Файл: Прокуратура рф один из важнейших правоохранительных и правозащитных органов государства общая характеристика.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2023

Просмотров: 896

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

4 этап можно условно разделить на подэтапы:

  1. Подготовка материалов проверки для доклада прокурору (курирующему заместителю).

2. Согласование реализации результатов прокурорской проверки по видам АПР.

3. Подготовка проектов АПР.

4. Исправление, доработка докладных записок, информаций, АПР.

5. Подписание АПР.

6. Направление, вручение, объявление АПР.

7. Учет АПР.

8. Контроль за результатами рассмотрения АПР.

По Ергашеву:

Прокурорская проверка,как средство выявления нарушения закона, имеет определенную структуру. Структура обусловлена предметом проверки, а также ее конкретным видом (надзорная, ненадзорная, процессуальная либо непроцессуальная и т.д.) Структура прокурорской проверки представляет собой последовательность проведения мыслительных, организационно-проверочных действий, проверяющего прокурора состоящих из определенных стадий. Как показывает практика, деятельность прокурора при проведении проверки, состоит из следующих основных стадий:

- подготовки к проведению проверки (предпроверочная стадия);

- проведение самой проверки (стадия проведения проверочных действий);

- принятие решения о применении средств прокурорского реагирования и составления документа (справки) о результатах проведенной проверки (постпроверочная стадия).

Предпроверочная или подготовительная стадия. В ней проверяющий прокурор анализирует состояние законности на проверяемом объекте, изучает действующее законодательство, которой он намерен проверить, планирует место и время проведения проверки, участников проверочных действий, принимает меры к тому, чтобы все участники проверки находились к ее началу на местах. Данная стадия проверки включает в себя:

-ознакомление с действующим законодательством, регламентирующим деятельность проверяемого органа;

-ознакомление с приказами и указаниями Генерального прокурора РФ, касающимися предмета проверки;


-сравнение статистических данных о деятельности проверяемого объекта (субъекта) за проверяемый период и соответствующий период прошедшего года;

-ознакомление с материалами предыдущих прокурорских проверок, справками, обобщениями;

-анализ поступивших в прокуратуру жалоб граждан на действия данного органа и его сотрудников, заявлений и обращений должностных лиц (информация о нарушениях законов, прав и свобод граждан учитывается в книгах учета прокурорских проверок, жалоб и обращений граждан, в соответствующих папках (нарядах);

-изучение иной имеющейся в прокуратуре района (города) и в вышестоящей прокуратуре информации.

На основании анализа этой информации прокурор, составляет план, состоящий из перечня вопросов, которые необходимо выяснить в ходе проверки, определяет какую еще дополнительную информацию необходимо получить до начала проверки, участников проверки, последовательность проверочных действий и т.д.

Как показывает практика, источниками информации о нарушениях закона органы прокуратуры черпают из следующих источников:

- органов внутренних дел, в том числе службы охраны общественного порядка, паспортно-визовая служба, лицензионно-разрешительная служба, пожарный надзор и другие подразделения;

- органов налоговой инспекции;

- органов таможенной службы;

- административных комиссий;

- санитарно-эпидемиологических служб;

- службы судебных приставов;

- органов местного самоуправления и их структурных подразделений;

- городских (районных) комитетов - статистики, жилищно-коммунальных, по управлению имуществом, по земельным ресурсам и землеустройству и др.;

- городских (районных) служб защиты населения, занятости населения;

- различных коммерческих и некоммерческих организации, например, общества защиты прав потребителей, а также некоторых других.

Стадия проведения проверочных действий. На этой стадии прокурор проводящий проверку истребует и исследует документацию, обследует территории и помещения, вызывает и опрашивает должностных и иных лиц, истребует объяснения и заключения от специалистов, с целью выявления нарушений закона, причин и условий им способствующих, а также виновных лиц. Прокурор вправе иметь доступ к документам и материалам поднадзорных органов, а также требовать от руководителей и других должностных лиц этих органов предоставления необходимых документов, материалов, статистических и иных сведений. При этом снятие копий с необходимых прокурору материалов осуществляется безвозмездно независимо от формы собственности предприятий, учреждений, организаций.



В ходе проверочных действий прокурор вправе требовать письменные и устные объяснения от граждан и должностных лиц по поводу выявленных нарушений закона. Однако, необходимо иметь в виду, что указанные лица вправе отказаться от дачи объяснений в силу ч. 1 ст. 51 Конституции Российской Федерации от 12 декабря 1993 г. (далее Конституция РФ), за что они не могут быть привлечены к какой-либо ответственности.

Действующее законодательство не предоставляет прокурору права на произвольный, без законного основания вызов граждан и должностных лиц в прокуратуру для дачи объяснений. Это право используется лишь в случае нарушения ими законов. Получение проверяющим прокурором объяснений обусловлено гарантий соблюдения прав и интересов граждан, таких как запрет получать сведений путем физического или психического насилия, или других незаконных мер, право лица знакомиться с текстом объяснения и вносить в него дополнения и поправки и т. д.

На данной стадии прокурор обязан выяснить следующие обстоятельства:

- количество нарушений закона;

- характер допущенных нарушений;

- какой правовой акт и какие именно содержащиеся в нем нормы нарушены;

- какие обстоятельства способствовали нарушению закона;

-почему выявленное прокурором нарушение не было выявлено контролирующими органами, ранее проводившими проверки.

Выявление этих обстоятельств необходимодля принятия прокурором взвешенного и обоснованного решения о применении соответствующих средств прокурорского реагирования.


Стадия постпроверочных действий. Конечной целью проверки является не только выявление нарушений закона, но и их устранение. В случае выявления прокурором нарушений закона, он обязан принять меры прокурорского реагирования. На данной стадии проверки прокурор тщательно изучает собранные материалы о нарушениях закона и на их основании готовит акты и другие средства прокурорского реагирования. Затем реализует их, то есть направляет компетентным органам или должностным лицам для рассмотрения и принятия необходимых мер направленных на устранение нарушений закона и восстановление законности. При этом прокурор надзирает за исполнением своих требований, содержащихся в актах прокурорского реагирования, сроках рассмотрения актов и принятых мерах, то есть осуществляет контроль.

Приведенная структура прокурорской проверкиприменяется при осуществлении надзора за исполнением законов, соблюдении прав и свобод человека и гражданина и по некоторым другим направления прокурорской деятельности. В другихнаправлениях структура проверки, как правило, имеет упрощенный характер. Например, проверка соблюдения законности расследования конкретного уголовного дела имеет более простую структуру, поскольку более узок предмет проверки (в основном это нормы УК РФ и УПК РФ), более простая организация проверки, так как изучение уголовного дела может производиться в кабинете надзирающего прокурора.

49. УВЕДОМИТЕЛЬНЫЙ ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ ПРОКУРОРСКОЙ ПРОВЕРКИ. ПРАВОВЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ ЕГО НЕСОБЛЮДЕНИЯ. РЕШЕНИЕ О ПРОВЕДЕНИИ ПРОВЕРКИ

В силу ст. 21 Федерального закона РФ «О прокуратуре Российской Федерации» решение о проведении проверки принимается прокурором или его заместителем и доводится до сведения руководителя или иного уполномоченного представителя проверяемой организации не позднее дня начала проверки.

Срок проверки не должен превышать 30 календарных дней.

В исключительных случаях, связанных с необходимостью проведения дополнительных проверочных мероприятий в рамках проверки, по решению прокурора или его заместителя ее срок может быть продлен до 30 календарных дней.

В отсутствие доказательств о надлежащем извещении лица о проведении в его отношении прокурорской проверки, ее основаниях и сроке проведения суд может не принять собранные прокуратурой доказательства (постановления Верховного Суда РФ от 23.05.2017 N 11-АД17-27, АС Центрального округа от 17.10.2017 N Ф10-2795/16


Решение о проведении проверки принимается прокурором или его заместителем и доводится до сведения руководителя или иного уполномоченного представителя проверяемого органа (организации) не позднее дня начала проверки. В решении о проведении проверки в обязательном порядке указываются цели, основания и предмет проверки.

В случае, если в ходе проверки получены сведения о наличии в деятельности проверяемого органа (организации) иных нарушений законов, требующих принятия мер прокурором, подтвердить или опровергнуть которые невозможно без проведения проверки, прокурор или его заместитель принимает мотивированное решение о расширении предмета указанной проверки или решение о проведении новой проверки и доводит принятое решение до сведения проверяемого органа (организации) не позднее дня его принятия.

Типовая форма решения о проведении проверки и типовая форма мотивированного решения о расширении предмета указанной проверки будут утверждены Генеральным прокурором РФ.

50. МЕТОДИКА И ТАКТИКА ПРОВЕДЕНИЯ ПРОКУРОРСКОЙ ПРОВЕРКИ: ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА. СООТНОШЕНИЕ МЕТОДИКИ И ТАКТИКИ

У Ергашева информации нет, брала у Кузнецовой

Прокурорская проверка(понятие упоминается в ФЗ«о прокуратуре» - глава 1 раздел 3 а. 2 п. 2 ст. 21 и а. 1 п. 1 Ст. 22) - совокупность проводимых прокурорами с учетом предусмотренной компетенции в отношении поднадзорных им органов и должностных лиц мероприятий, имеющих целью оценку деятельности этих органов и лиц на предмет соответствия требованиям Конституции РФ и законов, действующих на территории РФ.

Методика прокурорской деятельности- совокупность методов и приемов, применяемых прокурорами в целях выявления, устранения и предупреждения нарушений законов и способствующих им обстоятельств, установление виновных в этом лиц, восстановление нарушенных прав и свобод человека и гражданина, интересов общества и государства.

Методика прокурорской проверки - комплекс научно обоснованных рекомендаций по наиболее эффективным организации, подготовки, производству действий направленных на выявление допущенных и предупреждению готовящихся нарушений законов в той или иной сфере, а так же оценки полученных результатов и выбору адекватных мер прокурорского реагирования с целью установления и привлечения к соответствующему виду ответственности виновных, восстановление нарушенных прав и свобод человека и гражданина, интересов общества и государства.