Файл: Прокуратура рф один из важнейших правоохранительных и правозащитных органов государства общая характеристика.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2023

Просмотров: 898

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Эти понятия соотносятся как общее и частное. Деятельность больше чем проверка.

Тактика проведения Прокурорской проверки - тактические особенности подготовки к проведению прокурорской проверки в зависимости от направления /поднаправления или участка/ деятельности и предмета деятельности /надзорный или ненадзорный/, тактика отдельных проверочных действий прокурора: тактика получения объяснений, тактика изучения документов и т.д., тактические особенности оценки полученных результатов, тактические особенности автора и использования средств прокурорского реагирования

Тактические приемы:

Тактика получения объяснений

Тактика изучения документов

Тактика привлечения специалиста –выходим на проверку со специалистом, поручаем проведения проверки специалисту и получаем итоги, получаем объяснение со специалистом

Методика - что мы будем делать, а тактика - как мы будет это делать.

51. Правовые средства прокурора: понятие, виды: общая характеристика. Соотношение полномочий и правовых средств

Правовые средства органов российской прокуратуры это регламентированные действующим законодательством, совершаемые в установленном законом порядке действия прокурора направленные на выявление нарушений закона, причин и условий, способствующих этим нарушениям, а также действия, направленные на устранение выявленных нарушений закона, причин и условий, способствующих им, восстановлению нарушенной законности и привлечению к установленной законом ответственности виновных лиц.

Правовые средства подразделяются на 2 вида:

- средства выявления нарушений закона (прокурорская проверка)

Главная цель любой прокурорской проверки установить в деятельности проверяемого объекта либо субъекта нарушение действующего законодательства, принять меры к их устранению и восстановлению законности.

- средства реагирования на выявленные нарушения закона

К числу средств реагирования Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации» относит:

  • протест прокурора;

  • представление прокурора об устранении нарушений закона;

  • возбуждение прокурором производства об административном правонарушении путем вынесения соответствующего постановления;

  • предостережение о недопустимости нарушения закона.


В случае неисполнения требований, изложенных в таком предостережении, должностное лицо, которому оно было объявлено, может быть привлечено к ответственности в установленном законом порядке.

В зависимости от функциональной принадлежности все правовые средства, в том числе и средства прокурорского реагирования как составляющая правовых средств, разделяются на два вида: надзорные и ненадзорные.

Надзорные средства прокурорского реагирования — это средства, применяемые органами прокуратуры при осуществлении надзорной функции.

В зависимости от правовой регламентации правовые средства прокурорского реагирования подразделяются на процессуальные, т.е. регламентированные процессуальным законодательством РФ, и непроцессуальные, регламентированные иными законами.

Процессуальные надзорные средства прокурорского реагирования – есть средства, регламентированные процессуальным законодательством РФ.

К процессуальным средствам прокурорского реагирования относятся:

— письменное указание прокурора;

— утверждение прокурора;

— согласие прокурора;

— постановления прокурора;

––требование прокурора, приносимое в порядке п.3 ч.2 ст. 37 УПК РФ (органам дознания и следственных органам об устранении нарушений федерального законодательства, допущенных при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях, производстве дознания или предварительного следствия) ;

В зависимости от предмета прокурорского реагирования, все процессуальные средства принято разделять на два вида: средства прокурорского реагирования на правомерные действия и средства реагирования на неправомерные действия.

К процессуальным надзорным средствам прокурорского реагирования на правомерные действия относятся:

- согласие прокурора — это выражение солидарности прокурора со следователем, дознавателем;

- утверждение прокурора — придание юридической значимости основному следственному документу — обвинительному заключению.

Непроцессуальные надзорные средства прокурорского реагирования – это средства регламентированные не процессуальным, а иным законодательством.

Непроцессуальными надзорными средствами прокурорского реагирования являются:

— протест прокурора;

— представление прокурора, вносимое в порядке надзора;

— предостережение прокурора о недопустимости нарушения закона;



–– постановление прокурора о возбуждении производства об административном правонарушении;

- требование прокурора об изменении нормативного правового акта;

- предупреждение прокурора о приостановлении деятельности общественного или религиозного объединения, осуществляющего экстремистскую деятельность.

- решение прокурора о приостановлении деятельности общественного или религиозного объединения, осуществляющего экстремистскую деятельность;

- сигнализационные средства прокурора.

Ненадзорные средства прокурорского реагирования — это средства, применяемые органами прокуратуры при осуществлении своих ненадзорных функций.

Ненадзорные средства прокурорского реагирования также подразделяются на процессуальные, т.е. регламентированные процессуальным законодательством РФ (в первую очередь ГПК РФ и АПК РФ), и непроцессуальные.

Процессуальными ненадзорными средствами являются:

- представления и жалобы прокуроров на незаконные судебные акты;

- исковые и иные заявления, направляемые прокурорами в целях защиты законных прав и свобод социально незащищенных лиц, иски, предъявляемые прокурорами в интересах неопределенного круга лиц или всего государства в целом. Все виды процессуальных ненадзорных средств органов прокуратуры четко регламентированы действующим процессуальным законодательством.

К непроцессуальным ненадзорным средствам прокурорского реагирования относятся сигнализационные средства такие как: сообщения, письма, информации и доклады прокурора о нарушениях законности. Как правило, данные средства применяются прокурорами в отношениях с органами местного самоуправления, органами субъектов РФ, судебными органами.

По целевому назначению средства прокурорского реагирования подразделяются на два вида:

— основные средства прокурорского реагирования, непосредственно предусмотренные законом и несущие основную нагрузку. В первую очередь это акты прокурорского реагирования, а также правовые средства прокурора, предусмотренные процессуальным законодательством;

— сигнализационные средства, содержащие информацию о состоянии законности без требования устранения нарушений закона (информационные письма, информации, доклады и т.д.).

Правовое средство, как действия прокурора по выявлению нарушений законности и реагированию на них, представляет собой совокупность связанных между собой одной целью надзорных и ненадзорных действий.


Не следует отождествлять правовые средства прокурора с его полномочиями. Полномочия представляют собой предусмотренные законом права прокурора. По сути, это регламентированные законом возможности прокурора. Полномочия (возможности) прокурора шире правовых средств, поскольку ими охватывается больший круг прокурорской деятельности.

Правовые средства существенно отличаются от форм реализации полномочий прокурора. Не все регламентированные законом полномочия прокурора опосредованы конкретными формами — правовыми средствами.

52. ПРАВОВЫЕ СРЕДСТВА ВЫЯВЛЕНИЯ НАРУШЕНИЙ ЗАКОНА: ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА

Прокурорская проверка – правовое средство выявления нарушений закона, представляющее собой комплекс мыслительных и организационно-правовых действий прокурора, направленных на выявление нарушений Конституции РФ и действующих на территории РФ законов, установлению причин и условий, способствующих выявленным нарушениям закона, а также виновных лиц.

Цель прокурорской проверки – установить в деятельности, либо в изданном акте проверяемого объекта либо субъекта нарушение действующего законодательства, принять меры к их устранению и восстановлению законности.

Требования к прокурорской проверке: законность, полнота, объективность, оперативность, эффективность и результативность, недопустимость вмешательства в оперативно-хозяйственную деятельность проверяемых объектов и субъектов и подмены собой других органов.

Проверка это комплекс мыслительных и организационно-правовых действий. Мыслительные действия связаны с планированием проверочных действий, определением стратегии и тактики проверки. Организационно-правовые действия направлены на организацию ее проведения, определение места, сроков и участников проверки, привлечение технических средств и т.п.

Виды проверок:

1. Надзорные проверки(в зависимости от функциональной принадлежности)– средства выявления нарушения закона, применяемые в отношении объектов и субъектов за законностью деятельности которых осуществляют надзор органы прокуратуры РФ.


По поводу проведения проверок, надзорные проверки подразделяют на проводимые по сигналам и по инициативе прокурора.

По объему проверки делят на целевые – проводимые по отдельным фактам нарушений закона – и широкие – предмет которых касается множества нарушений, и проверки, по которым круг нарушений закона не определен.

По субъектам делят на специфические прокурорские (проводятся исключительно прокурорскими работниками), смешанные (с привлечением специалистов), ведомственные (осуществляемые различными ведомствами по поручению органов прокуратуры РФ).

По объектам (субъектам):проверки проводимые в единичном поднадзорном субъекте (объекте) либо на нескольких одновременно.

По целевому назначению: основные (впервые проводимые, цель – выявление нарушений закона) и контрольные (повторные, цель – контроль за исполнением ранее внесенных требований прокуроров.

2. Ненадзорные проверки – средства выявления нарушений закона, применяемые в отношении объектов и субъектов, не поднадзорных органам прокуратуры РФ.

Ненадзорные проверки относятся к процессуальным и делятся на две группы:

  • Проводимые в суде до вынесения судебного акта (в суде первой инстанции);

  • Проверки законности судебных актов (апелляционные, кассационные, надзорные, частные). Проводятся в два этапа – вне судебного заседания и в судебном разбирательстве.

Стадии прокурорской проверки (этапы):

1. Подготовительная стадия. Прокурор анализирует состояние законности на проверяемом объекте, изучает действующее законодательство, соблюдение которого он намерен проверить, планирует место и время проведения проверки, участников проверочных действий, принимает меры к тому, чтобы все участники проверки находились к ее началу на местах. На основании анализа этой информации прокурор составляет план, состоящий из перечня вопросов, которые необходимо выяснить в ходе проверки, определяет какую еще дополнительную информацию необходимо получить до начала проверки, участников проверки, последовательность проверочных действий и т.д.

2. Стадия проведения проверочных действий