Файл: Прокуратура рф один из важнейших правоохранительных и правозащитных органов государства общая характеристика.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.11.2023
Просмотров: 875
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Данный принцип проявляется в равенстве всех перед законом независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, организациям, предприятиям, учреждениям. Данное основное, руководящее положение является стержневым, поскольку пронизывает всю деятельность органов прокуратуры РФ по обеспечению исполнения законов в том числе и правовые предписания прокуроров. Любое ограничение прав и свобод, при осуществлении прокурорской деятельности, возможно лишь по основаниям и в случаях, регламентированных действующим законодательством. При этом права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Исходя из положений данного принципа равенство перед законом означает, что органы прокуратуры не могут применять закон в зависимости от различий между гражданами и юридическими лицами по каким-либо признакам. Следовательно, принцип равенства всех перед законом устанавливает правовой статус лица в Российской Федерации.
Проявление данного руководящего положения обуславливает деятельность органов прокуратуры РФ, которая должна осуществляется на основе единого для всех законодательства, в определенном законом порядке, равными (одинаковыми) гарантиями для каждого субъекта.
№3 Принцип гласности.
Применительно к рассматриваемому вопросу под гласностью следует понимать осведомление населения, должностных лиц о работе органов прокуратуры РФ. Принцип гласности есть основное руководящее положение, в соответствии с которым органы прокуратуры осведомляют население и должностных лиц о своей работе в той мере, в какой это не противоречит требованиям законодательства РФ об охране прав и свобод граждан, а также законодательства РФ о государственной и иной охраняемой законом тайне.
Данный принцип закреплен в ст. 4 Федерального закона о прокуратуре РФ. в соответствии с которой органы прокуратуры действуют гласно в той мере, в какой это не противоречит требованиям законодательства РФ об охране прав и свобод граждан, а также законодательства РФ о государственной и иной охраняемой законом тайне
Названный принцип проявляется в двух направлениях:
1)Правовом воспитании осуществляемым прокуратурой посредством активного воздействия на граждан, должностных лиц в целях обеспечения нормальной жизни общества, упорядочения, складывающихся в нем отношений, т.е. это один из способов правового воспитания населения.
Правовое воспитание — это целенаправленная деятельность по трансляции (передаче) правовой культуры, правового опыта, правовых идеалов и механизмов разрешения конфликтов в обществе от одного поколения к другому. Целью правового воспитания является развитие правового сознания человека и правовой культуры общества в целом. Это один из основных элементов системы профилактики нарушений закона, в реализации которой органы прокуратуры играют важную роль. Правовое воспитание граждан и должностных лиц является неотъемлемой задачей, разрешаемой органами прокуратуры, поскольку при осуществлении надзора за исполнением законов прокуроры обязаны способствовать повышению правосознания и правовой культуры населения.
2)Контроле общества за работой прокуратуры осуществляемого посредством осуществления контроля общества и граждан за работой самих органов прокуратуры, оценке ее деятельности через выявления достижений и недостатков в работе. Эта сторона проявления принципа гласности обеспечивается сообщением в СМИ сведений о назначении и освобождении прокуроров от должности; информированием федеральных органов государственной власти, органов местного самоуправления и населения о состоянии законности; ежегодным представлением Генеральным прокурором РФ палатам Федерального Собрания доклада о состоянии законности и правопорядка в Российской Федерации и отчета о проделанной прокуратурой работе по их укреплению; созданием в органах прокуратуры специальных структурных подразделений, отвечающих за связь со СМИ, организующих эту работу на местах. Обеспечение контроля общества за работой прокуратуры также осуществляется посредством регулярно проводимых личных встреч руководителей прокуратур с редакциями ведущих периодических изданий, электронных СМИ, информационных агентств, журналистами, творческой интеллигенцией, круглых столов с представителями общественных и религиозных объединений, пресс-конференции по актуальным вопросам прокурорской деятельности. В соответствии
с п. 4 приказа Генерального прокурора РФ от 23 октября 2009 г. № 341 «О взаимодействии органов прокуратуры со средствами массовой информации», в каждой прокуратуре разрабатывается целостная программа взаимодействия со СМИ.
№4 Принцип информационности.
В абз. 4 п. 2 ст. 4 Закона о прокуратуре, закреплены положения в соответствии с которыми органы прокуратуры информируют федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов РФ, местного самоуправления, а также население о состоянии законности в стране. Кроме того, прокуратура РФ информирует органы государственной власти как о состоянии законности, так и о результатах своей деятельности, направленной на ее укрепление. Несмотря на то, что в действующем законе о прокуратуре содержатся положения, регулирующие информационную деятельность Генерального прокурора РФ в обязанности которого входит ежегодно докладывать палатам Федерального Собрания о состоянии законности, на практике все нижестоящие прокуроры, в пределах своих полномочий, также регулярно информируют местные органы власти на обслуживаемой территории о результатах своей деятельности по обеспечению законности.
Исходя из изложенного, принцип информационности есть основное руководящее положение, в соответствии с которым органы прокуратуры информируют компетентные органы, должностных лиц, а также население о состоянии законности в стране.
Реализация органами прокуратуры принципа информационности по формам и методам схожа с реализацией принципа гласности. Разница между ними заключается в преследуемых целях. Если целью принципа гласности является осведомление органами прокуратуры население и должностных лиц о своей работе, то цель принципа информационности состоит не столько в правовом воспитании населения, сколько в его привлечении к участию по борьбе с преступностью и другими нарушениями законности. На основе полученных из органов прокуратуры сведений о состоянии законности и борьбы с преступностью государственные органы и органы местного самоуправления совместно с правоохранительными органами разрабатывают и реализуют соответствующие мероприятия, направленные на эффективную борьбу с преступлениями и другими нарушениями закона.
При реализации данного принципа органы прокуратуры прокуроры анализируют и обобщают и данные об исполнении законов, о борьбе с терроризмом во всех формах его проявления, о борьбе с коррупцией, со злоупотреблениями в управленческом аппарате, о пресечении деятельности преступных элементов в сфере экономики,
организованных преступных групп, мафиозных структур, а также разъяснению действующее законодательство о защите прав и свобод граждан, способах обеспечения их реализации на практике. Прокуроры уделяют особое внимание важности информирования населения о деятельности прокуратуры по разоблачению преступных элементов, необоснованного применения мер административного принуждения, осуществлению защиты прав и свобод человека и гражданина, законных интересов граждан, общества и государства. В современных условиях, связанных с обострением экономической ситуации в стране, экономических санкций, политической пропаганды направленной на подрыв мощи Российского государства, роста числа преступлений и других нарушений закона реализация принципа информационности практически оправданно, поскольку активизирует деятельность компетентных органов и должностных лиц, направленных на борьбу с преступлениями и иными нарушениями закона.
25. СПЕЦИФИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРОКУРАТУРЫ РФ: ПЕРЕЧЕНЬ (В СООТВЕТСТВИИ С ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВОМ О ПРОКУРАТУРЕ РФ), ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
1) принцип независимости прокуратуры — это основное руководящее положение, в соответствии с которым органы прокуратуры осуществляют свои действия лишь на основании закона, своего внутреннего убеждения, и результатов полных, всесторонних и объективных проверок, любое воздействие на прокурора с целью повлиять на принимаемое им решение или воспрепятствовать в какой-либо форме его деятельности недопустимо и влечет за собой установленную законом ответственность.
В соответствии с положениями подп. 1 п. 2 ст. 4 Закона о прокуратуре органы прокуратуры осуществляют полномочия независимо от федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, общественных объединений. Следовательно, независимость органов прокуратуры РФ при осуществлении ими своих полномочий, регламентирована действующим законом и является основным руководящим положением ее деятельности