Файл: Прокуратура рф один из важнейших правоохранительных и правозащитных органов государства общая характеристика.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2023

Просмотров: 884

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


2. Ограничения, относящиеся к кругу актов за исполнением которых прокурор осуществляет надзор. Органы прокуратуры осуществляют надзор за исполнением законов и подзаконных актов, имеющих силу закона (Указы Президента РФ), а также за исполнением актов применения права – постановлений ДЛ и ОГВ. С помощью ненадзорных средств прокуратура обеспечивает также законность судебных постановлений, решений, приговоров. Ведомственные и локальные акты в сферу прокурорской деятельности не входят.

Приказ ГП о разграничении компетенции м/у территориальными и специализированными прокуратурами:

1. Территориальные – надзор за исп законов, соблюд ПИСЧИГ, искл вопросы, отнес к ведению других прокуратур, исполнение законов ОД, ПС, ОРД,

2. Военная – надзор за Минобороны, его структурными подразделениями, всеми органами военного управления, учр, подчиненным Минобороны

3. Транспортная – исполенние законов и собл ПИМЧИГ в д-ти всех видов транспорта, в таможенной сфере территориальными органами ФОИВ, органами таможни и ОВД на транспорте, органами власти субъектов РФ и МСУ, их ДЛ, органами управления и руководителями комм и некомм орг; исполнение законодательства о противодействии коррукции; исполнение законов при приеме, регистрации, разрешении сообщ о П и т.д.

4. Природоохранная – надзор за соблюдением законов об охране окр среды природоохранными органами, организациями, их ДЛ, общественными объединениями.

5. Надзор за ИУ – за соотв закону издаваемых ПА,собл ПИСЧИГ администрацией ИУ, исп законов органами ОРД в ИУ.

6. ЗАТО – надзор за исполнением законов и иные функции.

Генеральный прокурор Российской Федерации выполняет следующие функции:

1) руководит деятельностью органов прокуратуры и осуществляет контроль за их работой;

2) издает обязательные для исполнения всеми работниками органов и учреждений прокуратуры приказы, указания, распоряжения, положения и инструкции, регулирующие вопросы организации деятельности системы прокуратуры Российской Федерации и порядок реализации мер материального и социального обеспечения указанных работников;

3) в пределах выделенной штатной численности и фонда оплаты труда устанавливает штаты и структуру Генеральной прокуратуры Российской Федерации, а также штаты и структуру подчиненных органов и учреждений прокуратуры;


4) назначает на должность и освобождает от должности начальников главных управлений, управлений, отделов и их заместителей, советников, помощников по особым поручениям Генерального прокурора и его заместителей, старших прокуроров и прокуроров управлений и отделов, старших прокуроров - криминалистов, прокуроров-криминалистов, старших следователей по особо важным делам, следователей по особо важным делам и их помощников

36. ПРИКАЗ ГЕНЕРАЛЬНОГО ПРОКУРОРА ОТ 07.05.2008 № 84 "О РАЗГРАНИЧЕНИИ КОМПЕТЕНЦИИ ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ, ВОЕННЫХ И ИНЫХ СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫХ ПРОКУРАТУР ": ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА

Приказ ГП РФ от 7 мая 2008 г. № 84 «О разграничении компетенции прокуроров территориальных, военных и других специализированных прокуратур».

Разграничение проводится по видам поднадзорным субъектам, не разделяя на территории.

Самими обширными полномочиями обладают территориальные прокуратуры. Объекты и субъекты, за которыми не осуществляют надзор специализированные прокуратуры, поднадзорны территориальным.

Военная прокуратура осуществляет надзор за деятельностью органами военного управления и должностными лицами воинских частей, учреждений и организаций Министерства обороны РФ, Федеральной службы по военно-техническому сотрудничеству, Федеральной службы по оборонному заказу, Федеральной службы по техническому и экспортному контролю, Федерального агентства специального строительства, внутренних войск Министерства внутренних дел РФ, Федеральной службы безопасности РФ, Федеральной службы охраны РФ, Службы внешней разведки РФ, МинистерстваРФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (за исключением Государственной противопожарной службы, а также финансируемых за счет местных бюджетов региональных поисково-спасательных отрядов и территориальных поисковых спасательных служб МЧС России), Главного управления специальных программ Президента РФ, Службы специальных объектов при Президенте РФ, Российской оборонной спортивно-технической организации (РОСТО), ОАО «Военно-страховая компания», других федеральных органов исполнительной власти, вкоторых законом предусмотрена военная служба.



Транспортная прокуратура осуществляет надзор в сфере деятельности железнодорожного, воздушного и водного транспорта, в таможенной сфере территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, в том числе органами таможни и внутренних дел на транспорте, органами власти субъектов РФ и местного самоуправления, их должностными лицами, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов.

Природоохранная прокуратура осуществляет надзор за исполнением законов, направленных на защиту окружающей среды, экологических прав граждан, природоохранными органами, предприятиями, учреждениями, организациями, их ДЛ, общественными объединениями.

Прокуратуры по надзору за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказания и назначенные судом меры принудительного характера администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу осуществляют надзор за исполнением законов и законностью правовых актов, регламентирующих исполнение и отбывание наказания в виде лишения свободы, соблюдением прав и свобод человека и гражданина при исполнении этого вида наказания, а также применении в исправительных учреждениях назначенных судом принудительных мер медицинского характера; надзор за ОРД, следствием, дознанием, иной процессуальной деятельностью ДЛ в местах исполнения наказаний.

Прокуратуры по надзору за исполнением законов на особых режимных объектах и ЗАТО осуществляют надзор за исполнением законов, иные возложенные на нее функции в закрытых территориальных образованиях, в которых расположены особо важные предприятия оборонно-промышленного комплекса.

Кемеровская межрайонная прокуратура по надзору за исполнением законов в угледобывающей отрасли (с дислокацией в г. Новокузнецке). Осуществляет надзор за исполнением законов должностными лицами объектов угольной отрасли. Обеспечивает защиту прав граждан на безопасные условия труда, предупреждение фактов травматизма и несчастных случаев на производстве, связанных с добычей и переработкой угля, устранению причин и условий, способствующих указанным нарушениям закона


37. ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ В ОРГАНАХ ПРОКУРАТУРЫ: ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ, ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА

Организация работы в органах прокуратуры - это система взаимосвязанных между собой действий работников прокуратуры, обусловленных иерархией и разделением труда, направленных на оптимизацию функционирования прокурорской системы для достижения общих целей и реализации поставленных задач.

Организация работы в прокуратуре включает в себя во-первых, организацию осуществления основных направлений деятельности прокуратуры по обеспечению законности, во-вторых, организацию работы в самой прокуратуре.

Два вида организации:

1. нормативно-правовой – орган прокуратуры с помощью норм права наделяется компетенцией.

2. административно-управленческий – прокуроры реализуют свои полномочия, определяют правовые средства осуществления прокурорского надзора. Вид включает в себя три направления:

Организация работы каждого прокурорского органа;

Организация работы структурного подразделения прокуратуры (главного управления, управления, отдела);

Индивидуальная организация работы каждого прокурорского работника.

На организацию работы в прокуратуре влияют многие факторы, в т.ч.:

Территориально-экономическая характеристика обслуживаемой территории (региона, города, района);

Уровень и структура преступности;

Количество выявляемых нарушений закона и связанный с ними объем работы;

Численность кадров прокурорских работников, их профессиональная подготовка, практический опыт и некоторые другие.

Организация работы в органах прокуратуры РФ включает в себя систему мероприятий, которые по целевому назначению и характеру подразделяются на:

1. Основные мероприятия, непосредственно связанные с осуществлением прокурорской деятельности. К основным мероприятиям относятся: подбор и расстановка кадров, применение мер поощрения и взыскания, распределение поручений между сотрудниками, планирование работы прокуратуры, контроль и руководство, участие прокурора в рассмотрении судами уголовных, гражданских, арбитражных дел, получение информации о состоянии законности и ее анализ, координация деятельности ПО по борьбе с преступностью, взаимодействие с другими органами.


2. Технические мероприятия выполняют вспомогательные функции, в первую очередь фиксирование работы прокуратуры. К ним относят: делопроизводство, ведение статистической отчетности, ведение кодификации, материально-техническое обеспечение прокуратуры.

3. Мероприятия по совершенствованию профессионального мастерства. К ним относятся: стажировки в вышестоящих органах прокуратуры, научных и образовательных организациях, входящих в единую прокурорскую систему, обучение в региональных учебных центрах, обучение в отделениях аспирантуры при научных и образовательных организациях, проведение тематических учебно-методических семинаров и научно-практических конференций, наставничество, самостоятельная подготовка, оперативные совещания.

Организация работы в органах прокуратуры должна соответствовать научной организации труда, поскольку ее внедрение дает возможность избежать неорганизованности, свести к минимуму непроизводительные затраты сил и времени.

38. ВИДЫ ОРГАНИЗАЦИОННЫХ МЕРОПРИЯТИЙ: ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА

В практике деятельности прокуратуры сложились основные формы координации, подробно изложенные в отдельной форме статистического отчета прокуроров о работе по координационной деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью по форме КДПО введенная в действие Приказом Генпрокурора РФ от 01.06.2011 № 156.

К ним относятся: проведение координационных совещаний руководителей правоохранительных органов; обмен информацией по вопросам борьбы с преступностью; совместные выезды в регионы для проведения согласованных действий, проверок и оказания помощи местным правоохранительным органам в борьбе с преступностью, изучения и распространения положительного опыта; создание следственно-оперативных групп для расследования конкретных преступлений; проведение совместных целевых мероприятий для выявления и пресечения преступлений, а также устранения причин и условий, способствующих их совершению; взаимное использование возможностей правоохранительных органов для повышения квалификации работников, проведение совместных семинаров, конференций; оказание взаимной помощи в обеспечении собственной безопасности в процессе деятельности по борьбе с преступностью; издание совместных приказов, указаний, подготовка информационных писем и иных организационно-распорядительных документов; выпуск совместных бюллетеней (сборников) и других информационных изданий; разработка и утверждение согласованных планов координационной деятельности.