Файл: 1. Характеристика основных теорий финансовых рисков.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.11.2023
Просмотров: 290
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
63. АУДИТ РИСКОВ И СОСТАВЛЕНИЕ КАРТЫ РИСКОВ КОРПОРАЦИИ
Аудит финансового состояния начинают с определения платежеспособности предприятия. К платежеспособному относится предприятие, у которого сумма текущих активов запасы, денежные средства, дебиторская задолженность и другие активы больше или равна его внешней задолженности обязательствам. Если финансовое состояние предприятия признано неудовлетворительным, аудит позволяет выработать ряд мер и предложений для улучшения финансового состояния предприятия в будущем. Целью аудита риска является: мониторинг состояния защищенности предприятия; контроль деятельности служб ответственных за безопасность; организация и планирование системы риск-менеджмента в компании; выработка прозрачного бюджета на проведение мероприятий по минимизации рисков; корректировка стоимости компании при M&A сделке.
Карта рисков - это наглядное изображение проблемных зон предприятия. Она составляется в процессе мониторинга и управления рисками и является основой идентификации, анализа и планирования вновь возникающих рисков, отслеживание идентифицированных рисков и тех, которые отнесены в список для постоянного наблюдения, а также проверки и исполнения операций реагирования на риски и оценки их эффективности. Инструментами и методами мониторинга и управления рисками являются пересмотр и аудит рисков, анализ отклонений и трендов, технические измерения исполнения, анализ резервов, совещания по текущему состоянию.
Последовательность действий при построении карты рисков выглядит в общих чертах следующим образом.
Определения среды. Для того чтобы определить риски внутренней среды, необходимо выделить бизнес-процессы предприятия, то есть те процессы, что происходят в деятельности организации. Риски внутренней среды подаются управлению Исследование внешней среды – более сложный процесс из-за того, что здесь определенная информация может быть скрыта.
После того как потенциальные риски идентифицированы, риски и сценарии обсуждаются, достигается консенсус и готовится письменное описание сценариев. Когда выявлено ограниченное количество сценариев, их необходимо ранжировать по «воздействию» и «вероятности», актуальным для организации. Заключительный шаг в построении карты - размещение деловых рисков на карту рисков на основании ранга их воздействия и ранга вероятности, т.е., по сути, классификация рисков по параметрам.
Существует множество вариантов построения карты рисков. Общим является то, что карта представляет собой график, где на одной оси отмечен возможный ущерб от реализации риска, а на другой – вероятность возникновения данного риска.
Построив такую карту, можно наглядно представить, какие проблемы требуют немедленного решения.
64.СУЩНОСТЬ КОНЦЕПЦИИ РЕНТАБЕЛЬНОСТИ КАПИТАЛА С УЧЕТОМ РИСКА И ЕЕ РАЗНОВИДНОСТИ
Концепция рентабельности капитала с учетом риска основана на методе оценки финансового риска и потребности в капитале на уровне отдельных направлений бизнеса и банка в целом, скорректированная на риск рентабельности капитала (RAROC), был впервые разработан инвестиционным банком Bank's Trust в конце 1970-х годов. На базе показателя RAROC возникли такие его модификации, как рентабельность капитала, скорректированного на риск (RORAC, и скорректированная на риск рентабельность капитала, рассчитанного с учетом риска (RARORAC). Все эти коэффициенты относятся к классу так называемых показателей оценки результатов деятельности с учетом риска (RAPM), которые получили широкое распространение в финансовом секторе как меры экономической эффективности, учитывающие риск.
Скорректированная на риск рентабельность капитала представляет собой отношение чистой прибыли к размеру капитала, зарезервированному против рисков данного вида деятельности.
Главной целью применения RAROC с точки зрения интегрированного риск-менеджмента является оптимизация совокупной величины и структуры капитала банка. Кроме того, размещение капитала по направлениям деятельности, учитывающее как их индивидуальные риски, так и вклад в общий риск банка, необходимо для расчета экономической прибыли и основанных на ней сумм вознаграждения для руководителей.
Метод RAROC основывается на важном допущении, что вмененная стоимость капитала, задействованного в каждом направлении деятельности, рассчитывается исходя из одной и той же нормы рентабельности капитала для всего банка. Для того чтобы «выровнять» все направления бизнеса по риску инвестирования капитала при его неизменной «цене», необходимо распределить капитал между ними таким образом, чтобы более рискованные направления получили и больше капитала. Это позволит сравнивать их между собой по уровню рентабельности с учетом риска и принимать соответствующие стратегические решения.
С практической точки зрения метод RAROC имеет следующие слабые стороны: - имеет ограниченную применимость к оценке рентабельности инвестиций в безрисковые активы, для которых рыночный, кредитный и операционный риски пренебрежимо малы. Это может негативно сказаться на капитале компании при покупке краткосрочных государственных бескупонных облигаций стран с высоким кредитным рейтингом и удержания их до погашения; - может породить сложность расчёта для все более мелких подразделений, отдельных операций и продуктов, для которых определение размера задействованного капитала и отнесение прибыли или затрат видится проблематичным. Таким образом, методика RAROC, представляется продвинутой экономической моделью, которая позволяет решать множество задач как в научном, теоретическом плане, так и на уровне решения практических управленческих задач.
65. ПРИЧИНЫ ВНЕДРЕНИЯ ФИНАНСОВОГО РИСК-МЕНЕДЖМЕНТА В КОРПОРАЦИЯХ И БАНКАХ
Внедрение систем управления рисками (СУР) в банках и корпорациях экономически развитых стран началось несколько десятилетий назад. Основными причинами возникновения СУР являлись построение доверительных отношений с инвесторами в целях гарантирования сохранности инвестиций, а также обеспечения достижения стратегических целей бизнеса. Причины внедрения можно разделить на 2 группы: 1)внутренние, обусловленные инициативой банков и предприятий (достижение стратегических целей банка и предприятия, увеличение стоимости банка, оптимизация программ страхования, улучшение имиджа банка). 2) Внешние причины, обусловленные внешними ограничениями: выход на IPO, получение рейтинга, соответствие каким-либо требованиям регуляторов. Считается, что становление финансового риск-менеджмента как самостоятельной области практической деятельности приходится на 1973 г. Переход к системе свободно плавающих валютных курсов в большинстве развитых стран поставил банки перед ранее не проявлявшейся столь сильно угрозой потерь из-за резко возросшей волатильности валютных курсов и процентных ставок. Это дало мощный стимул к количественному измерению и управлению валютными и процентными рисками. Крупные потери заставили банки и финансовые компании более качественно управлять рисками: период создания и реформирования систем риск-менеджмента у многих финансовых институтов пришелся на активную фазу кризиса. Передовые банки, УК, СК, НПФ используют схожие меры и методы по управлению рисками, их опыт может и должен быть обобщен для создания публичных единых правил финансового риск-менеджмента в РК. При этом если до 2008 года риск-менеджмент в большинстве финансовых институтов существовал «для галочки», то с осени 2008 года функционирование профильных подразделений стало важным элементом инвестиционного процесса по крайней мере для всех крупнейших игроков. Средние и мелкие компании пока часто не заинтересованы в увеличении своих затрат и развитии системы риск-менеджмента. Историческая неравномерность развития различных секторов финансового рынка отразилась на степени «проникновения» риск-менеджмента в этих сегментах. Ожидаемо наиболее продвинутым в вопросах управления рисками стал банковский сектор. Однако значительная доля банковского риск- менеджмента сводится к выполнению нормативных требований ЦБ, вследствие чего значительно возрастает степень формализма в управлении рисками. «Рыночный» риск-менеджмент в
основном распространен в управляющих компаниях, причем на этом рынке вопросам управления рисками уделялось внимание и до кризиса, однако именно после существенных потерь УК в 2008 году этот вопрос стал набирать популярность.
66. СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ИНТЕГРИРОВАННЫМ ФР
Интегрированная система риск-менеджмента представляет собой подсистему стратегического финансового управления, обеспечивающую непрерывное определение и последовательное поддержание стратегического соответствия между рисками, ликвидностью и эффективностью деятельности банка, предприятия, а также рисками и совокупным объемом риск-капитала, выделенного для их покрытия. Главная цель интегрированного РМ состоит в нахождении оптимального соотношения между риском и доходностью в масштабе всей компании. Объектом анализа и управления выступает «интегральный» риск банкротствапредприятия, который может быть обусловлен проявлением одного или нескольких перечисленных выше видов риска. Количественной мерой «интегрального» риска обычно выступает волатилъность рыночной стоимости предприятия, для оценки которой используют стандартное отклонение доходности акций или стандартное отклонение рентабельности активов. Процесс интегрированного управления рисками включает 5 этапов: -идентификация рисков и оценка их существенности; -формирование систем управления существенными рисками; -планирование уровня подверженности предприятия рискам; -управление совокупными рисками.
Для формирования эффективной системы управления интегральным фин.риском необходимо соблюдение след.принципов: -полное покрытие ожидаемых и непредвиденных рисков предприятия его капиталом, формирование лимитов на основе процедуры распределения риск-капитала; -учет воздействия рисков на оперативную деятельности и реализацию стратегии; -безусловное соблюдение действующего законодательства; -принцип разделения функций принятия рисков и контроля рисков; -предоставление полномочий финансовому директору по централизованному -контролю рисков и эффективности; -стандартизация и нормативное закрепление всех процедур контроля за рисками; -сочетание предварительной и последующей оценки риска всех проводимых операций;
-непрерывность процессов идентификации и измерения рисков текущих операций; -использование в ходе оценки рисков процедур регулярного формирования профессиональных суждений персонала банка, основанных на анализе информации о состоянии внешней и внутренней среды функционирования предприятия и отражаемых в системе управленческого учета; -использование универсальной информационной системы (системы управленческого учета) для оценки риска и оценки эффективности проводимых операций.