0WQqkvQ
Праздничная танцевальная программа «В кругу друзей»
(уровень лагеря)
Приложение 21
Направлена на эмоциональный подъём ребят в конце путешествия. Во время танцевальной программы ребята исполняют выученный ими ранее флешмоб и другие танцы.
Ссылка на материалы дела: https://disk.yandex.ru/i/7CGpICAtwuNTPg
11-й день смены. Тематический день «Я и моя семьЯ»
Творческая мастерская «Подарок своей семье»
(уровень отряда)
Приложение 22
Создание небольшого подарка своими руками для родных и близких.
Ссылка на материалы дела: https://disk.yandex.ru/i/N8iAKpJ4SAAwjA
Гостиная династий
«Ими гордится
Россия»
(уровень
отряда/лагеря)
Приложение 23
Творческая встреча ребят с представителями семейных династий (это могут быть учителя, врачи, лесники, и др.).
Ссылка на материалы дела: https://disk.yandex.ru/i/IyFOAoeXmXHh1w
12-й день смены. Тематический день «Я и мои друзьЯ»