Файл: Прокуратура рф один из важнейших правоохранительных и правозащитных органов государства общая характеристика.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.11.2023
Просмотров: 878
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Каждый из элементов (звеньев) системы органов прокуратуры РФ состоит из подразделений, составляющих их структуру. Под организацией органов прокуратуры РФ понимается установленный Конституцией РФ и ФЗ «О прокуратуре» порядок назначения на должность прокурорских работников и порядок создания и ликвидации отдельных органов прокуратуры.
Исходя из изложенного система прокуратуры РФ — это основанная на принципах федерализма, независимости, единоначалия, единства и централизации, возглавляемая Генеральным прокурором РФ и финансируемая из федерального бюджета целостная организационная структура федеральных органов и организаций, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов, действующих на территории РФ, и иные функции, предусмотренные Законом о прокуратуре, в целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства.
31. ОРГАНЫ И ОРГАНИЗАЦИИ, ВХОДЯЩИЕ В СИСТЕМУ ПРОКУРАТУРЫ: ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
В соответствии со ст 11 ФЗ о Прок Систему прокуратуры Российской Федерации составляют Генеральная прокуратура Российской Федерации, прокуратуры субъектов Российской Федерации, приравненные к ним военные и другие специализированные прокуратуры, научные и образовательные организации, редакции печатных изданий, являющиеся юридическими лицами, а также прокуратуры городов и районов, другие территориальные, военные и иные специализированные прокуратуры.
При Генеральной прокуратуре РФ на правах федерального государственного образовательного учреждения создана «Академия Генеральной прокуратуры Российской Федерации». В структуру академии входят: Научно-исследовательский институт, Институт повышения квалификации руководящих работников, Юридический институт, Иркутский юридический институт, Санкт-Петербургский юридический институт.
Возглавляет Академию Генеральной прокуратуры РФ ректор. Ректор и его заместители (проректора), директора научных и образовательных учреждений их заместители назначается на должность и освобождается от должности Генеральным прокурором РФ.
Генеральная прокуратура РФ является учредителем журнала «Законность”
32. ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЕ И СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫЕ ОРГАНЫ ПРОКУРАТУРЫ: ВИДЫ, ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
Территориальные органы прокуратуры Российской Федерации
Прокуратуры субъектов РФ. В каждой административно-территориальной единице Российской Федерации организованы органы прокуратуры РФ. В настоящее время во всех субъектах РФ функционируют прокуратуры субъектов РФ. Это прокуратуры среднего звена прокурорской системы. К ним относятся прокуратуры республик, краев, областей, автономных областей, автономных округов, городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, Севастополя. Прокуратуры субъектов РФ возглавляют соответствующие прокуроры, назначаемые на должность Президентом РФ по представлению Генерального прокурора РФ, согласованному с субъектами Российской Федерации, определенными их конституциями (уставами), в порядке, установленном субъектом РФ. Как показывает практика, в одних субъектах РФ согласование осуществляют органы законодательной (представительной) власти, в других — и законодательные (представительные) и исполнительные органы власти. Прокуроры субъектов РФ освобождаются от должности Президентом Российской Федерации по представлению Генерального прокурора РФ. Прокуроры субъектов РФ имеют первых заместителей и заместителей, и могут иметь помощников по особым поручениям, статус которых соответствует статусу заместителей начальников управлений.
В прокуратурах субъектов Российской Федерации образуются управления и отделы (на правах управлений, в составе управлений). Начальники управлений и отделов на правах управлений являются старшими помощниками, а их заместители и начальники отделов в составе управлений - помощниками прокуроров субъектов Российской Федерации.
Согласно положениям п. 2 ст. 15 закона о прокуратуре РФ в прокуратурах субъектов РФ образуются коллегии в составе прокурора субъекта РФ (председатель), его первого заместителя и заместителей (по должности) и других прокурорских работников, назначаемых прокурором субъекта РФ.
Коллегии в прокуратурах субъектов РФ являются совещательными органами. Решений коллегий реализуются посредством издания прокурорами субъектов РФ соответствующих приказов, обязательных для исполнения подчиненными прокурорами.
Порядок деятельности коллегий прокуратур субъектов РФ регламентируется приказами и распоряжениями председателей соответствующих коллегий. На заседаниях коллегий происходит обсуждение вопросов, имеющих принципиальное значение для организации эффективной работы как прокуратур субъектов РФ, так и городских и районных прокуратур.
Прокуроры субъектов РФ осуществляют руководство деятельностью нижестоящих прокуратур, входящих в состав соответствующего субъекта РФ. Они издают обязательные для всех подчиненных прокурорских работников приказы, указания, распоряжение. Прокуроры субъектов РФ вправе вносить изменения (в пределах численности и фонда оплаты труда) в штатные расписания прокуратур субъектов РФ и нижестоящих, подчинённых прокуратур.
Прокуратуры городов и районов. Городские, районные (межрайонные) прокуратуры являются нижнем звеном территориальных прокуратур, осуществляющие основную часть деятельности органов прокуратуры. осуществляют надзорную функцию, координацию деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью, обеспечивают участие в рассмотрении уголовных, гражданских и иных дел судами, реализуют другие функции и направления. Они создаются по приказу Генерального прокурора РФ и возглавляются соответствующими прокурорами, которые назначаются на должность и освобождаются от должности Генеральным прокурором РФ. В них устанавливаются должности заместителей прокуроров, старших помощников и помощников прокуроров. По решению Генерального прокурора РФ в прокуратурах городов и районов могут быть образованы отделы.
Взяв в качестве критерия разграничения видов указанных прокуратур полномочия прокуроров, все городские прокуратуры, можно разделить на четыре вида:
Первый вид: прокуратуры городов, выполняющие функции районных прокуратур. Данные прокуратуры организуются в небольших по численности населения городах РФ и, так же как районные прокуратуры районом, осуществляют надзор за соблюдением Конституции РФ исполнением законов действующих на территории РФ органами городского значения и всеми учреждениями, предприятиями, организациями, расположенными на территории города.
Второй вид: городские прокуратуры, выполняющие смешанные функции (то есть функции как городской, так и районной прокуратуры). Указанные прокуратуры создаются в средних по численности населения городах, имеющих деление на районы в составе города и выполняют функции как городских, так и районных прокуратур. За данным видом прокуратур закрепляется один из районов города, в котором прокурор города обеспечивает законность всеми поднадзорными органами районного значения
, а также коммерческими и некоммерческими структурами, расположенными на территории района. Кроме того, прокурор, руководитель прокуратуры города выполняющей смешанные функции, обеспечивает исполнение законов всеми субъектами городского значения и осуществляют руководство другими районными прокуратурами, расположенными в городе.
Третий вид: прокуратуры городов с районным делением, обладающие однородными функциями. Эти прокуратуры образуются в крупных городах с районным делением. Они обеспечивают законность всеми поднадзорными субъектами городского значения, а также осуществляют руководство районными прокуратурами, расположенными в городе.
Четвертый вид: прокуратуры городов федерального значения, обладающие функциями прокуратур субъектов федерации. К ним относятся прокуратуры г. Москвы, г. Санкт-Петербурга, и г. Севастополя.
В соответствии с приказом Генерального прокурора РФ от 12 марта 2008 г. № 39 «Об организации деятельности прокуратур городов с районным делением» на прокуроров городов с районным делением возложены следующие полномочия по руководству деятельности нижестоящих прокуратур: руководство деятельностью прокуратур районов (межрайонных, окружных прокуратур) в городе, периодическое осуществление проверок их деятельности, а также совместное с работниками районных (межрайонных, окружных) прокуратур проведение надзорных мероприятий; отмена незаконных и необоснованных процессуальных решений прокуроров районов (если иное не предусмотрено приказами прокурора субъекта РФ); организация взаимодействия районных (межрайонных, окружных) прокуратур по обеспечению законности и противодействию преступности в городе; оказание им методической помощи и содействия в повышении профессиональной квалификации сотрудников районных (межрайонных, окружных) прокуратур; распространение положительного опыта; внесение предложений прокурорам субъектов РФ об улучшении организации работы, оптимизации штатной численности и совершенствовании прокурорской практики районных (межрайонных, окружных) прокуратур; подготовка аттестаций, рассмотрение и решение других кадровых вопросов в отношении подчиненных работников прокуратур городов с районным делением.
Все территориальные прокуроры осуществляют свои полномочия в соответствии с компетенцией, установленной действующим законом о прокуратуре РФ, процессуальным и административным и другими федеральными законами.
4.4. Специализированные прокуратуры Российской Федерации
В настоящее время организация и деятельность специализированных прокуратур обусловлена необходимостью повышения эффективности прокурорской деятельности в специфических сферах правовых отношений, имеющих важное значение для обеспечения нормального существования общества и государства. Указанные прокуратуры вместе с территориальными входят в систему органов прокуратуры РФ. К специализированным прокуратурам относятся: военные, транспортные, природоохранные, по надзору за соблюдением законов при исполнении уголовных наказаний, по надзору за исполнением законов в угледобывающей отрасли, а также прокуратуры, осуществляющие надзор в закрытых административных территориальных образованиях и на особо режимных объектах.
Функционирование специализированных прокуратур обусловлена спецификой поднадзорных объектов и субъектов. Их деятельность не зависит от административно-территориального деления страны. Наличие специализированных прокуратур дает возможность решать конкретные задачи в сфере обеспечения законности, которые не могут быть успешно решены территориальными прокуратурами РФ. Специализированные органы прокуратуры представляют собой неотъемлемым элементом всей прокурорской системы. Их организация и деятельность имеет определенные особенности, обусловленные существующими проблемами законности в специфических сферах отношений. В Российском государстве исторически сложились два типа специализированных прокуратур. Во-первых, это военные и транспортные и прокуратуры. Они в полном объеме осуществляли возложенные на них функции в определенных сферах правовых отношений. Во-вторых, природоохранные прокуратуры и прокуратуры, осуществляющие надзор за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказания и назначаемые судом другие меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу.