Файл: Прокуратура рф один из важнейших правоохранительных и правозащитных органов государства общая характеристика.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2023

Просмотров: 860

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

8. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПРОКУРАТУРЫ С ОРГАНАМИ ВЛАСТИ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА

1) Прокурор имеет право присутствовать на заседаниях законодательных органов власти субъектов РФ, что предусмотрено ст. 7 закона о прокуратуре. Такое участие необходимо для предоставления необходимых сведений и заключений по рассматриваемым законопроектам. При этом участие прокуроров в заседаниях преследует цель непосредственного получения информации о порядке и ходе рассмотрения вопросов, в подготовке которых органы прокуратуры принимали непосредственное участие. Такое участие необходимо при рассмотрении законодательным органом субъекта вопросов состояния преступности и законности в целом, выработке решений и рекомендаций, определении приоритетов, оценке работы, выполненной прокуратурой и иными правоохранительными органами. Кроме этого, работники прокуратуры могут входить в состав рабочих групп законодательных органов власти. 

2) В соответствии со статьями 1 и 9 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» прокуратура Российской Федерации принимает участие в правотворческой деятельности.

Прокуратура проводит правовую экспертизу проектов законов и других нормативных актов. Цель правовой экспертизы - дать юридическую оценку качеству законопроекта. В заключении содержится вывод о соответствии проекта закона нормам Конституции и общепризнанным принципам и нормам международного права, об отсутствии в нем внутренних противоречий и пробелов в правовом регулировании, о соблюдении правил юридической техники. Кроме этого, проект закона должен быть проанализирован на наличие в нем коррупциогенных факторов.

Прокурор при установлении в ходе осуществления своих полномочий необходимости совершенствования действующих нормативных правовых актов вправе вносить в законодательные органы и органы, обладающие правом законодательной инициативы, соответствующего и нижестоящего уровней предложения об изменении, о дополнении, об отмене или о принятии законов и иных нормативных правовых актов.Современное законодательство развивается очень интенсивно, что требует от региональных органов государственной власти оперативного реагирования на эти изменения и своевременного приведения в соответствие с ними своей правовой базы. Эффективность такой работы во многом зависит от взаимодействия прокуратуры с Законодательным Собранием субъекта. Участие прокуроров в правотворческой деятельности представительных органов областного и местного уровней нацелена на предотвращение принятия нормативных правовых актов, противоречащих Конституции Российской Федерации и федеральному законодательству, а также инициирование принятия нормативных актов, необходимых для реализации федеральных законов. Требования к организации работы прокуроров в этой сфере закреплены в ряде приказов Генерального прокурора РФ, исходя из положений которых можно выделить три основных направления:


- организация поступления, учета и проведения правовой экспертизы проектов законов и постановлений законодательного (представительного) органа субъекта и решений представительных органов местного самоуправления;

- инициирование принятия представительными органами НПА, в том числе их инициативная разработка самими прокурорами;

- участие в заседаниях указанных органов.

По этим трем направлениям и осуществляется взаимодействие прокуроров с субъектовыми и местными представительными органами. При проведении правовой экспертизы проекты НПА изучаются прокурорами на предмет соответствия федеральному законодательству, наличие коррупциогенных факторов и нарушений правил юридической техники. При наличии данных фактов разработчику направляется отрицательное заключение на проект. Эта работа носит превентивный характер, поскольку позволяет выявить и устранить нарушения в нормативном акте уже на стадии его принятия.

3) Среди иных форм участия прокуратуры в правотворчестве можно назвать консультирование депутатов и разработчиков проектов актов по правовым вопросам в процессе их правотворческой деятельности, участие в рассмотрении внесенных прокурором протестов на незаконные правовые акты, систематизацию и учет вступивших в силу нормативных актов и др.

В соответствии со ст. 72 Конституции РФ органы власти субъектов РФ вместе с органами федеральной власти обеспечивают на своей территории защиту прав и свобод человека и гражданина, законность, правопорядок, общественную безопасность. Органы исполнительной власти регионов, образуя с федеральными органами исполнительной власти единую систему исполнительной власти государства, обеспечивают охрану собственности и общественного порядка, организуют борьбу с преступностью.

Взаимодействие с ОИВ субъекта:

- взаимный обмен информацией по вопросам выявления и устранения нарушений законов;

- участие представителей ОИВ субъекта в рабочих группах по подготовке координационных совещаний руко­водителей правоохранительных органов, а также в работе таких совещаний;

- привлечение специалистов из ОИВ для участия в прокурорских проверках;

- участие прокуроров в рассмотрении ОИВ протестов и представлений.

4) Особенностью взаимоотношений органов прокуратуры с органами исполнительной власти является осуществление прокурорами координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью. Цель координации - повышение эффективности борьбы с преступностью.



Достижение указанных целей предполагает объединение усилий правоохранительных органов в разработке и выполнению согласованных мероприятий по своевременному выявлению, раскрытию, пресечению и предупреждению преступлений, устранению причин и условий, способствующих их совершению, привлечению виновных лиц к установленной законом ответственности при строгом соблюдении законности.
9. УЧРЕЖДЕНИЕ ПРОКУРАТУРЫ РОССИИ ПЕТРОМ 1: ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ИСТОРИЧЕСКОГО ПЕРИОДА (С 1722 Г. ДО 1917 Г.)

Конец 17 начало 18 века ознаменовались для России масштабными реформами. Государство и общество в тот период нуждалось в в скорейшем реформировании государственного управления, к числу которых отнесется и создание российской прокуратуры. Конец XVII начало XVIII века характеризуются в истории ростом взяточничества, казнокрадства, неисполнением царских указов государственными органами, бесправием населения. Непослушание чиновников стало при Петре I «настоящей язвой управления, не помогали, ни штрафы, ни угрозы о лишении чина, ни даже ссылка на каторгу». Петр 1 пришел к решению создания особого надзорного органа, цель которого заключалась в том, чтобы уничтожить или ослабить зло, проистекавшее из беспорядков в делах, неправосудия, взяточничества и беззакония. Указом от 5 марта 1711 года в России была учреждена должность генерал-фискала (аналогичная соответствующей должности в Швеции) основной функцией которого было «тайно проведывать, доносить и обличать». Кроме фискалов в России, предшественниками прокуратуры с разными надзорными функциями были другие органы и должности: такие как генерал-ревизоры, обер-секратари Сената. Следует отметить так же что и сам Царь, и Сенат в той или иной мере выполняли надзорные функции. Однако все они оказались малоэффективными.

12 января 1722 году, Петр I вводит новый государственный институт, которого до того момента прежде не существовало в России, «око государево» - прокуратуру во главе с назначаемым императором генерал-прокурором и его помощником обер-прокурором. Главной целью прокуратуры являлось - реализация реформ вопреки сопротивлению местных органов власти. Стоит отметить что средства, используемые прокурорами того времени, изначально носили исключительно надзорный характер. Исключительным признаком надзорного характера являлось то что прокурор не пользовался решающим голосом ни по каким административным вопросам. Основным средством являлась «протестанция» - внесение протеста в орган нарушивший закон, либо в вышестоящий орган. Обязанностью генерал-прокурора был надзор за высшим государственным органом Сенатом. Также генерал-прокурор был наделен правотворческими функциями, вносил предложения в Сенат по решению вопросов, не урегулированных правом. Кроме того, прокуратура надзирала за законностью в других структурах и органах: за интересами казны, за арестантскими делами, за местами содержания заключенных под стражей. Создание и организация нового органа велись самим Петром I непосредственно. Его Указ «О должности генерал-прокурора» ставил прокурора в исключительное подчинение императору, а также ставил его над сенатом (прим. указ «О должности генерал-прокурора» и на протяжении всего 18 столетия являлся главным законодательным актом о прокуратуре). Своеобразно императором был решен вопрос о ответственности прокуроров. Петр Первый освободил генерал-прокурора и обер-прокурора от любой подсудности, оставляя это право исключительно за собой, однако разрешил сенату в своеотсутствиепривлекать их к ответственности, но без применения каких-либо наказаний и пыток. Но, вместе с тем он ввел ответственность за умышленные должностные преступления, за которые генерал прокурор наказывался штрафом.


Органы российской прокуратуры создавались постепенно в различных губерниях империи в течении ряда лет. Прокуроры состояли при коллегиях Сената, губерний, и при надворных судах.

Указом от 11 мая 1722 была введена должность Обер-прокурора, светского чиновника Священного Синода, осуществляющего надзор за этим центральным органом государственного управления православной церкви. По наставлению Петра Первого им должен был стать человек «сведущий в делах Синода». В епархиях православной церкви, управляемых духовными консисториями надзорные функции возлагались на секретарей консисторий, назначаемых на должность и увольняемых с должности Синодом по предложению обер-прокурора и находились в его непосредственном подчинении и обязанных исполнять его предписания. Был создан прототип первой в России специализированной прокуратуры

Таким образом в России появляется институт надзора, который носил французское название, но не являлся подобием французской прокуратуры, а исключительным результатом творчества Императора, включающим в себя элементы французской прокуратуры, шведских омбудсменов и фискалов, и русского изобретения.

Первым прокурором России, первым и единственным генерал-прокурором за время царствования Петра, стал Павел Иванович Ягужинский.

После смерти Петра I, на императорский престол взошла жена Петра I-Екатерина Первая, которая по своему характеру, да и желанию не была «настоящим» правителем, чаще она выполняла роль арбитра в каких-либо управленческих «столкновениях» оставляя за собой право решающего голоса. Все это привело к ослаблению надзорного института и в конце концов прокуратура как ведомство практически прекращает свое существование. И только в октябре 1730 года императорским указом восстанавливалась должность генерал-прокурора и прокуроров в коллегиях и надворных судах. Так же повторно прокуратура была ослаблена во время регентства Анны Леопольдовны.

Значительно роль прокурора и прокуратуры в целом возрастает во время правления Екатерины II. Это связанно со многими факторами: ослабление финансового положения в стране (даже Сенату не были точно известны все доходы и расходы бюджета), неработоспособность сената в целом. Стоит отдать должное императрице, которая видела проблему не столько в составе сената, сколько в том, что в нем на тот момент были Законодательная, Исполнительная и Судебная власти и прокурорский надзор. Решив этот остро стоявший тогда вопрос разделением Сената на 6 департаментов (2 из них находились в Москве, 2 в Петербурге), Екатерина тем самым увеличила и штат обер-прокуроров. В первом департаменте, административно- политическом надзор выполнял генерал-прокурор в остальные назначались обер-прокуроры.


Генерал прокурором при Екатерине становится А.А. Вяземский. Помимо главной задачи поставленной перед генерал-прокурором Екатериной II - надзором за Сенатом, императрица так же поручила Вяземскому заняться, по ее мнению, первоочередными для генерал-прокурора отраслями государственного управления и права: бюджет, кодификация законодательства, регулирование торговли соли и вином, русификация национальных окраин.

В 1744 году императорским Указом была введена должность обер-прокурора в первом департаменте. В Указе так же закреплялось право генерал-прокурора распределять обязанности между обер-прокурорами и принимать к собственному производству дело любого департамента.

Наибольшей значимости в государстве прокуратура достигла во время царствования Павла I. Этому послужило несколько причин: недоверие императора ко всякому рода парламентам и высокий уровень правосознания самого императора, чего он требовал и от других. При его правлении компетенцию генерал прокурора составляли надзор за рекрутскими делами, материально-техническом снабжении армии и флота, финансовыми делами, надзор за цензурой, кроме того, генерал прокурор фактически являлся главой пограничной стражи. Усиление статуса генерал-прокурора не могла не сказаться на усилении прокуроров на местах, повышения значимости прокуратуры в целом.

В период правления императрицы Анны Иоанновны произошло существенное развитие вертикали прокурорской власти путем усиления власти прокуроров на местах- губернских прокуроров.

При императоре Александре I прокуратура отошла в ведение Министерства юстиции, и возглавлял ее министр юстиции. В составе данного министерства находился генерал-прокурор, однако, как таковых изменений в правовой основе прокуратуры не произошло, все проводимые на тот момент реформы коснулись прокуратуру лишь косвенно. Что на фоне общего ослабления прокуратуры послужило развитию бюрократизма. Однако, позитивным было развитие высшего образования в империи. Замещение должностей происходило знающими юристами, в прокуратуре, как правило должности занимали люди с высшим юридическим образованием, что в скором времени сделало прокуроров одним из самых образованных классов чиновничества.

Авторитет прокурорской власти уменьшался и на периферии в губерниях. Зачастую протесты губернских прокуроров просто игнорировались. Подводя итог полуторавекового развития прокуратуры можно сказать что цели и принципы, которые преследовались при создании прокуратуры оказались неосуществимы даже в период наибольшего возвышения прокуратуры.