Файл: Прокуратура рф один из важнейших правоохранительных и правозащитных органов государства общая характеристика.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2023

Просмотров: 877

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


К подзаконным актам, распространяющим свое действие на определение порядка деятельности органов прокуратуры РФ, относятся указы Президента РФ. Важнейшим из которых является Положение о координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью, утвержденное Указом Президента РФ от 18 апреля 1996 г. № 567.


27. КОНСТИТУЦИОННАЯ РЕГЛАМЕНТАЦИЯ ОРГАНИЗАЦИИ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРОКУРАТУРЫ РФ: ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА

Конституция Российской Федерации является основным нормативным источником правового регулирования организации и деятельности прокуратуры РФ. Конституционно-правовое регулирование организации и деятельности прокуратуры РФ осуществляется ст. 129, в основном закрепляющей положения о назначении на должность прокуроров всех видов и уровней прокуратуры. Регулирование организации и прокурорской деятельности в Конституции РФ осуществляется также с помощью норм, содержащихся в ст.: п. «о» ст. 71, п. «л» ч. 1 с. 7 2, п. «е» ст. 83, ч. 2 ст. 98, п. «з» ч. 1 ст. 102.

Федеральным законом «О поправке к Конституции Российской Федерации» от 05.02.2014 г. № 2-ФКЗ наименования главы 7 Конституции РФ изложено в новой редакции (Судебная власть и прокуратура), а также в текст внесены изменения, касающиеся определения конституционно-правового статуса прокуратуры РФ. В частности, законодатель отказался от концептуального определения прокуратуры РФ и руководящих положений организации и деятельности прокурорской системы: единства и централизации.

Однако изложенные выше законодательные новации не разрешили вопросы о месте прокуратуры в структуре государственного механизма, особенностях взаимоотношений с различными ветвями государственной власти.

В соответствии с ч. 3. ст. 129 Конституции РФ Генеральный прокурор Российской Федерации, заместители Генерального прокурора Российской Федерации назначаются на должность после консультаций с Советом Федерации и освобождаются от должности Президентом Российской Федерации.

В соответствии с конституционным принципом равноправия субъектов РФ в ч. 3 и ч.4 ст. 129 Конституции изменен порядок назначения на должность и освобождения от должности прокуроров среднего звена прокурорской системы (прокуроры субъектов Российской Федерации и приравненные к ним прокуроры), которые в настоящее время назначаются на должность и освобождаются от должности Президентом Российской Федерации. При этом прокуроры субъектов РФ назначаются на должность Президентом РФ по представлению Генерального прокурора РФ согласованному с субъектами Российской Федерации. Согласительная процедура федеральным законодательством РФ не детализируется.



Прокуроры городов, районов и приравненные к ним прокуроры назначаются на должность и освобождаются от нее Генеральным прокурором Российской Федерации (ч. 4 ст. 129 Конституции).

Приведенные новации закрепили на конституционном уровне лишь системно-иерархическое построение прокуратуры, не затронув важнейшие вопросы, связанные с ее места в структуре государственного механизма и определением правового статуса.

Большое значение в широком круге нормативных правовых актов, регулирующих деятельность органов прокуратуры, имеют федеральные конституционные законы от 21 июля 1994 г. № 1-ФКЗ (в ред. от 05.04.2013 г.) «О Конституционном Суде Российской Федерации», от 23 июня 1999 г. № 1-ФКЗ (в ред. от 03.02.2014 г.) «О военных судах Российской Федерации», от 5 февраля 2014 г. № 3-ФКЗ «О Верховном Суде Российской Федерации», от 28 апреля 1995 г. № 1-ФКЗ (в ред. от 06.12.2011 г.) «Об арбитражных судах в Российской Федерации»; Закон от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ (в ред. от 21.12.2013 г.) «Об оперативно-розыскной деятельности», Федеральный закон от 10 января 1996 г. № 5ФЗ (в ред. от 08.12.2011 г.) «О внешней разведке» и др. В них закрепляется права и обязанности Генерального прокурора РФ и нижестоящих прокуроров по выполнению возложенных на них законом полномочий по надзору за исполнением федерального законодательства поднадзорными субъектами, осуществлению надзора за законностью деятельности соответствующих органов и лиц. В указанных нормативно правовых актах установлены полномочия прокурора, определяющие основания, формы деятельности органов прокуратуры при осуществлении надзорной функции, а также фиксируется возложенные обязанности по осуществлению надзора за законностью деятельности указанных органов.

28. ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН "О ПРОКУРАТУРЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ": ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА

Основным нормативным правовым актом, регулирующим организацию и деятельности прокуратуры РФ, является Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации» от 17 января 1992 № 2202-1, которым в частности определены:

— цели стоящие перед органами прокуратуры, их структура и порядок функционирования

— принципы организации и деятельности прокуратуры

— функции, основные направления деятельности прокуроров

— полномочия прокуроров применительно к конкретным отраслям надзора и иной деятельности

— порядок назначения на должности прокурорских работников и требования, предъявляемые к лицам, назначаемым на должности прокуроров


29. ПРАВОВЫЕ АКТЫ ГЕНЕРАЛЬНОГО ПРОКУРОРА РФ: ПЕРЕЧЕНЬ (В СООТВЕТСТВИИ С ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВОМ О ПРОКУРАТУРЕ РФ), ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА

ст. 17 ФЗ – Ген.прокурор РФ издает обязательные для исполнения всеми работниками органов и учреждений прокуратуры приказы, указания, распоряжения, положения и инструкции, регулирующие вопросы организации деятельности системы прокуратуры и порядок реализации мер материального и социального обеспечения.

Право Генпрокурора издавать такие акты обусловлено его статусом, поскольку он возглавляет единую федеральную централизованную систему прок-ры, ему подчинены все нижестоящие прок-ры.

Ведомственные акты Генерального прокурора (приказы, указания распоряжения, положения и инструкции). Из учебника: имеют важное значение в регулировании деятельности органов прокуратуры РФ. Среди них наиболее важное значение имеют приказы Генерального прокурора РФ, поскольку они направлены на регулирование ключевых, основополагающих вопросов организации деятельности системы прокуратуры РФ, и порядка реализации мер материального и социального обеспечения ее работников.

В отличии от приказов указания Генерального прокуратура РФ либо его заместителей регулируют более узкие направления деятельности прокуратуры, распоряжения, как правило, регулируют реализацию мер разового либо краткосрочного характера.

30. СИСТЕМНОЕ ПОСТРОЕНИЕ ПРОКУРАТУРЫ: ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ, ЭЛЕМЕНТЫ СИСТЕМЫ. СООТНОШЕНИЕ СИСТЕМЫ И СТРУКТУРЫ

Система – есть множество элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, образующих определенную целостность, единство.7

Прокуратура РФ представляет собой именно систему, а не совокупность органов и организаций, поскольку обладает: во-первых, наличием единой правовой основы организации и деятельности всех органов и организаций прокуратуры; во-вторых, имеет общие цели, задачи и принципы ее построения; в-третьих, финансируется из одного источника; в-четвертых, все органы и организации прокуратуры подчинены единому центру.


В соответствии с положениями ст. 11 Закона о прокуратуре РФ Систему прокуратуры Российской Федерации составляют Генеральная прокуратура Российской Федерации, прокуратуры субъектов Российской Федерации, приравненные к ним военные и другие специализированные прокуратуры, научные и образовательные организации, редакции печатных изданий, являющиеся юридическими лицами, а также прокуратуры городов и районов, другие территориальные, военные и иные специализированные прокуратуры.

Научные и образовательные организации, редакции печатных изданий, также являются частью системы прокуратуры РФ. Перечень органов, организаций и юридических лиц, входящих в систему прокуратуры, ограничен законом, в связи с чем расширительному толкованию не подлежит.

В соответствии с п.1 ст.11 Закона о прокуратуре РФ создание и деятельность на территории РФ иных органов прокуратуры, не входящих в единую систему прокуратуры РФ, не допускаются. Образование, реорганизация и ликвидация органов и организаций прокуратуры, определение их статуса и компетенции осуществляются Генеральным прокурором РФ.

Рассматривая данный вопрос необходимо обратить внимание на различие понятий «система прокуратуры» и «система органов прокуратуры». Система органов прокуратуры РФ является составляющей частью системы прокуратуры РФ. Система прокуратуры РФ состоит не только из органов прокуратуры. В нее входят также научные, образовательные организации и редакции печатных изданий.

Органы прокуратуры объединены в систему и обладают следующими признаками:

- единства (не входят ни в какую иную систему органов, единство основных целей и задач);

- централизации (подчинение нижестоящего прокурора вышестоящему прокурору и Генеральному прокурору РФ);

- системности органов прокуратуры (органы прокуратуры не только взаимосвязаны, но и взаимозависимы).

Система органов прокуратуры состоит из трех звеньев. Верхнее звено занимает Генеральная прокуратура РФ, которая руководит и контролирует работу нижестоящих прокуратур. Среднее звено системы органов прокуратуры РФ являются прокуратуры субъектов РФ и приравненные к ним военные и иные специализированные прокуратуры. Нижнем звеном системы органов прокуратуры являются прокуратуры городов и районов и приравненные к ним военные и иные специализированные прокуратуры. Это военные прокуратуры объединений, соединений, гарнизонов, природоохранные прокуратуры (за исключением Волжской природоохранной прокуратуры), прокуратуры ЗАТО (за исключением прокуратур ЗАТО г. Межгорье и г. Байконур), транспортные прокуратуры (за исключением межрегиональных транспортных прокуратур, приравненных к прокуратурам субъектов РФ), Кемеровская межрайонная прокуратура по надзору за исполнением законов в угледобывающей отрасли (с дислокацией в г. Новокузнецке) и прокуратуры по надзору за исполнением законов в учреждениях уголовно-исполнительной системы.