Файл: Прокуратура рф один из важнейших правоохранительных и правозащитных органов государства общая характеристика.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.11.2023
Просмотров: 859
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Прокуратура проводит правовую экспертизу проектов законов и других нормативных актов. Цель правовой экспертизы - дать юридическую оценку качеству законопроекта. В заключении содержится вывод о соответствии проекта закона нормам Конституции и общепризнанным принципам и нормам международного права, об отсутствии в нем внутренних противоречий и пробелов в правовом регулировании, о соблюдении правил юридической техники. Кроме этого, проект закона должен быть проанализирован на наличие в нем коррупциогенных факторов.
Прокурор при установлении в ходе осуществления своих полномочий необходимости совершенствования действующих нормативных правовых актов вправе вносить в законодательные органы и органы, обладающие правом законодательной инициативы, соответствующего и нижестоящего уровней предложения об изменении, о дополнении, об отмене или о принятии законов и иных нормативных правовых актов.Современное законодательство развивается очень интенсивно, что требует от региональных органов государственной власти и органов местного самоуправления оперативного реагирования на эти изменения и своевременного приведения в соответствие с ними своей правовой базы. Эффективность такой работы во многом зависит от взаимодействия прокуратуры с Законодательным Собранием области и представительными органами местного самоуправления. Участие прокуроров в правотворческой деятельности представительных органов областного и местного уровней нацелена на предотвращение принятия нормативных правовых актов, противоречащих Конституции Российской Федерации и федеральному законодательству, а также инициирование принятия нормативных актов, необходимых для реализации федеральных законов. Требования к организации работы прокуроров в этой сфере закреплены в ряде приказов Генерального прокурора РФ, исходя из положений которых можно выделить три основных направления:
- организация поступления, учета и проведения правовой экспертизы проектов законов и постановлений законодательного (представительного) органа субъекта и решений представительных органов местного самоуправления;
- инициирование принятия представительными органами НПА, в том числе их инициативная разработка самими прокурорами;
- участие в заседаниях указанных органов.
По этим трем направлениям и осуществляется взаимодействие прокуроров с субъектовыми и местными представительными органами. При проведении правовой экспертизы проекты НПА изучаются прокурорами на предмет соответствия федеральному законодательству, наличие коррупциогенных факторов и нарушений правил юридической техники. При наличии данных фактов разработчику направляется отрицательное заключение на проект. Эта работа носит превентивный характер, поскольку позволяет выявить и устранить нарушения в нормативном акте уже на стадии его принятия.
5) Среди иных форм участия прокуратуры в правотворчестве можно назвать консультирование депутатов и разработчиков проектов актов по правовым вопросам в процессе их правотворческой деятельности, участие в рассмотрении внесенных прокурором протестов на незаконные правовые акты, систематизацию и учет вступивших в силу нормативных актов и др.
6) Важной формой взаимодействия прокуратуры и Федерального собрания является порядок назначения и освобождения от должности Г енерального прокурора РФ. Генеральный прокурор Российской Федерации, заместители Генерального прокурора Российской Федерации назначаются на должность после консультаций с Советом Федерации и освобождаются от должности Президентом Российской Федерации.
7) Генеральный прокурор РФ обязан ежегодно предоставлять палатам Федерального собрания доклад о состоянии законности и правопорядка в стране и о проделанной работе по их укреплению, что предусмотрено п. 7 ст. 12 закона о прокуратуре. Совету Федерации данный доклад прокурор представляет лично на заседании палаты. Совет Федерации на основании представленного доклада может принять постановление (ст. 184.1 Регламента Совета Федерации). Цель данного постановления - на основе анализа доклада генерального прокурора выступить с предложениями по внесению соответствующих изменений в законодательство РФ. ДОП: Например, по итогам доклада генерального прокурора за 2010 г. Советом Федерации принято постановление, в котором зафиксированы предложения по внесению в Государственную думу РФ поправок к Федеральному закону «О прокуратуре Российской Федерации» и проекта закона «О статусе прокуроров в Российской Федерации». В данных нормативных актах рекомендовано предусмотреть произошедшие структурные изменения, закрепить возложенные на органы прокуратуры дополнительные функции и полномочия, уточнить статус прокуроров и меры их социального обеспечения.
В Постановлении «О докладе Генерального прокурора РФ о состоянии законности и правопорядка в Российской Федерации и о проделанной работе по их укреплению» Совет Федерации рекомендует:
- уделять особое внимание соблюдению трудовых и жилищных прав граждан, защите прав и законных интересов несовершеннолетних, защите прав субъектов предпринимательской деятельности, исполнению законодательства РФ о противодействии коррупции, банковского законодательства РФ, законодательства о налогах и сборах, а также законодательства в сфере оборонно-промышленного комплекса;
- повысить эффективность координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью;
- принять дополнительные меры по усилению надзора за исполнением лесного законодательства, законодательства в области охраны окружающей среды, в том числе особо охраняемых природных территорий;
- продолжить осуществление надзора за исполнением законов в сфере обеспечения транспортной безопасности, а также законодательства при организации и осуществлении таможенного контроля
7. И ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЕТВЬЮ ВЛАСТИ: ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
1) Генеральный прокурор Российской Федерации, заместители Генерального прокурора Российской Федерации назначаются на должность после консультаций с Советом Федерации и освобождаются от должности Президентом Российской Федерации.
2) Генеральный прокурор Российской Федерации ежегодно представляет палатам Федерального Собрания Российской Федерации и Президенту Российской Федерации доклад о состоянии законности и правопорядка в Российской Федерации и о проделанной работе по их укреплению.
3)Взаимодействие с ОИВ (Министерствами, службами):
- взаимный обмен информацией по вопросам выявления и устранения нарушений законов;
- участие представителей ОИВ в рабочих группах по подготовке координационных совещаний руководителей правоохранительных органов, а также в работе таких совещаний;
- привлечение специалистов из ОИВ для участия в прокурорских проверках;
- участие прокуроров в рассмотрении ОИВ протестов и представлений.
4) Особенностью взаимоотношений органов прокуратуры с органами исполнительной власти является осуществление прокурорами координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью. Цель координации - повышение эффективности борьбы с преступностью.
Достижение указанных целей предполагает объединение усилий правоохранительных органов в разработке и выполнению согласованных мероприятий по своевременному выявлению, раскрытию, пресечению и предупреждению преступлений, устранению причин и условий, способствующих их совершению, привлечению виновных лиц к установленной законом ответственности при строгом соблюдении законности.
Координация прокуратурой деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью направлена на обеспечение всестороннего анализа состояния преступности, ее структуры и динамики, прогнозирование тенденций развития, изучение практики выявления, расследования, раскрытия, предупреждения и пресечения преступлений. Результатом таких действий становится выполнение федеральных, региональных и местных (муниципальных) программ борьбы с преступностью, разработка совместно с другими государственными органами, научными организациями мероприятий по предупреждению преступлений и иных правонарушений, подготовка предложений по
улучшению правоохранительной деятельности, по совершенствованию правового регулирования деятельности по борьбе с преступными проявлениями. Положение о координации и Закон о прокуратуре РФ, не содержат исчерпывающего перечня правоохранительных органов - участников координационной деятельности по борьбе с преступностью. Как показывает практика, к числу участников данной деятельности относят государственные органы, наделённые правом осуществления хотя бы одной из следующих функций: дознания, предварительного следствия, оперативно-розыскной деятельности, а также прокурорского надзора, исполнения уголовных наказаний, охраны общественного порядка и безопасности.
Следовательно, к участникам координации помимо органов прокуратуры относятся органы: МВД России, ФСБ России (в том числе подразделения пограничной службы), ФСКН России, ФТС России, СК России, СВР России, Государственной противопожарной службы МЧС России, ФСИН России, ФССП России.
Формы координации:
проведение координационных совещаний руководителей правоохранительных органов;
обмен информацией по вопросам борьбы с преступностью;
совместные выезды в регионы для проведения согласованных действий, проверок и оказания помощи местным правоохранительным органам в борьбе с преступностью, изучения и распространения положительного опыта; создание следственно-оперативных групп для расследования конкретных преступлений; проведение совместных целевых мероприятий для выявления и пресечения преступлений, а также устранения причин и условий, способствующих их совершению;
взаимное использование возможностей правоохранительных органов для повышения квалификации работников, проведение совместных семинаров, конференций;
оказание взаимной помощи в обеспечении собственной безопасности в процессе деятельности по борьбе с преступностью; издание совместных приказов, указаний, подготовка информационных писем и иных организационно-распорядительных документов;
выпуск совместных бюллетеней (сборников) и других информационных изданий;
разработка и утверждение согласованных планов координационной деятельности
Одним из самых распространенных организационных форм координации является проведение координационных совещаний. Они являются постоянно действующим органом и проводятся под председательством
соответствующих прокуроров, созывающих совещания по мере необходимости, но не реже одного раза в квартал, а также по инициативе любого члена координационного совещания. В координационном совещании участвуют прокурор (председатель совещания) и руководители соответствующих правоохранительных органов или лица, исполняющие их обязанности (члены совещания).