Файл: Прокуратура рф один из важнейших правоохранительных и правозащитных органов государства общая характеристика.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2023

Просмотров: 894

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

47. ВИДЫ ПРОКУРОРСКИХ ПРОВЕРОК: ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА. ОСНОВАНИЯ ДЛЯ КЛАССИФИКАЦИИ

  1. ПО ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ПРИНАДЛЕЖНОСТИ:

Надзорные проверки – это средства выявления нарушения закона, применяемые в отношении объектов и субъектов, за законностью деятельности которых осуществляют надзор органы прокуратуры Российской Федерации.

Примеры:

- ежедневные проверки КАЗ, ИВС и Спецприемников,

- ежедневные проверки материалов процессуальных проверок и уголовных дел,

- ежедневные проверки по жалобам и обращениям.

Ненадзорные проверки – это средства выявления нарушения закона, применяемые в отношении объектов и субъектов не поднадзорных органам прокуратуры Российской Федерации.

Например, суд.

В данном случае прокурор не осуществляет надзор за судом, а реализует свои полномочия, предусмотренные процессуальным законодательством.

- прокуроры участвуют в рассмотрении дел,

- прокуроры обжалуют (оспаривают) незаконные судебные решения.

Цели:

  1. обеспечить соблюдение участниками судебного разбирательства процессуального закона.

  2. способствовать вынесению судом законного и обоснованного решения.

2. ПО НАПРАВЛЕНИЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:

  • проверки, проводимые при осуществлении надзора за исполнением законов,

  • проверки, проводимые при осуществлении надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина,

  • проверки, проводимые при осуществлении надзора за исполнением законов судебными приставами и др.

3. ПО ПОВОДУ ИХ ПРОВЕДЕНИЯ:

  • по сигналам (заявления, жалобы, информация СМИ),

  • по инициативе прокуроров (по заданиям, поручениям вышестоящих прокуроров).

4. ПО ОБЪЕМУ:

  • целевые - проверки по отдельным фактам нарушений закона, по исполнению одного конкретного закона, группы родственных законов, по отдельным обращениям граждан и должностных лиц.

  • широкие - проверки, предмет которых касается множества различных нарушений закона, проверки по которым круг нарушений не определен

5. ПО СУБЪЕКТУ, УЧАСТВУЮЩЕМУ В ПРОВЕРКЕ:

  • Специфические прокурорские – проверки, проводимые только сотрудниками прокуратуры, которые в силу компетенции органов прокуратуры обязаны самостоятельно разрешать правовые вопросы, но когда не требуется иных (кроме правовых) познаний.

  • Смешанные – с привлечением специалистов из других отраслей знаний (здравоохранение, экономика, градостроительство и т.д.).


ВЕДОМСТВЕННЫЕ ПРОВЕРКИ – это проверки, осуществляемые различными ведомствами по поручению органов прокуратуры.

6. ПО ОБЪЕКТУ И СУБЪЕКТУ:

  • Проверка, проводимая в одном поднадзорном объекте или субъекте.

Например, в Центре временного содержания иностранных граждан – соблюдение санитарных и противопожарных норм и правил для обеспечения безопасности граждан, помещенных в указанное учреждение (объект с массовым пребыванием людей)

  • Проверка, проводимая в нескольких одновременно.

Например, проверка исполнения ФЗ от 24.06.1999 № 120 «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»: как правило «охватывает» - полицию, образовательные учреждения всех уровней, Комиссии по делам несовершеннолетних, учреждения здравоохранения.

7. ПО ЦЕЛЕВОМУ НАЗНАЧЕНИЮ:

  • Основные – направлены на выявление нарушений Конституции РФ, законов, действующих на территории РФ, а также виновных в них лиц, а также причин и условий им способствующих.

  • Контрольные – проводимые с целью контроля за исполнением ранее внесенных требований.

Например, проверки в сфере охраны труда.

8. ПО ВИДУ СУДЕБНОЙ ИНСТАНЦИИ

(в отношении ненадзорных проверок):

  • апелляционные

  • кассационные

  • надзорные

  • частные.

По Ергашеву:

В зависимости от функциональной принадлежности прокурорские проверки принято разделять на надзорные и ненадзорные.

Надзорные проверкиэто средства выявления нарушения закона, применяемые в отношении объектов и субъектов за законностью деятельности, которых осуществляют надзор органы прокуратуры РФ.Указанные проверки проводятся в органах, осуществляющих ОРД, дознание и предварительное следствие, органах и учреждений, исполняющих наказание и назначаемые судом меры принудительного характера и некоторых других.

Ненадзорные проверки — это средства выявления нарушения закона, применяемые в отношении объектов и субъектов не поднадзорных органом прокуратуры РФ.Несмотря на кажущуюся на первый взгляд неправомерность подобных проверок, проведение их ни в коей мере не нарушает действующего законодательства, согласно которому судьи независимы и подчиняются только Конституции РФ и действующим законам. Особенность указанных проверок состоит в том, что их цель не выявление нарушений законности, допущенных судом при отправлении правосудия, а установление соответствия закону судебных актов. Следовательно, ненадзорные проверкипроводятся органами прокуратуры в отношении актов не поднадзорных им субъектов, к которым отнесены суды. Особенность ненадзорных проверок состоит в том, что прокуратура, в данном случае не являясь органом, осуществляющим надзор за законностью, обладает определеннымирегламентированными процессуальным законодательством правами. В соответствии с положениями, содержащимися в п. 3 ст. 1 Закона о прокуратуре РФ прокуроры участвуют в рассмотрении дел судами, арбитражными судами, опротестовывают (обжалуют) противоречащие закону решения, приговоры, определения и постановления судов. Принимая участие в рассмотрении дел судами, органы прокуратуры, с одной стороны, обеспечивают соблюдение участниками судебного разбирательства процессуального закона, а с другой,способствуют вынесениюсудом законного и обоснованного решения.



В литературе прокурорские проверки также принято классифицировать по таким критериям как: направление деятельности прокуратуры, повод проведения проверки, объем проверки, проверяемые и проверяющие субъекты, целевое назначение.

В зависимости от направлений деятельности прокуратуры проверки подразделяются на проверки, проводимые при осуществлении надзора за исполнением законов, надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, надзора за исполнением законов судебными приставами и т.д.

Положив в основу разграничения проверок поводих проведения, прокурорские проверки подразделяют на проводимые по сигналам (заявлениям, сообщениям, жалобам, сведениям, полученным из радио - телепередач, и т.д.) и по инициативе прокуроров.

В зависимости от объема,проверки,проводимые органами прокуратуры РФ,подразделяют на целевые и широкие. К целевым относятся проверки, проводимые по отдельным фактам нарушений закона, по исполнению одного конкретного законаили группы родственных законов, а также проверки, которые проводятся прокурорами в связи с отдельнымиобращениями(сообщениям, заявлениям, жалобам) граждан и должностных лиц.

Широкими являются проверки, предмет которых касается множества различных нарушений закона, а также проверки по которым круг нарушений закона не определен.

В зависимости от субъектов, участвующих в их проведении прокурорские проверки подразделяются на специфические прокурорские, смешанные и ведомственные. Специфические это проверки, проводимые исключительно прокурорскими работниками. Это самый распространенный вид прокурорских проверок распространенность которого обусловленокомпетенцией органов прокуратуры РФ разрешать правовые вопросы, не требующие (иных, кроме юридических) специальных познаний. Смешанные прокурорские проверки требуют привлечения специалистов из других различных областей знаний таких как здравоохранение, экономика, градостроение, экология и др. Ведомственные проверки - это проверки, осуществляемые различными ведомствами по поручению органов прокуратуры РФ.

Взяв за основу критерия разграничения проверок проверяемые объекты или субъекты,проверки,проводимые органами прокуратуры РФ, различаются на проверки, проводимые в единичном поднадзорном объекте, субъекте, либо нескольких одновременно.

По целевому назначению прокурорские проверки принято разделять на основные и контрольные. Основные проверки направлены на выявление нарушений Конституции РФ, законов действующих на территории РФ, а также сопутствующих им обстоятельств-причин и условий, способствующих данным нарушениям. Целью контрольных проверок является осуществление контроля за исполнениемранее внесенных требований прокуроров.


Прокурорами участвующими в рассмотрении судами делпроводятся проверки законности правовых актов, выносимых судами, в основу разграничения, которых положен в качестве критерия виды судебных инстанций, в которые обращается прокурор и соответствующие акты прокурорского реагирования. Указанные проверки являются ненадзорными. К ним относятся апелляционные, кассационные, надзорные и частные проверки.

48. ЭТАПЫ ПРОВЕДЕНИЯ ПРОКУРОРСКОЙ ПРОВЕРКИ: ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА, ЗНАЧЕНИЕ КАЖДОГО ИЗ ЭТАПОВ

Прокурорская проверка – комплексное мероприятие, включающее в себя несколько СТАДИЙ (ЭТАПОВ):

  1. этап: ПОДГОТОВКА К ПРОВЕРКЕ («мыслительные действия»)

  • анализ поступившей информации о нарушении закона,

  • анализ действующего законодательства и судебной практики,

  • определение стратегии и тактики,

  • предварительная оценка всего комплекса мер, принятие которых необходимо для оперативного, полного, всестороннего и объективного установления фактов нарушения законов,

  • сбор информации о проверяемом объекте и субъекте.



  1. этап: ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОВЕРКИ («организационные действия»)

  • определение максимально эффективного времени проведения проверки,

  • определение количества и состава участников проверочных мероприятий,

  • обеспечение участия специалистов (при необходимости),

  • подготовка требований и бланков документов и предметов, необходимых в ходе проверочных мероприятий.

3 этап: НЕПОСРЕДСТВЕННОЕ ПРОВЕДЕНИЕ ПРОВЕРОЧНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ

РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОКУРОРОРМ ПОЛНОМОЧИЙ ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ИМ ПРОВЕРОЧНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ

- действия, направленные на установление фактического положения с состоянием законности на проверяемом объекте, максимальное выявление нарушений закона.

(необходимо самостоятельно изучить Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 17.02.2015 №2-П.)

Проведение прокурорской проверки должно документироваться вынесением мотивированного решения, подлежащего доведению до сведения проверяемых лиц.


По сложившейся прокурорской практике уведомление проверяемых лиц производится НЕ ПОЗДНЕЕ ДНЯ НАЧАЛА ПРОВЕРКИ.

4.Этап: ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ ПРОВЕРКИ, ПОДГОТОВКА ДОКУМЕНТОВ, в том числе ПРОЕКТОВ АКТОВ ПРОКУРОРСКОГО РЕАГИРОВАНИЯ (далее АПР) - ЗАВЕРШАЮЩИЙ ЭТАП.

Завершение результативной проверки прокурором исполнения законов сопровождается реализацией по результатам проверочных действий мер прокурорского реагирования, направленных на:

- пресечение выявленных правонарушений,

- устранение или нейтрализацию обстоятельств, им способствующих,

- привлечение к ответственности виновных лиц.

Эффективность проведенных надзорных проверок во многом зависит от того, насколько обоснованно, своевременно, оперативно, полно и адекватно применяются указанные в Законе о прокуратуре юридические средства, которые должны быть достаточными, которые должны дополняться мерами предупредительно-профилактического характера и по возможности упреждающими.

Выбор конкретных мер прокурорского реагирования (далее – МПР) зависит от:

- собранных в ходе проверки фактов, подтверждающих характер нарушений законов,

- их причин и условий,

- степень распространенности правонарушений,

- рецидивность правонарушений,

- тяжесть наступивших либо возможных в будущем вредных последствий,

- вину нарушителя,

- адекватность реагирования нарушителя на проведение прокурорской проверки, оказание содействия или оказание противодействия, принятие мер к устранению нарушений в период проверки.

Данный перечень не является исчерпывающим и зависит от вида проверки, проверяемой сферы.

Цель – достичь наилучшего результата в оперативном устранении и предупреждении нарушений закона.

Решение о принятии конкретных МПР принимает прокурор по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном рассмотрении всех собранных в процессе проверки материалов.

При этом, основными задачами являются:

  1. Просчитать возможные негативные последствия исполнения своих требований, руководствоваться принципом защиты прав, свобод и законных интересов человека и гражданина.

  2. Исключить принятие мер реагирования по формальным основаниям, в том числе по отмене (изменению) уже исполненных правовых актов, особенно когда подобные действия могут повлечь нарушение прав граждан.

  3. Исключить разрушение существующих правоотношений, а скорректировать их и привести в соответствие с действующим законодательством..