Файл: Прокуратура рф один из важнейших правоохранительных и правозащитных органов государства общая характеристика.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.11.2023
Просмотров: 883
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
При Генеральной прокуратуре на правах федерального образовательного учреждения создана Академия Генеральной прокуратуры РФ.
Она была учреждена приказом Генерального прокурора Российской Федерации от 06.04.2007 № 44-ш «О создании федерального государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Академия Генеральной прокуратуры Российской Федерации». В 2018 году Приказом Генерального прокурора была переименована в Университет Прокуратуры РФ. (находится в МСК)
В структуру академии входят:
Научно-исследовательский институт
Институт повышения квалификации прокурорских работников
Юридический институт
Иркутский юридически институт
Санкт-Петербургский юридический институт
Казанский
Крымский
Возглавляет Академию ректор (в настоящее время Оксана Сергеевна Капинус). Ректор и его заместители, директоры научных и образовательных учреждений, их заместители назначаются на должность и освобождаются от нее Генеральным прокурором.
Академия входит в систему прокуратуры РФ.
Целями деятельности Академии являются:
повышение квалификации работников прокуратуры,
подготовка кадров для органов и учреждений прокуратуры
научное и учебно-методическое обеспечение деятельности органов прокуратуры
Академия участвует в выработке научных рекомендаций, направленных на совершенствование деятельности органов и учреждений прокуратуры; в выработке проектов законодательных и иных нормативных актов, приказов Генерального прокурора; оказывает консультативную помощь органам и учреждениям прокуратуры, а также подготавливает заключения, отзывы на законопроекты и иные документы по запросам, поступающим из иных органов государственной власти.
34. КОМПЕТЕНЦИЯ ОРГАНОВ ПРОКУРАТУРЫ: ПОНЯТИЕ, ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА. КОМПЕТЕНЦИЯ ГЕНЕРАЛЬНОЙ ПРОКУРАТУРЫ
В юридической литературе под компетенцией понимается совокупность полномочий, предоставляемых органу для выполнения возложенных на него задач.
В юридической литературе под компетенцией понимается - совокупность полномочий, предоставляемых органу для выполнения возложенных на него задач.
Подобное определение компетенции показывает взаимосвязь полномочий с целями и задачами, подчеркивает обусловленность полномочий поставленными перед органом целями и задачами.
Для осуществления своих функций органы прокуратуры должны быть наделены собственными, специальными полномочиями. Наличие таких полномочий есть непременное условие выполнения прокуратурой надзорных и ненадзорных функций.
полномочия прокурора — это единство прав и обязанностей, субъективные права, предоставленные органу прокуратуры или прокурору для выполнения возложенных на них функций.
В правовом статусе прокуратуры нет дифференциации прав и обязанностей. Все они находятся в органическом сочетании и обусловлены служебный долгом прокуроров, который трансформирует их в понятии «полномочия».
По функциональному признаку все указанные полномочия подразделяются на три большие группы:
-надзорные;
-ненадзорные;
-организационные.
В зависимости от направлений деятельности прокуратуры, полномочия подразделяются на 6 основных видов с учетом специфики каждого направления:
-полномочия, применяемые при осуществлении надзора за соблюдением законов и законностью правовых актов;
-полномочия, применяемые при осуществлении надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина;
-полномочия, применяемые при осуществлении надзора за соблюдением законности органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие;
-полномочия, применяемые при осуществлении надзора за исполнением законов судебными приставами;
-полномочия, применяемые при осуществлении надзора за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу;
-полномочия прокурора, участвующего в рассмотрении дел судами.
По целевому признаку полномочия подразделяются на:
-полномочия по выявлению нарушений закона и сопутствующих им обстоятельств, причин и способствующих условий,
-полномочия по устранению выявленных нарушений закона
-полномочия по предупреждению нарушений закона.
По характеру на:
-основные, предназначаемые непосредственно для осуществления надзорной и ненадзорной деятельности прокуратуры направленной на обеспечение законности; по целевому признаку они подразделяются можно подразделить на предметные, определяющие круг поднадзорных прокуратуре субъектов и какие действия, и акты прокурор может проверять в порядке надзора и функциональные – полномочия, определяющие то, каким способом прокурор может действовать, т.е. направлены на выявление нарушений и реагирование на них, непосредственно связаны с собственными прокурорскими действиями. На их
основе осуществляются как надзорные, так и ненадзорные функции прокуратуры
-дополнительные, выполняющие вспомогательную функцию, они направлены на активизацию деятельности прокуратуры по борьбе с нарушениями законности. Условно эти полномочия можно назвать организационными. К ним относятся полномочия по руководству подчиненными прокурорами, по организации взаимодействия прокуратуры с государственными органами и общественными организациями, участию в нормотворческой деятельности.
По степени власти полномочия, данные подразделятся на:
- императивные полномочия, характеризующиеся тем, что требования прокурора, основанные на властных полномочиях, подлежат обязательному исполнению. Это полномочия по выявлению нарушений закона. В части 1 ст.6 ФЗ «О прокуратуре» закреплено положение об обязательности исполнения требований прокурора (ст.17.7 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за умышленное невыполнение требований прокурора вытекающих из его полномочий, установленных федеральным законом). Необходимо иметь в виду, что степень властности прокурорских полномочий в различных направлениях деятельности прокуратуры проявляется неодинаково. Императивными являются требования прокурора, вытекающие из его полномочий по реагированию:
-надзор за исполнением законов органами дознания;
-надзор за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и назначенные судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу.
Здесь прокурор своими действиями может устранить нарушение закона. Постановление прокурора является обязательным для исполнения.
-ограниченно императивные полномочия – это, как правило, полномочия по реагированию на нарушение закона. Обязательность выполнения требований прокурора по реагированию на нарушение касается обязательности рассмотрения этих требований и сообщения в прокуратуру о результатах рассмотрения актов прокурорского реагирования (проведённых проверок и т.п.), т.е. прокурор обладает правом на внесение актов прокурорского реагирования и требование его обязательного исполнения. Однако у прокурора нет полномочий на исполнение самих требований, изложенных в акте прокурорского реагирования.
-неимперативные полномочия, которыми прокурор располагает, участвуя в рассмотрении судами уголовных, гражданских и арбитражных дел. Это обусловлено тем, что суд не отнесен к числу субъектов, поднадзорных прокуратуре. В данном случае следует говорить о принципе независимости судей, суть которого заключается в исключении воздействия на судей со стороны других лиц и организаций при отправлении правосудия по уголовным, гражданским и арбитражным делам. В суде прокурор не имеет властных полномочий в отношении суда, но его императив проявляется в том, что выступает в суде как должностное лицо, представитель государства. Для надзорной деятельности прокуратуры характерны императивные и полуимперативные полномочия. В большинстве направлений деятельности органов прокуратуры полномочия носят полуимперативный характер.
Исходя из деятельности, осуществляемые органами прокуратуры или прокурором, полномочия можно подразделить на процессуальные и не процессуальные (надзорные и организационные)
35. КРИТЕРИИ РАЗГРАНИЧЕНИЯ КОМПЕТЕНЦИИ МЕЖДУ РАЗЛИЧНЫМИ ВИДАМИ ОРГАНОВ ПРОКУРАТУР: ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ РАЗГРАНИЧЕНИЯ КОМПЕТЕНЦИИ
Компетенция прокуратуры РФ – реальные полномочия, которыми наделены органы прокуратуры и их должностные лица для достижения ими целей и задач, поставленных государством.
Три вида компетенции прокуратуры РФ:
1. общая компетенция всех органов прокуратуры в целом;
2. компетенция видов прокуратур;
3. индивидуальная компетенция каждого прокурорского органа в отдельности.
Разграничение индивидуальной компетенции проводится по двум критериям:
Разграничение полномочий между вышестоящими и нижестоящими прокуратурами – функциональные различия;
Разграничение полномочий между прокуратурами одинаковыми по правовому положению – территория и разные сферы (у специализированных прокуратур).
Компетенция органов прокуратуры имеет свои границы. Пределы границ представляют сферу тех общественных отношений, в рамках которых осуществляется прокурорская деятельность.
1. Ограничения, касающиеся круга поднадзорных органам прокуратуры объектов и субъектов.
Поднадзорны:
Исполнительные органы;
Все ОМС;
Политические партии, движения, общественные организации;
Религиозные организации;
Все учреждения, предприятия, организации, независимо от формы собственности.
Не поднадзорны:
Президент РФ
Администрация Президента РФ
Совет безопасности
Федеральное собрание
Правительство РФ
ВС РФ
КС РФ
Счетная палата
Уполномоченные по правам человека (кроме региональных)
Мировые судьи
Граждане. Если они не выступают в качестве ДЛ.
Ограничение круга поднадзорных объектов и субъектов формально, т.к. прокуроры должны реагировать на любые нарушение закона любыми доступными средствами.