Файл: Прокуратура рф один из важнейших правоохранительных и правозащитных органов государства общая характеристика.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2023

Просмотров: 926

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

71. ОБРАЩЕНИЯ, НЕ ПОДЛЕЖАЩИЕ РАЗРЕШЕНИЮ; ОБРАЩЕНИЯ, ВЗЯТЫЕ НА ОСОБЫЙ КОНТРОЛЬ: ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА

Обращение не подлежит разрешению в случаях, если:

— его содержание свидетельствует о прямом вмешательстве автора в компетенцию органов прокуратуры. Об этом в срок не позднее семи дней со дня регистрации автору обращения направляется мотивированное сообщение, которое подписывается начальником главного управления или управления Генеральной прокуратуры РФ, Главной военной прокуратуры, старшим помощником прокурора или начальником управления (отдела) прокуратуры субъекта Российской Федерации, прокурором нижестоящей прокуратуры;

— оно лишено по содержанию логики и смысла или в материалах проверки имеется решение суда о признании заявителя недееспособным в связи с наличием у него психического расстройства.

Если обращение не подлежит разрешению в данной прокуратуре или в прокуратуре вообще, то согласно Инструкции о разрешении обращений следует поступать следующим образом:

— обращение, разрешение которого не входит в компетенцию данной прокуратуры, в семидневный срок с момента регистрации направляется соответствующему прокурору с одновременным уведомлением об этом заявителя. При переадресовании вышестоящему прокурору к обращению прилагаются имеющиесяматериалы, необходимые дляего рассмотрения. Парламентские запросы окончательно разрешаются непосредственно в подразделениях Генеральной прокуратуры РФ;

— обращения, подлежащие разрешению другими органами и организациями, в семидневный срок со дня регистрации направляются по принадлежности с одновременным извещением об этом заявителей и разъяснением принятого решения. При этом запрещается направление обращения на рассмотрение в государственный орган, орган местного самоуправления, организацию илидолжностному лицу, решение илидействие (бездействие) которого обжалуется. Сопроводительное письмо с переадресованием обращения подписывается начальником отдела управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации, старшим помощником прокурора или начальником управления (отдела) прокуратуры субъекта Российской Федерации, прокурором нижестоящей прокуратуры или его заместителем. Уведомление заявителю подписывается начальником отдела или исполнителем.


Обращения, поступившие от Президента Российской Федерации и его помощников, председателей палат Федерального Собрания Российской Федерации, их заместителей, председателя Правительства Российской Федерации, руководителя Администрации Президента Российской Федерации, секретаря Совета Безопасности Российской Федерации и их заместителей, председателя Счетной палаты Российской Федерации, руководителей федеральных органов исполнительной власти, обращения, взятые на контроль председателями комитетов и комиссий палат Федерального Собрания Российской Федерации, являются обращениями особого контроля.

На особом контроле находятся также некоторые запросы. Парламентским запросом является запрос Совета Федерации или запрос Государственной Думы. Депутатским запросом является запрос члена Совета Федерации или запрос депутата Государственной Думы. Обращением депутата является обращение члена Совета Федерации или обращение депутата Государственной Думы к соответствующему должностному лицу с требованием принять меры по немедленному пресечению обнаружившегося нарушения прав граждан. Не является депутатским обращением письмо депутата, которое не требует ответа и является препроводительным к жалобе лица, обратившегося к депутату.

Сроки рассмотрения и разрешения обращений особого контроля, парламентских и депутатских запросов, обращений депутатов исчисляются со дня их поступления в организацию (орган власти). Руководитель органа должен безотлагательно приступить к рассмотрению обращений особого контроля, парламентских и депутатских запросов, обращений депутатов. Работу с ними организуют таким образом, чтобы они в день поступления доходили до исполнителя. Ответ о результатах разрешения направляется:

  • на обращение особого контроля — не позднее чем через 30 дней со дня его получения или иного срока, установленного в обращении особого контроля, за подписью руководителя организации;

  • на парламентский запрос — не позднее чем через 15 дней со дня его получения или иного срока, установленного соответствующей палатой Федерального Собрания Российской Федерации, за подписью руководителя;

  • на депутатский запрос — не позднее чем через 30 дней со дня его получения или в иной, согласованный с инициатором запроса срок, за подписью должностного лица, которому он адресован.


В случае поступления депутатского запроса или обращения за подписью нескольких депутатов ответ о результатах проверки направляется каждому из них либо одному из депутатов с предложением довести их до остальных авторов запроса или обращения.

В различных органах управления могут быть свои особенности исполнения дел особого контроля.

Так, в Федеральном агентстве по образованию установлен специальный контроль за сроками прохождения исполнения поручений Министерства образования и науки РФ и Правительства РФ, обращений граждан. Задания с конкретной датой исполнения выполняются в указанный срок, без указания конкретной даты с пометкой «срочно» — в 3-дневный срок, остальные — в срок не более одного месяца (указанные сроки исчисляются в календарных днях с даты подписания поручения). Вносимые в необходимых случаях предложения о продлении сроков исполнения поручений представляются не позднее чем за пять дней до истечения срока.

72. ВИДЫ РЕШЕНИЙ, ПРИНИМАЕМЫХ ОРГАНАМИ ПРОКУРАТУРЫ ПО ПОСТУПАЮЩИМ ОБРАЩЕНИЯМ: ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА. ПОРЯДОК ОБЖАЛОВАНИЯ РЕШЕНИЙ ПРОКУРАТУРЫ ПО ОБРАЩЕНИЮ

В соответствии с положениями "Инструкции по делопроизводству в органах и учреждениях прокуратуры Российской Федерации", утв. Приказом Генеральной прокуратуры РФ от 29 декабря 2011 г. N 450» по результатам разрешения обращений может быть принято одно из следующих решений:

— «удовлетворено» — приняты меры к полному или частичному восстановлению прав и законных интересов заявителя;

— «удовлетворено повторное обращение» — принято решение об удовлетворении обращения, в котором обжалуются ответы соответствующей прокуратуры и/или по которому принималось решение об отказе в удовлетворении ранее поданного обращения, а также по которому подтвердились факты волокиты и небрежности при рассмотрении предыдущего обращения, независимо от принятого по существу обжалуемых вопросов решения;

— «отклонено» — требования заявителя, изложенные в обращении, признаны необоснованными;

— «разъяснено» — разъяснены вопросы правового характера, в том числе при отсутствии в обращении просьб об удовлетворении каких-либо требований или ходатайств либо если к моменту рассмотрения обращения по нему уже принято решение компетентным органом;


— «принято иное решение»— оставлено без разрешения, возвращено заявителю, приобщено к материалам надзорного (наблюдательного) производства, прекращена переписка;

— «направлено» — направлено в течение семи дней со дня регистрации для разрешения в другую прокуратуру, другое ведомство, другую организацию по принадлежности.

Порядок обжалования решений прокуратуры по обращению

В соответствии с п. 5 приказа Генерального прокурора Российской Федерации от 30.01.2013 № 45 «Об утверждении и введении в действие Инструкции о порядке рассмотрения обращений и приёма граждан в органах прокуратуры Российской Федерации», каждое обращение должно получить объективное и окончательное разрешение в том органе прокуратуры, к компетенции которого относится решение вопроса.

В случае несогласия с ответами должностных лиц органов прокуратуры, они могут быть обжалованы вышестоящему прокурору:

ответ заместителя прокурора района

обжалуется



прокурору района

(В районных, межрайонных, специализированных прокуратурах решение об отказе в удовлетворении обращений принимает и дает ответы заявителям прокурор или лицо, его замещающее. После принятия решения руководителем данной прокуратуры повторные обращения подлежат направлению для рассмотрения в вышестоящую прокуратуру)

ответ прокурора района

обжалуется



в прокуратуру области

решение по обращению принимается начальником управления, отдела, старшим помощником прокурора области

ответ начальника управления, отдела, старшего помощника прокурора области

обжалуется



заместителю прокурора области

(решение об отказе в удовлетворении первичных обращений граждан принимает начальник управления (отдела), старший помощник (помощник) прокурора, заместитель прокурора, при повторном обращении в связи с отказом в удовлетворении требований - прокурор, или лицо, его замещающее. Они же подписывают ответы заявителям).

ответ заместителя прокурора области

обжалуется



прокурору области

ответ прокурора области

обжалуется



в Генеральную прокуратуру Российской Федерации

При наличии ответа должностного лица органов прокуратуры, с которым Вы не согласны, в повторном обращении следует сделать ссылку на данный ответ и изложить доводы, по которым Вы не согласны с ранее принятым решением.


73. Участие органов прокуратуры в рассмотрении уголовных дел судами: правовое регулирование, значение направления деятельности

Участие прокурора в рассмотрении судами уголовных дел регулируется:

— Уголовно-процессуальным кодексом РФ;

— Законом о прокуратуре РФ, определяющим задачи, стоящие перед органами прокуратуры, а также общие принципы ее организации и деятельности, которые относятся и к участию прокуроров в рассмотрении судами уголовных дел;

– разъяснениями Пленумов Верховного суда РФ по уголовным делам;

— ведомственными актами Генерального прокурора РФ (• Приказ Генеральной прокуратуры РФ «Об участии прокуроров в судебных стадиях уголовного судопроизводства» от 25.12.2012 г. № 465 и др.).

В настоящее время участие прокуроров в рассмотрении судами уголовных дел представляет собой самостоятельное ненадзорное направление прокурорской деятельности, - одной из составляющих функции содействия осуществления правосудия.

В соответствии с ч. 4 ст. 35 Закона о прокуратуре прокурор, осуществляя уголовное преследование в суде, выступает в качестве государственного обвинителя. Поддержание прокурорами государственного обвинения является обязательным в судебном разбирательстве уголовных дел публичного и частно-публичного обвинения, а также при рассмотрении дел частного обвинения, если они были возбуждены следователем либо с согласия прокурора дознавателем.

Предмет деятельности прокурора, участвующего в рассмотрении судами уголовных дел, выражает ее направленность на достижение целей и решение задач, стоящих перед прокуратурой в определенной сфере. Исходя из этого, предмет прокурорской деятельности в данном ненадзорном направлении прокуратуры следует определить, как обеспечение прокуратурой соответствия закону судебных актов и проведение государственно-правовой политики государства в уголовном судопроизводстве.

Основная деятельность прокурора, участвующего в рассмотрении судом уголовных дел, – осуществление уголовного преследования, реализующееся в виде поддержания государственного обвинения. Вместе с тем, деятельность прокурора, принимающего участие в рассмотрении судами уголовных дел, сводится не только к доказыванию обвинения. Наряду с уголовным преследованием, прокурор осуществляет правозащитную деятельность (ч. 7 ст. 246 УПК РФ).