Файл: Прокуратура рф один из важнейших правоохранительных и правозащитных органов государства общая характеристика.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2023

Просмотров: 922

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Повторное — обращение, поступившее от одного и того же лица по одному и тому же вопросу, в котором обжалуется решение, принятое по предыдущему обращению, поступившему в данную прокуратуру, или указывается на недостатки, допущенные при разрешении предыдущего обращения, либо сообщается о несвоевременном рассмотрении предыдущего обращения, в случае, когда истек установленный законодательством срок его рассмотрения.

Обращения могут быть индивидуальными или коллективными, устными или письменными.

Индивидуальное— обращение, это обращение одного заявителя, поданное самим гражданином, объединением граждан или юридическим лицом, которые считают нарушенными свои права либо права других лиц.

Коллективное — обращение двух или более лиц содержащее частный интерес, либо обращение, имеющее общественный характер принятое на митинге или собрании и подписанное их организаторами или участниками.

В Инструкции о рассмотрении обращений содержаться следующие определения основных видов обращений:

предложение — рекомендация заявителя по совершенствованию законов и иных нормативных правовых актов, деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, развитию общественных отношений, улучшению деятельности государства и общества в социально-экономической и иных сферах;

заявление — просьба гражданина или иного лица о содействии в реализации его конституционных прав и свобод или конституционных прав и свобод других лиц, либо сообщение о нарушении законов и иных нормативных правовых актов, недостатках в работе государственных органов, органов местного самоуправления и должностных лиц, либо критика деятельности указанных органов и должностных лиц;

жалоба — просьба заявителя о восстановлении или защите его нарушенных прав, свобод или законных интересов либо прав, свобод или законных интересов других лиц;

ходатайство — просьба заявителя о признании в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, определенного статуса, прав, свобод.

Парламентский запрос — запрос, принятый соответствующей палатой Федерального Собрания Российской Федерации с соблюдением требований, предусмотренных ст. 13 Федерального закона "О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации", в порядке, установленном их регламентами, по вопросам, входящим в компетенцию Генерального прокурора Российской Федерации.


Запрос — оформленный надлежащим образом, с соблюдением требований федерального законодательства документ, направленный уполномоченными должностными лицами, а также членами Совета Федерации или депутатами Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации (депутатский запрос), адресованный Генеральному прокурору Российской Федерации, по вопросам, входящим в компетенцию Генеральной прокуратуры Российской Федерации.

Обращение члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы — документ, направленный в органы прокуратуры, с сообщением о нарушениях закона, а также с просьбой о предоставлении информации, сведений или документов по вопросам, связанным с их деятельностью, не оформленный как запрос.


70. РАССМОТРЕНИЕ И РАЗРЕШЕНИЕ ОБРАЩЕНИЙ, ПОСТУПАЮЩИХ В ОРГАНЫ ПРОКУРАТУРЫ: ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА

Все обращения, поступившие в органы прокуратуры РФ подлежат обязательной регистрации в установленном инструкцией порядке. Обращения рассматриваются и разрешаются с принятием следующих решений:

- о принятии к разрешению;
- об оставлении без разрешения;
- о передаче на разрешение в нижестоящие органы прокуратуры;
- о направлении в другие органы;
- о прекращении рассмотрения обращения;
- о приобщении к ранее поступившему обращению;
- о возврате заявителю.

За надлежащее разрешение обращений ответственность возлагается распоряжениях о распределении служебных обязанностей определяют конкретное должностное лицо, отвечающее за обеспечение объективности, всесторонности и своевременности рассмотрения обращений, обобщению практики их разрешения. После рассмотрения зарегистрированных обращении, проверяющим прокурором принимается решение о проведении проверки изложенных в обращении фактов. Порядок проведения проверки обращений определяется руководителями соответствующих прокуратур.

Поступившие в органы прокуратуры обращения, разрешаются после тщательного изучения и анализа собранных в результате прокурорских проверок материалов (уголовных, гражданских, арбитражных и административных дел, истребованием нормативных документов, получением объяснений от граждан, а также должностных и иных лиц, действия которых обжалуются).

В случае необходимости обеспечения полноты и объективности проверок обращений к их проведению привлекаются заявители и специалисты, при этом заявитель вправе представлять проверяющему прокурорскому работнику дополнительные документы и материалы, либо обращаться с предложением об их истребовании.

Обращения, в которых доводы заявителей о систематическом нарушении их прав и свобод и других нарушениях закона, не получивших должной оценки правоохранительных органов и нижестоящих прокуроров, а также доводы, касающиеся резонансных, тем ставятся руководителем соответствующих прокуратур на контроль.

Поручения нижестоящим прокурорам о проверке обращений, взятых на контроль, подписываются вышестоящим прокурором, либо его заместителем, взятых на особый контроль, подписываются Генеральным прокурором РФ и его заместителями либо по их поручению — начальниками главных управлений и управлений Генеральной прокуратуры РФ. К информации об исполнении соответствующего поручения о проверке взятого на контроль обращения, поступившего из вышестоящей прокуратуры проверяющие прокуроры прилагают соответствующие проверочные материалы включая копии актов и иных средств прокурорского реагирования. В необходимых случаях по требованию вышестоящих прокуроров прилагаются также надзорные (наблюдательные) производства. В соответствии с положениями инструкции о рассмотрении обращений в органах прокуратуры РФ, заявитель либо его представитель по письменному заявлению имеет возможность знакомиться с документами и материалами, касающимися рассмотрения обращения, снимать копии документов, находящихся в надзорном (наблюдательном) производстве, с использованием собственных технических средств, если это не затрагивает права, свободы и законные интересы других лиц и если в указанных документах и материалах не содержатся сведения, составляющие государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну.


О предоставлении заявителю возможности ознакомиться с документами, об изготовлении копий документов принимают письменное решение:

- в Генеральной прокуратуре Российской Федерации - Генеральный прокурор Российской Федерации, его заместители, начальники главных управлений и управлений;

- в Главной военной прокуратуре - заместитель Генерального прокурора Российской Федерации - Главный военный прокурор, его заместители, начальники управлений;

- в прокуратурах субъектов Российской Федерации - прокуроры и их заместители, начальники управлений (отделов);

- в прокуратурах первичного звена прокурорской системы и приравненных к ним прокуратурах - прокуроры и их заместители.

Прокурорский работник, разрешавший обращение также вправе ознакомить заявителя либо его представителя с материалами проверки и снятии с них копий при условии согласования такого решения с прокурором, руководителем прокуратуры и составлением, и приобщением к материалам проверки (наблюдательному либо надзорному производству) справки содержащей сведения о том, с какими документами им был ознакомлен заявитель.

При разрешении обращений, рассмотрение которых взято на контроль (особый контроль), составляется мотивированное заключение, которое утверждается соответствующим компетентным прокурорским работником (Генеральным прокурором, его заместителем, начальником структурного подразделения генеральной прокуратуры, прокурором субъекта РФ и его заместителем, прокурором города и района и приравненным к ним прокурором).

Сроки рассмотрения обращений в органах прокуратуры РФ. В инструкции закреплены следующие сроки рассмотрения обращений:

- обращения граждан, военнослужащих и членов их семей, должностных и иных лиц разрешаются в течение 30 дней со дня их регистрации в органах прокуратуры РФ, а не требующие дополнительного изучения и проверки — не позднее 15 дней, если иное не предусмотрено федеральным законодательством. Если установленный срок разрешения обращения истекает в выходной или праздничный день, последним днем разрешения считается следующий за ним рабочий день;

- парламентский запрос разрешается в срок до 15 дней со дня регистрации или в иной, установленный соответствующей палатой Федерального Собрания срок;


- запрос члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы разрешается не позднее 30 дней со дня его регистрации или в иной согласованный с инициатором запроса срок;

- обращения члена Совета Федерации и депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации с просьбой о предоставлении информации по вопросам, связанным с их деятельностью, разрешаются безотлагательно, а при необходимости получения дополнительных материалов - не позднее 30 дней со дня регистрации обращения. В случае, если обращение требует проверки, не позднее 7 дней со дня регистрации обращения о ее проведении сообщается автору в письме за подписью старшего помощника Генерального прокурора Российской Федерации, заместителя Главного военного прокурора, заместителя прокурора субъекта Российской Федерации, прокурора нижестоящей прокуратуры. Если проведение проверки по обращению не требуется, ответ дается в пятнадцатидневный срок, без предварительного уведомления автора. Такой же порядок рассмотрения обращений депутатов законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации устанавливается в прокуратурах субъектов Российской Федерации.

- запрошенные Уполномоченным по правам человека в Российской Федерации материалы, документы и иная информация направляются ему не позднее 15 дней со дня регистрации запроса, если в запросе не установлен иной срок.

- заключение Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации, содержащее его рекомендации, рассматривается в месячный срок, с сообщением Уполномоченному по правам человека в Российской Федерации о принятых мерах;

- ответ на запрос Общественной палаты Российской Федерации направляется не позднее 30 дней со дня его получения, а в исключительных случаях, определяемых Общественной палатой Российской Федерации, - не позднее 14 дней.

- решения Общественной палаты Российской Федерации и органов Общественной палаты Российской Федерации, принимаемые в форме заключений, предложений и обращений, рассматриваются в течение 30 дней со дня их регистрации, а в исключительных случаях - с правом продления срока не более чем на 30 дней, с уведомлением об этом Общественной палаты Российской Федерации;

- поручения и указания Президента Российской Федерации, обращения его помощников, высших должностных лиц Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, а также обращения, разрешение которых взято на особый контроль, разрешаются безотлагательно, если не установлен другой срок разрешения.